Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея программе «Главный эфир» на телеканале «Беларусь 1» (эфир — 18 октября 2015 г.)
Вопрос: Владимир Владимирович, на следующий день после выборов Президента Беларуси некоторые европейские чиновников заявили о перспективе приостановления санкций в отношении официального Минска. Как Вы думаете, это такая завуалированная форма признания выборов?
В.Макей: Вы знаете, в дипломатической практике нет вообще такого официального понятия как «признание выборов». Да, действительно, и после выборов Президента Республики Беларусь, и до выборов раздавались голоса со стороны наших европейских партнеров о целесообразности приостановления и отмены санкций. Мы это отмечаем. Мы считаем, что это нормальный процесс. Потому что, наконец-то, в Европе приходят к пониманию того, что Беларусь не является каким-то «возмутителем спокойствия» в регионе. А наоборот – донором стабильности и безопасности. Это очень важно. Вместе с европейцами мы работаем над решением наших совместных задач: это борьба с нелегальной миграцией, и с наркотрафиком, и с международной преступностью, мы обеспечиваем безопасный и надежный транзит из Европы в Россию и обратно. Мы делаем многое, многое другое для того, чтобы европейский континент спокойно жил и развивался. Повторюсь: мы – не «возмутитель спокойствия», мы – донор безопасности.
И, наверное, осознание того, что Беларусь никогда не создавала каких-то проблем для соседей, всегда выступала за то, чтобы наш континент чувствовал себя спокойно и уверенно, и при этом всегда имела свое собственное мнение и суждение, и свой взгляд на происходящие события и действовала исключительно в национальных интересах – понимание этого факта, этого момента приводит постепенно к тому, что в Европе начинают понимать истинное значение и роль Беларуси. Совсем недавно, например, один из высокопоставленных чиновников ФРГ, сказал, что Беларусь – это важное государство, которое находится в центре Европы и с которым нужно выстраивать отношения. Я думаю, что этот факт говорит о многом.
Поэтому, конечно же, мы обращаем внимание на те заявления, которые звучат со стороны наших партнеров. Но мы всегда будем смотреть на суть конкретных действий, которые они будут предпринимать. Но уже то, что звучат эти заявления, это само по себе положительно.
Вопрос: Судя по сообщениям СМИ, продолжая тему санкций, речь идет о временной приостановке санкций, говорится о нескольких месяцах. Выглядит так, словно нас то ли держат на крючке, то ли дают нам какой-то испытательный срок. На Ваш взгляд, когда уже из повестки дня отношений Беларусь-ЕС вообще исчезнет такое понятие как «санкции»?
В.Макей: Я не скрою, тема отмены санкций присутствует постоянно в наших переговорах с европейскими партнерами. Еще раз повторюсь, мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы санкции были отменены. История наших отношений с Европейским союзом, с отдельными странами-членами Европейского союза свидетельствует о том, что санкции – вещь бесперспективная. Они никогда не приводили к успеху. И не важно, будь то маленькое государство или большое государство. Даже мы – небольшое государство – спокойно выстояли, нашли иные способы возмещения негативных последствий, полученных от этих санкций. Я убежден, и любое иное государство тоже справится с этими санкциями. Есть масса аналитических докладов на сей счет, которые утверждают, что санкции вещь в международных отношениях бесперспективная. Мы исходим из этого. И санкции должны быть отменены как можно скорее.
Да, на этом этапе мы понимаем, что Евросоюз – это огромная бюрократическая машина, которая не может моментально принять то или иное решение. Для этого требуется определенная процедура, связанная с обсуждением этого вопроса, согласованием между всеми государствами-членами, а их 28, и это занимает определенное временя. Но повторюсь: мы заинтересованы в скорейшей отмене санкций, и мы считаем, что это находится и в интересах не только Беларуси, а может быть даже и в первую очередь в интересах Европейского союза и всей Европы – наличие нормальных торгово-экономических, политических, гуманитарных и иных отношений между Беларусью и Европейским союзом.
Вопрос: В следующем году СНГ исполняется 25 лет. На Ваш взгляд, есть ли перспектива будущего у Содружества и не случится ли так, что со временем Евразийский экономический союз – новое интеграционное объединение – заменит СНГ?
В.Макей: Действительно, прошло уже, ни много ни мало, 25 лет, четверть века. Вы помните, что Содружество Независимых Государств, создавалось на развалинах Советского Союза. И тогда крайне необходимо было наличие какой-то площадки, на которой мы бы имели возможность обсуждать проблемы, стоящие перед постсоветским пространством.
Самым главным было тогда – сохранить тот потенциал, который был наработан в период Советского Cоюза. Не все там так было плохо: функционировала единая система промышленности, существовал ряд совместных программ, тесное сотрудничество между всеми республиками и т.д. И, конечно же, важно было тогда сохранить этот потенциал и иметь возможность дискутировать о будущем, о перспективах развития постсоветского пространства с учетом того, что все государства стали самостоятельными. Слава Богу, это удалось, и сегодня мы можем констатировать, что СНГ – это достаточно удачный проект. И я не думаю, что ему грозит скорая «смерть», скажем так.
Мы имеем очень тесные программы сотрудничества в ряде сфер и областей. Это касается и политической, это касается и сферы промышленности, и сферы сельского хозяйства, социально-гуманитарной сферы, правоохранительной сферы и т.д. Создана хорошая договорно-правовая база во всех этих областях. Уже один факт говорит сам за себя – тот факт, что наши люди имеют право свободно, без виз передвигаться из одного государство в другое, практически во все государства. Это очень важно для людей – чтобы не растратить веками или десятилетиями наработанные связи.
Поэтому СНГ, я убежден, имеет будущее. Функционирует зона свободной торговли. И даже те государства, которые немножко с прохладцей относятся к активному участию в деятельности СНГ, они не торопятся выйти из СНГ, потому что видят, что это в их интересах, в интересах их народов. Я убежден, что СНГ имеет будущее. Более того, руководители наших государств сегодня договорились о том, чтобы оптимизировать деятельность СНГ, выработать меры по повышению эффективности работы аппарата СНГ, структуры СНГ и четко определить конкретные сферы деятельности, которыми могло бы заниматься Содружество Независимых Государств. Поэтому я убежден, что и 25-летие СНГ мы встретим с достаточно хорошими надеждами.
Что касается Вашего заявления о том, что, возможно, Евразийский экономический союз негативно повлияет на деятельность СНГ, то я не думаю так. Во-первых, в СНГ присутствует совершенно иной формат участников и иной масштаб деятельности – более широкий, скажем так. А Евразийский экономический союз – это более продвинутое интеграционное объединение. Так называемая «разноскоростная интеграция» – она имеет место быть, и в этом нет ничего страшного. Несколько государств решили иметь между собой более прочные торгово-экономические отношения, нежели в рамках СНГ. Поэтому я думаю, что деятельность этих двух объединений абсолютно не противоречит друг другу, а наоборот – они взаимодополняют друг друга.
Вопрос: Этим летом именно здесь в Бурабае произошло такое достаточно важное событие для Евразийского союза. Был подписан договор о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Я знаю, что сейчас идут переговоры и с другими странами, на очереди Израиль, Иран, Индия. На Ваш взгляд, расширение зоны свободной торговли в Евразийском союзе как отразится на белорусской экономике, на наших объемах, на объемах белорусского экспорта?
В.Макей: Мы бы не подписывали эти соглашения, если бы мы видели что это не в наших интересах. Вообще, в принципе сейчас, как Вы видите, в мире активно идут региональные интеграционные процессы. Недавно принято решение о создании Транстихоокеанской зоны свободной торговли, ведется речь о Трансатлантической зоне свободной торговли. На каждом континенте имеются свои интеграционные региональные структуры, в которых участвуют практически все страны мира. И сегодня три четверти мировой торговли проходит через региональные интеграционные структуры. Поэтому и в нашем случае Евразийский экономический союз не может существовать сам по себе и замыкаться только в самом себе. В наших интересах иметь хорошие контакты и с другими региональными объединениями, которые представляют для нас перспективные, хорошие, емкие рынки.
Поэтому мы намерены активно сотрудничать и с другими региональными интеграционными структурами, объединениями и развивать, конечно же, связи с отдельными странами, которые заявляют тоже о своем желании иметь более тесное сотрудничество с Евразийским экономическим союзом. Порядка 40 стран уже заявили о желании иметь более тесное торгово-экономическое сотрудничество с Евразийским экономическим союзом. Мы подписали, правильно Вы сказали, соглашение с Вьетнамом. Сегодня одобрено решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли, Индия заявила о своем желании, Египет и ряд других государств. Мы это приветствуем и намерены и дальше активно работать в этом направлении. Если брать конкретику, то для нас, например, то же самое соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом очень выгодно, потому что оно позволяет нам по приемлемым ввозным таможенным пошлинам поставлять туда нашу сельскохозяйственную продукцию, продукцию промышленности – это автомобили, тракторы, сельскохозяйственное оборудование и прочее, создавать там совместные предприятия по производству этой техники и так далее. И более того, нам удалось в ходе подписания этого соглашения отстоять и обеспечить соответствующий уровень защиты наших отечественных производителей. Конечно же, это всегда компромисс – достижение соглашений такого рода, но оно выгодно, потому что позволяет нам диверсифицировать наши торгово-экономические отношения, увеличить наш экспорт и тем самым обеспечить рост нашей экономики и рост благополучия наших людей.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by