Размер шрифта:

Письмо Министра иностранных дел Беларуси В.Макея главам МИД государств-членов ООН по тематике деятельности Организации и путях реформирования ООН (сентябрь 2022 г., г.Минск)

 

Имею честь обратиться к Вам, чтобы привлечь внимание к теме Организации Объединенных Наций в современном глобальном контексте. Беларусь с гордостью носит имя основателя Организации. Действительно примечательным моментом в этом статусе основателя является тот факт, что Беларусь даже не была независимой страной в 1945 году. Тем не менее, государства-основатели тепло приветствовали Беларусь в своих рядах из-за огромных лишений, которые белорусский народ испытал во время Второй мировой войны, а также с учетом его большого вклада в победу, которая позволила миролюбивым народам создать Организацию.

Два года назад мы все отмечали 75-летие Организации Объединенных Наций. Такие мероприятия обычно предоставляют уникальную возможность как для оценки деятельности Организации, так и для размышлений о ее будущем. Должен признаться, что я тоже поддался этой «тенденции» в 2020 году, написав довольно обширную статью под названием «Беларусь в ООН: оценка ее политического послужного списка», которая была опубликована в «Международных отношениях», журнале Белорусского государственного университета

Надеюсь, что Вы, Ваше Превосходительство, найдёте время ознакомиться со статьей. Кроме того, буду чрезвычайно польщен получить какую-либо реакцию о статье.

Данная статья, конечно же, затронула гораздо больший спектр вопросов, нежели тот, который предполагает ее название. В частности, была предпринята попытка проанализировать институциональную структуру ООН, чтобы показать пределы возможного в рамках Организации для различных государств и групп стран. Более того, были изложены взгляды на перспективы развития Организации Объединенных Наций.    

Оглядываясь сегодня назад, имеет смысл изложить несколько новых соображений об ООН и ознакомить Вас с некоторыми подходами Республики Беларусь в отношении Организации в современном глобальном контексте.

С одной стороны, основу позиции Республики Беларусь в отношении Организации Объединенных Наций составляет наша твердая вера в дух и букву Устава ООН, в отсутствие альтернативы эффективной многосторонности и сформулированным принципам международного права для действенного решения задач и проблем, вытекающих из взаимозависимого характера нашего существования на Земле. 

С другой стороны, Беларусь, как и многие другие страны, вынуждена констатировать увеличивающийся разрыв между нынешней ООН и быстро растущим разнообразием мира. 

И если в вопросах поддержания мира и безопасности суть и роль ООН является заложником ее институционального строения, воплощенного в Совете Безопасности с правом вето, то организации эффективного международного сотрудничества в других областях, не связанных с безопасностью, мешают и некоторые другие факторы. 

Среди них главным является утрата Организацией нейтрального, технического характера беспристрастной площадки для обеспечения международного сотрудничества равноправных членов. К сожалению, постепенно с процессом завершения холодной войны в 80-е годы прошлого века ООН стала жертвой однополярного момента в современной мировой истории, превратившись, по сути, в учреждение, подчиненное интересам так называемых «победителей». Утрата нейтральности закреплена несколькими объективными факторами:

  • подавляющей зависимостью деятельности ООН от донорских средств, предоставляемых развитыми странами;
  • преобладанием граждан этих стран на политически и финансово важных постах в Организации. 

Учитывая геополитические интересы и особенности человеческой природы, эти два фактора предопределяют доминирование интересов стран-доноров при принятии любых решений ООН, за исключением вопросов компетенции Совета Безопасности. 

Такая однобокость ООН и есть основа ограниченности Организации в возможности объективной и беспристрастной реакции на проблемы всех ее членов. Именно поэтому отдельные страны вынуждены регулярно реагировать на публичное выражение тем или иным чиновником ООН пристрастной позиции.

Стоит вспомнить, что многие документы ООН разрабатываются меньшинством стран просто по причине отсутствия у очень многих из них необходимого экспертного потенциала. 

Особенно стоит отметить, что многие решения ООН принимаются голосованием, большинством голосов, а многие – меньшинством, благодаря несовершенству в правилах процедуры. Такие документы не отражают общий знаменатель всех заинтересованных сторон, а иногда и напрямую противоречат интересам некоторых из них. 

Именно поэтому такие очевидные нарушения Устава ООН как, например, экономические санкции, принятые без мандата Совета Безопасности, остаются вне решений Организации и без ее осуждения. Именно поэтому в рамках ООН голосованием принимаются решения об исключении или ограничении сотрудничества, что противоречит самой сути Организации. А позиционирование этих решений как «политической позиции всего международного сообщества» вообще дискредитирует идею самой возможности глобального сотрудничества.

Неудивительно, что огромное число резолюций и иных решений органов ООН никогда не выполняется. 

В этом смысле парадоксально, но Совет Безопасности ООН на сегодняшний день, наверное, выглядит довольно эффективным форматом ООН с точки зрения соотношения количества решений и удовлетворенности стран-членов. Действительно, решения, которые не соответствуют интересам его постоянных членов, в Совете просто не принимаются. Беларусь искренне привержена роли Совета Безопасности ООН в поддержании мира и безопасности на планете и намерена всячески поддерживать усилия по укреплению этой роли. 

Эти размышления о состоянии нашей ООН в контексте цели обеспечения эффективного многостороннего сотрудничества на глобальном уровне вызывают к определенным вопросам как, например: 

  • возможно, из системы международных отношений, инструментализированных посредством ООН, следует убрать те сферы жизнедеятельности, где главным субъектом в удовлетворении потребностей и обеспечении прав людей является суверенное независимое государство? 
  • возможно, ООН следует ограничиться исключительно вопросами, имеющими однозначный трансграничный аспект? Так мы получим настоящее уважение принципа невмешательства во внутренние дела. Так мы обеспечим действенное сотрудничество между государствами с различными политическими и социально-экономическими традициями коллективизма, консерватизма, либерализма и т.д.
  • возможно, ООН должна принимать решения только по тем вопросам, где конкретный формат работы обеспечивает нахождение общего знаменателя интересов абсолютно всех участников? 
  • может быть, для достижения этой цели во все сферы работы ООН следует внедрить правило консенсуса? Так мы получим только те решения, по которым все участники готовы работать вместе.

Нас особенно огорчает тот факт, что многие развивающиеся страны испытывают в ООН в последние годы повышенное давление на свой суверенитет. Почти пять десятилетий назад именно эти страны привнесли в Организацию огромную энергию и динамизм, которые привели к принятию Нового международного экономического порядка, одного из самых знаковых документов в истории ООН. Однако, сегодня коллективный голос этой группы стран, к сожалению, не звучит так сильно, как когда-то в прошлом. 

Но есть конкретное направление, где этот голос может зазвучать как прежде. В частности, в упомянутой ранее в этом письме обширной статье по теме ООН была подчеркнута особая актуальность диалога по глобальной безопасности, прежде всего, между великими державами в свете их явно растущего противостояния. 

Сегодня такой диалог в истинном духе Сан-Франциско нужен как никогда ранее. Если великие державы не могут проявить здесь лидерство, это место должны занять страны развивающегося мира. Именно эта группа стран может инициировать в рамках ООН процесс глобального диалога по безопасности, в рамках которого будут, среди прочего, даны ответы на поставленные мною выше вопросы и будет принят итоговый документ наподобие Нового международного экономического порядка.

Есть все разумные основания полагать и надеяться, что прогресс в области мира и безопасности сделает возможным движение вперед и во всех других областях деятельности Организации Объединенных Наций. 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by