Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации И.Петришенко информационному агентству «ТАСС» (30 марта 2016 г.)

Посол Белоруссии в России: Москва и Минск всегда находили общий язык

Накануне Дня единения народов Республики Беларусь и России посол Республики в РФ Игорь Петришенко рассказал ТАСС о нынешней ситуации в российско-белорусских отношениях, роли регионального сотрудничества и почему Москве не стоит опасаться «дрейфа» своего надежного союзника на Запад

Мы встречаемся с вами накануне Дня единения народов Республики Беларусь и России (2 апреля). 20 лет строится Союзное государство: как по-вашему, насколько удачно развивается его формат, оправдались ожидания наших граждан?

Для ответа на этот вопрос предлагаю воспользоваться нестандартным, но хорошо известным методом «от противного»: а что было бы, не будь Союзного государства?

Не было бы и речи о равных правах граждан. Но была бы граница со всеми вытекающими отсюда хлопотами для граждан, ее пересекающих.

Не было бы тесных экономических связей, и Республика Беларусь не стала бы для России пятым по величине внешнеторговым партнером. Наши товары – белорусские и российские – обходились бы друг другу дороже. Было бы больше барьеров на пути торговли.

И вряд ли в белорусском тракторе, комбайне или грузовике половина себестоимости приходилась бы на российские комплектующие – это называется промышленная кооперация.

На западном направлении России пришлось бы создавать мощную военную группировку, а белорусам, соответственно, в одиночку решать вопрос обеспечения своей военной безопасности. Куда дороже обходилась бы охрана внешних границ.

А разве было бы единодушие и поддержка на таких важных международных площадках, как ООН, ОБСЕ и другие?.. Можно еще много подобных примеров приводить.

При этом надо прямо говорить, практически на каждом направлении сотрудничества есть резервы, неиспользованный потенциал. Возьмем, например, экономику. Нам нужна единая промышленная политика и более плотная координация в агропроме. Много говорим о выпуске наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Почему бы не выходить на рынки третьих стран с совместным продуктом? Так что есть и над чем работать, и к чему стремиться.

Я считаю, что Союзное государство – вполне рабочий формат.  Его механизмы отрегулированы нормально. Да, хотелось бы, чтобы от идей до их институционального оформления проходило меньше времени. но это старый как мир вопрос совершенствования системы управления.

Главное: нерешаемых вопросов у нас нет, зато есть тесное взаимодействие и добрая политическая воля лидеров двух государств и двух народов.

Товарооборот между нашими странами в 2015 году существенно снизился. В чем по-вашему причины его снижения, какие предпосылки для роста товарооборота вы видите?

В лучшие времена товарооборот между Россией и Республикой Беларусь составлял $44 млрд. В 2015 году он составил только $27,5 млрд. Правда, физические объемы торговли (в тоннах и прочих единицах измерения) снизились не столь значительно. То есть налицо негативное влияние девальвации российского рубля.

Наши экономики взаимосвязаны, а в системе мировых хозяйственных связей – открыты. Это значит, что внешние кризисные явления бьют и по нам.

Меньше стал зарабатывать российский бизнес – меньше стал приобретать белорусской техники. А это ударило по нашему машиностроительному экспорту. Хотя белорусские автобусы, грузовики или комбайны хуже не стали – наоборот, мы прибавили в качестве.

С другой стороны, мы понимаем, что это временные явления. Рынок живет, грубо говоря, по синусоиде: подъем-спад, подъем-спад…

В этом году, как предрекают нам авторитетные международные агентства (да мы и без них это видим) особых положительных подвижек ждать не стоит. Ближайшая задача – остановить негативную динамику, зафиксировать это самое «дно» и начать обратное движение. Так что если мы прибавим хотя бы плюс один миллиард во взаимной торговле – уже будет хорошо.

Если удастся продвинуться в либерализации рынка услуг ЕАЭС, то улучшатся прогнозы роста взаимной торговли услугами.

Нам тут есть, что предложить в различных сферах, включая строительство, IT-технологии, туризм. Кстати, за последние годы мы значительно нарастили свои возможности именно в туристической отрасли. Цены в этом году тоже весьма привлекательные для российских туристов. Сервис опять же совершенствуем. Так что милости просим на отдых к нам!

Импортозамещение опять же помогает «разогреть» отдельные отрасли экономики – это тоже позитивный момент.

Так или иначе, но адаптация к условиям дешевой нефти происходит, и производственная сфера не впала в кому, а агропромышленный комплекс умудряется прирастать. Да, упали прибыли, а где-то сокращена рабочая неделя, но все это мы уже проходили. И предыдущий опыт, и текущие показатели работы экономики позволяют думать, что период высокой турбулентности в экономике не должен быть затяжным.

Российские губернаторы – частые гости в Республике Беларусь, а через два месяца – в июне – в Минске состоится третий форум регионов двух стран. Как оцениваете такой интенсивный уровень межрегиональных отношений?

Во многом благодаря именно межрегиональным связям удалось сохранить и нарастить потенциал белорусско-российского межгосударственного взаимодействия.

Сегодня прямые торгово-экономические отношения поддерживаются Республикой Беларусь практически со всеми регионами РФ, в том числе более чем с 60 – на основании прямых соглашений о долгосрочном сотрудничестве. Почти в 40 субъектах России создано около 80 крупных совместных сборочных производств. Производственной кооперацией связано свыше 8 тысяч белорусских и российских предприятий, работает больше 1000 совместных производств. Все это осуществлено во многом благодаря именно межрегиональным связям.

Кроме того, тесные отношения установили почти 140 белорусских и российских городов. Области, края, районы объединяет около 200 договоров, соглашений о взаимодействии в экономике и научно-технической сфере, торговле и культуре.

Организацией третьего форума регионов сейчас активно занимаются верхние палаты наших парламентов: белорусского – Совет Республики и российского – Совет Федерации. Президенты наших стран также приняли решение участвовать в его работе. 

На форуме планируется рассмотреть двустороннее сотрудничество в социальной и гуманитарной сферах, а также взаимодействие конкретных отраслей по преодолению негативных последствий в экономике. Будут обсуждаться вопросы сотрудничества в области науки и образования, молодежной политики, культуры, спорта, работы СМИ. 8 июня во Дворце Республики пройдет пленарное заседание, темой которого станет реализация согласованной социально-экономической политики в Союзном государстве.

Без преувеличения можно сказать, что форумы регионов Республики Беларусь и России стали сегодня весьма перспективной площадкой для развития всего комплекса двусторонних отношений. Их проведение содействует и развитию прямых контактов между бизнес-кругами двух стран, что очень важно во время жесткой конкуренции на мировых рынках.

Согласны ли вы с тем, что в результате введения западных санкций и российских ответных мер, у белорусских предприятий и бизнесменов появилась возможность зарабатывать больше?

Наша доля в продовольственном импорте РФ подросла. Но, согласитесь, 15 процентов от общего объема импорта – тут уж никак не скажешь, что белорусы «завалили» Россию своими продуктами. Белорусской «молочки» стало больше на полках российских магазинов. А вот по мясу и мясопродуктам дела обстоят хуже – из-за известных ограничений, которые введены были еще в конце 2014 года.

Важно помнить, что мы работаем с российскими торговыми сетями, дистрибьюторами. А цена на полке у ритейлера – это уже вопрос его прибыли. Так что утверждать, что белорусы наживаются благодаря санкциям – ошибочно.

Тут, обычно, следует ехидный вопрос: «а что там с белорусскими креветками и киви?» Отвечаю: в строгом соответствии с регламентами ЕАЭС переработанный на территории Республики товар становится белорусским (минимальная глубина переработки тоже регламентирована). Второе: если киви из страны, на которую российские антисанкции не распространяются, попали в Москву или Псков через Минск или Оршу (потому что логистика оказалась выгоднее), то какие к нам претензии? У нас ведь единая таможенная территория, мы живем в ЕАЭС.

Да, я не исключаю, что в силу открытости границы и, говоря дипломатическим языком, недобросовестности некоторых предпринимателей (по обе стороны – это важно!) какие-то относительно небольшие на общем фоне огромного российского рынка объемы «серого» товара могут просачиваться сюда. Но так на то у нас правоохранители и контролеры образцово сотрудничают – так бы всем министерствам и ведомствам.

Периодически мы слышим о проблемных моментах в белорусско-российских отношениях: то вашу страну обвиняют в «сером» импорте подсанкционных товаров, то с ценой на газ наши правительства определиться не могут. Как эти проблемы решаются и почему возникают?

Решаются очень просто – путем переговоров. Иного и лучшего человечество еще не придумало. Главное, что все вопросы мы решаем. Нерешаемых, как я уже говорил, нет. Кстати, и по газу тоже развязка будет – это больше, конечно, технический вопрос, и принципиального характера он не носит, больше шумихи только вокруг поднялось.

Нас опять попытались уязвить, мол, снова требуют скидки на газ. В Евразийском экономическом союзе, который создан при самом активном участии России, четко продекларирован принцип справедливой конкуренции и равных условий для всех субъектов хозяйствования. Так что не надо нас упрекать в стремлении к этим самым равным условиям.

Москва и  Минск теснейшим образом связаны. Наши экономики «вросли» друг в друга. Чем больше этих связей, чем больше точек соприкосновения – тем больше возникает каких-то моментов, которые требуют урегулирования. И ничего ненормального тут нет – это жизнь во всем ее многообразии.

Белорусы и россияне всегда, пусть и через споры, но находят общий язык и развязки сложнейших проблем. Только не надо раздувать в СМИ решение технических, рутинных вопросов в некие вселенского масштаба проблемы, да еще и с политическими подтекстами.

Существует ли конкуренция между СГ и ЕАЭС, какому направлению сотрудничества Республика Беларусь отдает приоритет, и какое направление вы считаете перспективным? И что вы думаете о перспективах формата СНГ?

Нет, конкуренции как таковой не существует. Есть органичное дополнение друг друга. И есть несколько разные форматы сотрудничества.

А есть и прямая связь: многое из того, что мы реализуем в рамках Евразийского экономического союза, сначала прошло «обкатку» в Союзном государстве.

Важно понимать, что ЕАЭС – это экономическое объединение. А в Союзном государстве измерений интеграции несоизмеримо больше: парламентское сотрудничество, военная безопасность, культурно-гуманитарное, информационное, образовательное, научно-техническое, внешнеполитическое взаимодействие, равные права граждан… Собственно говоря, все то, что если в ЕАЭС и появится, то еще нескоро.

Ну, а что касается СНГ, то, как мне кажется, у этой организации есть свой уникальный и востребованный формат – широкая переговорная и коммуникационная площадка для постсоветских стран, дающая возможность поддерживать и развивать разносторонние связи, не терять друг друга, наконец, говорить на одном языке. Кстати, зона свободной торговли СНГ интересна всем участникам организации, а хорошо скоординированная деятельность правоохранителей, позволяет адекватно отвечать на вызовы современности.

Содружество много критиковали, порой вполне справедливо. Недостатки организации подтолкнули к возникновению новых форматов: ОДКБ, ЕАЭС, Союзное государство. В итоге каждое из четырех интеграционных образований заняло свою нишу и сегодня востребовано.

Вопрос, как полномочному представителю страны при Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Борьба с терроризмом – проблема мирового масштаба. Какие дополнительные задачи она накладывает на Организацию?

Прежде всего, отмечу, что Республика рассматривает ОДКБ в числе важнейших инструментов обеспечения национальной и региональной безопасности.

Очевидно, что в свете расширения географии действий террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ), именно антитеррористический вектор требует особого внимания.

В числе первоочередных задач – противодействие вербовке и выезду граждан наших государств для участия в вооруженных конфликтах в третьих странах. Практика показала, что, получив за рубежом соответствующий практический опыт, эти боевики возвращаются в свои страны и, как правило, имеют установку на продолжение террористической деятельности.

Особо хочу отметить, что в декабре прошлого года на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ президенты государств – членов Организации выступили за формирование широкой коалиции для борьбы с международным терроризмом на основе Устава ООН и международного права.

В целом геополитические реалии обуславливают необходимость развития и расширения взаимодействия ОДКБ с ООН, другими международными организациями, региональными структурами, действующими в сфере безопасности и противодействию терроризму.

Наше государство продолжит всемерно способствовать качественному развитию Организации как многофункциональной интеграционной структуры, ее адаптации к меняющейся обстановке, превращению ОДКБ в стержневой институт обеспечения безопасности в зоне ее ответственности. В этом мы видим залог надежного обеспечения способности государств – членов ОДКБ к упреждающим и эффективным совместным действиям.

«Дрейф на Запад» самого надежного союзника России – это серьезно? И что значит заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко о том, что ваша страна не будет делать выбора между Россией и Евросоюзом?

По-моему, тут все точки над “i” уже расставлены министром иностранных дел Сергеем Лавровым, по словам которого Россия совершенно спокойно воспринимает процесс нормализации отношений Республики Беларусь и Евросоюза, не видит в этом никаких угроз белорусско-российским отношениям. Более того, российские официальные лица на примере Республики указывают на бесперспективность санкционного давления Запада.

Наша страна проводит понятную, стабильную внешнюю политику, исходя из тех принципов, которые были продекларированы еще много лет назад. Россия – это наш ближайший союзник и стратегический партнер; россияне – это наши братья, с которыми мы неразрывно связаны исторически, культурно, экономически, наконец, общим оборонным пространством. Как бы ни складывались отношения с Западом, они никогда не будут теснее и ближе отношений белорусов с россиянами.

У России, кстати, намного более тесные отношения с Евросоюзом. Например, подписано основополагающее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. У нас его нет. Когда официальные лица РФ, глава государства встречаются с западными коллегами, в Республике никто по этому поводу не бьет в набат, не упрекает российское руководство в каком-то «дрейфе».

Наоборот, мы приветствуем, когда Россия и США ведут активный диалог, вместе ищут решение проблем, к примеру, сирийского кризиса.

Наше общее наследие, историческая память в последнее время подвергается серьезным нападкам. Что противопоставить попыткам переписать историю в угоду политической конъюнктуре?

Мы много говорим о необходимости сохранять нашу общую историческую память, и, прежде всего, память о Великой Отечественной войне, о Великой Победе. Это очень правильно и актуально именно сейчас, когда правда тех лет кое-где умышленно искажается.

Ранее, в рамках мероприятий, посвященных 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, главы наших государств стали первыми посетителями величественного музея в Минске, посвященного подвигу советского народа, аналогов которому нет нигде в Европе. И, кстати, Республика Беларусь – первая в мире страна, где такой музей вообще был открыт сразу после войны.

Таких и подобных музеев, памятников, мемориалов, братских могил в Республике около 9 тысяч. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир.

Мы не переписываем учебники истории, а дополняем их только выверенными фактами. И наша военная литература (Василь Быков, Алесь Адамович) не пылится в заказниках, а востребована молодежью.

Все это имеет непреходящее значение всегда, но, особенно сейчас, когда и нам, и россиянам приходится отстаивать историческую правду, бороться за нее.

Я много езжу по России, посещаю различные регионы, знакомлюсь с работой десятков предприятий, общаюсь с сотнями россиян. И каждый раз убеждаюсь, насколько прямое человеческое общение позволяет лучше понять друг друга, развеять фобии и стереотипы, способствует формированию дружественных личностных отношений, на основе которых затем выстраиваются многоплановые связи в различных областях.

В России 2016-й – год Кино, в Республике Беларусь – год Культуры, чем-то порадуете братьев-россиян?

Москва и Минск достигли очень высокого уровня сотрудничества в сфере культуры, что представляется совершенно логичным в контексте многовековой общей истории и культуры, при сохранении национальной самобытности.

В начале июня в Минске пройдут Дни Москвы. Безусловно, центральное мероприятие московских Дней – Форум делового сотрудничества Москвы и Минска. Но и культурная программа также будет весьма насыщенной: пройдет гала-концерт мастеров искусств Москвы, планируются гастроли Московского театра «Школа современной пьесы» и концерт Московского государственного академического камерного хора. Состоятся многочисленные экспертные мероприятия по культурной, медицинской и образовательной тематике, товарищеские встречи по различным видам спорта между юношескими сборными двух столиц.

В середине июня на площадке Делового и Культурного комплекса нашего посольства в Москве пройдут Дни культуры Республики – «Белорусские сезоны». В художественной галере комплекса состоятся вернисажи белорусских музеев, на сцене покажут спектакли наших театров – Национального академического драматического театра имени М.Горького и Республиканского театра белорусской драматургии.

Уверен, что ожидания москвичей и гостей столицы в год российского кино и белорусской культуры будут полностью оправданы.

26 апреля – 30 лет катастрофы на ЧАЭС. Как Республика справилась с ее последствиями?

В нашей стране радиоактивному загрязнению подверглось более четверти территории и пострадало около 20% населения. При этом 485 населенных пунктов исчезли с карты страны. К наиболее пострадавшим относится 21 район трех из шести областей республики.

Мы вкладываем огромные средства в минимизацию последствий аварии, суммарно это уже свыше $19 млрд. долларов бюджетных средств, для страны с населением в 9,5 миллионов человек – колоссальная сумма. При этом общий ущерб, нанесенный стране в результате чернобыльской аварии, оценивается в $235 млрд.

К сожалению, нельзя сказать, что международное сообщество оказало существенную помощь Минску –  она исчисляются суммой менее 1% от всех средств, которые направляет на ликвидацию последствий белорусское государство.

В стране создан жесткий радиационный и медицинский контроль. Нормы экологической безопасности по наличию радионуклидов в продуктах питания, применяемые в Белоруссии, более жесткие, чем в ЕС. Нам удалось добиться того, что на пострадавших территориях стала производиться чистая продукция, которая экспортируется в европейские страны, проходя обязательный многоуровневый радиационный контроль.

Государство направляет в пострадавшие районы значительные инвестиционные потоки, создавая новые предприятия в малых и средних городах, внедряются новые технологии. Здесь активно развивается социальная сфера, создаются  комфортные условия для труда и быта людей, строится жилье, объекты культуры, инфраструктура. Пострадавшие территории полностью газифицированы. Цель – остановить отток людей из этих регионов – на сегодняшний день фактически достигнута.

Развивается белорусско-российское сотрудничество по чернобыльской тематике. В ходе реализации совместных программ по преодолению последствий катастрофы в рамках Союзного государства выполнено 27 пилотных проектов, которые помогли возвратить в хозяйственный оборот более 204 тыс. га загрязненных радионуклидами сельскохозяйственных земель и более 120 тыс. га земель лесного фонда.

Что собой представляет современная Республика Беларусь?

Назову только факты. В стране обеспечена полная продовольственная безопасность. По производству на душу населения молока, скота, птицы, картофеля Беларусь занимает 1-е место в СНГ.

В стране самая низкая в СНГ детская смертность, по темпу ее снижения республика опережает такие страны, как США, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция, Швейцария.

По классификации ООН индекс человеческого развития (ИЧР) в Белоруссии неуклонно растет последние 10 лет. Среди стран СНГ по ИЧР Белоруссия  занимает 1 место.

В Республике действует один из крупнейших IT-кластеров в мире – Парк высоких технологий (ПВТ). Здесь работают порядка 140 компаний и около 18 тысяч человек. Из 10 крупнейших корпораций мира 5 – клиенты ПВТ. По экспорту программного обеспечения на душу населения Белоруссия обходит Индию и США – признанных мировых лидеров в этой области. Программой для мобильных телефонов Viber, созданной белорусами, пользуются свыше 650 миллионов человек из 190 стран.

В стране сравнительно низкий уровень коррупции. По нашему законодательству управленцы, которые дискредитировали себя, не могут занимать руководящие должности не только в государственных, но и в частных структурах. На тысячу занятых граждан – 35 чиновников. Это одно из самых низких соотношений не только в СНГ, но и в Европе (в Латвии, Литве, Эстонии, Польше – до 70). Обеспечены межконфессиональный мир, верховенство закона, права граждан.

Возвращаясь к началу интервью, – мы с вами беседуем накануне Дня единения народов наших стран, что пожелаете братьям-славянам в его преддверии?

Мы, порой, бываем не правы, когда озабоченные экономическими проблемами, забываем о главном –  не положительным сальдо, тоннами и кубометрами измеряется белорусско-российская дружба. «Славянское братство дороже богатства», утверждает народная мудрость.

Пожелаю продолжать сообща, вместе активно отстаивать наши общие союзнические интересы – и экономические, и политические. Это сегодня очень актуально. Мы должны быть сплоченными всегда, по-партнерски решать все возникающие разногласия, подставлять друг другу братское плечо. В этом наша сила.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by