Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Индонезии Владимира Лопато-Загорского газете «Белорусы и рынок» (июнь 2015 г.)
Отечественная промышленность активно ищет новые рынки сбыта. На минувшей неделе Беларусь посетила парламентская делегация Индонезии. Может ли оказаться востребованной белорусская продукция на рынке этой страны? Об этом «БР» спросил Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Республике Индонезия Владимира Лопато-Загорского.
— Владимир Николаевич, какова сегодня структура белорусского экспорта в Индонезию? По каким позициям возможен рост, какие еще товары отечественных производителей могут оказаться востребованными на индонезийском рынке?
— Сейчас более 90% белорусского экспорта в Индонезию приходится на калийные удобрения. Кроме того, поставляются капралактам, полиамиды, карьерные самосвалы, сельскохозяйственные трактора, медицинская мебель, сложное техническое оборудование и другая продукция. Считаю, мы можем добиться увеличения поставок по всем упомянутым товарным позициям. Существуют перспективы налаживания поставок в Индонезию техники МАЗ (самосвалов, седельных тягачей, пассажирских автобусов), МЗКТ, строительной техники, железнодорожных вагонов, автомобильных газовых установок, подшипников, стекловаты, молочной продукции, расширения номенклатуры экспорта шинной продукции, сельхозтехники, медицинской мебели и оборудования.
— Чем может быть интересна Индонезия белорусскому бизнесу в плане инвестиционного сотрудничества?
— В Индонезии работает много крупных компаний, которые сейчас осваивают новые ниши, ищут возможности для выгодного вложения своего капитала за рубежом. Например, одна из ведущих консалтинговых компаний Boston Consulting Group включила индонезийский холдинг Salim Group в рейтинг 100 самых агрессивных компаний развивающихся стран. Компании холдинга уже инвестируют в такие страны, как Китай, Германия, Россия, Украина, Кыргызстан, Турция, Хорватия и др.
Salim Group проявляет интерес и к Беларуси. С созданием и расширением ЕАЭС крупные индонезийские компании видят в Республике Беларусь перспективы выхода на рынки России, Казахстана, Кыргызстана и Армении. Их привлекает возможность поставок товаров, которые будут выпущены на предприятиях, созданных в Беларуси, на обширный рынок всех государств-членов ЕАЭС. В связи с этим считаю, что нашим компаниям необходимо выходить на потенциальных партнеров в Индонезии с конкретными инвестиционными проектами. Это могут быть проекты в области деревообработки и производства бумаги (Индонезия — один из мировых лидеров в этой области), фармацевтики, пищевой промышленности, недвижимости и др. Посольство Беларуси в Джакарте окажет содействие в налаживании необходимых контактов.
— Как сейчас складывается ситуация с поставками белорусских калийных удобрений в Индонезию? Удалось ли нивелировать последствия скандального разрыва БКК и «Уралкалия»?
— В 2013 году была восстановлена полноценная работа представительства ОАО «БКК» в Сингапуре (через него осуществляются поставки хлористого калия в Индонезию). Была проведена значительная работа по активизации сотрудничества со «старыми» партнерами и установлению контактов и налаживанию поставок калия «новым» покупателям. В результате удалось максимально нивелировать возможные отрицательные последствия решения «Уралкалия».
Преодолена наметившаяся ранее тенденция к снижению доли белорусских калийных удобрений на индонезийском рынке. Так, в 2012 году объем поставок снизился в 2,1 раза по сравнению с 2011 годом. В 2014 году на индонезийский рынок поставлено 752,4 тыс. т хлористого калия из Беларуси, что почти в три раза больше аналогичного показателя 2013 года (255,1 тыс. т). Более того, почти в два раза превышен максимальный годовой показатель (392,9 тыс. т) по экспорту в Индонезию белорусского хлористого калия, зафиксированный в 2010 году. В I квартале 2015 года экспорт белорусских калийных удобрений в Индонезию в физическом выражении составил 186,4 тыс. т, что в 1,6 раза превышает показатель I квартала прошлого года (115,7 тыс. т). Даже наши коллеги из «Уралкалия» отмечают успехи ОАО «БКК» в Юго-Восточной Азии, в том числе в Индонезии. На встрече с инвесторами в августе 2014 года директор по продажам и маркетингу ОАО «Уралкалий» Олег Петров отметил высокую активность белорусского экспортера данной продукции. Он сказал, что в Юго-Восточной Азии «белорусские объемы находят рынки, находят ниши».
— В последние годы из-за проблем в угольной отрасли снижались продажи в Индонезию БелАЗов и белорусских шин. Какова ситуация сегодня?
— Со второй половины 2012 года на индонезийском рынке горнодобывающей техники, крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин наблюдается спад. Он вызван снижением объемов добычи угля вследствие катастрофического падения цен на него на мировом рынке. Работать приходится в очень сложных условиях.
Карьерные самосвалы БелАЗ грузоподъемностью 45 т эксплуатируются в индонезийской провинции Восточный Калимантан с 2012 года. Проводится работа по налаживанию поставок в провинцию Южная Суматра БелАЗов грузоподъемностью 110 т. Представительная делегация деловых кругов этой провинции 10-14 мая посетила ОАО «БелАЗ», состоялись переговоры с руководством предприятия.
Карьерные самосвалы БелАЗ могут появиться на месторождениях никеля на острове Сулавеси. Сейчас белорусское предприятие согласовывает с индонезийской стороной спецификацию и цены на технику, которую планируется поставлять. ОАО «БелАЗ» также прорабатывает возможность диверсификации своей деятельности в Индонезии. Рассматривается возможность создания в этой стране собственной компании-контрактора для обслуживания местных горнодобывающих предприятий. Внимание уделяется и налаживанию поставок белорусских карьерных самосвалов в другие сегменты индонезийской промышленности, в частности на работы по развитию инфраструктуры. Только в 2015-2016 годах правительство Индонезии планирует направить на эти цели около 100 млрд долларов.
В 2014 году удалось преодолеть тенденцию к падению объема поставок в Индонезию белорусских шин. Ведется работа по диверсификации экспорта в эту страну продукции ОАО «Белшина». Уже получены индонезийские сертификаты на шины легкового и грузового ассортимента, что позволит организовать поставки данной продукции в страну и увеличить экспорт.
— Что Вы можете посоветовать бизнесменам, рассматривающим Индонезию в качестве потенциального партнера?
— Быстрое развитие практически всех отраслей экономики и рост среднего класса создают предпосылки для налаживания поставок в эту страну практически всего спектра промышленной, химической продукции и высокотехнологичного оборудования. Белорусские компании должны активнее принимать участие в выставочных мероприятиях, проводимых на территории Индонезии. В ходе этих мероприятий, как показывает практика, налаживается непосредственный контакт, который не так легко установить путем дистанционного общения. Индонезия является производителем большого количества товаров, традиционно импортируемых Республикой Беларусь. Прямые поставки из этой страны товаров критического импорта — натурального каучука, сырого пальмового масла, какао, кофе, морепродуктов — помогут обеспечить наши предприятия сырьем, необходимым для производства качественной продукции. За более подробной информацией заинтересованные белорусские предприятия могут обращаться в Посольство Беларуси в Джакарте по электронной почте (indonesia@mfa.gov.by). Мы оперативно дадим им необходимые рекомендации.
— Легко ли белорусским компаниям сотрудничать с индонезийскими коллегами?
— Посольство Республики Беларусь работает в Индонезии с 2011 года. За это время мы не сталкивались с вопросами, которые не удавалось бы решить в ходе непосредственного взаимодействия белорусских компаний с индонезийскими партнерами. Главным фактором является получение наиболее полной информации о потенциальных партнерах. Большое начение имеют личные встречи с индонезийскими коллегами. Рекомендуем активно устанавливать связи на уровне среднего менеджмента — это преимущественно деловые люди с западным образованием, способные качественно организовать работу.
— Какие особенности менталитета необходимо учитывать, выстраивая сотрудничество с компаниями из Индонезии или просто собираясь посетить эту страну?
— Индонезийские компании работают на общих для деловых кругов всего мира принципах. Языковой барьер отсутствует. Как правило, сотрудники могут свободно изъясняться на английском языке. Ряд крупных местных компаний имеет строгую иерархию: пока предложение о сотрудничестве или проект не будет отправлен «на самый верх», решение не принимается. Поэтому иногда не следует надеяться на быстрый прогресс в принятии решений.
Во многих сферах бизнеса в Индонезии сильны позиции этнических китайцев. Тем, кто успешно сотрудничает с компаниями в Китае и знает особенности работы с ними, будет легче найти общий язык с этой категорией индонезийских бизнесменов.
— Как Вы оцените туристическую взаимопривлекательность двух стран?
— Индонезийцы любят путешествовать. Однако они не так много знают о нашей стране и, как правило, посещают Беларусь в рамках туров по странам нашего региона. Тем не менее, побывав в Беларуси, индонезийцы не только стремятся приехать к нам еще раз, но и рекомендуют посетить нашу страну своим друзьям.
Индонезию любят за высококлассный отдых на морском побережье, за чистые просторные пляжи и солнце круглый год. Остров Бали знают, наверное, все. Тем не менее в Индонезии есть еще очень много любопытного. Это крупнейшее в мире островное государство с уникальной, самобытной культурой, которая в разных частях страны имеет свои неповторимые особенности.
Недавно было принято решение о том, что граждане Беларуси могут получить визу по прибытии в Индонезию (при поездках до 30 дней). Это решение станет еще одной предпосылкой для увеличения количества поездок белорусов в Индонезию.
— Что представляет собой индонезийская кухня? Значительно ли отличается она от белорусской?
— Основными ингредиентами индонезийской кухни являются рис, морепродукты и тропические фрукты. Для приготовления блюд используются мясо птицы и говядина. Отмечу, что в индонезийской кухне много острых блюд. Ее не часто встретишь за рубежом, поэтому всем приезжающим в эту юго-восточную страну мы советуем поближе познакомиться с традиционными индонезийскими блюдами.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by