Интервью Министра иностранных дел Беларуси М.Рыженкова журналу «Экономика Беларуси» (декабрь 2024 г.)
– Максим Владимирович, насколько динамично развиваются внешнеторговые отношения Беларуси с традиционными партнерами и идет поиск новых рынков сбыта?
– Не секрет, что на фоне введенных западными странами незаконных санкций против Беларуси нам пришлось в определенной части адаптировать экономику. Основными задачами здесь стали быстрая и эффективная переориентация экспортных потоков, в том числе замещение выпавших рынков, построение новых логистических схем и в целом перебалансирование внешней торговли.
Однако и наши долгосрочные темы, например развитие экономической интеграции, прежде всего в Союзном государстве и Евразийском экономическом союзе, остались в центре внимания.
К белорусской управленческой и экономической модели некоторые «доброжелатели», особенно на Западе, относились с нескрываемым скепсисом. Более того, огромные усилия коллективного Запада направлены как раз на то, чтобы спровоцировать в Беларуси финансово-экономический кризис, нанести прямой ущерб целым секторам экономики. И это даже не скрывалось, говорилось в открытую.
Однако на деле белорусская сис-тема в очередной раз показала свою стрессоустойчивость и эффективность, притом такую, о которой многие страны сегодня могут только мечтать. Чем на самом деле можно гордиться, ведь это рукотворный результат.
Экономика Беларуси растет темпами, которые зна-чительно превышают прогнозные. Об этом свидетельствуют как национальная статистика, так и оценки международных финансовых организаций. В частно-сти, по последним прогнозам Всемирного банка, в 2024 году ВВП Беларуси увеличится на 4%, а в 2025 году – на 1,2%. Хотя еще в июне нынешнего года оценка была гораздо более скромной – 1,2% и 0,7% соответственно.
И, полагаю, все прогнозы подобных структур в отношении нашей страны совершенно намеренно занижаются. Корректируют они их только тогда, когда уже совсем нет выхода и все очевидно.
Возвращаясь к вопросу о ключевых внешнеэкономических партнерах Беларуси, не раскрою секрет, что безусловный приоритет здесь отдается наращиванию и диверсификации экспорта на рынок нашего стратегического союзника – России.
Между нашими странами идет комплексная работа на всех уровнях. Углубляем промышленную кооперацию, расширяем инвестиционное взаимодействие, создаем совместные импортозамещающие производства. Это уже дает синергетический эффект. И чем больше работаем по этим направлениям, тем больше находим новые, еще не в полной мере реализованные резервы и точки дальнейшего роста.
В 2023 году объем взаимной торговли товарами и услугами Беларуси и России превысил рекордный показатель в 53 млрд долларов. По итогам нынешнего ожидаем новый рекорд, что, безусловно, не может не радовать.
Динамично развивается наше взаимодействие и с остальными традиционными партнерами по ЕАЭС и СНГ, а также Грузией. Прирост экспорта в эти страны достиг практически четверти от прошлогодних показателей.
Не прекращается планомерная работа с другими партнерами, среди которых и страны «дальней дуги» – Индия, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты и другие. Отдельное место занимает Китай.
Скажу откровенно, доля этих стран в нашем экспорте пока не столь велика, как могла бы быть. Но динамика роста положительная: с 11% в 2021 году до 20% в нынешнем. А наша стратегическая цель – 30%. Серьезно работаем над ее достижением.
Надо сказать, что, несмотря на попытки политического руководства ЕС и США откровенно «душить» свой бизнес, связанный с Беларусью, там также сохраняется серьезный интерес к торговому и инвестиционному сотрудничеству. Продолжаем работать в не закрытых санкциями секторах, в том числе наращивать экспорт в ЕС. Это о многом говорит, и умные, здравомыслящие люди давно сделали выводы.
– Как санкции трансформируют торговые потоки и удается ли полностью заместить закрывшиеся рынки? Какие страны входят в число важнейших торговых контрагентов нынешнего года?
– Попытки изолировать нашу страну потерпели фиаско и, уверяю вас, и далее не будут иметь никакого успеха. Выпавшие потоки экспорта на рынки Запада и Украины уже не просто компенсированы и переориентированы, но и существенно превышены.
Безусловно, мы понимаем, что с европейским и украинским рынками показатели могли бы быть больше. Еще во время пандемии коронавируса Президент говорил о том, что после локдауна во всем мире возникнет дефицит. Так оно и случилось. Потому эти направления мы не сбрасываем со счетов и держим в уме.
Суммарно же Беларусь продол-жает торговать более чем с 210 стра¬нами и территориями. В пятерку основных партнеров входят Россия, Китай, ОАЭ, Польша, Германия. Значительны объемы торговли с Казахстаном, Турцией, Италией, Бразилией, Узбекистаном.
Безусловно, серьезным вызовом для отечественных экспортеров стали выстраивание логистики для доставки товаров и переформатирование системы трансграничных платежей. Но мы работаем по этим вопросам, в том числе с партнерами из дружественных стран, и, как правило, находим эффективные решения.
– Какая продукция пользуется большим спросом у зарубежных покупателей?
– На внешних рынках востребована широкая номенклатура белорусской продукции машиностроения, металлургии, нефтехимии, деревообработки, продуктов питания. Наша страна продолжает занимать треть мирового рынка карьерных большегрузных самосвалов. Белорусские автобусы, троллейбусы, трамваи, электробусы, тракторы, комбайны и другая сельскохозяйственная техника дают фору многим иностранным конкурентам.
По прогнозам, в этом году Беларусь должна получить более 8 млрд долларов от продажи продовольствия за рубеж.
И это не удивительно, потому что белорусские товары в сознании потребителя – равно высокое качество по справедливой доступной цене.
Очень отрадно, что многие покупатели не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами сегодня относятся к слогану «Сделано в Беларуси» с огромным доверием и хотят приобретать именно белорусское. Поэтому закономерно, что на крупнейших и широко известных международных маркетплейсах в этом году появились специальные разделы исключительно с товарами из Беларуси.
И когда мы говорим про востребованные белорус-ские потребительские товары, то понимаем, что перечень не ограничивается только изделиями легпрома, бытовой химией или парфюмерно-косметической продукцией.
Все это создано трудом нашего народа, пользуется спросом, и этим можно и нужно заслуженно гордиться.
– Со сколькими странами у Беларуси есть соглашения о свободной торговле? Какой это имеет экономический эффект?
– Переговоры по таким соглашениям с 2015 года ведем вместе с партнерами по ЕАЭС. А вот переговоры по соглашениям о торговле услугами и инвестициям остались в национальной компетенции.
Остановлюсь на соглашениях о свободной торговле товарами, кото¬рые относятся к сфере ответственности МИД.
Сейчас действует режим свободной торговли товарами с 13 странами: Азербайджаном, Арменией, Вьетнамом, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Сербией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной.
В 2019 году ЕАЭС также подписал соглашение о свободной торговле с Сингапуром. Пока оно не вступило в силу из-за увязки сторо¬нами процесса с завершением двусторонних переговоров по услугам и инвестициям.
В 2025 году ожидается вступление в силу полноценного соглашения о свободной торговле с Ираном, которое подписано в декабре 2023-го. Пока между ЕАЭС и Ираном действует временное соглашение, предусматривающее отмену или снижение пошлин на ограниченный перечь товаров.
До конца года ЕАЭС планирует подписать временное соглашение с Монголией. По истечении трех лет его действия начнутся переговоры о создании полноценной зоны свободной торговли товарами.
В 2025 году ожидается подписание соглашений о свободной торговле товарами с ОАЭ и Индонезией.
Основной экономический эффект, который дает заключение соглашений о торговле, – отмена на взаимной основе ввозных таможенных пошлин и ограничительных мер практически для всех товаров.
Как правило, это не менее 80% номенклатуры и объема товарооборота между сторонами. Таким образом, для наших предприятий создаются благоприятные условия наращивания экспортных поставок на рынок партнера по сравнению с конкурентами из третьих стран, которые не стали участниками зоны свободной торговли.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by