Ответы Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова на вопросы представителей СМИ по итогам совместного заседания коллегий МИД Беларуси и МИД России, прошедшего 30 января 2008 года в МИД Беларуси
Только что завершилось совместное заседание коллегий Министерства иностранных дел Республики Беларусь и Министерства иностранных дел Российской Федерации. Это встреча, которую мы проводим регулярно, один раз в два года, и центральным моментом которой является одобрение Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников договора о создании Союзного государства, в данном случае на 2008–2009 годы, и Плана консультаций между МИД Республики Беларусь и МИД Российской Федерации. Оба эти документа являются отражением высокой степени согласованности внешней политики между нашими государствами и высокого уровня скоординированности работы двух министерств иностранных дел. Хочу вам сообщить, что оба документа одобрены заседанием коллегий.
Помимо этого состоялось углубленное обсуждение вопросов взаимодействия двух наших министерств в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами, а также в сфере взаимодействия на площадках ООН, ОБСЕ, других международных организаций по интересующим нас темам.
Хотел подчеркнуть, что в ходе нынешнего рабочего визита в Минск Сергея Викторовича Лаврова и его коллег состоялись также многочисленные контакты между соответствующими структурами и подразделениями двух министерств. Мы условились о самой тесной работе на будущее.
Вчера Сергея Викторовича принял Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. В ходе встречи с Главой государства также были обсуждены вопросы нашего взаимодействия.
Вопросы
Газета «Время новостей» (РФ): Программа согласованных действий в области внешней политики: как Вы считаете, поможет ли она Беларуси улучшить отношения с западными странами, которые сейчас, как известно, являются не очень хорошими? В частности, поможет ли это решить проблему санкций, введенных ЕС и США, и проблему, связанную с тем, что США обещали в дальнейшем еще расширять санкции?
С.Мартынов: Хочу сказать, что Программа согласованных действий в области внешней политики не носит географической направленности, о которой Вы говорите. Она сформулирована и исходит из национальных интересов обеих стран и рассчитана на их защиту по всему периметру. Естественно, сюда входят консультации и взаимодействие и на европейском, и в целом западном направлении.
Для вас не секрет, что Республика Беларусь считает критику в свой адрес – а тем более односторонние меры принуждения в экономической сфере – необоснованными и несправедливыми. И мы благодарим Российскую Федерацию за поддержку нашей позиции в этом отношении.
Мы в настоящее время совместно с Россией и в контактах с Европейским союзом, с другими западными партнерами работаем над тем, чтобы эти темы максимально нейтрализовывались, и чтобы экономические санкции не только не углублялись, но и фактически снимались. Каковы будут результаты этой работы, будет видно в дальнейшем.
Газета «Беларусь сегодня» (РБ): Совсем скоро в России состоятся президентские выборы, в Беларуси в конце сентября пройдут парламентские выборы. Беларусь уже заявила, что не будет ограничивать количество международных наблюдателей, которые будут приглашены на выборы. Во время предыдущих избирательных кампаний очень часто, даже всегда, разнились результаты международного наблюдения – например, миссии ОБСЕ и миссии СНГ. После этого всегда говорилось, что нужно как-то эту проблему решать, в частности, какие-то единые стандарты международного наблюдения изобретать. Хотелось бы знать, как подготовились к нынешним выборам обе страны, что уже в этом направлении сделано?
С.Мартынов: Что касается подготовки к выборам внутри стран, то это является внутренним делом каждого из этих государств.
Применительно к нашему взаимодействию с ОБСЕ и БДИПЧ, о котором вы говорите, наша позиция остается неизменной. Здесь наши позиции очень близки, фактически совпадают. Смысл их состоит в том, что БДИПЧ ОБСЕ, к большому сожалению, использует разные стандарты для разных государств. Вы видите это на практике последних лет, на практике наблюдения в странах «к Востоку и к Западу от Вены», когда существует разное количество направляемых наблюдателей, разные критерии, по которым оцениваются выборы, разные заключения и разные выводы.
Так, с нашей точки зрения, продолжаться не должно. И в этой связи не только Беларусь и Россия, но и государства-члены ОДКБ на форумах ОБСЕ, включая последнюю Министерскую конференцию в Мадриде, обратились с предложением о необходимости разработки единых стандартов и критериев деятельности ОБСЕ и, в частности, БДИПЧ. Мы будем продолжать эту работу, будем добиваться ее благополучного завершения. И если такая работа будет поддержана другими государствами-членами ОБСЕ, можно быть уверенными, что различия в оценках объективного и необъективного наблюдения более не будет.
Агентство «Интерфакс» (РФ): В Беларуси, немного в меньшей степени в России, столкнулись в последнюю неделю с проблемой пересечения таможенных грузов через белорусско-польскую границу и, соответственно, польско-российскую границу. Скажите, пожалуйста, какой ущерб нанесли эти действия как белорусской, так и российской стороне? И насколько обоснованны с точки зрения международного права подобные методы борьбы?
С.Мартынов: Что касается этого вопроса и размеров ущерба, то он сейчас, я уверен, подсчитывается хозяйствующими субъектами Беларуси. Хотелось бы верить, что это делают и субъекты хозяйствования других стран.
Применительно к тому, насколько это обоснованно, хотел бы сказать, что реализация прав одной группы людей не должна препятствовать реализации прав других групп людей и государств.
Но в целом, с нашей точки зрения, эта проблема, возникшая в последние дни, показывает, что это – не проблема одной страны и не одной группы людей. Это проблема обеспечения режима восточной границы Европейского союза и обеспечения нормального экономического оборота и нормальных контактов между людьми.
К сожалению, в последние дни из-за этой проблемы эта граница стала фактически физическим препятствием на пути нормального экономического оборота и контактов людей.
Мы приветствуем то, что и польское правительство прилагает активные усилия – и небезуспешные, как показывают последние часы – для разрешения этой проблемы. Приветствуем то, что Европейская комиссия также способствует разрешению этой проблемы.
Но мы думаем, что из этой ситуации нужно всем извлечь урок и на будущее – позитивного свойства – смысл которого состоит в том, что, очевидно, назрело время сесть представителям и Европейского союза, и смежных с ним государств (включая Беларусь, Россию в данном случае) и отработать систему мер на будущее, которая позволит предотвращать такие ситуации. Которая могла бы, например, включать меры по раннему оповещению о возможной опасности такого развития ситуации, меры по недопущению кризисных ситуаций, и меры теснейшего взаимодействия в кризисных ситуациях и нейтрализации этой ситуации, если она наступила.
Я думаю, что такого рода работа была бы весьма обоснованной и отвечала бы интересам всех – и Европейского союза, и его соседей.
Хотел бы добавить еще один момент. Насколько я понимаю, удобным форумом для обсуждения этих проблем могла бы стать предстоящая совместная коллегия таможенных служб Беларуси и России. И если я не ошибаюсь, обе таможенные службы пригласили уже представителей Европейского союза принять участие в таком обсуждении.