Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея Радио ООН (23 сентября 2016 г., г.Нью-Йорк)

«Радио ООН»: Владимир Владимирович, во-первых, мы очень рады приветствовать Вас у нас в студии. Это уже становится хорошей, доброй традицией. Мы хотели бы, конечно, поговорить об участии делегации Беларуси в работе Генеральной Ассамблеи ООН. Мы слушали Ваше выступление и хотим попросить Вас рассказать о приоритетах Беларуси в рамках Организации Объединенных Наций.

В.Макей: Спасибо. Это, действительно, становится уже доброй традицией – интервью с Радио ООН. Мы благодарны за то, что Вы всегда идете навстречу, если возникают какие-то затруднения с графиком. Мы считаем, что это очень важно, всегда важно донести точку зрения своей страны.

Вы спросили, с какими приоритетами Беларусь прибыла на 71-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Знаете, я не в порядке критики, а в порядке констатации факта, хочу сказать, что слушал выступления представителей многих стран – и руководителей, и глав правительств, и моих коллег – министров иностранных дел, и других представителей. К сожалению, иногда получается так, что люди хотят донести информацию о своей стране, о том, что делается в конкретной стране, и как они видят свои проблемы внутри страны. Да, для них эти проблемы большие, но на глобальном фоне эти проблемы мизерные, скажем так.

ООН – это универсальная организация, универсальная площадка для обсуждения и выработки предложений, решений, которые касаются судеб мира. Поэтому, как нам кажется, здесь мы должны говорить именно о концептуальных вещах. О том, что происходит сейчас, почему это происходит и что мы должны сделать для того, чтобы предотвратить негативные последствия того или иного события.

Вы говорите о приоритетах… Знаете, для Беларуси это простые приоритеты.

Возможно, Вы знаете, у нас раз в пять лет принимается Программа социально-экономического развития страны. И наш Президент в своих предвыборных программах тоже обозначает ряд приоритетов. Мы хотим, чтобы эти приоритеты у нас, внутри страны, были просты и понятны людям: экспорт, жилье, продовольствие, затем инновации, инвестиции, молодежь и другие подобные приоритеты. И даже в самом уже слове все сказано.

Точно так же и здесь, в ООН, эти приоритеты должны быть понятными для простых людей.

Что сейчас самое главное? Мы слышим о том, что мир разрывается от конфликтов: происходят войны, идут межрелигиозные и межнациональные междоусобицы.

Сейчас для человека самое главное – мир, безопасность, спокойствие, устойчивое развитие. Вот, нам кажется, именно об этом и надо говорить. И надо говорить не о каких-то технических моментах, связанных с тем, как нам подойти к выполнению Целей устойчивого развития, которые главы государств приняли в прошлом году и которые рассчитаны до 2030 года. Надо говорить не о каких-то технических аспектах, а говорить о том, что нужно сделать для того, чтобы мы достигли этих поставленных целей.

Поэтому мы на этой сессии считаем, что надо немедленно заниматься вопросами урегулирования конфликтов – военных конфликтов, которые происходят сейчас в различных регионах мира. Мы слышим сотни, тысячи слов с высоких трибун на сей счет, но конкретных действий, особенно от ведущих геополитических игроков, от которых и зависит эта ситуация, мы не видим. Поэтому надо всерьез задуматься, скажем, я бы назвал, о «новом мировом порядке», который помог бы остановить эти конфликты.

Давайте вернемся в историю. Когда создавалась ООН, на исходе Второй мировой войны, лидеры государств, которые имели различные точки зрения на пути развития человечества и пути развития своей страны, тем не менее, нашли в себе силы, сели за стол переговоров и создали организацию, которая сегодня является, действительно, уникальной организацией для решения всех важных вопросов, связанных с судьбой человечества.

В годы холодной войны – то же самое. Умные люди, скажем так, нашли в себе силы, сели за стол переговоров и приняли решения, которые позволили остановить гонку вооружений и выйти на более-менее спокойное развитие.

Сегодня ситуация не менее взрывоопасная, чем это было несколько десятков лет назад. Поэтому надо найти в себе силы, заставить себя сесть за стол переговоров и искренне, повторяю, искренне – это касается особенно геополитических игроков – начать обсуждать вопросы мира и стабильности во всем мире. Это что касается политической точки зрения.

С экономической точки зрения мы видим, как сегодня создается огромное количество разных интеграционных структур, объединений в разных регионах мира. Но, к сожалению, эти интеграционные экономические объединения нацелены не на упрощение торговли и экономического сотрудничества между различными странами, а на создание новых барьеров. То говорят, что транстихоокеанское  партнерство направлено против кого-то, трансатлантическое партнерство направлено против кого-то еще. Какие-то иные региональные объединения направлены против кого-то.

Наша позиция такова: мы выступаем за сопряжение региональных интеграционных процессов, будь то в Европе, будь то в Евразии, будь то в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии, в Африке или в каких-либо иных регионах.

Наш Президент некоторое время назад провозгласил идею «интеграция интеграций». Я считаю, что именно реализация этой идеи позволит нам избежать новых разделительных линий и наоборот найти точки соприкосновения, точки сопряжения, которые помогут нам преодолеть экономические трудности и будут способствовать экономическому развитию и отдельных государства, и регионов в целом, и континентов в целом.

Ну и, наконец, социальный аспект. Опять-таки – мы видим, как брат поднимает руку на брата. Я имею ввиду межрелигиозные конфликты, межнациональные конфликты. Никто не хочет слушать друг друга. Мы на себе испытали, что такое санкции, что значит принуждение. Мы сделали однозначный вывод – только через диалог, через готовность к диалогу, через готовность к нахождению даже компромиссных решений – пусть они будут тяжелыми – мы можем достичь гармонии, спокойствия и стабильности в обществе, в регионе и в мире в целом.

Вот, в принципе, вкратце, те приоритеты, которые мы хотели бы обозначить на проходящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

«Радио ООН»: Владимир Владимирович, Вы только что затронули тему взрывоопасной ситуации, которая сложилась в мире. Не случайно общеполитическая дискуссия началась с Саммита по беженцам и мигрантам. И Вы в своем выступлении говорили о том вкладе, который Беларусь вносит в решение проблемы беженцев. Мы знаем, что вы взяли на себя большую очень ответственность за обустройство людей из Украины.

В.Макей: Действительно, хорошо, что Саммит начался со встречи высокого уровня, которая была посвящена проблемам миграции, беженцев. Это проблема сейчас, я считаю, проблема номер один, особенно для европейского континента. И удивляет неготовность, неспособность ведущих европейских лидеров, руководителей ведущих государств, найти решение этого вопроса, прийти к единому мнению по этому вопросу. Мы даже в Европейском союзе наблюдаем различные точки зрения на сей счет.

Конечно же, надо смотреть на причины появления этих волн миграции. Причины лежат на поверхности – происходят вооруженные конфликты, в результате возникают волны беженцев. Значит надо стремиться к тому, чтобы искоренить причины, которые ведут к появлению этих волн беженцев. Не допускать вооруженных конфликтов. И мы должны откровенно говорить о том, что ответственность должны нести те государства, которые развязывают эти конфликты.

Хотя, опять-таки, каждое государство имеет свою точку зрения на сей счет и каждый говорит, что в данной ситуации я прав, не желая признавать свою неправоту. Поэтому искреннее отношение должно быть со стороны ведущих держав мира к этому вопросу.

Проблему надо решать. Мы это чувствуем на себе – у нас более 160 тысяч беженцев с Украины. Сейчас число не растет, остановилось. Но мы вынуждены были в свое время принимать экстренные решения, которые должны были привести к тому, чтобы эти люди не чувствовали себя как оказавшиеся в какой-то беде. Указом Президента были предоставлены специальные преференции для этих лиц, связанные с получением работы, жилья, с доступом к образованию и т.д. Фактически, мы создали для них такие же права, как и для белорусов. И это важно.

Но здесь, о чем мы говорили на встречах на высоком уровне, здесь мы должны очень четко соблюдать баланс. Я встречался с представителями многих европейских стран и в неофициальных разговорах они говорили, что беженцы, которые прибыли в ту или иную страну, не всегда воспринимают законы, которые действуют в этой стране, не всегда ведут себя адекватным образом. Поэтому здесь должен быть соответствующий баланс, то есть готовность общества принять этих беженцев, но и готовность беженцев к интеграции в то или иное общество в той или иной стране. Это очень важно.

Конечно, особое внимание в этом плане должно быть уделено людям с ограниченными возможностями, женщинам, детям. О них должна быть проявлена особая забота. И здесь очень важно, об этом тоже говорилось на встречах, выстроить правильную линию по отношению к беженцам со стороны всего общества. Государство, в нашем понимании, должно предоставить какие-то легальные, правовые рамки для интеграции беженцев в то или иное общество. Но и частный бизнес тоже должен думать о том, чтобы помочь этим беженцам: создавать новые рабочие места, предоставлять возможность и для проживания и др.

Проблема, конечно, глобальная, но у нас, в Беларуси, на этом этапе она решена. Надеемся, что больше таких волн в будущем не будет. Но мы, со стороны наблюдая за тем, что происходит в Европе, считаем, что нужно принимать быстрые, четкие и конкретные решения, иначе скоро европейцы будут думать о сохранении европейской идентичности.

«Радио ООН»: А в Беларуси есть вот такие категории просителей убежища с Ближнего Востока, как в европейских странах?   

В.Макей: Есть определенное количество беженцев с Ближнего Востока, но это не большое число.

И, конечно же, говоря о беженцах с Украины, надо отметить, что мы, фактически, единые народы. Мы близкие по духу. У нас похожий менталитет, похожая психология. Поэтому, конечно, им проще интегрироваться в наше общество, нежели представителям с Ближнего Востока.

«Радио ООН»: Владимир Владимирович, Вы, я имею ввиду Беларусь, когда говорю Вы, преподнесли подарок Генеральному секретарю ООН, войдя в группу стран, которые ратифицировали Парижское соглашение по климату. Пан Ги Мун постоянно повторял, что для него проблемы изменения климата – это, собственно, главное. Он поздравлял и благодарил государства, которые ратифицировали Парижское соглашение. В этой связи у меня такой вопрос. Испытывает ли Беларусь на себе уже какие-то последствия изменения климата? Если да, то как вы адаптируетесь? Есть ли у вас какая-то программа перехода на зеленую экономику, может быть?

В.Макей: Конечно, я думаю, не только Беларусь испытывает последствия изменения климата, но и ряд других стран.

Начну с позитивного. Эти изменения заключаются хотя бы в том, что мы в Беларуси уже начали выращивать арбузы, что раньше не было возможным. Не только в южных областях, но даже Президент на своей грядке в центре страны выращивает соответствующие сорта арбузов. Хочу сказать, что очень вкусные и сладкие получаются.

Это позитивно, но негативная сторона тоже есть. И в увеличивающемся количестве выбросов парниковых газов, и в том, что происходит в ряде регионов в виде и наводнений, и дождей. И у нас, в Беларуси, не всегда мы уже видим настоящую зиму с трескучими морозами, с огромными сугробами снега. Иногда на Рождество, на Новый год идет дождь. Мы это ощущаем.

Конечно, хорошо, что на каком-то этапе ответственные общественно-политические деятели, руководители государств озаботились этим вопросом и начали думать о том, как остановить такое негативное развитие событий.

Мы осознанно подписали этот документ, и своим Указом Президент одобрил присоединение к Парижскому соглашению по климату, потому что мы считаем, что дальнейшее негативное развитие событий надо остановить. Мы готовы внести свой реальный вклад в этот процесс. Не значит, что мы подписали, и ничего не будем делать.

У нас разработана Национальная программа социально-экономического развития до 2030 года, в которой огромное место уделяется именно экологическим вопросам, вопросам сохранения экологического равновесия, вопросам недопущения дальнейших климатических изменений.

Мы взяли на себя обязательство до 2030 года на 28 процентов снизить объем выброса парникового газа по сравнению с 1990 годом.

Мы намерены увеличить площадь лесов. У нас и так достаточно большая (площадь), где-то чуть меньше 40 процентов. Но мы намерены достичь 41 процента – это очень важно.

Мы намерены также на 10 тысячах гектаров болот провести соответствующие рекреационные работы, чтобы восстановить эти болота. Потому что, говорят, болота – это «лёгкие планеты» и это действительно так. Мы уже сейчас начали соответствующую работу.

Еще раз повторюсь, поэтому мы осознанно поставили подпись и присоединились к Парижскому соглашению.

Что еще очень важно, тот факт, о котором Вы упомянули: мы можем продолжать действовать по старинке, продолжать использовать традиционные виды энергии, углеводородов. В результате это приведет к тому, что мы не достигнем тех целей, которые обозначены в Парижском соглашении по климату. Парижское соглашение, как мне кажется, создает основы для развития именно новой экономики, зеленой экономики, экономики, основанной на новых передовых технологиях.

Мы сейчас вплотную занимаемся вопросами развития альтернативных видов энергии. Работаем очень тесно с теми странами, которые имеют большой опыт в этом деле, например с Ирландией, Германией. Я, в частности, отвечаю за реализацию одного из проектов, которые реализуют ирландцы, общим объемом порядка 100 миллионов долларов, по строительству источников солнечной энергии, ветряной энергии и т.д.

Я считаю, что это Парижское соглашение по климату подтолкнет и наши традиционные отрасли промышленности думать об инновациях, о новых проектах, которые будут основаны на новых передовых технологиях и приведут к уменьшению использования традиционных видов энергии.

Поэтому, мы считаем, что наше присоединение к этому соглашению должно дать толчок и экономическому развитию государства.  

«Радио ООН»: Да, это такой задел на будущее! Наверняка, появятся новые рабочие места, связанные с этими рабочими отраслями.

В.Макей: Конечно, более того, некоторые вещи для нас действительно представляют интерес. У нас традиционно считается, что солнечная энергия достаточно дорогая, что надо ее субсидировать, но, оказывается, в Германии за последние четыре года стоимость одного киловатта этой энергии снизилась в разы. Если раньше это была достаточно серьезная сумма, то сейчас, как у нас говорят, это «копейки». Нам необходимо продолжать двигаться в направлении разработки новых источников энергии.

«Радио ООН»: А какой наиболее перспективный вид возобновляемых источников для Беларуси?

В.Макей: Конечно, сохранятся гидроэлектростанции. Мы также будем развивать источники солнечной энергии и ветра. Говоря о солнечной энергии, мы намерены работать над реализацией ряда проектов в этой сфере. У нас уже появились ветряные установки, и мы будем продолжать работать в этом направлении.

«Радио ООН»: Если вернуться к началу работы Генеральной Ассамблеи, прошло мероприятие, которое было посвящено годовщине принятия Целей в области устойчивого развития, т.е. новой повестки дня до 2030 года. Эти цели отличаются от предыдущего периода — Целей развития тысячелетия, которые были приняты в 2000 году — тем, что они учитывают национальные особенности. В этой связи, я бы хотела Вас спросить, какие из этих 17 целей представляют для Беларуси наибольший интерес, и роль каких целей наиболее важна? Что касается предыдущих целей, практически все бывшие союзные республики выглядели очень хорошо на фоне, естественно, остального мира, потому что всеобщее образование и все такие вещи были выполнены и перевыполнены задолго до принятия этих целей. Сейчас немного другая картина и другая история.

В.Макей: Вы знаете, я не стал бы выделять здесь отдельно какие-то цели, которые важны для нашего государства. Я думаю, что все 17 задач и 169 целей устойчивого развития, которые утвердили главы государств в прошлом году, для нас важны.

Все эти цели и задачи перекликаются с положениями Программы социально-экономического развития страны до 2030 года, о которой я уже говорил.

Сейчас мы адаптируем все наши принятые ранее решения к тем решениями, которые были приняты главами государств на Саммите в прошлом году, конкретизируем соответствующие цели, и мы практически уже сейчас активно работаем над их реализацией.

Мы адаптируем также показатели глобального мониторинга Целей устойчивого развития с нашими национальными статистическими показателями развития, потому что это очень важно, чтобы мы правильно оценивали достижения той или иной цели, того или иного качества.

Мы создали соответствующую межведомственную группу, которая вырабатывает уже конкретные подходы по реализации этих Целей устойчивого развития. Я думаю, что ближайшее время будет назначен национальный координатор. У нас недавно состоялись парламентские выборы. Мы думаем, что из этого состава Парламента найдем соответствующего человека, который будет координировать всю деятельность в этой сфере.

Что касается содержания самих этих целей, для нас они все важны – это и обеспечение устойчивого экономического развития, обеспечение занятости населения, это и сохранение экологии, забота о благосостоянии людей, здравоохранение и многие другие вещи. Ни одна из этих целей не останется без соответствующего внимания со стороны государства.

Мы хотели бы также, чтобы больше внимания уделялось, в том числе и в рамках ООН, вопросам сохранения традиционной семьи. И мы эту тему будем поднимать. В нашем понимании именно в традиционной семье закладываются основы воспитания человека, в семье создаются все предпосылки для того, чтобы человек не курил, не пил, не увлекался наркотиками. Нам кажется, что этот фактор недооценивается представителями многих государств.

Мы намерены очень серьезно и плодотворно работать над реализацией тех решений, которые были приняты главами государств на Саммите в прошлом году.

«Радио ООН»: Вы упомянули прошедшие парламентские выборы в Беларуси. Новая повестка дня до 2030 года помимо социально-экономических показателей имеет еще и другие аспекты, касающиеся защиты прав человека, демократических преобразований. Прошедшие в Беларуси выборы получили немного смешанную оценку, как я понимаю, наблюдателей от ОБСЕ и спецдокладчика Совета ООН по правам человека, который занимается Беларусью. Смешанная оценка в том смысле, что отмечены положительные сдвиги, сказано, что оппозиция попала в Парламент, но и в то же время рекомендовано провести законодательную реформу. Они считают, что прозрачности не хватает. Как вы восприняли их рекомендации и будете ли вы их воплощать в жизнь?

В.Макей: Я уже говорил о том, что диалог всегда лучше, чем какие-то требования, принуждения и, упаси Бог, санкции. Мы всегда говорили нашим партнерам, что все вопросы, проблемы, трудности, которые могут возникать, мы готовы решать в рамках
диалога – равноправного, уважительного диалога. Мы придерживаемся этой точки зрения.

Что касается оценки прошедших выборов, то я считаю, что наблюдателями ОБСЕ дана достаточно сбалансированная, взвешенная оценка выборов.

Я лично встречался и за некоторое время до выборов, и сразу после выборов с руководителями миссий долгосрочного и краткосрочного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ. Мы открыто обсуждали их оценки, их мнения относительно итогов проведения парламентских выборов в Беларуси. Они сами признали, что надо рассматривать вещи в движении, не только обращать внимание на конкретные цифры и факты, но и смотреть что было, что есть и предполагать что будет.    

Мое твердое убеждение, что есть однозначный прогресс. Мы проводили выборы для себя, для своего народа и люди приняли то решение, которое приняли.

Я считаю, что в последнее время появилось больше понимания со стороны наших европейских и американских партнеров относительно тех процессов, которые происходят внутри Беларуси.

Я бы не сказал, что оценка этих выборов была однозначна негативная. Нет. Было сказано, что есть прогресс, но, конечно, надо думать о том, как совершенствоваться дальше. Но мы и никогда и не считали, что мы идеальная страна, всего достигли и нам не надо ничего больше предпринимать. Нет, мы будем спокойно работать вместе с ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ над совершенствованием тех положений, которые требуют, возможно, доработки и улучшения. Это процесс, диалог, переговоры… Но готовность у нас есть.

Что касается некоего спецдокладчика Комитета по правам человека, которого Вы упомянули, знаете, я думаю, что за такие деньги, сидя в Женеве, можно написать все что угодно и выдумать все что угодно. Я не доверяю выводам людей, которые судят только по тем фактам, которые происходят где-то далеко от того места, где они находятся.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2021

www.tibo.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by