Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея программе «Главный эфир» канала «Беларусь 1», состоявшегося 27 июня 2014 г.
Ведущий: Владимир Владимирович, здравствуйте! Куба, Эквадор, Никарагуа – это были не просто рабочие поездки, это были официальные визиты. Вы в целом довольны, как все прошло?
В.Макей: Добрый вечер! Сказать, что доволен… Я думаю, что сначала надо решить те задачи, которые стоят перед нами, а потом уже возникнет чувство удовлетворенности. Если сейчас сказать, что мы удовлетворены, то может возникнуть ощущение самоуспокоенности, а этого не должно быть.
Латиноамериканский континент для нас представляет очень большой интерес, в том числе в контексте выполнения поручений Главы нашего государства о диверсификации внешнеэкономической деятельности.
Латиноамериканский континент сегодня – это огромный потребительский рынок с более чем 600 миллионами жителей. Он занимает 15 процентов планетарной суши. Навскидку можно привести еще ряд количественных показателей: здесь находятся почти 20 процентов разведанных запасов нефти, доля латиноамериканского континента в производстве, например, серебра составляет 41 процент, никеля – 47 процентов, говядины – 30 процентов. Это только отдельные цифры, говорящие о том, что это огромный, емкий рынок, где наша продукция тоже может найти свое применение.
Поэтому поездка в эти страны была очень важной для установления контактов с руководством министерств иностранных дел и других министерств этих стран и для продвижения наших интересов в регионе.
Сразу хочу сказать, что наши экономики – экономика Беларуси и экономики ряда латиноамериканских стран – взаимодополняемы, поэтому там есть место для нашей продукции, для товаров, производимых нашими предприятиями.
С политической точки зрения, между Беларусью и большинством стран латиноамериканского региона тоже нет никаких проблем. Мы одинаково смотрим на дальнейшее устройство миропорядка, мы придерживаемся той точки зрения, что мир должен быть многополярным. И поэтому это создает хорошую политическую основу для развития торгово-экономического сотрудничества. Мы поддерживаем отношения с 31 государством из 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Ведущий: Это вопрос времени? 33 – на перспективу?
В.Макей: Я думаю, да. Мы установим отношения и с другими государствами.
Наш товарооборот со странами Латинской Америки составил в прошлом году 1,2 млрд. долларов США. Я вынужден назвать это скромным показателем. Перед нами стоит задача резкого увеличения товарооборота со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Именно этим целям и был подчинен визит руководства МИД в страны этого региона. Я думаю, нам удалось во многом решить задачу, связанную с продвижением нашей техники. Состоялась презентация наших возможностей во всех трех государствах, которые мы посещали. И сейчас задача состоит в том, чтобы работать над выполнением тех договоренностей, которые мы достигли.
Ведущий: Как раз и хотелось услышать о конкретных договоренностях… Если позволите, после Вашего визита в Эквадор все сразу отметили решение вопроса об отмене виз. В этой связи хотелось бы понять, ведь были договоренности не только касающиеся отмены виз. Что еще Вы бы выделили в качестве такого итога, результата Вашего нынешнего визита в регион?
В.Макей: Эквадор становится одним из наших важных партнеров в этом регионе, наверное, после Венесуэлы. Как Вы знаете, некоторое время назад состоялся обмен визитами руководителей наших государств: в 2012 году Президент Беларуси посещал Эквадор, в прошлом году Президент Эквадора посещал Беларусь. Между нашими странами подписан ряд соглашений, составляющих основу для дальнейшего формирования договорно-правовой базы. Действительно, в ходе моего визита в Эквадор во исполнение тех договоренностей, которые были достигнуты руководителями наших государств, было подписано соглашение об отмене виз.
Ведущий: Это же очень быстро произошло, только вы договорились отменить визы, проходит несколько месяцев – и вы это делаете.
В.Макей: Это говорит о взаимной нацеленности на развитие сотрудничества между нашими государствами. Эквадорские партнеры являются достаточно конкретными, конструктивно настроенными и заинтересованными в развитии всестороннего сотрудничества с Республикой Беларусь. Действительно, договоренность о подписании этого соглашения была достигнута несколько месяцев тому назад, сегодня мы уже констатируем, что это поручение президентов выполнено.
Белорусской стороной выполнены и поручения, касающиеся открытия Посольства Беларуси в Эквадоре. Уже несколько дней там работает наш полноценный посол, уже установлены контакты с рядом министерств и ведомств, предприятий. Я убежден, что реализация тех планов, которые у нас существуют, даст свои плоды.
В ближайшее время планируется открытие Посольства Эквадора в Беларуси. Это позволит установить прямую оперативную связь в отношениях между нашими государствами.
Визит был подчинен, в первую очередь, анализу выполнения тех договоренностей, которые были достигнуты руководителями наших стран, и определению задач на перспективу. Должен сказать, что в ряде областей, сфер мы работаем вместе с нашими эквадорскими партнерами достаточно активно. Например, в сфере нефтехимии, нефтедобычи, сейсморазведки наше предприятие «Белоруснефть» очень и очень активно работает на эквадорском рынке. И, я думаю, что здесь перспективы для нашего сотрудничества открываются очень широкие.
В ходе встреч в Эквадоре мы вели разговор также о поставках нашей техники на рынок Эквадора. Есть определенные наработки. Подписан Меморандум о взаимопонимании между министерствами сельского хозяйства Эквадора и Беларуси, и здесь у нас тоже есть реальные подвижки.
На повестке дня наших отношений стоит задача подписания очередных соглашений, касающихся избежания двойного налогообложения, взаимной защиты инвестиций, развития торгово-экономического сотрудничества в целом. Это позволит нам сформировать полноценную договорно-правовую базу, которая является серьезной основой для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в различных областях.
К сожалению, вынуждены констатировать, что не все министерства, не все предприятия ответственно относятся к реализации поручений. Об этом мы будем докладывать руководству нашей страны и, я думаю, что в ближайшее время мы постараемся исправить ситуацию, связанную с невыполнением тех или иных двусторонних договоренностей. Эквадорская сторона также пообещала провести в ближайшее время заседание правительства, посвященное конкретным вопросам развития сотрудничества с Беларусью, потому что, к сожалению, и эквадорские партнеры иногда проявляют определенную медлительность в развитии отношений с Беларусью.
Но, в целом, с эквадорскими партнерами нам работать достаточно комфортно. Мы очень быстро пришли к пониманию необходимости дальнейшей активизации нашего двустороннего сотрудничества. Эквадорские партнеры очень конструктивно обсуждали все вопросы, касающиеся нашего взаимодействия во всех сферах, будь то научно-техническая, военно-техническая, сфера промышленности, сельского хозяйства и другие.
Повторюсь. Очень многое достигнуто на данном этапе. Большинство поручений руководителей наших государств выполняется. Но в некоторых областях требуется бóльшая динамика.
Ведущий: А где? Например, хотя бы…
В.Макей: Например, можно было бы быстрее вести разговоры о поставках техники, можно было быстрее работать и в сфере сельского хозяйства, и по ряду других направлений.
Ведущий: Это, в общем-то, наши традиционные направления и здесь…
В.Макей: Проекты конкретных поручений по итогам визита мы внесем в правительство, и думаю, что соответствующие предприятия, министерства, ведомства получат четкие и конкретные указания.
Ведущий: Вот здесь хотелось бы разобраться. Эквадор – страна, которую мы не так давно открыли. Но сейчас, после серии двусторонних визитов Президентов мы видим, как очень бурно развиваются двусторонние проекты. Куба – это понятно, это наш давний партнер. А вот Никарагуа, такая «темная лошадка». Когда Вас принимал Президент Ортега, он такую фразу сказал, что воспринимает Ваш визит как такой сигнал, что Президенту Беларуси интересно сотрудничество с Никарагуа. Чем нам интересна эта страна все-таки, учитывая, что это небольшое государство, население чуть ли не в два раза меньше, чем в Беларуси? Мощный аграрный сектор, я бы сказал, крен, в сторону сельского хозяйства. Ну и очень далеко от нас.
В.Макей: Я хотел бы вернуться к Кубе. Белорусы в основной своей массе знают, что такое Куба. Но, к сожалению, у некоторых складывается впечатление, что Куба – это отсталая страна, она полностью зависит от внешних поставок и т.д. и т.п. Я хочу сказать, что Куба – это достаточно динамично развивающая страна. И если бы не экономическая блокада со стороны США, то это было бы, я уверен, процветающее государство.
И Куба, и Беларусь проводят в социальном плане схожую политику – социально-ориентированного государства. На Кубе прекрасно развита система здравоохранения и образования. За счет экспорта услуг здравоохранения и образования Куба получает почти 3 миллиарда долларов. Мы посетили два центра, занимающихся выпуском лекарственных средств, – Центр генной инженерии и биотехнологий и Центр молекулярной иммунологии. Я хочу отметить, что успехи этих центров в создании современных лекарственных средств поразительны. В ходе пребывания на Кубе мы подписали два соглашения – о встречных поставках (лекарства в обмен на нашу технику) и соглашение о взаимном признании регистрации лекарственных средств, что тоже для нас очень важно в контексте поставленной Президентом задачи обеспечить к 2015 году 50 процентов производства собственных лекарственных средств. Мы посетили выставку «КубаИндустрия», на которой тоже видели ряд примеров, что Куба – достаточно динамично развивающая страна.
Ведущий: Куба у нас – это не номинальный партнер, который у нас вот он «есть и есть». Это тот рынок, на который необходимо обратить внимание?
В.Макей: Мы всегда говорили о заинтересованности в сотрудничестве с Кубой и, я думаю, что и в перспективе на этот рынок нужно обратить особое внимание.
На Кубе принят новый закон об иностранных инвестициях. Есть планы по созданию нового современного порта, по созданию свободных экономических зон, где, я думаю, наши предприятия тоже смогут найти себе применение. Более того, мы уже договорились с Кубой о продвижении нашей техники на этот рынок в контексте сотрудничества с Банком развития, который поддерживает экспортные поставки нашей продукции за рубеж. Не хотел бы, чтобы складывалось впечатление, что Куба является какой-то отсталой аграрной страной. Куба – это современное динамично развивающееся государство. И, если бы не внешние негативные факторы, то динамика этого развития была бы еще больше.
Что касается Никарагуа, то я не хочу сказать, что это тоже «темная лошадка» для нас, как Вы выразились. В Никарагуа знают о Беларуси еще с советских времен. И трактора «Беларус» до сих пор еще бороздят земли Никарагуа. И, действительно, в ходе разговора с Президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой он произнес фразу о том, что визит Министра иностранных дел Беларуси в Никарагуа – это сигнал со стороны Президента Беларуси или желание Президента Беларуси активно развивать отношения с Никарагуа. Это взаимно. Никарагуа проявляет огромную заинтересованность в развитии всестороннего сотрудничества с Беларусью. Да, вроде бы население небольшое, территория небольшая. Но планы развития Никарагуа – амбициозны.
Ведущий: В последнее время очень бурный экономический рост наблюдается…
В.Макей: И в последнее время действительно наблюдается очень серьезный устойчивый экономический рост. Ежегодно – 4-5%. В перспективе планируется еще больше. Навскидку я могу лишь привести два фактора, которые говорили бы в поддержку того, почему нам нужно развивать отношения с Никарагуа. И это помимо традиционных поставок белорусской техники, помимо научно-технического, военно-технического сотрудничества и ряда других направлений.
В Никарагуа уже приступили к практической реализации очень амбициозной, но великой идеи – строительству межокеанского канала между Тихим и Атлантическим океанами. В декабре этого года уже планируется начать работы. Это будет аналог Панамского канала, но более глубоководный и более широкий. Предполагается, что через этот канал будут проходить суда самой большой вместимости, которые сегодня только существуют.
Южнокорейской фирмой уже разработан конкретный проект, идет работа над практической реализацией. А для нас этот проект представляет реальный конкретный интерес в контексте поставок туда нашей большегрузной техники «БелАЗ», грузовых автомобилей «МАЗ», дорожной техники «Амкодор» и ряда другого оборудования.
И еще один пример. В Никарагуа из пяти миллионов гектаров земель, пригодных для сельскохозяйственного пользования, сегодня используют лишь миллион. Здесь сфера приложения для наших специалистов, будь то ученые аграрии или предприятия, занимающиеся выпуском сельскохозяйственной техники, тоже огромна. Мы говорили об этом и с Президентом Ортегой, и с никарагуанскими специалистами.
Поэтому хочу сказать, что не нужно относиться снисходительно к Никарагуа, как к бедной, отсталой стране. У руководства страны есть конкретные, реальные планы по обеспечению устойчивого экономического роста. Кроме того, Никарагуа является участником латиноамериканских и центрально-американских региональных объединений. В этом контексте для нас сотрудничество с Никарагуа является очень важным, потому что она может стать страной для продвижения нашей продукции, в том числе и на третьи рынки.
Ведущий: Если все-таки перенестись из-за океана на наш континент и поговорить об отношениях с нашими соседями, с таким непростым во всех отношениях соседом, как Европейский союз. Долгие годы мы транслируем на Запад, что мы готовы развивать сотрудничество, готовы к диалогу. И все это время мы слышим «сделайте это, сделайте то, пойдите туда, ведите себя так». То есть, целый ряд условий. Одно из последних – освободить т.н. политзаключенных. Называются конкретные имена, хотя, если посмотреть, это люди, которые сидят за уголовные преступления, за неуплату налогов, что, кстати, в США и Европе очень строго наказывается. Тем не менее, сейчас прошла амнистия. Освободили. Что получается? Что мяч сейчас на поле Евросоюза? Чего нам ждать? И ждать ли вообще чего-то?
В.Макей: Тема «политических заключенных» уже набила оскомину. Вы абсолютно правильно сказали. У нас человек, у которого на зарубежных счетах находится несколько миллионов долларов, который не платит налоги в казну государства и которого, естественно, отправили в места не столь отдаленные за конкретные уголовные, налоговые преступления, он считается «политзаключенным». В Соединенных Штатах Америки, в любой европейской стране он, может быть, получил бы еще и большие сроки. И это – невзирая на всякие ранги, должности, звания и т.д. и т.п.
Или же иной пример. У нас люди, которые бросают бутылки с зажигательной смесью, т.н. «коктейли Молотова», в иностранные посольства и которых тоже отправляют в места не столь отдаленные, – это «борцы с режимом», это «политические заключенные». Сейчас идут вооруженные столкновения в восточных регионах Украины, но там – это «террористы», хотя параллель одинаковая. Я не оцениваю ситуацию, а констатирую факт.
Или взять хотя бы лиц, которые разбивают окна и врываются в правительственное здание и, естественно, получают соответствующее наказание в виде лишения свободы. У нас это – «политические заключенные». У них за то же самое их могут бить дубинками по голове, могут даже расстреливать на месте. Там это воспринимается все нормально.
Ведущий: В Германии, во время разгона тех же правых демонстраций…
В.Макей: В Германии, в тех же Соединенных Штатах и во многих других странах. Таких примеров можно привести множество. Там это считается совершенно нормальным явлением. Поэтому здесь налицо то, о чем мы всегда говорили, – двойные и даже тройные стандарты.
Меня поражает, я бы сказал, «пещерное мышление» некоторых ответственных, а вернее безответственных политических деятелей из Европы и США. Суть этого «мышления» состоит в использовании полюбившегося арсенала инструментов: дубина, санкции, давление. На большее не хватает фантазии и желания…
Но, если брать в более широком аспекте, то смотрите, к чему привело это «пещерное мышление»: стало спокойно в Ливии после уничтожения режима Каддафи? Отнюдь нет. Страна сейчас растерзана и истекает кровью. В Сирии ситуация такая же. И, опять-таки, здесь двойные стандарты. Оппозиция Сирии, которая поддерживается Соединенными Штатами Америки и европейскими государствами, – это «хорошая» оппозиция, потому что борется против режима Асада. Но когда часть этой оппозиции откололось, перешла в Ирак и начала вести борьбу с нынешним иракским правительством (т.н. ISIS, «Исламское государство Ирака и Леванта») – это уже «террористы». Но ведь вы сами взрастили этих террористов. Нечего тогда, как говорят, на зеркало пенять…
Поэтому дело здесь не в самих «политических заключенных». Сегодня идет столкновение различных теорий, различных стратегий, касающихся дальнейшего развития миропорядка, дальнейшего существования человечества вообще. И то, что Беларусь выбивается из общей картины, проводит свою политику (да, может, мы не идеальны, но мы проводим свою политику, исходя из интересов нашего народа, нашего государства), то, что Беларусь не поддается какому-то дуновению ветра, будь то с востока, с запада, с севера или с юга, это, конечно же, очень многим не нравится.
Буквально вчера в самолете я прочитал в последнем журнале «Шпигель» интересное и показательное, с моей точки зрения, заявление одного из представителей американского аналитического сообщества, который заявляет, что в мире должна царствовать теория стабильности через гегемонию. Он раскрывает, в чем суть этой теории. Для нас это не ново, но он еще раз подтверждает наши предположения. Суть этой теории заключается в том, что должен существовать в мире гегемон, супердержава, которая будет указывать остальному миру, как жить, как развивать свою страну, общество и т.д. и т.п. Еще раз повторюсь, для нас это не новое, но это очень откровенное, яркое подтверждение того, в каком контексте некоторые «сильные мира сего» рассматривают перспективы развития миропорядка.
Ведущий: То есть можно сделать вывод, что особых каких-то перемен нет? Быстрых, резких, неожиданных подвижек каких-то визовых, еще чего-то ждать со стороны Европейского союза не стоит?
В.Макей: Абсолютно правильно. Мы реально смотрим на ситуацию и знаем, что даже если бы мы освободили тех, кого они называют «политическими заключенными», то к нам были бы предъявлены новые претензии. Например, почему в Беларуси не регистрируются однополые браки. Нам высказали бы претензии, почему родителей называют у нас «мама» и «папа», а не «родитель номер один» и «номер два» и т.п.
Еще раз повторюсь, речь заключается не в том, что в Беларуси существует какая-то конкретная проблема с т.н. «политзаключенными», а речь в том, что Беларусь создает своего рода прецедент проведения самостоятельной политики. И это неприемлемо для «сильных мира сего», которые привыкли, чтобы все развивалось по их указке как по мановению волшебной палочки.
Мы всегда выступали за равноправные отношения со всеми государствами, за диалог с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, и мы и впредь намерены придерживаться такой линии. Мы считаем, что не гегемон, не какая-то супердержава должна указывать, как развиваться народам будь то в Латинской Америке, в Африке, в Юго-Восточной Азии или в Европе, а народ сам должен решать свою судьбу. И мы выступаем за многообразие путей прогрессивного развития, а не за какое-то одностороннее, однополярное развитие мира. В этом суть, корень проблемы.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by