Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова агентству Рейтер

Минск, МИД, 13 марта 2006 года, 15:00-15:30



- Сергей Николаевич, как Вы считаете, насколько реально для Беларуси рассчитывать на признание предстоящих 19 марта президентских выборов на фоне того, что некоторые западные политики уже сейчас, до того, как выборы состоялись, называют их нечестными?

- Во-первых, хотел бы подчеркнуть самое главное, что выбор народа не нуждается во внешнем признании, он самодостаточен. Какой Беларусь сделает выбор, таким он и будет. Для нас это самое принципиальное. Второе - соответственно, и власти Беларуси, что называется, не сидят с раскрытым ртом и не ждут признания или непризнания со стороны внешних факторов. Ну, и третье. Вы, я думаю, сами ответили на Ваш вопрос, потому что заявление еще до выборов о том, что они, якобы, недемократические, о том, что они, якобы, не свободные, о том, что они, якобы, сфальсифицированы, говорят о том, что диагноз-то уже давно готов, и наши контрпартнеры ждут только состоявшегося факта выборов, чтобы об этом объявить. При этом они как бы сильно этого и не скрывают, как вы видели. Уже пошли даже заявления ответственных представителей, прежде всего, внешнеполитических структур, которые объявили о том, что выборы будут не такими, как им нравятся. До этого эти же фактически лица в Соединенных Штатах, представляющие официально Соединенные Штаты, заявили, что они ни в коем случае не поддерживают кандидата Лукашенко. Брюссель пошел еще дальше: открыто поддержал одного из кандидатов, что в любой политической системе, тем более в любой демократии, является совершенно очевидным и неприемлемым уровнем вмешательства во внутренние дела, в политический процесс, выборный процесс другого государства. Насколько дальновидно и мудро было делать такие шаги Брюсселем и Вашингтоном, покажет жизнь. Сейчас, насколько мы себе представляем, между двумя из кандидатов идут переговоры о том, чтобы снять свои кандидатуры перед выборами. Причина достаточно очевидна - на большое количество голосов они не рассчитывали, но, получается, Брюссель поставил на лошадь, которая даже до финиша не добежит. Поэтому, возвращаясь еще раз к вашему вопросу, мы ориентируемся на выбор белорусского народа, и внешние факторы в этом отношении на нас не оказывают воздействия.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы отношений Беларуси с ЕС и США после президентских выборов? Может ли Минск надеяться, что в ЕС и США возобладает прагматичный подход и что, по крайней мере, де-факто, если не де-юре, давление Запада на Беларусь станет слабее?

- Хотели бы, бесспорно, рассчитывать на то, что наши коллеги, партнеры, контрпартнеры, как угодно можно называть, на Западе по-настоящему раскроют глаза и посмотрят, что называется, на действительность и примут ее такой, какая она есть. У них, кстати, ни у кого нет сомнения, каков будет выбор белорусского народа, они все тоже об этом открыто говорят. Так вот хотелось бы, чтобы в результате честного взгляда наших коллег на жизнь они поняли главное, что выбор белорусского народа сделан или будет сделан. Этот выбор не угрожает законным интересам ни европейских стран, ни Европейского Союза, ни интересам Соединенных Штатов. Выбор никому не угрожает. Я надеюсь, что они будут готовы понять, что Беларусь - это надежный и ответственный партнер, прежде всего, на европейском континенте. Ведь Беларусь - это не иждивенец Европы. Мы - партнер в полном смысле этого слова. Мы активно торгуем. Высок интерес деловых кругов в европейских странах к Беларуси, белорусских деловых кругов к Европе. Мы - важный донор безопасности в Европе, начиная от вопросов ядерного разоружения, нераспространения, кончая обычными вооружениями и сферой, скажем, борьбы с международной преступностью. Здесь наши заслуги и вклад признаны. Мы - важнейшая транзитная страна. Без Беларуси нет Европы, полной и целой. Мы бы хотели, чтобы наши партнеры, наконец, увидели и поняли, что их политика по отношению к Беларуси неправильная. Неправильная эта политика не потому, что она нам не нравится, а потому что она неэффективна. Эту политику ведут с 1996-1997 года. Она не приносит никому плодов: ни им, ни нам. Ее надо менять. Хотелось бы, чтобы это увидели после выборов и надеемся, что сами выборы, в известной степени, должны помочь этому, потому что нашим партнерам будет понятно, что это плюс еще пять лет, которые они должны работать с руководителями важной в европейском отношении страны.

- Предполагает ли официальный Минск проводить какие-либо консультации с ЕС и США накануне президентских выборов с тем, чтобы добиться признания выборов либо изменения позиции Запада в отношении выборов? Рассчитываете ли Вы на такое признание?

- Мы не готовы, я не готов, по крайней мере, гадать на кофейной гуще, шар или мяч на их половине поля. Мы предложили Европейскому Союзу некоторое время назад провести переговоры на весьма высоком уровне по всему комплексу наших проблем с целью преодоления существующих болезненных аспектов. Если они будут готовы это сделать, наше предложение по-прежнему в силу, оно на столе. Хочу подчеркнуть, что Беларусь не выпрашивает и не выклянчивает сотрудничество. Беларусь предлагает сотрудничество. Если его возьмут, мы с удовольствием будем работать. Возьмут наши предложения, имеется в виду.

- По Вашему мнению, способен ли Минск изменить позицию Запада, как в отношении выборов, так и в отношении белорусской политики в целом, и какие шаги Беларусь могла бы для этого сделать? Каких конкретных шагов ждут белорусские власти от ЕС и США?

- Логика любых переговоров состоит в том, что если стороны хотят о чем-то договориться, они должны пойти навстречу друг другу. И мы предлагаем именно это, но при этом мы имеем в виду, что обе стороны должны идти навстречу друг к другу, а не одна сторона. В этом наш принципиальный подход к переговорам такого рода, об этом знают в Брюсселе. Мы говорим, что не должно быть предварительных условий. Не думаю, что мы сейчас должны спекулировать в разговоре с вами в этом интервью о том, какие шаги должен сделать Запад, или о том, какие шаги должна сделать Беларусь. Мне ясно одно, что если обе стороны хотят урегулировать отношения, а Беларусь хочет (от лица Беларуси я могу говорить), то они должны пойти на встречные шаги. Какие встречные шаги, об этом можно и нужно договариваться.

- ЕС в последнее время говорит о возможной отмене торговых преференций для Беларуси. Насколько это может оказаться болезненным для нашей страны? Намерена ли Беларусь переориентировать свои экспортные потоки в случае, если такое решение будет принято ЕС?

- Для начала о природе санкций как таковых. Хочу подчеркнуть то, что я неоднократно подчеркивал: санкции никаких проблем никогда не решали. И я надеюсь, в Европейском Союзе это отчетливо понимают.

Второе. Для нас также кажется более чем сомнительным использовать экономические санкции в целях достижения политических целей. Это как-то попахивает не очень приятно.

В-третьих. Затронет ли это Беларусь и насколько затронет. Конечно, затронет, потому что у нас экспортные потоки фактически сбалансированы между Россией и Европейским Союзом: 44% нашего экспорта идет в страны Европейского Союза. Можно, наверное, предположить, что в заработке любой белорусской семьи есть доля, которая формируется экспортом в эти страны. Что, Европейский Союз хочет лишить заработка или части заработка население Беларуси? Справедливо ли это? Правильно ли это? Думаю, что нет. Они, конечно, хозяева своих решений, но не думаю, что такого рода решение придаст популярности Европейскому Союзу в Беларуси среди населения. Скорее, наоборот. Кроме того, совершенно очевидно, что такого рода санкциями будет нанесен ущерб и серьезный ущерб конкретным нашим деловым партнерам в Европе, которые на этом участке с Беларусью работают. Беларусь это переживет, а вот те конкретные компании, фирмы, представители бизнеса… думаю, что для них это будет гораздо более болезненно, чем для нас как для страны. Ну, и, наверное, будет правильно сказать, что целый ряд стран, особенно соседних с нами, серьезно зарабатывают на бизнесе с Беларусью. Пойдет ли это на пользу экономикам этих стран, часть из которых (непосредственные соседи) 30-40% своих поступлений или грузооборота имеют от Беларуси. Что касается нас, то вы, наверное, правильно предполагаете, что в конечном итоге мы преодолеем это, ведь товары, которые мы экспортируем в Европейский Союз, это ликвидные товары. Если бы они не были ликвидными, то их по определению бы там не брали. И опять-таки, по определению, если они ликвидные, то их возьмут и в другом месте. Поэтому я бы на месте Брюсселя хорошенько подумал, прежде чем принимать такого рода решение. Хотелось бы верить в мудрость европейских политиков.



Публікацыі

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями китайских средств массовой информации, состоявшейся 17 января 2007 года

Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова для представителей СМИ по итогам состоявшегося в Минске 28 ноября саммита СНГ

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций Андрея Дапкюнаса газете "Советская Белоруссия"

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова информационному агентству БелТА

Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в Латвийской Республике Александра Михайловича Герасимеко радио MIX FM 102.7

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями белорусских и зарубежных СМИ

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова российской газете "Время новостей"

Ответы начальника консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь Василия Анатольевича Жлутко на вопросы читателей газеты "Комсомольская правда"

Об интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова информационному агентству БелТА

Наша страна не реагирует на давление

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси С.Мартынова информационному агентству Интерфакс

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова агентству Рейтер

Сергей Мартынов: Позиция Беларуси в ООН - это честный взгляд на мир

Интервью и.о. начальника управления информации - пресс-секретаря МИД Р.О.Есина агентству БелТА

Белоруссия не та страна, которая работает под давлением

Ответственная миссия белорусской дипломатии

Беларусь – Італія: перапляценне лёсаў і культур

В.П.Пугачев о белорусско-российском внешнеполитическом сотрудничестве

«БЕЛАРУСЬ - ЛОКОМОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Развитие белорусского экспорта базируется на повышении объемов поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости

Визитная карточка большого континента

На пути к ВТО

На пути к ВТО Беларусь приближается к финишной прямой

Географическая карта безопасности

Пра вайну – у імя жыцця!

Через два с половиной года Беларусь может вступить в ВТО

Как расширение ЕС повлияет на белорусский экспорт в европейские страны

Актуальное интервью: Зона особого участия

Путь интеграции: статья Министра иностранных дел С.Мартынова в газете Республика

Выступление Посла Республики Беларусь в Итальянской Республике А.А.Скрипко на круглом столе под эгидой итальянского геополитического журнала «Лимес» по теме «Белорусско-итальянские отношения и расширение ЕС»

Сергей Мартынов: Дайте нам шанс

Беларусь и Китай: Сотрудничество развивается

Расширение Европейского союза и возможные последствия для внешнеторговых интересов Беларуси

Латвийский бизнес смотрит в сторону Беларуси

Пришло время перемен (сотрудничество с Болгарией)

Куба-Беларусь: дружба и торгово-экономическое сотрудничество

Выставочно-ярмарочная деятельность за рубежом как эффективный инструмент экспортного маркетинга

Даем, но и получаем (сотрудничество с ЮНИДО)

Дни Республики Беларусь в Москве

Павел Латушко: Мы должны использовать все плюсы расширения ЕС на восток и минимизировать негативные последствия

Павел Латушко: от взаимных интересов - к конкретным проектам

Я бы выразил осторожный оптимизм по поводу развития белорусско-польских отношений

Свердловская область - Белоруссия: партнерству крепнуть

Поле для кооперации -- предостаточное

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ. А лучше — на шаг впереди

Продавать в Канаде...

О сотрудничестве Республики Беларусь с регионами России

Беларусь -- Венгрия: Мы разные, но торговле это не вредит

Интервью корреспонденту БелТА

Будущее в области внешней торговли между государствами может измениться

Торговля в стране пирамид

Шанс для экспортера

Присоединение Беларуси к ВТО: дело сейчас за внутренней экономической работой

Один пишем - два в уме (о внешней торговле Республики Беларусь со странами Азии и Африки)

Об интеграционных процессах в рамках союза Белоруссии и России

ЕС-Беларусь: требования времени

Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

Международные режимы нераспостранения и политика экспортного контроля Республики Беларусь

Вместе с информационным сообществом

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by
© 2007-2020, Министерство иностранных дел Республики Беларусь