Размер шрифта:

Стенограмма онлайн-конференции начальника управления информации – пресс-секретаря МИД Беларуси Д.Мирончика на сайте Белтелерадиокомпании (14 февраля 2017 г., г.Минск)

Здравствуйте! Уже несколько дней действует безвизовый въезд в нашу страну для иностранцев. Есть ли какая-то реакция от МИДов этих самых 80-ти стран и какова Ваша оценка первых дней работы в таком режиме? (вопросы от интернет-пользователей)

Д.Мірончык: Я пачну са слоў падзякі за Ваша запрашэнне на гэты эфір. Справа ў тым, што Міністэрства замежных спраў таксама актыўна карыстаецца сацыяльнымі сеткамі, Інтэрнэтам, і са снежня мінулага года мы таксама пачалі выкарыстоўваць фармат наўпроставай трансляцыі брыфінгаў і іншых мерапрыемстваў з удзелам прэсы, якія адбываюцца ў МЗС. Таму, калі я атрымаў Ваша запрашэнне, не адказаць на яго станоўча было б ужо проста сорамна. Дзякуй інтэрнэт-карыстальнікам за пытанні, якія былі ўжо дасланыя, калі цягам эфіру яшчэ паступяць пытанні, паспрабую адказаць на іх таксама. Калі дазволіце, я працягну згодна з традыцыяй МЗС. Брыфінгі ў МЗС ідуць па-беларуску і па-руску, а на пытанні я адказваю на той мове, на якой яны задаюцца.

Что касается действия режима безвизового въезда в нашу страну. Не сочтите плохим тоном, я начну с уточнения формулировок. Это режим безвизового въезда на пять дней для определенного — ограниченного, хотя и достаточно большого — круга стран. Отклики на это нововведение в подавляющем большинстве были положительными. Не скрою: мы приурочили к введению безвизового режима первый консульский день в соцсетях, когда мы в соцсетях, в аккаунтах белорусского МИДа в «Твиттере», «Фэйсбуке» отвечали на вопросы пользователей. У нас была рекордная аудитория: за сутки консульского дня количество просмотров наших сообщений на эту тему превысило миллион. Это внушительная цифра, и речь идет о массовом отклике.

Меня спрашивали об оценках министерств иностранных дел. Не далее как 12 числа Министерство иностранных дел Вьетнама, который также подпадает под действие президентского указа №9, официально распространило эту информацию для вьетнамских граждан. По линии министерств иностранных дел других стран, причем самых разных — от Индонезии до Германии, также приходят весьма положительные оценки. Этот шаг белорусской стороны был в целом весьма позитивно принят нашими зарубежными партнерами.

Если говорить об оценках первых дней нового режима въезда через Национальный аэропорт Минск, у меня данные на сегодня на 9 часов утра. Пожалуй, еще пара рейсов приземлилась с тех пор, но с начала действия пятидневного безвизового режима въезда через Национальный аэропорт Минск им уже воспользовались и въехали в нашу страну 465 иностранных граждан. Это хорошая цифра. Достаточно интересна разбивка по странам. Первое место сегодня делят немцы и поляки. Их более 80 посетило нашу страну, воспользовавшись новым режимом. На третьем месте — Италия, итальянцев было 48. Четвертое место, и для кого-то это может быть неожиданностью — у литовцев, наши соседей, которые больше привыкли к нам ездить железнодорожным транспортом и на автомобилях. А теперь вот и через аэропорт. Но и из таких далеких стран, как США и Канада, тоже есть первые туристы. Если говорить о единичных и пока экзотических случаях, то вот приехал гражданин Мальты, гражданин Греции, гражданин Индии. Поэтому оценка первых дней функционирования нового режима въезда действительно самая положительная, мы будем смотреть, как будет развиваться ситуация дальше.

Ведущая: А можно ли сказать, что такая мера, которая принята Беларусью, в какой-то степени беспрецедентная, или были уже такие инициативы со стороны других государств?

Д.Мирончик: Знаете, на самом деле мы в тренде. Об этом массовая аудитория не так хорошо осведомлена. Причем не только у нас, но и, например, у нашей соседки Российской Федерации, где были и несколько встревоженные голоса в связи с принятым нами решением. Но наш ближайший партнер и союзник по Евразийскому экономическому союзу с 1 января 2017 года также ввел безвизовый режим для граждан нескольких десятков стран, причем на более длительный срок. Подобные шаги также предпринимают другие наши партнеры по ЕАЭС, СНГ. То есть, ничего сверхсенсационного в этом нет. Но для нас это достаточно значимый шаг.

Как говорил во время Большого разговора Президент: «Белорусы взвешивают, потом делают полшага вперед, прежде чем сделать большой шаг». Мы к этому процессу подходим очень взвешенно и продуманно. Мотивы наши — достаточно очевидны. Это повышение туристической привлекательности страны, повышение привлекательности для ведения бизнеса. При этом речь не идет о переориентации. Нам всем хорошо известно требование Главы государства в отношении диверсификации нашего экспорта. Мы не уходим с традиционных и любимых наших, известных рынков, но ищем возможности экспортировать наши товары на новые рынки. То же самое касается и туристических услуг. У нас 80-90% туристов — это наши соседи и любимые гости россияне. Это представители других стран ЕАЭС и СНГ. Мы ни в коем случае не закрываем для них нашу страну, наоборот, мы предпринимаем все, чтобы повысить и для них туристическую привлекательность Беларуси. Речь не идет о смене вектора, о смене направления. Речь идет о диверсификации, расширении круга партнеров.

Подскажите, если человек приехал на 5 дней из Италии, а потом захотел остаться подольше, что делать? Где регистрироваться и где получать визу? Дадут ли визу. Раньше в аэропорту давали гражданам тех стран, в которых нет посольства. В Италии есть посольство. Как быть в такой ситуации?

Д.Мирончик: Действительно, режим безвизового въезда на данный момент четко ограничен пятью днями. Иногда в жизни происходят непредвиденные ситуации, когда гражданин вынужден задержаться на срок более пяти дней. Подчеркну: вынужден. Если же человек прилетел в Беларусь, якобы на 5 дней, а у самого обратный билет с открытой датой и путевка в белорусский санаторий на 24 дня, то это будет рассматриваться как злоупотребление режимом безвизового въезда. На этот поступок последует соответствующая реакция. Для продления визы иностранный гражданин должен обращаться в Отдел по гражданству и миграции в паспортно-визовую службу по месту пребывания и оформлять там выездную визу. Эта система существовала и раньше, и в ней ничего не поменялось.

Мы не отменяли для граждан возможность получать визу, они по-прежнему могут обратиться, если речь идет об Италии, то здесь кроме посольства в Риме есть еще и Генеральное консульство в Милане, куда можно обратиться и получить визу на желаемый срок.

Если у человека два паспорта. По одному он может въехать в страну без визы, по другому, если ему нужно будет остаться дольше, дешевле стоит виза. Можно будет въехать по одному паспорту, а визу сделать по другому? (По тому, где виза дешевле, нет безвизового въезда.)

Д.Мирончик: Есть такая система, которая называется двойная паспортизация. Как человек, который приехал в Минск из Бобруйска, расскажу анекдот. Родители назвали сына Изяславом. И он этим очень удачно пользовался: где надо представлялся Изей, а где надо – Славой. Нужно понимать, что при общении с государственными структурами, вам необходимо будет представляться полным именем. Если человек въезжает на территорию Республики Беларусь по одному паспорту, то и во время пребывания он должен пользоваться этим паспортом.

Есть ли вероятность, что кто-то все же пойдет нам на встречу и белорусы смогут без виз посетить страны, с которыми мы работаем в новом формате? У меня есть друзья в Бразилии и Индонезии.

Д.Мирончик: Есть ли вероятность, что кто-то пойдет нам навстречу… Конечно, такая вероятность есть. Я уже упоминал очень позитивную реакцию на президентский указ со стороны ряда зарубежных стран. Но и безотносительно к данному указу мы ведем переговоры об облегчении визового режима с рядом государств. Если начинать издалека, то в Азии я могу упомянуть Сингапур, Малайзию, Филиппины, Республику Корея. Среди латиноамериканских стран в активной фазе переговоры с Уругваем, Перу, Гондурасом. В Европе — Македония, в Персидском заливе — Оман. Со всеми этими странами мы ведем дело к тому, чтобы облегчить визовый режим либо ввести безвизовый режим на сроки больше, чем на 5 дней. В прошлом году вступил в силу ряд подобных соглашений. С 25 ноября прошлого года действует соглашение о безвизовых поездках в Бразилию для наших граждан. В течение календарного года наши граждане могут находиться в Бразилии 90 дней без визы. Вам ничего не мешает съездить к друзьям в Бразилию.

А Индонезия для нас открылась еще раньше, это был 2015 год, и там срок непрерывного пребывания в туристических целях до 30 дней. Кстати, это одна из причин, по которым Индонезия фигурирует в нашем списке для безвизового въезда на 5 дней. Это ответный шаг белорусской стороны.

Ведущая: Какие страны Вы лично хотели бы посетить в таком формате?

Д.Мирончик: За 20 лет работы в МИДе в личных целях за границей я был лишь однажды. Когда работаешь в Беларуси, то и отдыхаешь в Беларуси. А когда работаешь за рубежом, то сам Бог велел отдыхать в Беларуси: «Трэба дома бываць часцей».

Во время Большого разговора с Президентом господин Макей отметил, что МИД изначально выступал за разрешение более длительного пребывания в Беларуси иностранцам, чем 5 дней. Какой срок вы предлагали, и что может повлиять на его продление?

Д.Мирончик: Говорить в сослагательном наклонении, тем более в прошедшем времени не очень удобно. Да, мы предлагали несколько больший срок. В 70-80-е годы в дипломатии был такой термин — «принцип разумной достаточности», правда, относился он к ядерному сдерживанию. Ядерное сдерживание — это не про нас, но вот само словосочетание «принцип разумной достаточности» после конверсии может быть применен и для этих целей. Есть закон " О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь". В соответствии со статьей 41 этого закона иностранные граждане и лица без гражданства могут пребывать на территории Республики Беларусь без регистрации до 5 суток. Свыше 5 суток необходимо проходить процедуру регистрации либо по месту пребывания в гостинице, либо в органах внутренних дел. Но в соответствии с законодательством, иностранец, прибыв в страну через аэропорт Минск и пройдя паспортный контроль, больше не должен подвергаться никаким формальностям, чтобы пребывание его было абсолютно комфортным. Если бы мы настаивали на более длительном сроке пребывания, потребовалось бы вносить изменения в закон. Это длительная процедура, требующая вовлечения парламента, а решение по безвизовому въезду уже назрело. Поэтому мы решили, как говорил Глава государства, сделать полшага и посмотреть… Будет ли экономический эффект, будет ли это востребовано у иностранных граждан, каким — позитивным, негативным или нейтральным — будет влияние этой меры в правоохранительной сфере. В зависимости от этих параметров будут приниматься решения относительно дальнейшего совершенствования режима безвизового въезда. Скорее всего, речь может идти о продлении сроков пребывания. Но мы будем оставаться в режиме допуска через Национальный аэропорт Минск, гости должны будут прилететь и покинуть страну также через него.

Какой может быть этот срок… Смотрите, я уже говорил о санаториях. Возможность санаторно-курортного лечения и отдыха, не простого пляжного, а именно туризма совмещенного с оздоровлением и лечением, — это изюминка Беларуси. Вот эта система у нас сохранилась, она совершенствуется, и сегодня функционирует на очень хорошем уровне. Стандартный срок пребывания в санатории либо 12 дней, либо 24. Наверное, если мы будем делать следующий шаг и задумываться, как привлечь иностранцев в белорусские санатории, то логично говорить о 12 или 14 днях (день приезда, день отъезда). Но повторюсь: пока еще слишком рано это обсуждать. Направление движения понятно. Но двигаться мы будем с присущей нам осторожностью.

Дмитрий Леонидович, у меня возникло такое предложение: 5-дневный безвизовый въезд в РБ для иностранцев доступен только через национальный аэропорт. Но туда не летают лоукосты. Ближайшие дешевые рейсы из ЕС, к примеру, приземляются в Вильнюсе. И вот тем иностранцам, кто прилетел в столицу Литвы и добрался до Беларуси ж/д или наземным транспортом, можно было бы тоже дать безвизовый въезд. Минск от Вильнюса недалеко, а это дополнительный приток туристов. Конечно, речь идет о взаимодействии с другим государством… но, все же, как вам такая идея?


Д.Мирончик: Все идеи имеют право на существование. Мы посмотрим, как действует режим безвизового въезда, введенный Указом  Президента №9. Это документ, который дает комплексный эффект. Помимо собственного безвизового въезда, стимулирования приезда граждан с туристическими и деловыми целями в Беларусь с соответствующим экономическим эффектом, он также стимулирует развитие Национального аэропорта Минск. Беларусь серьезно модернизировала Национальный аэропорт к чемпионату мира по хоккею. Сейчас это достойная воздушная гавань, которая в состоянии обслуживать значительно больший пассажиропоток. Национальный аэропорт Минск является аэропортом базирования нашей Национальной авиакомпании «Белавиа». И чем больше людей посещает страну через национальный аэропорт, тем больше пользуются услугами национального авиаперевозчика, то есть эффект комплексный. Это плюс для нашей транспортной отрасли, плюс для нашей логистической отрасли, плюс для туристической отрасли.

Лоукостеры. Да, это востребованный на сегодня сегмент авиаперевозок. Да, они действительно летают в Вильнюс. Но как говорят, Белавиа тоже не спит в шапку. Если я не ошибаюсь, с декабря 2013 года есть прямой рейс Вильнюс — Минск. 40 минут в воздухе, и вы в Вильнюсе, цены на билет от 60 евро, если не ошибаюсь. Много это или мало по сравнению с лоукостом — вопрос. Но у нас на третьем месте среди безвизовых туристов (как я уже называл) — литовцы. Взвесив время в пути, какие-то сопутствующие расходы… Они принимают решение в пользу авиа. Задачу — развивать наш аэропорт, делать из него региональную гавань, никто не снимал. В свое время аэропорт Минск-2 (последний аэропорт, построенный в СССР) строился как дублер Шереметьево. Уже тогда закладывался определенный потенциал и проекция его работы на регионы.

Российская сторона ввела пограничный контроль на границе с Беларусью. Какова позиция нашего МИДа по данному вопросу на сегодня, и есть ли в вашем ведомстве информация по поводу того, попадают ли под досмотр на границе граждане Беларуси?

Д.Мирончик: Мы очень внимательно мониторим эту ситуацию, потому как она для нас непростая и нестандартная. Мы не склонны ее драматизировать. Я подробно говорил об этом на брифинге на прошлой неделе. Но и упрощать мы ее тоже не склонны, потому как эта ситуация меняет то положение вещей, которое существовало на нашей общей границе больше 20-ти последних лет. Впервые российской стороной принято решение, которое предполагает установление знаков, обозначающих пограничную зону, установление специального режима посещения этой зоны и т.д. На данный момент у нас нет информации от наших граждан, что они сталкивались с какими-либо проблемами в этой связи. Но мы очень внимательно следим за обстановкой, понимаем, что подобные решения не реализуются одномоментно, и очень надеемся, что в результате двустороннего диалога, сможем найти такой вариант реализации этих решений, который не ущемит и не усложнит повседневную жизнь граждан Беларуси и России по обе стороны границы. Именно в этом и заключается наш главный интерес.

Ведущая
: Как правильно действовать гражданину Беларуси, если в момент пересечения границы у него возникают какие-то вопросы или недоразумения? Можно ли куда-то обратиться за консультацией?

Д.Мирончик: Если он находится еще в зоне действия белорусского оператора связи, то рекомендую звонить в Министерство иностранных дел, все координаты и телефоны есть на сайте МИДа. Если же гражданин уже находится на территории Российской Федерации, то целесообразно ставить в известность ближайшее отделение посольства. У нас в России 11 отделений посольств, в том числе и в Смоленске. Но мы очень надеемся, что таких сигналов не будет.

Уже около года Беларусь живет без санкций со стороны Евросоюза. Одна из задач МИДа — установление торговых отношений с другими странами, продвижение нашей продукции за рубежом. Мы уже получили за этот год какой-нибудь дополнительный экономический эффект? Больше стали торговать с ЕС?

Д.Мирончик: Внешняя торговля, ее координация, стимулирование нашего экспорта — это одна из первоочередных задач МИДа, та задача, о которой постоянно, заслуженно всегда говорит нам Глава государства. Это одно из главных мерил эффективности нашей работы. Если говорить о ситуации в торговле с ЕС, то, по последним данным, к сожалению, мы фиксируем снижение нашего экспорта. Оно достаточно значительное — порядка 33 %. Общий объем экспорта составил 5,7 миллиарда долларов. Много это или мало? Для сравнения, 20 лет назад, в 1997 году, наш экспорт с ЕС составлял чуть более миллиарда долларов США. Причины для снижения были также достаточно объективные. Во-первых, эта ситуация в торговле энергоносителями. В прошлом году мы меньше получали на переработку нефти и соответственно меньше могли экспортировать нефтепродукты. В основном мы экспортируем за рубеж продукты переработки нефти, причем достаточно глубокой переработки. В прошлом году неблагоприятно для нас складывалась конъюнктура поставок, конъюнктура цен на калийные удобрения. В некоторых случаях те товары, которые востребованы на европейском рынке, по тем или иным причинам мы сами себя ограничивали в их продаже. Известнейший пример. Несколько недель назад на совещании у Главы государства рассматривался вопрос по поводу леса-кругляка. ЕС готов взять сколько угодно, но мы не хотим задешево продавать то, что после переработки можно продать дороже. Также можно говорить о поставках рапсового масла и других товаров. В целом в торгово-экономических отношениях с ЕС перед нами стоит серьезная задача — уйти от сырьевого экспорта, полуфабрикатов к экспорту продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Но, кстати, если выводить за скобки эти биржевые товары, эти продукты, калийные удобрения, мы фиксируем, пусть и скромный, но рост поставок в ЕС. Порядка 100 миллионов долларов США, но все же мы в плюсе по тем товарам, на поставки которых не влияет биржевая конъюнктура.

Что касается результатов сотрудничества в институциональном плане, то без преувеличения можно сказать, что за истекший год мы сделали много больше, чем за предшествовавшие 5 лет действия санкций. Санкции ввести легко, отменить сложно, а восстановить ситуацию еще сложнее. Простейший пример. На прошлой неделе было обнародовано решение об отмене ЕС текстильных квот. Мы не ожидаем какого-то немедленного эффекта для экспорта нашего текстиля. Но с другой стороны, эффект будет, потому что раньше покупали наш текстиль, но на каждую поставку импортер — европейский покупатель — должен был обращаться в органы ЕС и получать там лицензию. При прочих равных условиях, когда у него есть возможность закупить в стране, где дополнительная лицензия не требуется, или в Беларуси, где необходимо пройти еще одну бюрократическую процедуру, то, конечно, старались выбирать там, где меньше напрягаться. Сейчас этого препятствия нет. Мы надеемся, что это окажет эффект как минимум на среднесрочную перспективу. Плюс к этому, если говорить о текстиле. В последние годы весь период действия этих ограничений в отрасль практически не приходили европейские инвестиции и технологии. Нам приходилось перевооружать ее за свой счет, самим искать пути развития предприятий. Почему не приходили европейцы? Потому что у них рынка не было. Какой смысл инвестировать в предприятия в Беларуси, если ты знал, что на европейский рынок ничего не можешь поставить. Сейчас это препятствие снято.

Есть другие направления, по которым эффект очевиден. Это такое важное направление, как сотрудничество с европейскими кредитно-финансовыми институтами. Европейский союз предоставил возможность Европейскому инвестиционному банку осуществлять операции на территории Беларуси. Сейчас мы ведем переговоры по двустороннему соглашению с этим банком, которое урегулирует все технические вопросы. Была расширена стратегия действия Европейского банка реконструкции и развития. В Беларуси они теперь также могут кредитовать операции, которые будут осуществляться с участием госсектора и государственных предприятий. А у нас большинство крупных инфраструктурных проектов реализуется по инициативе и при софинансировании государства.

Наконец, мы запустили с Европейским союзом такой институт, как режим торгового диалога. Его первый раунд состоялся в прошлом году в Минске. Это для нас возможность обсуждать и решать те проблемные вопросы доступа на европейский рынок, которые на сегодняшний день имеются. Например, при поставках белорусской молочной продукции, при поставках мясной продукции в Европейский союз. Мы ставим эти вопросы, озвучиваем их и предлагаем пути решения. Поэтому определенные подвижки есть. Опять же, мы, скорее, ассистенты. Ты — тот ключ, который открывает двери и тот фонарь, который показывает, в каком направлении идти. И идти — ногами — должны наши предприятия. Мы ожидаем от них большей активности в работе на европейском рынке и готовы всячески, институционально эту активность поддерживать через посольства в странах ЕС, через наше представительство в Европейской комиссии, в целом через деятельность системы МИДа.

ЕС принял решение, что граждане Грузии могут въезжать в страны Шенгена без виз. По Украине — вопрос еще открыт, но, вероятно, им тоже их отменят. Россияне платят 35 евро за шенгенскую визу. А почему же мы — 60? Белорусы — народ спокойный, опасаться нас вряд ли стоит, да и доходы от визовых сборов — капля в море в бюджете ЕС. Почему, на ваш взгляд, до сих пор мы платим такую немалую сумму, и есть ли шанс, что стоимость шенгена для белорусов снизят? От чего это зависит? Спасибо!

Д.Мирончик: Вы совершенно правильно обозначили одну сторону медали. Граждане Грузии ездят без виз, россияне платят меньше, украинцы платят меньше. Но дело в том, что эта медаль имеет и вторую сторону. Помимо соглашения о снижении стоимости виз, в пакете с этим соглашением идет соглашение о реадмиссии.

Что означает соглашение о реадмиссии? Европейский союз снижает стоимость виз и упрощает визовые процедуры для наших граждан. Мы, в свою очередь, берем на себя обязанность принимать обратно из Европейского союза нелегальных мигрантов, которые туда попали, внимание, через нашу территорию. А через нашу территорию, на самом деле, в Европейский союз попадает очень мало мигрантов, потому что у нас граница на замке. В свое время я работал в ФРГ и присутствовал на одном мероприятии (это было в начале 2000-х годов), на котором выступал Министр обороны Германии. И вот он тогда заявил примерно следующее: «Надо понимать, что единственная граница между Берлином и Гиндукушем (это горы в Афганистане) — это граница Беларуси. Так, и остается, по сей день. Подавляющее большинство нелегальных мигрантов правоохранительные органы задерживают на территории Беларуси, тех, кого не задерживают правоохранительные органы, останавливают пограничники. Речь идет о небольших цифрах, тем не менее, мы обязаны будем их принимать назад. Для этого у нас на сегодняшний день нет инфраструктуры и не выстроена четкая система соглашений с этими странами, которым мы будем возвращать их граждан.

С точки зрения упрощения визовых формальностей, у нас с ЕС практически все готово. Если нам скажут, подписываем без соглашения о реадмиссии, мы готовы хоть завтра. Но здесь инициатива на европейской стороне. Для Евросоюза вопросы миграции на сегодняшний день крайне болезненные, и пусть цифры миграционной угрозы с белорусского направления минимальны, но, тем не менее, политически и психологически сложно перешагнуть через это и сказать, хорошо, подписываем без соглашения о реадмиссии. Или даем Беларуси переходный период на подготовку к выполнению этого соглашения. РФ, Украина и Грузия имеют такие соглашения с Евросоюзом, обязаны принимать мигрантов, и делают это. Тем не менее, подписание соглашения о снижении стоимости виз — это достаточно четкая перспектива, мы работаем с европейскими партнерами для того, чтобы эту перспективу приблизить.

Кстати, в этом вопросе я услышал, что белорусы народ спокойный. Я примерно полтора года был секретарем по консульским вопросам в Германии, и когда дискутировал с немецкими коллегами, и задавал вопрос, сколько граждан Беларуси находятся в немецких тюрьмах и ожидают депортации, никто не мог ответить, такой статистики не было. А не было потому, что количество этих граджан можно было сосчитать на пальцах двух рук. Приток белорусов был большой, но при этом они были законопослушными гражданами. Я, общаясь с европейскими партнерами, объяснял наше отношение к возможности посещения Евросоюза. Белорусы ездят туда примерно как в торгово-развлекательный центр, съездили, развлеклись, закупились — но оставаться там жить не планиуют.

У нас вступили в силу соглашения об облегчении визового режима с другими странами. Одно из последних — с Израилем. Количество наших граждан, которые израильская сторона завернула в аэропорту, измеряется как погрешность. В то же время по ряду других стран проблемные вопросы очень серьезные. Даже никакого сравнения с Беларусью нет. Не зря наша страна (вчера были опубликованы данные рейтинга Numbeo) входит в тройку-четверку самых безопасных в криминальном отношении стран Европы.

Мир следит за отношениями Москвы и Вашингтона, которые, наверное, переживают свои худшие времена. С приходом Трампа есть надежды на потепление отношений между двумя сверхдержавами. А как развиваются дипотношения Беларусь — США после смены Президента Америки? Были ли какие-то сигналы из Вашингтона? Не пора ли сделать так, чтобы в Беларусь вернулся посол США?

Д.Мирончик: Времена не выбирают. Не только отношения Москвы и Вашингтона переживают достаточно сложный период. В целом мы видим, что международная система проще не становится, количество кризисов только нарастает, количество точек разногласия между крупными державами тоже увеличивается. Времена беспокойные, мягко говоря. Именно это послужило причиной одной из наших актуальных инициатив, об этом говорил Глава государства и конкретизировал наш Министр иностранных дел на последнем заседании министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое прошло в немецком Гамбурге в декабре. Мы считаем необходимым перезапуск хельсинкского процесса. Когда-то на пике противостояния двух систем, на пике холодной войны в середине 70-х годов прошлого века стороны нашли в себе политическую волю и мужество запустить этот процесс, который снизил уровень напряженности, сформулировал принципы взаимодействия в Европе и не только. Мы говорим о том, что этот опыт необходимо и целесообразно повторить. Необходим диалог на самом высоком уровне и, в первую очередь, таких грандов, как США, Российская Федерация, Европейский союз, Китайская Народная Республика. Без их согласия снизить уровень напряженности в международных отношениях, повысить предсказуемость, по нашему убеждению, не удастся.

Что касается белорусско-американских отношений, в декабре мы отмечали 25-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. США были второй страной, если я не ошибаюсь, признавшей суверенитет Республики Беларусь. У нас сложные отношения, многоуровневые и многоформатные. Есть вопросы, по которым стороны занимают противоположные позиции. Что отличает эти отношения сегодня от ситуации трехлетней давности, это то, что мы начали об этих проблемных вопросах говорить напрямую и стараться постепенно, пошагово искать какие-то развязки. И в любом случае, без относительно проблемных вопросов, разногласия по которым сохраняются, мы ищем направления, в которых можно делать шаги вперед.

В вопросе фигурировала тема посла: у нас нет послов в Минске и Вашингтоне с 2008 года. Глава государства осенью прошлого года говорил, что пора эту проблему решать. И после выборов в Соединенных Штатах мы это, скорее всего, сделаем. Вернем уровень дипломатических отношений на уровень послов. Новая администрация в Соединенных Штатах начала свою работу только 20 января. Естественно, там масса вопросов, которая требует первоочередного внимания. Мы не претендуем на первоочередное внимание, и слава богу, потому что Беларусь в нынешней ситуации, нынешней системе координат Европы — донор безопасности и источник стабильности, а не проблем. С другой стороны, внимание к нам, может быть, не столь пристальное. У нас есть определенный позитивный задел, который мы сделали с прежней администрацией. Сейчас продолжается диалог по линии Министерства иностранных дел и Госдепартамента. Будем без искусственного ускорения спокойно двигаться вперед в режиме критического диалога.

Ведущая: Если обобщить, вопрос наличия послов США и Беларуси стоит на повестке дня сейчас?

Д.Мирончик
: Он стоит на повестке дня. Если упростить, посол — это личный представитель главы государства. То есть — наш посол в Вашингтоне назначается Указом Президента Республики Беларусь, соответственно, посол Соединенных Штатов в Беларуси назначается актом Президента США. Таких личных представителей: надо найти; надо, чтобы они прошли все необходимые внутригосударственные процедуры (у нас, например, кандидаты на должность посла согласовываются с Национальным собранием, их заслушивают комиссии по международным делам обеих палат); они должны получить согласие противоположной стороны, т. е. должно быть назначено лицо приемлемое.

После этого подписываются соответствующие акты глав двух государств, и послы приступают к своей работе, вручив верительные грамоты. Процедура не быстрая. И мы не пытаемся искусственно ускорить решение этих вопросов.

Минск выступает переговорной площадкой по вопросу мирного урегулирования ситуации в Украине — это известно уже давно. Недавно на Донбассе случилось очередное обострение. Нельзя сказать, что минские соглашения не работают, они наверняка спасли уже десятки тысяч жизней, но тем не менее — чего, на ваш взгляд не хватает, чтобы в Украине раз и на всегда установился мир?

Д.Мирончик: Для нас это больная тема. Без преувеличения. Физически больно за то, что происходит у наших соседей, за то, что происходит между нашими соседями. Это та ситуация, которой нужно было избежать и которую нужно скорейшим образом урегулировать. Сегодня в Минске проходит очередная встреча трехсторонней контактной группы и рабочих групп по урегулированию ситуации в Украине. С разных сторон раздаются претензии либо пожелания в отношении минского формата, минских договоренностей. Тем не менее, я согласен, что эти договоренности ценны тем, что они спасают жизнь конкретных людей, которые живут на линии соприкосновения, совершенно недалеко от нас. Говорить под руку переговорщикам, наверное, неправильно. Тем более, это не наша позиция. Мы — не посредники, мы — площадка для переговоров. Площадка, крайне заинтересованная в том, чтобы стороны договорились. Здесь непубличная дипломатия с нашей стороны гораздо более действенная, чем какие-то озвученные вещи. В любом случае, мы готовы оказать те услуги, в том объеме и в те сроки, которые потребуются сторонам для любого, даже малейшего продвижения вперед по пути мирного урегулирования. Это четко и однозначно говорит Президент Республики Беларусь, и мы на это очень четко настроены.

Дмитрий Леонидович, существует выражение, что дипломат — это человек, знающий сотню синонимов к слову „нет”. Вы согласны с этим?

Д.Мирончик: Дипломаты крайне редко используют в своем лексиконе слово „нет”, но и слово „да” может звучать по-разному. Раз уж зашла речь о текстильных квотах, то в 2009 году мне было поставлено задание добиться поддержки от итальянских партнеров в вопросе о текстильных квотах.

Я поехал на переговоры с достаточно высоким должностным лицом в итальянском министерстве экономического развития, переговоры шли на английском языке. После моей аргументации в ответ на прямой вопрос, поддержит ли Италия нас в этом вопросе, мне было сказано: “Yes”. Можете представить себе мою радость: 2009 год, Италия, крупнейший производитель легпрома, нас поддерживает! “Yes!” — сказал я сам себе и отписался в центр. Через неделю пришло уточняющее задание — попросить итальянцев помимо поддержки сделать еще то-то, то-то. А моя встреча проходила уже на уровне заместителя того должностного лица, которое мне сказало “Yes”. Когда я озвучил свою просьбу: „Раз уж вы нас поддерживаете, то…” Я увидел квадратные глаза. А моя собеседница переспросила: „Вам сказали Yes или Si”? Когда я сказал — Yes, мне порекомендовали забыть о согласии итальянской стороны о поддержке. Это были последние переговоры, которые я провел в Италии на английском языке, после этого я переключился на итальянский и добивался четкого и однозначного Si в ответ на наши предложения.

Ведущая: После этого вы требуете подтверждения на языке носителя?

Д.Мирончик: Очень разные традиции, если говорить о нюансах „да”, потому что „нет” дипломаты стараются не использовать. В ряде азиатских стран, когда собеседники говорят по ходу разговора: „Да”, это означает — „мы слышим вас, мы вас поняли”, но ни в коем случае не означает „мы согласны с вами”. Необходимо очень тонко чувствовать языковую среду, культурную среду, знать нюансы и традиции ведения переговоров. Подобные обзоры МИД и сейчас готовит для наших экспортеров, рекомендуя им, как лучше выстраивать отношения с зарубежными партнерами.

Ведутся ли переговоры в данный момент об открытии наших посольств в новых странах? Посольства каких стран планируется открыть у нас? Спасибо.

Д.Мирончик: В прошлом году у нас было открыто австрийское посольство. Я хотел бы отметить интересный нюанс: решение об открытии посольства в Минске было принято австрийской стороной на фоне решений о прекращении дипломатического присутствия в ряде других стран, включая соседние с нами прибалтийские страны. Австрия видит перспективу, и это нас радует.

Сейчас мы в процессе развертывания полноформатного дипломатического присутствия в Испании и Швеции. Там уже находятся старшие дипломаты, которые пока занимаются решением технических вопросов: поиск и подбор помещения для посольства, открытие банковского счета, аренды или приобретения автомобиля, чтобы посольство могло функционировать. Как только наши дипломатические миссии там будут в состоянии оказывать консульские услуги гражданам Беларуси, мы об этом обязательно сообщим.

Еще одна дипломатическая загранточка, которую мы открываем, это генконсульство в китайской провинции Гуанчжоу, если я не ошибаюсь. Это будет второе генконсульство, потому что у нас, помимо посольства в Пекине, есть генконсульство в Шанхае. Интенсивность контактов с КНР увеличивается, растет отдача от межрегиональных связей и присутствием только в Пекине и Шанхае не обойтись. Нужно идти дальше. У нас в России открыты не генконсульства, а отделения посольства, и они есть в 11 российских регионах. Вот по аналогии будут еще в двух китайских провинциях.

Ведущая: Получается, Китай на втором месте по расширению?

Д.Мирончик: Нет. На втором месте, если смотреть по сети наших загранточек, то, наверно, Польша. Там, кроме Варшавы, есть генконсульство в Белостоке, Гданьске, Бяло-Подляске. Потом Латвия, где есть, помимо посольства, генконсульство в Даугавпилсе. Германия, где у нас есть генконсульство в Мюнхене. В Италии — в Милане. На страны, где есть белорусские диппредставительства, приходится свыше 90 %, я думаю, где-то под 95 % нашего экспорта, мы там, где есть наш экономический интерес. Если наши экспортеры откроют для себя новую страну — мы придем туда, чтобы им помогать. Наше дипломатическое присутствие определяется не красотами страны. Только конкретными потребностями, задачами наших предприятий, граждан и политических отношений.

Каким образом МИД взаимодействует с посольствами Беларуси по всему миру? Установлена ли какая-то периодичность отчетов? Проводите ли вы совещания по скайпу, к примеру, или любым другим способом (интерактивные, в смысле)? Как оцениваете эффективность работы того или иного посольства? Спасибо.

Д.Мирончик: Любая система без отчетности невозможна. Тем более система, где есть так называемые центральный офис и удаленный офис, чтобы это не превращалось в работу на дому, у нас есть перечень ведомственной отчетности. Он на самом деле состоит из большего количества постоянно действующих поручений. Они касаются, например, периодического обзора тех или иных рынков в странах пребывания аккредитации, анализа освещения белорусской тематики местными СМИ, предоставление информации о решении проблем дебиторской задолженности перед нашими экспортерами. Это то, что любое посольство делает по умолчанию. Все знают, что до такого-то числа я должен предоставить обзор рынка химических волокон и нитей, или до такого-то числа мне нужно предоставить информацию о тендерах в стране пребывания, в которых могут участвовать наши экспортеры. Критерии эффективности оценки. Глава государства говорит, что мы должны содействовать нашему экспорту. Это первейший критерий. До подавляющего большинства посольств доводится достаточно четкие и жесткие индикативные задания в отношении экспорта, и работа посольств и индивидуальных послов, советников по торгово-экономическим вопросам оценивается с точки зрения выполнения этих показателей. Причем оценивается периодически довольно жестко вплоть до досрочного завершения командировок. В крайнем случае — вплоть до ухода из системы МИДа.

Что касается систем связи, то, естественно, мы не проводим конференции по скайпу, но мы снабжены широким набором систем связи, которые позволяют обеспечить необходимый уровень защиты информации. Возможность немедленно связаться по достаточно защищенному каналу связи с подавляющим большинством посольств у нас имеется.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by