Интервью заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Валентина Рыбакова российскому информационному агентству «ТАСС» (6 июля 2015 г.)
Беларусь имеет статус партнера по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 2009 года, однако стремится повысить его до статуса наблюдателя. О том, что дает Минску участие в этой организации и какой вклад он может внести в ее развитие, ТАСС рассказал заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Валентин Рыбаков, курирующий вопросы взаимодействия страны с универсальными и рядом региональных международных организаций.
- Кто будет представлять Беларусь на саммите ШОС в Уфе? Какие задачи стоят перед белорусской делегацией? Запланированы ли двусторонние переговоры с какими-то главами делегаций?
- Хотел бы сразу отметить, что, имея статус партнера по диалогу, в Уфе мы не принимаем участие в мероприятиях по линии Шанхайской организации сотрудничества, так как это не предусмотрено уставными документами организации. Глава белорусского государства как лидер страны-члена ЕАЭС и страны-участницы ШОС приглашен президентом Российской Федерации В.Путиным принять участие во встрече в так называемом формате «аутрич», где будет встречаться с лидерами стран БРИКС, ШОС и ЕАЭС. С рядом лидеров государств, представленных на форуме, Президент Беларуси встречался совсем недавно (Россия, Китай, Индия, Пакистан) в рамках официальных визитов. Мы прорабатываем отдельные двусторонние встречи в Уфе с лидерами Афганистана, Ирана, Монголии, возможно, Бразилии. Естественно, круг встреч в кулуарах саммита будет более широкий.
- Беларусь стала первой европейской страной, получившей статус партнера по диалогу в ШОС в 2009 году. Что дает Минску участие в этой организации в этом качестве? Какое различие в статусах наблюдателя и партнера по диалогу?
- Заявку на получение статуса наблюдателя ШОС Республика Беларусь подала еще в 2005 году, и мы ее не отзывали. Более того, наша заявка на получение данного статуса в 2012 году была возобновлена нотой Министра иностранных дел. Что касается статуса партнера по диалогу, то мы реализуем его с 2010 года. Это позволяет представителям Республики Беларусь быть приглашенными к участию в ряде мероприятий организации.
Различие между статусом наблюдателя и партнера по диалогу в том, что наблюдатель вовлечен в большее число мероприятий более высокого уровня. Основные из них: открытие заседаний Совета глав государств или Совета глав правительств государств — членов ШОС, а также возможность присутствия на открытых заседаниях Советов министров иностранных дел и широком круге совещаний руководителей министерств и организаций государств — членов ШОС.
В течение первых пяти лет реализации статуса партнера по диалогу белорусская сторона в контакте с секретариатом ШОС в Пекине и председательствующими сторонами отрабатывала механизм взаимодействия Республики Беларусь с органами и рабочими структурами ШОС, активно участвовала в мероприятиях Организации, в частности, в совещаниях руководителей секретариатов советов безопасности государств ШОС, руководителей компетентных органов государств-членов ШОС по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, министров внутренних дел, министров культуры, министров транспорта, министров по науке и технологиям. Кроме этих официальных форматов, мы участвовали также в заседаниях Молодежного совета, форума ШОС, дипломатического клуба, ряде культурных мероприятий и многосторонних бизнес форумов. Ведущий банк нашей страны — ОАО «АСБ Беларусбанк» — является партнером Межбанковского объединения ШОС.
- Глава МИД Беларуси Владимир Макей 8 июня по итогам переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым сообщил, что Минск заинтересован в том, чтобы участие Беларуси в ШОС было обеспечено на более высоком уровне. Будет ли Беларусь вновь подавать заявку на получение статуса наблюдателя? Поддерживают ли это его стремление члены ШОС, к примеру, Россия, Казахстан, Китай?
- Статус партнера по диалогу был введен на определенном этапе, поскольку члены Организации посчитали, что нежелательно, чтобы количество наблюдателей превышало число ее членов. С тех пор многое изменилось и в подходах, и в регламентирующих документах ШОС.
Касательно нашего стремления повысить статус Беларуси в организации, большинство стран-членов ШОС, включая Россию, Китай, Казахстан, активно поддерживают его. К сожалению, не удается до конца найти взаимопонимание по этому вопросу с Узбекистаном, но мы над этим работаем и надеемся на принятие согласованного всеми сторонами положительного решения.
- В каких сферах Беларусь может эффективно сотрудничать в рамках ШОC? Какой она может внести вклад в развитие организации, каким поделиться опытом? Есть ли сегодня у Беларуси возможности стать «западным коридором» ШОС?
- Наша страна непосредственно граничит с территорией ШОС. Со всеми странами-членами организации мы поддерживаем высокий уровень отношений, вплоть до союзного, как с Россией, или стратегического, как с КНР.
Рассматриваемые в рамках ШОС вопросы, как в сфере безопасности, так и в области экономики, гуманитарного сотрудничества актуальны не только для азиатского региона, но и в более широком географическом контексте. Беларусь — единственное полностью европейское государство в организации — имеет открытую границу с Российской Федерацией, поэтому подвержена тем же угрозам и влияниям, что и остальное пространство ШОС. Кроме того, занимая стратегически важное географическое положение между Европой и Азией, Республика Беларусь способна и готова органично дополнить экономическое сотрудничество в рамках ШОС, используя свой транзитный, промышленный и научный потенциал.
Мы также рассматриваем ШОС как дополнительную площадку для выстраивания двустороннего диалога между руководителями государств-участников, круг которых постепенно расширяется. Действительно, мы готовы как европейская страна стать своеобразным «западным коридором» ШОС и вносить свой вклад в деятельность организации, работать над тем, чтобы сотрудничество в рамках ШОС становилось более всесторонним и продуктивным.
Сегодня на пространстве ШОС реализуется очень серьезная инициатива Председателя КНР Си Цзиньпина о создании Экономического пояса Шелкового пути, в которой задействованы как участники ШОС, так и государства Европы. Беларусь, благодаря своему географическому положению между Россией и ЕС, может стать важным составляющим элементом такого пояса, особенно с учетом создания в нашей стране Китайско-Белорусского индустриального парка.
Развитие взаимодействия между ЕАЭС и КНР, ЕАЭС и ЕС, ЕАЭС и ШОС созвучно выдвинутой Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко идее «интеграции интеграций», которая заключается в том, чтобы не противопоставлять между собой интеграционные образования, создавая дополнительные барьеры, а стремиться выстраивать на пространстве континента Евразия условия максимально благоприятные для многостороннего международного сотрудничества. Участие в форуме в Уфе членов БРИКС с других континентов (Бразилия, ЮАР) делает такой диалог еще более важным. В каждом из членов БРИКС мы видим дружественные нам государства, очень значимых партнеров в политике и экономике.
Стремясь повысить свой статус в ШОС, Беларусь руководствуется, в первую очередь, прагматическими соображениями: мы исходим из наших собственных национальных интересов, а не стремления идти в чьем-либо фарватере. Мы ожидаем весомых результатов от участия в мероприятиях в сфере развития транзитного потенциала, расширения банковского, кредитно-финансового и инвестиционного взаимодействия.
Мы хотели бы присоединиться к договорной базе ШОС по обеспечению благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.
В последние годы в борьбе с «тремя силами зла» возрастает актуальность взаимодействия с государствами ШОС и в других форматах сотрудничества, таких как обеспечение безопасности на крупномасштабных международных мероприятиях, заседания по обмену информацией, совместные рабочие группы по борьбе с кибертерроризмом.
Отсутствие пограничных режимов в рамках интеграционных объединений в нашем регионе способствует процессу распространения наркотиков и новых психоактивных веществ, что требует от всех заинтересованных государств принятия дополнительных адекватных мер и четкого взаимодействия компетентных органов, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Есть и другие региональные проблемы, в решение которых Беларусь, находящаяся на границе с Евросоюзом, могла бы внести свой вклад. Уверен, что обмен опытом и сотрудничество по этой линии могли бы быть полезными и взаимовыгодными.
- Западные наблюдатели отмечают, что ШОС создается как «мощный центр силы», одной из целей которой должно стать создание противовеса НАТО и США. Беларусь одновременно стремится наладить полноценный диалог с Западом, с США, как будет сочетаться такое сотрудничество?
- Суть создания ШОС лежит в плоскости поддержания международного мира и стабильности. Эта организация «заточена» на противостояние тем угрозам, которые проистекают из распространения терроризма, наркотрафика, незаконного оборота оружия, нелегальной миграции. Подобные принципиальные для нашего времени вызовы волнуют и Беларусь. Мы, как одна из стран-основательниц ООН, не раз говорили о том, что глобальные вопросы необходимо решать исключительно совместными усилиями, направленными на стабилизацию ситуации не только в отдельно взятом регионе, но и в общем пространстве. В качестве активного участника Антитеррористического центра СНГ наша страна готова стать надежным партнером государств-участников Региональной антитеррористической структуры, созданной членами Шанхайской организации в 2004 году.
Было бы недальновидно не объединиться в этой работе, учитывая, что наши общие устремления направлены на создание солидного многофункционального механизма, способного с применением новейших методов и технологий дать адекватный ответ на новые вызовы и угрозы. Это один из векторов нашего сотрудничества.
Иным аспектом взаимодействия является экономическая составляющая — «интеграция интеграций». В состав ШОС уже входят две страны ЕАЭС — Россий и Казахстан, вскоре к Евразийскому экономическому союзу присоединится еще один участник ШОС — Кыргызстан. В свою очередь, Беларусь имеет тесные связи со странами ШОС: Союзное государство с Россией, стратегическое партнерство с Китаем, сотрудничество с Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном на полях СНГ, четыре из шести государств ШОС являются наряду с Беларусью членами ОДКБ. Многолетнее плодотворное сотрудничество на двустороннем треке, опыт взаимодействия в рамках международных организаций и объединений в торгово-экономической области, а также по вопросам безопасности — все это предопределяет успешность такого взаимодействия.
Хотел бы подчеркнуть, что Беларусь выступает за налаживание партнерских связей для решения основных вызовов современности, а также за сотрудничество в торгово-экономической области. Уважение политических взглядов наших партнеров, сохранение суверенитета, невмешательство во внутреннюю политику и приверженность нормам международного права — это основные составляющие внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашего государства. В связи с этим предположение, что мы будем «дружить с кем-то против кого-то» не отвечает ни менталитету, ни настроениям белорусов, ни принципам развития нашей страны и ее внешней политики. Наоборот, Беларусь стремится к поддержанию диалога, даже в самых сложных ситуациях, выступая в качестве связующего звена, «цементирующего» фактора в регионе.
Наша внешняя политика изначально формировалась на основе многовекторности и в этом же духе будет развиваться и в дальнейшем. Этот путь был выбран нами осознано и является отличительной чертой нашего государства. Мы готовы к диалогу, взаимовыгодному и конструктивному сотрудничеству в самых различных сферах со всеми зарубежными партнерами без исключения.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by