Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси В.Макея телеканалу «Беларусь 1» (17 ноября 2020г., г.Минск)

 

Беларусь 1: Последние месяцы дали четко понять, кто друг Беларуси, в какой плоскости лежат интересы отдельных стран. Как в этой связи мы будем дальше выстраивать отношения и с теми, и с другими? И что, грядет отказ от пресловутой белорусской многовекторности?

В.Макей: Действительно, в последнее время Беларусь оказалась на геополитическом разломе, на пересечении внешних интересов ряда геополитических игроков. На это наслоилась и внутриполитическая ситуация. В конечном итоге, как мы видим, Беларусь в последние пару месяцев находится в центре европейского внимания и мирового внимания в целом. И проведение сегодняшнего совещания у Главы государства вызвано именно этими факторами: необходимостью проанализировать, что происходит вокруг Беларуси, какие шаги мы должны предпринять, кто стремится работать с Беларусью в нынешней ситуации и каким образом.

Не секрет, что приоритетом для нас, конечно же, на данном этапе являются отношения с нашим стратегическим союзником – Россией, со стратегическим партнером – Китаем, со странами ЕАЭС, СНГ, государствами ОДКБ и, в целом, с постсоветским пространством. 

Вы знаете, где-то в августе, после президентских выборов, некоторые деятели попытались сразу же негативно высказаться о той политике, которая проводилась руководством Беларуси на протяжении ряда последних лет, заявляя, что это была ошибочная политика, имеется ввиду многовекторная политика и так далее. 

На мой взгляд, все государства мира стремятся проводить многовекторную политику, будь то Россия, США, великие державы, и тем более такие небольшие и средние государства как Беларусь и не имеющие значительного экономического потенциала просто обязаны ориентироваться на все стороны света и направления. Поэтому ни в коей мере нельзя упрекать Беларусь в том, что она стремится проводить многовекторную политику. В этом лежит выживание Беларуси как государства. И сегодня на совещании у Главы государства было сказано о том, что принцип многовекторности сохраняется. Хочу это подтвердить. 

Но это не означает, что мы будем со всеми дружить в равной мере. Просто идет расстановка сил, и мы должны учитывать то, как к нам относятся наши другие партнеры. 

Еще раз повторюсь: мы всегда говорили о том, что Россия является для нас стратегическим союзником, главным партнером. И хотим мы этого или не хотим, но основной вектор, основная тяжесть нашего сотрудничества будет находиться в этом направлении. И от этого никто не отказывается – наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы эти связи во всех сферах и областях укреплялись и углублялись. Если бы у нас не было споров по нефти, газу, то убежден, что торгово-экономическое, политическое взаимодействие было бы еще более мощным. Но и отказываться от других направлений Беларусь не собирается, потому что – можно привести основной аргумент – более 50 процентов нашего экспорта, если быть точным 50 с половиной – 51 процент, мы поставляем в страны Европейского союза, дальнего зарубежья и другие государства. Поэтому принцип многовекторности остается. Нужно просто всем четко понимать: есть векторы более важные, есть, условно говоря, менее важные. Мы намерены и будем стремиться развивать наши отношения со всеми государствами мира, будь то Восток, Запад, Север или Юг.

Беларусь 1: Но, а тот самый европейский вектор… мы многие годы выстраивали этот диалог, эти отношения. И то, что мы видим заявления, которые сыпятся сейчас в наш адрес от наших европейских партнеров, не значит ли это, что нам придется здесь где-то начинать с нуля? Что нас ждет?

В.Макей: К сожалению, никто не может сказать, с какой отметки мы начнем жить завтра, послезавтра, потому что, действительно, сегодня мы слышим, видим ряд негативных заявлений в адрес Беларуси, и не только заявлений, но и каких-то конкретных действий, связанных с критикой руководства Беларуси. Это не наша политика. Мы никого не рассматриваем как врагов, оппонентов. Мы рассматриваем все государства, особенно наших соседей, как наших партнеров, с которыми мы обречены жить и которые, как говорит руководитель Беларуси, даны нам от Бога. Мы заинтересованы во всемерном развитии торгово-экономических, политических, гуманитарных отношений со всеми государствами мира – и, в первую очередь, с нашими соседями – и с учетом того, что мы живем в Европе, – с нашими европейскими партнерами. 

Нас связывает многое, нас связывает и общая история, и традиции, и культура. И эта общность лежит далеко в прошлом, мы обязаны это учитывать. Нас связывает географическая близость. Поэтому хотим мы или не хотим – мы должны задуматься над тем, как нам жить дальше: или мы воспримем логику эмоций борцовского ринга или же поймем необходимость тесного взаимовыгодного сотрудничества. И не то, что необходимость, а даже невозможность жить без этого сотрудничества. Мы выступаем за логику сотрудничества. Мы хотели бы, чтобы эта логика была доминирующей. К сожалению, как вы видите, в силу тех или иных обстоятельств наши европейские партнеры предприняли определенные действия, связанные с введением персональных санкций против ряда официальных лиц Беларуси. Поэтому мы вынуждены были, конечно же, предпринять ответные адекватные шаги. Мы никогда не будем инициаторами разрушающих, деструктивных действий в отношении наших партнеров. Мы намерены, наоборот, развивать конструктивное сотрудничество. Но, если нас задевают, если против нас выдвигают какие-то санкции, то, конечно же, мы будем вынуждены адекватно отвечать.

И сегодня на совещании тоже обсуждались наши ответные меры в связи с теми шагами, которые были предприняты европейскими партнерами где-то неделю назад. Вы знаете, что Европейский союз ввел дополнительные санкции против полутора десятков человек. Сегодня мы, обсуждая эту ситуацию, вынуждены были констатировать, что мы также расширим и наши санкционные персональные списки, в которые будут включены представители руководства Европейского союза, руководства ряда европейских государств.

Мы вынуждены были пойти на то, чтобы приостановить работу координационной группы «Беларусь-ЕС», которая существовала уже несколько лет и которая позволяла нам обсуждать все вопросы нашего взаимодействия с Европейским союзом. Но, к сожалению, видим, что в последнее время эта группа не работала, поэтому мы не видим смысла в ее дальнейшей деятельности. Мы предложили приостановить ее работу до лучших, что называется, времен.

Мы также с учетом того, что Европейский союз и отдельные страны пытаются критиковать нас по вопросам прав человека, по вопросам демократии – и все это абсолютно искусственно политизировано (мы видим это на примере того же самого Совета по правам человека, ряда других организаций), не видим смысла дальше продолжать с Европейским союзом диалог по правам человека. Мы приостанавливаем этот диалог до тех пор, пока Европейский союз не примет решение об изменении политики Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, которые на данном этапе приняли решение заморозить программы сотрудничества с Беларусью. 

В данной ситуации мы также не видим особого смысла работать полноценно в рамках инициативы «Восточное партнерство». Да, в ней реализуются определенные проекты, программы, но на данном этапе от этой инициативы мы не видим каких-то особых дивидендов, особых позитивных последствий. Поэтому мы приняли решение понизить уровень участия в ней до экспертного. Это не означает, что мы выходим из инициативы. Мы посмотрим, как дальше будет развиваться ситуация, какие действия будут предпринимать наши партнеры.

Но в целом еще раз хотел бы подчеркнуть – все эти меры являются лишь ответом на те вызывающие, деструктивные шаги, которые предприняли наши европейские партнеры по отношению к Беларуси. Мы никогда не были инициаторами подобного рода вещей. Мы считаем, что санкционное противостояние ни к чему хорошему не приведет, и альтернативы тесному взаимодействию, тесному сотрудничеству между Беларусью и Европейским союзом нет. Рано или поздно это в любом случае придется понять, воспринять, потому что даже наш недавний опыт сотрудничества с Европейским союзом говорит о том, что буквально 4-5 лет нормального сотрудничества принесли больше для всех – и для европейских партнеров, и для белорусского государства и гражданского общества (о чем так заботятся наши партнеры) – чем предыдущие 15 лет, когда мы находились под санкциями.

Беларусь 1: Наш тезис – белорусская экономика подтягивает за собой политику, да?

В.Макей: Совершенно верно, да.

Беларусь 1: Хочется все же уточнить не просто по странам Евросоюза, а по странам-соседкам – Литве и Польше. Ими был предпринят ряд шагов: какие их последствия и причины?

В.Макей: О причинах можно только догадываться… Мы, конечно же, были удивлены ряду заявлений наших соседей, в первую очередь, в Литве и Польше относительно ситуации в Беларуси.

Нас удивило, что буквально на второй-третий день после выборов очень резвые голоса в этих странах, в первую очередь, стали уже предлагать ввести против Беларуси санкции, не разобравшись даже в той ситуации, которая на тот момент происходила в Беларуси. 

Мы комментировали уже в наших заявлениях политику руководящих кругов Польши, Литвы, да и других стран. Не хотелось бы повторяться, но хотелось бы просто напомнить, что, когда в свое время в германской прессе появилось несколько критических статей о Президенте Польши, из Варшавы последовала громкая отповедь о вмешательстве во внутренние дела, о недопустимости подобного вмешательства и так далее. В отношении Беларуси со стороны Польши это приемлемо. Премьер-министр Польши тоже, когда у них проходили демонстрации, связанные с запретом абортов, сказал, что на улицах происходят преступления против государства. То, что в Беларуси происходит – это нарушение прав человека. Считаем, что подобного рода двойные стандарты недопустимы в отношениях между соседями.

Со стороны Литвы тоже было сделано ряд недружественных заявлений.  

Более того не только делаются заявления, но и предпринимаются конкретные шаги, связанные с абсолютным, явным вмешательством во внутренние дела Беларуси. Чего стоят те же самые конкретные указания известных Телеграмм-каналов по поводу совершения чуть ли ни диверсий на железных дорогах и так далее и тому подобное. Мы направили соответствующий запрос в адрес Польши. Тем более, что подобного рода вещи связаны с нарушением ряда как двусторонних, так и ряда многосторонних международных юридических документов. Мы эту тему будем активно продвигать на различных международных площадках. Это будет точно также и по отношению к другим странам. У нас есть соответствующий набор предложений.

Еще раз повторюсь: мы считаем, что это наши соседи. Мы заинтересованы в том, чтобы жить в мире, дружбе и согласии. Мы хотели бы иметь надежный транзит через эти государства. Мы заинтересованы в диверсификации наших и импортных, и экспортных поставок через эти страны. Но, если мы будем видеть ненадежность наших партнеров, соседей, то, конечно же, мы будет предпринимать соответствующие шаги. Уже сегодня, я знаю, что предпринимаются шаги по конкретной реализации мер по поставкам нашей продукции через российский порт. Конечно же, мы будем смотреть выгодно для нас это или нет. Мы будем принимать окончательное решение исходя из выгоды для Беларуси подобного рода решения. Но, в любом случае, вопрос диверсификации стоит на нашей повестке дня и, конечно же, мы будем учитывать поведение наших западных соседей в этой сфере.  

Беларусь 1: Хочется вернуться назад, к инициативам введения санкций, которые звучат от оппонентов действующей власти. По сути, они выступают против своих же земляков, открыто выступают за то, чтобы их жизнь стала хуже?

В.Макей: Знаете, парадоксальная ситуация складывается. На начальном этапе эти (я понимаю, кого вы имеете в виду) оппоненты, которые сейчас находятся за рубежом, говорили о том, что выступают за ужесточение персональных санкций, но ни в коей мере не за экономические санкции. Сейчас звучит уже революционная риторика: «давайте санкции, причем самые жесткие санкции». До этого говорили, что постараются сделать так, чтобы не было плохо народу, обычному человеку. Сегодня уже про этот народ и обычного человека начинают постепенно забывать.

Я вспоминаю 90-е годы, когда мне довелось работать представителем в Совете Европы, и когда туда, в Парламентскую ассамблею Совета Европы приезжали представители различных политических сил. Вот так отдельные деятели из Беларуси пытались лить грязь на свой народ, на свою страну, даже европейцы подходили и говорили, что нельзя так делать, вы должны как-то думать о том, как выстроить будущее этой страны, будущее этого народа, а не просто заниматься бичеванием и обливанием грязью друг друга.

Я не говорю, что у нас все идеально, все красиво. Я тоже за перемены, но не за перемены путем революции, путем уличного давления, шантажа, угроз и так далее и тому подобное. Мое глубокое убеждение: революция – это всегда смерть, кровь и слезы. И мы это видим сейчас – к чему призывают эти революционеры: «давай убивать этих, давай заклеймим позором этих карателей и так далее». Хорошо, заклеймили позором. А вы про государство, которое должно выстоять в этой турбулентной ситуации, думаете? Вы про народ думаете, или считаете, что революция несет лишь благо? Революция принесет лишь хаос и анархию. И эти хаос и анархия погубят и государство, и общество. Нам придется тогда действительно начинать с нуля. Поэтому эти призывы к экономическим санкциям в моем понимании не просто большая глупость – это большая опасность для государственности Беларуси в целом. И если кто-то думает, что это принесет благо, то он глубоко ошибается.

Конечно же, мы будем разговаривать с нашими западными партнерами в этом плане. Мне кажется, там существует больше понимания относительно того, стоит ли идти на подобные меры – на введение экономических санкций против Беларуси. Но хочу сказать: если кто-то хочет пожара в этом регионе, то мы, конечно же, найдем, чем ответить инициаторам подобного рода шагов. И вот тогда уже жарко будет и вокруг Беларуси, скажем так. 

Сегодня мы тоже обсуждали и возможность введения экономических санкций со стороны наших партнеров и наши ответные меры на эти шаги. Если, надеюсь, что до этого не дойдет, но если кому-то захочется предпринять подобного рода шаги, то у нас есть достаточный набор средств, который позволит нам адекватно отреагировать на возможные экономические рестриктивные меры в отношении Беларуси. Я уже упомянул сегодня: это и целесообразность и перспективы нашего сотрудничества с Европейской комиссией и Европейским союзом по вопросам атомной энергетики, по общей борьбе с нелегальной иммиграцией, с трансграничной преступностью, с контрабандой наркотиков и так далее тому подобное.

Мы сейчас работаем над документом в таможенный сфере, где имеется тоже ряд чувствительных вопросов. Надо посмотреть на это.  

Посмотрим на ряд программ в гуманитарной сфере, который реализуется здесь зарубежными государствами и неправительственными организациями, и ряд образовательных программ.

В целом набор средств и методов достаточно большой, но нам не хотелось бы, еще раз подчеркну, прибегать к этому. Надеюсь, что здравый смысл возобладает, и ни у кого не появится желание выстраивать новые берлинские стены в данной ситуации.

Беларусь 1: Помогите разобраться в таком вопросе. То есть, с одной стороны, наши инициативы воспринимаются, говорят о том, что да – они полезны миру, и где-то перенимается белорусский опыт, а, с другой стороны, мы слышим вот в этих международных организациях в свой адрес много критики. То есть опять речь о каких-то двойных стандартах?

В.Макей: Знаете, да, в последнее время мы видим, что государства Европейского союза в первую очередь и ряд их союзников в западном мире предпринимают попытки тотального шельмования и критики Беларуси в некоторых международных организациях, таких, как Совет ООН по правам человека, да и ОБСЕ и в Совете Безопасности ООН.

Ничего общего с реальной действительностью такие попытки не имеют. Абсолютно искусственные попытки использовать какие-то вещи для того, чтобы подвергнуть критике руководство Беларуси, которое является неугодным.

Мы конечно же категорически выступаем против таких попыток. И здесь мы действуем вместе с нашими партнерами и союзниками. Мы благодарны и России, и Китаю, и другим государствам за поддержку в этих организациях. Но мы никогда не были сторонниками того, чтобы заниматься огульной критикой кого-то в той или иной организации.

Мы знаем, что в ряде стран… да во всех странах существует огромное количество проблем. Мы тоже можем, и, если не остановится такая политика по отношению к Беларуси, мы тоже будем инициировать подобного рода обсуждения на площадках различных международных организаций по отношению к другим странам.

Но мы считаем, что международные организации, в первую очередь ООН, ОБСЕ, созданы для того, чтобы обеспечивать мир, стабильность и безопасность на нашем общем пространстве. И есть ряд общих вызовов и угроз, на которых мы должны сегодня сконцентрироваться – это вопросы безопасности, начиная от замороженных конфликтов и заканчивая вопросами стратегических наступательных вооружений.

Мы готовы работать с нашими партнерами по тем вопросам, которые сегодня действительно требуют немедленных решений. Надеюсь, что наш голос будет услышан. И мы намерены продвигать такую позитивную повестку дня в рамках различных международных и региональных организаций.
Более того, мы намерены активно работать над дальнейшей реализацией тех инициатив, которые почему-то оказались в этой ситуации забыты нашими партнерами, а до этого все восторгались ими и поддерживали их.

Беларусь 1: Например?

В.Макей: Это и диалог ”Хельсинки-2“ – инициатива, с которой выступил Президент Беларуси пару лет назад. Это и наша инициатива, которая действительно успешно работает и поддерживается подавляющим большинством государств, инициатива по борьбе с торговлей людьми. Это и наша инициатива по созданию пояса цифрового добрососедства – тоже с ней Президент выступил буквально пару лет назад. Кстати, она перекликается с китайской инициативой, направленной на защиту баз данных и на предотвращение кибервойны, киберсоперничества и так далее и тому подобное.

Поэтому есть ряд важных, объединяющих вопросов в нашей общей повестке дня, над которыми действительно нужно работать сегодня, и сконцентрироваться на достижении каких-то договоренностей и на решении этих вопросов.

Но, если кому-то хочется заниматься такой негативной политикой, оставим это на их совести.

Беларусь 1: Та ситуация, которая складывается вокруг нас и внутри страны, общественно политическая обстановка, как-то существенно повлияла на отношение к нашей стране зарубежного капитала? Что мы наблюдаем?

В.Макей: Вы знаете, конечно, сегодня мы сталкиваемся с рядом проблем. В начале года случилась эпидемиологическая ситуация, пандемия COVID-19, которая в принципе действительно во многом сначала застопорила работу на внешнеэкономическом контуре. Но это не значит, что мы прекращали работать, и где-то, я бы сказал, начиная с мая мы видим уже оживление нашей экспортной деятельности.

Сегодня по данным за девять месяцев этого года мы работаем со 173 государствами. Столько же было в прошлом году.

Да, экспорт у нас немножко снизился – порядка 20%. Это только из-за того, что в начале года у нас были определенные проблемы с поставками нефти из России. Случилась нестабильность в связи с эпидемиологической ситуацией на внешних рынках, и мы недопоставили значительное количество удобрений в ряд стран.

Если убрать нефть и калийные удобрения, то получится, что наш экспорт других товаров упал всего лишь на 4,6%. Это меньше, чем даже прогноз Всемирной торговой организации на этот год, которая говорила о том, что мировая торговля упадет на 9,2%. Поэтому мы даже действуем ниже прогноза Всемирной торговой организации.

Но это не значит, что все благостно, все хорошо. Нет. Мы видим, что проблемы остаются в связи с закрытием границ, невозможностью проведения личных встреч, многочисленных визитов в те или иные страны. 

Но в то же время мы видим и перспективы. У нас в разы выросла сельскохозяйственная продукция. Сегодня Президент сказал, что мы получили хороший урожай. Наши сельскохозяйственники говорят, что в этом году мы сможем экспортировать сельскохозяйственных товаров на 5 млрд.долларов. То есть мы себя обеспечиваем едой, и мы готовы накормить других. А призрак голода все-таки маячит в ряде стран, в ряде регионов. Мы готовы поделиться и с другими той продукцией, которую мы произвели.

Мы значительно увеличили поставки медицинских приборов и оборудования – на 70 процентов, лекарств – на 15 процентов. Это тоже очень важно. В мире сегодня многих вещей не хватает.

Беларусь 1: То есть можно сказать, что эти позиции новые драйверы в нашем экспорте?

В.Макей: Да, с одной стороны, продолжаются традиционные поставки и тракторов, и сельхозтехники и так далее, но открываются и новые драйверы, новый ассортимент товара появляется, который мы намерены продвигать на внешних рынках. Мы, конечно же, будем работать над этим. 

Будем работать и над тем, чтобы инвестиционная привлекательность нашей страны повышалась. Несмотря на то, что проблемы пандемии довлели над нами, в этом году мы привлекли инвестиций где-то на 1,3 млрд.долларов, что на 180 млн. больше, чем в прошлом году. 

Мы активно стараемся работать с инвесторами, внешними инвесторами, в том числе с европейскими инвесторами, для того, чтобы развивать наше взаимодействие в соответствующих сферах и областях. 

В целом, в Беларуси находятся порядка 6 600 совместных предприятий с иностранным капиталом, из них – почти половина предприятия с капиталом Европейского союза. Хочется спросить у наших партнеров: вы что хотите загубить, навредить вашему же бизнесу или поставить заслон на развитие вашего бизнеса в Беларуси? То, что чрезвычайно выгодно для ваших же стран…Если действует такая извращенная логика, то тогда ради Бога.  

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by