Размер шрифта:

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при ООН Андрея Дапкюнаса Белорусскому телеграфному агентству (15 сентября 2015 г.)

В конце сентября 2015 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке пройдет крупнейший за последнее десятилетие саммит, в нем примет участие Президент Беларуси Александр Лукашенко. Событие уникально по масштабу и характеру проведения. Большинство государственных лидеров, которые приедут на саммит, примут участие и в общей дискуссии. Президенту Беларуси предоставлено почетное право выступить в первый день общей дискуссии Генеральной ассамблеи ООН. Постоянный представитель Беларуси при ООН Андрей Дапкюнас в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о подготовке и деталях события, а также об ожиданиях Беларуси в связи с глобальной встречей на высшем уровне.

- Андрей Вадимович, во время недавнего общения с прессой Президент Беларуси упомянул о своем намерении принять приглашение Генерального секретаря ООН и участвовать в саммите мировых лидеров в штаб-квартире ООН. В какой связи созывается эта встреча?

- Полное название встречи на высшем уровне в штаб-квартире ООН, в которой планирует принять участие Президент Беларуси, многословно и описательно: «Саммит ООН для принятия повестки дня развития на период после 2015 года». Для легкости восприятия его часто называют проще — саммит ООН 2015 года. Пройдет он в течение трех дней — с 25 по 27 сентября.

Как понятно из названия мероприятия, поводом для его созыва стало завершение работы над разработкой новой глобальной повестки дня в области социально-экономического развития. Более лаконично этот документ называют «Повестка дня 2030». По сути, он представляет из себя план действий мирового сообщества, своеобразную глобальную дорожную карту в области устойчивого развития на ближайшие 15 лет.

- А не могли бы Вы коротко пояснить, в чем же смысл Целей устойчивого развития и чем они принципиально отличаются от принятых полтора десятилетия назад Целей развития тысячелетия?

- Цели устойчивого развития — это согласованное международное видение приоритетных ориентиров социально-экономического развития в мире на ближайшие 15 лет.

Для развивающихся государств и международных организаций, оказывающих им помощь в развитии, это видение — мандат и план действий на оказание содействия. Для более развитых государств, стратегия развития которых основана преимущественно на использовании своих сил (среди них и Беларусь), это видение — подсказка, система координат, возможность сверки часов и синхронизации с передовым мировым опытом в области развития.

И в первом, и во втором случаях главный субъект реализации Целей устойчивого развития один и тот же: каждое государство — член ООН. Ему принадлежит суверенное право формулирования стратегии национального развития, как и ответственность за результаты ее осуществления.

Можно сказать, что Цели устойчивого развития стали своеобразным преемником Целей развития тысячелетия, решение о разработке которых принято в ООН в 2000 году на Саммите тысячелетия.

Главными отличительными особенностями Целей устойчивого развития в сравнении с Целями развития тысячелетия мне видятся следующие. Во-первых, по сравнению со своим предшественником Цели устойчивого развития имеют гораздо более комплексный и всеобъемлющий характер. Так, восемь целей развития тысячелетия и 21 одна направленная на их достижение задача охватывали вопросы ликвидации абсолютной бедности и голода, обеспечения всеобщего начального образования, расширения прав женщин, сокращения детской смертности, улучшения охраны материнского здоровья, борьбы с ВИЧ/СПИД, малярией и другими тяжелыми заболеваниями, экологической устойчивости и формирования всемирного партнерства в целях развития.

На нынешнем саммите ООН планируется одобрить уже не 8, а 17 целей развития. Помимо тем, отраженных в Целях развития тысячелетия, в новые Цели устойчивого развития вошли вопросы водных ресурсов и санитарии, здорового образа жизни, энергоснабжения, экономического роста и занятости, промышленного развития, ликвидации неравенства, урбанизации, борьбы с изменением климата, защиты океанов и морских ресурсов, содействия созданию мирных и свободных от социальных барьеров обществ и другие.

Ну а число подчиненных этим целям задач просто стало близким к астрономическому — 169! Конечно, цифры дают какое-то представление о степени сложности этого проекта, но далеко не полное. Главное, наверное, в том, что список новых целей развития отражает сложившееся понимание устойчивого развития как прогресса в трех взаимосвязанных и взаимообусловленных областях — экономической, социальной и природоохранной. На момент принятия Целей развития тысячелетия такого ясного понимания неразрывности и внутреннего единства процесса развития, увы, не было.

Во-вторых, цели развития становятся универсальными и по-настоящему глобальными. Если в случае Целей развития тысячелетия развитые страны мира не являлись объектом равного, и тем более — первоочередного, внимания, то сейчас Цели устойчивого развития задают общие для всех стран ориентиры прогресса и роста.

В-третьих, кардинально изменилась роль государств-членов в разработке повестки дня развития. Так, 15 лет назад эксперты секретариата ООН сами сформулировали Цели развития тысячелетия на основе политического мандата, одобренного Саммитом тысячелетия. Сейчас же государства — члены ООН провели несколько лет в напряженных дискуссиях, чтобы в открытом межправительственном переговорном процессе самостоятельно разработать и согласовать перечень Целей устойчивого развития.

Иными словами, за последние полтора десятилетия доля уникального вклада самих государств — членов ООН в формулирование коллективной стратегии развития серьезно выросла. Беларусь приняла самое активное участие в этой важной работе. В составе специально сформированной рабочей группы Генеральной ассамблеи ООН делегация Беларуси в 2013-2014 годах вносила свой практический вклад в определение перечня и формулировку Целей устойчивого развития.

- Нынешний саммит ООН — один из ряда многих или все-таки, на Ваш взгляд, в чем-то особенный?

- Чтобы правильно оценить значимость предстоящей глобальной многосторонней встречи в верхах, важно иметь общее представление о практике проведения в системе ООН встреч на высшем уровне.

Начну с того, что каждая общая дискуссия, открывающая очередную сессию Генеральной ассамблеи ООН, уже по определению является микросаммитом. Количество глав государств и правительств, приезжающих в Нью-Йорк для участия в так называемой неделе высокого уровня «рядовой» сессии Генеральной ассамблеи ООН от года к году разнится, но всегда измеряется десятками.

С 1990-х годов в системе ООН получает популярность практика проведения тематических всемирных саммитов: по вопросам охраны окружающей среды, социального развития, народонаселения, изменению климата и др. Более зримо практика саммитов ООН начинает проступать начиная с 2000 года, когда громко прошел Саммит тысячелетия и была принята Декларация тысячелетия, давшая старт разработке Целей развития тысячелетия. Кстати, это был первый саммит в Нью-Йорке, в котором принял участие Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Саммит ООН 2005 года согласовал ряд важных решений по реформе организации. Менее заметным и отчасти дежурным стал посвященный обзору хода выполнения Целей развития тысячелетия саммит ООН 2010 года.

В результате всего этого, без формального закрепления в каких-либо документах ООН, сложилось общественное понимание и ожидание того, что раз в пять лет мировые лидеры собираются в ООН на свою самую представительную встречу. Так будет и в этом году. На сегодня в нью-йоркском саммите планируют принять участие около 160 глав государств и правительств. Эта цифра близка к рекордной.

Сразу после саммита с 28 сентября начнется общая дискуссия юбилейной 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Большинство государственных лидеров, которые приедут на саммит, примут участие и в общей дискуссии, которая продлится больше недели. Президенту Беларуси предоставлено почетное право выступить в первый день общей дискуссии Генеральной ассамблеи ООН.

Поскольку приезжающие в Нью-Йорк мировые лидеры в своем большинстве участвуют и в саммите, и в общей дискуссии Генеральной ассамблеи, тем более, что в этом году оба мероприятия посвящены одной теме, то мы имеем основания говорить о саммите ООН 2015 года как о более продолжительной, чем три дня, возможности для общения, диалога и взаимодействия мировых лидеров.

Важно понимать, что все, о чем я рассказал, это лишь технический контекст предстоящего события, в каком-то смысле его формальное основание и повод. Смысл же глобальной встречи мировых лидеров представляется гораздо более глубоким.

Значение встречи на высшем уровне и приезда мировых лидеров в Нью-Йорк, разумеется, не в том, что своим присутствием они освятят итоговые документы саммита. Тем более, что эти документы (перечень Целей устойчивого развития, декларация, средства осуществления новой повестки дня развития и механизм контроля за ходом ее выполнения) уже согласованы и будут приниматься в первый день саммита аккламацией (без голосования) и без церемонии подписания.

Значение саммита также не ограничивается определенной для него, пусть крайне важной, но все же лишь одной из тем комплексной международной повестки дня. По сложившейся традиции, руководители государств и правительств в силу своего особого статуса не ограничены в праве затрагивать в выступлениях в ООН любые темы, вне зависимости от избранной темы дискуссии.

Значит, смысл и значение саммита ООН, наверное, в чем-то другом. Нынешняя встреча на высшем уровне, к сожалению, проходит на фоне самых сильных и опасных за последние десятилетия тектонических сдвигов в мировой политике. После распада Советского Союза и радикального переформатирования глобальной системы международных отношений, вопреки ожиданиям аналитиков, эры мира и благодентсвия не наступило.

Фактически состоявшееся разрушение десятилетиями казавшейся незыблемой системы евроатлантической безопасности, безответственное разжигание пожара социальных и военных конфликтов в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, появление новых очагов напряженности и нестабильности в других регионах мира стали проявлением самого серьезного за последние полвека глобального кризиса доверия. В общественном сознании и в глобальном медийном пространстве все активнее раскручивается маховик внушения неотвратимости новой глобальной войны за ресурсы.

В этой ситуации системные возможности межгосударственного взаимодействия (дипломатия по правилам, формальное взаимодействие государственных институтов) оказываются явно недостаточными, чтобы переломить опасную глобальную тенденцию усиления недоверия и отчуждения.

Остановить надвигающуюся глобальную военную катастрофу может только, подобный чуду, прорыв в «эпоху милосердия». Как всегда в критические моменты человеческой истории, катализатором такого прорыва, судьбоносных перемен становятся личности исторического масштаба, государственные лидеры с большой буквы. От их способности осознать свою ответственность не только за продвижение национальной политической повестки дня, а, в первую очередь, за безопасность и благополучие всего человечества зависит будущее мира.

Предстоящий саммит в Нью-Йорке — уникальное по масштабу и характеру событие, когда такие лидеры могут получить возможность прямого и непосредственного человеческого общения. Станет ли саммит ООН 2015 года встречей, которая принесет новую надежду человечеству, или саммитом упущенных возможностей, покажет время.

- «Прорыв в эпоху милосердия» — такие слова в стенах ООН часто можно услышать?

- К сожалению, нет. Одна из серьезных проблем ООН, как и любого крупного бюрократического образования, в том, что общение в организации — в зале заседаний, а иногда даже и в неформальном разговоре в кулуарах — ведется чаще не на понятном простому человеку языке, а почти исключительно на его формализованной разновидности, лишенной чувств, эмоций и, как следствие, смысла. Кто-то, может, считает это необходимой издержкой и неискоренимой особенностью дипломатической профессии. Мне это кажется простым механизмом психологической защиты. Однако храня под доспехами иносказания и недосказанности свои сокровенные, честные мысли и чувства, трудно рассчитывать на завязывание значимого диалога. В такой ситуации нельзя рассчитывать на рождение сопереживания и понимания.

Может быть, поэтому у меня лично нет какого-то легковесного праздничного ощущения судьбоносности, историчности предстоящего саммита, каким можно заразиться, почитав многочисленные пропагандистские материалы на официальном сайте ООН.

Сегодня народы мира ждут от своих лидеров не громких деклараций, коллективных фотографий на фоне флага ООН и заверений в верности идеалам и принципам организации. Люди в мире ждут действий и изменения правил мировой политической игры.

Самое распространенное испокон веку понимание возможного межгосударственного взаимодействия — по правилам так называемой игры с нулевой суммой. Почти повсеместно принятая в качестве исторической неизбежности логика взаимодействия по принципу «кто кого», при которой выигрыш одного обязательно означает проигрыш другого, неумолимо поощряет первобытное соперничество, ведет к конфликту, войне.

Конечно, страны, народы, государственные лидеры, которые своими практическими действиями добиваются изменения правил глобальной политической игры, смело встают преградой на пути права силы, отстаивая право милосердия, понимания и сопереживания, легко могут быть высмеяны как идеалисты.

Беларусь в ООН сегодня такой идеалист. Идеалист, например, в попытке реальным образом объединить в рамках глобального партнерства усилия национальных правительств, международных организаций и гражданского общества в борьбе с современным рабством — торговлей людьми. Были снисходительные улыбки международных партнеров, было неверие в способность одной страны поднять многих на правое дело. Когда спустя пять лет после высказанной Президентом Беларуси на саммите ООН 2005 года инициативы был разработан и принят Глобальный план ООН по борьбе с торговлей людьми, куда-то пропало и снисхождение, и неверие.

Наша страна — идеалист в упорном отстаивании в ООН тезиса о многообразии путей прогрессивного развития человеческого общества. Положив руку на сердце, разве не говорят сегодняшние события в мире о том, что именно самоуверенная монополия на истину и убежденность в знании единственного магистрального пути, по которому должно развиваться человечество, становится причиной и источником неисчислимых бед и страданий?

Идеалист в отстаивании исключительной роли и значения семьи для устойчивого и здорового развития общества. Идеалист в борьбе с новыми видами оружия массового уничтожения. Идеалист в отстаивании необходимости создания справедливого механизма передачи технологий устойчивых и возобновляемых источников энергии.

Идеалист в настойчивом формировании в ООН традиции объединения единомышленников в группы друзей. Идеалист в многолетней защите суверенного права самих государств — членов ООН — больших и малых — быть единственным хозяином в своей стране и своей организации.

Идеалист, наконец, в организации накануне саммита ООН в ознаменование 70-летия Великой Победы посадки в штаб-квартире организации Дерева мира и единства, от имени всех государств — членов ООН. Разумеется, не для озеленения территории, а для сближения человеческих душ.

По моему мнению, в человеческой истории нет политических документов более безнадежно идеалистичных, чем Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека. Поэтому очевидная «идеалистичная» традиция Беларуси в ООН по сути является наиболее ярким свидетельством практической верности одного из 50 первоначальных основателей ООН высоким идеалам организации.

- В завершение не могу не спросить, каковы Ваши личные ожидания от предстоящего саммита? 

- Уверен, что, как и большинство мероприятий ООН такого уровня, он пройдет логистически безукоризненно и пропагандистски громогласно. Однако очень бы хотелось, чтобы, прежде всего, он прошел не для проформы.

Надеюсь, что найдется достаточная критическая масса государств — членов ООН, государственных лидеров, делегаций, честные, открытые и ответственные шаги которых на саммите навстречу друг другу позволят сделать это мероприятие Событием.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by