Об интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова информационному агентству БелТА
2 апреля - День единения народов Беларуси и России, который принято считать началом процесса широкомасштабной интеграции двух стран. Прошло 10 лет с момента подписания Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. За эти годы проделана значительная работа и уже очевидно, что Союзное государство - самое успешное интеграционное образование на постсоветском пространстве. Об основных направлениях двустороннего сотрудничества Беларуси и России в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал Министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов.
- Сергей Николаевич, что удалось достичь за годы интеграции? Как бы Вы охарактеризовали нынешний уровень отношений между Беларусью и Россией?
- Достичь удалось многого. Пройден действительно немалый путь: от первичного сообщества к Союзу Беларуси и России и, наконец, к Союзному государству. Самое главное, что Союзное государство - это реальность и политическая, и экономическая.
Результативно работают все органы Союзного государства - от Высшего Государственного Совета, союзного правительства до отраслевых органов этого образования. Кроме того, сформирована колоссальная договорно-правовая база отношений между двумя государствами, причем она постоянно развивается и совершенствуется. В перспективе - принятие Конституционного акта, работа над которым идет в настоящее время.
Главным содержанием Союзного государства является обеспечение благоприятных социально-экономических условий для народов Беларуси и России. Эта задача выполняется через создание равных условий для субъектов хозяйствования двух стран и равных прав граждан.
Успехи Союзного государства подтверждаются цифрами, отражающими результаты торговли между Беларусью и Россией. За период интеграции товарооборот двух стран вырос втрое – с $5 млрд. до более $15 млрд. Ни одно интеграционное образование на постсоветском пространстве и в мировой географии такого успеха не знало. Поэтому совершенно очевидно, что интеграция идет успешно.
Между нашими государствами разрабатываются и реализуются совместные товливно-энергетические балансы, которые позволяют на планомерной основе обеспечивать экономику Беларуси необходимым топливом и энергией. Кроме того, развивается сотрудничество в области стратегического транзита. Для всех стран важна роль Беларуси как государства, обеспечивающего надежный, устойчивый и безопасный транзит энергоносителей из России в Западную Европу. Уже введена в действие первая ветка газопровода Ямал-Европа, существуют планы по строительству второй.
Серьезным направлением взаимодействия является активное внешнеполитическое сотрудничество. И, конечно, предметное и первостепенное внимание глав государств Беларуси и России уделяется сфере обеспечения равных прав граждан.
- Кстати, на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, которое прошло в январе текущего года в Санкт-Петербурге, были приняты важные решения, обеспечивающие равенство прав граждан Беларуси и России. О чем свидетельствует подписание этих документов? Какие основные вопросы предстоит рассмотреть на следующем заседании ВГС? Когда предположительно оно состоится?
- Достигнутые на последнем заседании ВГС договоренности в сфере обеспечения прав граждан действительно являются прорывными, так как увенчали работу, которая проводилась много лет. Они предусматривают равенство прав в таких важных для каждого человека сферах, как здравоохранение, налогообложение, пенсионное обеспечение, свобода передвижения.
Принятие этих договоренностей означает две принципиально важные вещи. Во-первых, Союзное государство создано не на какую-то политическую потребу дня, а для граждан наших государств. Во-вторых, Союзное государство успешно работает в целях решения этой задачи и достижения поставленной цели.
Следующее заседание Высшего Государственного Совета планируется провести во втором квартале нынешнего года. Конкретная дата пока не согласована сторонами. Сейчас ведется работа по подготовке документов к этому заседанию. Из тематики, которая представит особый интерес и важность, можно назвать утверждение очередной двухлетней программы внешнеполитического взаимодействия двух государств, плана совместных мероприятий по противодействию терроризму, оценку выполнения договоренностей по итогам 2005 года, в том числе в торгово-экономической сфере. Поскольку в нынешнем году исполняется 20 лет со дня Чернобыльской катастрофы, то будет рассмотрена и программа взаимодействия в области преодоления ее последствий.
- На последнем заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства была отмечена плодотворная работа министерств иностранных дел Беларуси и России на международной арене. Какой формат имеет внешнеполитическое сотрудничество Беларуси и России и на что оно нацелено? Насколько важное значение имеет для нашей страны поддержка России на международном уровне?
- Формат этого взаимодействия определяется двухлетними программами, которые разрабатываются министерствами иностранных дел. Последняя такая программа была принята на совместном заседании коллегии двух внешнеполитических ведомств в феврале этого года. Затем ее утверждение проходит на уровне ВГС. Внешнеполитическое сотрудничество носит комплексный характер и, наверное, нет ни одной международной темы, по которой мы не взаимодействуем с российскими коллегами. За прошедший период министерствами иностранных дел двух стран проведено более 80 раундов консультаций на самые различные темы. Наше сотрудничество является очень плотным и в том смысле, что мы в значительной степени на деле переходим от координации внешнеполитических шагов на международной арене к согласованию таких шагов. Это более высокая ступень взаимопонимания.
Относительно значимости взаимодействия подчеркну - оно важно и для Беларуси, и для Российской Федерации. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, ядерным государством, одной из крупнейших и мощнейших держав мира. Естественно, наличие такого союзника - позитивный и важный фактор для Беларуси. Наши совместные действия позволяют более активно защищать интересы каждой из стран и Союзного государства. Никак нельзя приуменьшать и роль Беларуси в этом сотрудничестве. Наша страна и Россия отличаются по размерам территорий и имеют разный военный статус, но и у Беларуси есть целый ряд преимуществ. В результате взаимодействия мы вносим совместные инициативы в различных международных организациях, взаимно поддерживаем инициативы сторон и защищаем друг друга, когда это необходимо. Эту линию между двумя министерствами иностранных дел мы будем целенаправленно продолжать и в дальнейшем.
- В последнее время довольно часто можно услышать мнение, что Запад негативно относится к интеграционным процессам Беларуси и России, опасаясь новой региональной структуры, которая представляет серьезную силу. Это действительно так?
- Каких-либо официальных деклараций о том, что союз Беларуси и России не приветствуется на Западе, не было, и вряд ли они будут. Но вместе с тем, совершенно очевидно, что усилия по интеграции между нашими странами, как и в целом по интеграции на постсоветстком пространстве, воспринимаются западными партнерами со значительной степенью настороженности. Причина этого достаточно понятна: никому не хочется иметь сильного конкурента в стратегически расположенном регионе земного шара.
Не думаю, что такие опасения имеют под собой правомерное основание. Если мы посмотрим на политическую карту Европы, то увидим, что в западной части интеграционные процессы уже достигли достаточно высокой степени. Очевидный факт и подтверждение этому - расширение Европейского союза за последние годы с 15 до 25 членов. Наверное, было бы неестественно и неправильно, если на востоке Европы и дальше в Евразии интеграционные процессы вдруг по каким-то причинам не состоялись. От этого проиграли бы все, потому что нужен действительно высокий уровень взаимодействия с бывшими республиками Советского Союза, а ныне независимыми государствами. Интеграция на этом пространстве может и должна иметь успех не меньше, чем в Западной Европе. Для этого есть все основания. В ходе интеграции нужно опираться на то ценное, что было в Советском Союзе, и использовать опыт наших европейских соседей.
В конечном итоге естественным образом будет происходить то, что можно назвать интеграцией интеграций, то есть взаимодействие интеграционных образований на постсоветском пространстве с подобными структурами на западе Европы. Первые такие примеры уже есть: усилия России и ЕС по созданию общих пространств экономического, энергетического, гуманитарного сотрудничества. Кстати, в формировании этих пространств никак нельзя обойти Беларусь, которая находится в центре Европы.
- Россия – основной торговый партнер Беларуси. Как Вы уже сказали, за годы интеграции объем взаимной торговли между странами вырос втрое. Но по итогам прошлого года темпы роста товарооборота и отечественного экспорта в РФ несколько снизились. Как начался этот год? Планируется ли увеличивать объем взаимной торговли и белорусский экспорт в Россию в 2006 году? Какие ресурсы необходимо задействовать для достижения намеченных планов?
- Здесь нужно отчетливо понимать, что минувший 2005 год был неординарным для торгово-экономического взаимодействия двух стран, поскольку мы перешли на новый принцип взимания НДС. А любые налоги - чрезвычайно важный и чувствительный фактор для экономики. В результате перестройки систем налогообложения произошел досадный спад в торгово-экономическом обороте между нашими странами. Если в 2004 году он был почти $18 млрд., то в 2005-м - более $15 млрд.
Но вместе с некоторыми проблемами, которые возникли в налоговой сфере, в целом произошло оздоровление структуры торговли с Россией и ее качества. В результате более прогрессивного метода налогообложения отпали многие "серые" схемы, существовавшие между субъектами хозяйствования. Улучшилось соотношение экспорта и импорта во взаимной торговле. Поэтому при всей болезненности перестройки 2005 года стратегическая база, которая была создана, позволит торговле развиваться еще более интенсивными темпами, чем ранее. Цифры первого и второго месяца нынешнего года подтверждают это. Например, в январе рост товарооборота составил более 146%, а белорусского экспорта - 132% к уровню первого месяца прошлого года.
Задача поддержать наращивание экспортных поставок и в целом товарооборота между странами, конечно, не простая, потому что торговля идет на фоне глобальной мировой конкуренции. С каждым годом белорусские и российские товары все больше конкурируют на собственных рынках с продукцией третьих стран. Для развития торговли прежде всего надо увеличивать технологическую, наукоемкую, качественную составляющую нашего экспорта, что позволит быть на равных с производителями других государств. Кроме того, необходимо наращивать и физический объем поставок товаров, которые пользуются устойчивым спросом на российском рынке. Их круг очень широкий: тракторы и автобусы, цемент и щебень, многое другое. Это перекликается с инвестиционными программами, реализация которых позволит обеспечить спрос на продукцию и в нашей стране, и на российском рынке, и в Европе. Естественно, надо продолжать развивать товаропроводящую сеть белорусских экспортеров на российском рынке. В правительстве разработана серьезная программа работы на ближайшее время, в которой наиболее активно будут участвовать сами предприятия. Следует также создавать сеть сервисного обслуживания нашей техники и оборудования, которые работают в России. Наверное, приходит время более активно заниматься и созданием совместных производств в России как традиционных экспортных товаров, так и новых, создавать финансово-промышленные группы, холдинги. Формирующееся единство рынка требует продвинутых форм работы.
- В рамках союзного строительства достигнут наивысший на пространстве СНГ уровень интеграции как в экономической сфере, обеспечении равенства прав граждан, так и во взаимной поддержке на международной арене. Вместе с тем и Беларусь, и Россия являются участниками других интеграционных образований на постсоветском пространстве (СНГ, ЕЭП, ЕврАзЭС, ОДКБ). Может ли опыт белорусско-российской интеграции использоваться в рамках других интеграционных образований?
- Бесспорно, он должен и учитывается в реальной жизни. Беларусь и Россия в интеграционных взаимоотношениях действительно существенно продвинулись, поэтому уже можно оценить, что и как работает. Иногда задают вопрос, зачем так много интеграционных образований на территории бывшего Советского Союза. Ответ простой. Все мы как независимые государства существуем порядка 15 лет. На формирование Европейского союза, каким он стал сейчас, потребовалось более 40 лет. На постсоветском пространстве пока совместными усилиями нащупываются наиболее эффективные формы интеграции. Сейчас из всех форм, которые существуют и в известной степени конкурируют между собой, наиболее оптимальное и эффективное – Союзное государство Беларуси и России.
Интенсивные процессы интеграционного содержания идут в Евразийском экономическом сообществе, и они перспективны. Уровень согласования общего таможенного тарифа в ЕврАзЭС ниже, чем между Беларусью и Россией, но гораздо выше, чем в СНГ. Свидетельством привлекательности ЕврАзЭС как формы интеграции явилось и то, что в него влилась организация Центрально-азиатского сотрудничества, и добавился новый член – Узбекистан. Если бы это образование не представляло интереса, то не происходило бы его расширения.
Организация Договора о коллективной безопасности касается интеграции в военно-политической и военно-технической сфере. В последние годы это интеграционное образование также серьезно укрепляется. Организация становится все более заметной и является эффективной на международном уровне. Белорусская сторона рассчитывает, что предстоящие в конце июня этого года в Минске саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ дадут дальнейший толчок развитию интеграционного взаимодействия в их рамках.
Продолжает жить, развиваться и самое широкое интеграционное образование – Содружество Независимых Государств. Существует не очень оправданное мнение о неэффективности СНГ. Это совсем не так. Конечно, реформирование этой организации нужно, и мы заинтересованы в ее более эффективном действии. Но вместе с тем, по целому ряду направлений прежде всего отраслевых, таких как энергетика, транспорт, данная организация работает очень четко. В отраслевых советах СНГ принимают участие Германия, Дания, Венгрия и другие государства. Это говорит о том, что такое сотрудничество важно и нужно.
В стадии формирования находится Единое экономическое пространство. Это очень многообещающая организация, поскольку в ней через договорно-правовую базу закладывается серьезная структура. Если удастся реализовать намеченное, то в рамках этой интеграции будет создан наднациональный уровень для регулирования единого рынка на данном экономическом пространстве. Это – цель, к которой стоит стремиться.