Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси М.Рыженкова телеканалу ”Беларусь 1“ (18 марта 2025 г., г.Минск)
19 марта 2025 г.
Беларусь 1: Здравствуйте! Спасибо, что нашли время пообщаться. Знаю, что график у Вас насыщенный, тем более сегодня было общение с Президентом, принимал Вас Александр Лукашенко с докладом.
Понимаю прекрасно вашу работу. Как говорится, настоящая дипломатия любит тишину, поэтому мы знаем, что это Ваше кредо, но попробуем поговорить о том, что можно нам рассказать, что мы можем рассказать зрителям.
Первый вопрос общий. Были, как я уже сказал, с докладом у Президента. Какие основные поручения, какие главные моменты можете нам рассказать после этого общения?
М.Рыженков: Любому руководителю в нашей стране надо время от времени «сверять часы» с Главой государства, потому что есть много идей, есть много поручений, надо доложить о том, как все исполняется, какие-то свежие высказать идеи по поводу реализации тех или иных планов, предложить какие-то вещи.
И, конечно, вот такой формат открытого, доверительного диалога с Главой государства «один на один» дорогого стоит. И я очень благодарен Главе государства, что он находит возможность для того, чтобы со мной, в данном случае, Министром иностранных дел, обсуждать такого рода вопросы.
Конечно, Вы правильно сказали, что дипломатия любит тишину, но вместе с тем ряд вопросов, которые мы обсуждали, могут быть представлены широкой общественности.
Я бы разложил все вопросы на несколько блоков. Значит, первый блок это в отношении того, что происходит в Министерстве иностранных дел, как в целом складывается ситуация в кадровой политике Министерства.
Второе, это выполнение поручений Президента, которые касаются подготовки тех визитов на высшем и высоком уровне, которые предстоят в нашу страну, и график международных встреч и визитов нашего Главы государства за рубеж.
Третий блок вопросов касается в целом реализации того курса сегодня нашей страны, направленного на развитие экспорта, реализацию наших проектов в сфере импортозамещения, привлечения инвестиций.
То есть такая вот кропотливая ежедневная работа, направленная на обеспечение развития нашего государства.
Собственно говоря, три блока, которые обсудили, ну а также в разном, в общем-то, я получил ряд таких установок по развитию уже точечных отношений с теми или иными политиками или с конкретными государствами, собственно говоря, что мне очень и надо было.
Беларусь 1: Максим Владимирович, я попутешествовал, в том числе с МИДом, у нас был совместный проект, и Латинская Америка, и Африка, и Азия, Индонезия, и буквально везде нас ждут, везде мы интересны. Это подтверждает и анонсированные визиты, вот если можно поподробнее, куда Президент направится в ближайшее время, и кого мы ждем в гости к себе?
М.Рыженков: Нас ждут очень много где. Период пандемии, период похолодания отношений с нашими западными партнерами привел к тому что мы стали более активные на внешних рынках, так называемых, рынках третьих стран, «дальней дуги», которая сегодня называется в мире «глобальное большинство», а мы часть этого «глобального большинства».
Беларусь 1: Это «глобальный Юг»?
М.Рыженков: Глобальный Юг – это Юг, а «глобальное большинство» - это термин шире, чем глобальный Юг. Это все страны, которые сегодня разделяют в общем-то темы мультиполярности, мультикультуральности, уважения независимости друг друга, не применения силы и так далее. Те самые постулаты, которые являются основой всех основных подходов в системе ООН при выстраивании межгосударственных отношений.
Это все и есть глобальное большинство.
Кстати, вот смотрим, что и США-то все ближе и ближе, и скоро, в общем-то, тоже можно будет говорить, что это глобальное большинство.
Беларусь 1: Ждем США в БРИКС?
М.Рыженков: Это вопрос, конечно, дискуссионный сегодня, но кто знает.
На самом деле, нас ситуация заставила посмотреть на дальнюю дугу более пристально. Раз наши соседи здесь, через границу, где очень близко, не хотят пользоваться преимуществами сотрудничества с Беларусью, либо сотрудничества через Беларусь и Россию с другими государствами, Китаем, Востоком, ну, собственно говоря, мы ж не будем стоять здесь с шапкой около границы, убеждая их.
Мы можем только обращаться к населению этих стран, говоря о том, что вы спросите у ваших правительств, почему растут коммунальные платежи, почему, значит, инфраструктура находится в бедственном состоянии, почему вся молодежь съехала, почему, наконец, демографическая ситуация у некоторых наших балтийских соседей сегодня катастрофическая и просто оттуда уезжают все молодые люди, не видя никакой перспективы в своих странах.
В определенной степени и потому, что из-за вот этих вот, значит, каких-то политических демаршей, за которыми стоят амбиции конкретных политиков, которые просто на этом играют в своих личных интересах, страдают страны, страдают люди. Образно говоря, эти страны уже потихоньку превращаются в такие тупиковые, назовем, такие провинциальные, маргинальные отростки Европейского союза.
Это, собственно, показатель. Ведь на них сегодня заканчивается Евросоюз. И заканчивается, как они думают, цивилизация.
Но на самом деле здесь цивилизация тоже есть. Она не та, она другая, но с моей точки зрения она более здоровая, которая основана на традиционных ценностях, на уважении этой мультикультуральности.
И далее отсюда, от Беларуси, аж до границ всего нашего евразийского континента, эти принципы находят жаркую поддержку со стороны всех практически государств. Это и партнеры по СНГ, включая Россию, Китай и другие страны Азии, включаю Индия, Иран, Пакистан, да и Африка туда же вся.
Поэтому, по факту не они нас сегодня закрыли, они закрылись внутри в скорлупе от нас, и, собственно говоря, это только будет, в общем-то, негативно влиять на эти государства.
Беларусь 1: Такие границы «холодной войны» наоборот получились.
М.Рыженков: Совершенно верно. Поэтому, в общем-то, на сегодняшний момент мы с большего работаем на рынках третьих стран, мы там успешны.
Конечно, многие вещи, я буду говорить открыто, было бы, наверное, нам рентабельнее работать с Польшей, Литвой, Латвией, где-то Евросоюзом, и им было бы это выгодно.
Слушайте, им еще и выгоднее было бы с Россией заниматься нормальной торговлей и, в том числе, сотрудничеством по промышленной кооперации, получению ресурсной базы и так далее.
Но они сделали этот выбор, в общем-то. Собственно говоря, он их ведет, и, видите, что уже политики, и в Литве уже многие выступают за сотрудничество с Россией и Беларусью.
Беларусь 1: Я все-таки верну Вас к вопросу, кто приедет к нам и кому поедем мы?
М.Рыженков: Поэтому, конечно, перечень этих визитов, он сегодня из себя представляет все-таки перечень тех стран, которые наши партнеры подальше, чем здесь. Это наши контакты, значит, с Пакистаном. Будет ответный визит Премьер-министра Пакистана.
Ответный визит Султана Омана, с которым мы сейчас ведем активный диалог. Чтобы этот визит был наиболее подготовленным, сегодня работает целая группа экспертов по совершенно различным вопросам от сельского хозяйства до деревообработки, гуманитарной сферы, транспортно-логистические какие-то вещи. Отработаем детальнее, будет этот визит.
Это, естественно, традиционные контакты между лидерами Беларуси и Китая. У нас уже есть подтвержденное приглашение Президенту принять участие в Саммите ШОС и в параде, который будет посвящен 80-летию Победы в Китае в сентябре.
Беларусь 1: Я думал, Вы про Москву.
М.Рыженков: В Москве, понятно, это наши ближайшие друзья, наши самые близкие союзники, с которыми мы выиграли Войну [Великую Отечественную войну]. 9 мая, естественно, здесь будут мероприятия, в Москве, причем там будет целый ряд лидеров многих государств мира, этого глобального большинства, будет возможность у Президента провести переговоры со своими коллегами.
В преддверии визита к нам планируется визит Президента Гвинея-Бисау.
После - визит Генерального секретаря Компартии Вьетнама, выдающегося человека и лидера Вьетнама.
Есть очень много интересных идей со стороны Вьетнама, которые планируется закрепить в ходе такого вот визита.
Это только такие небольшие мазки, что ли.
Планируется визит Президента Зимбабве в нашу страну.
Ну, и целый ряд, конечно, скажем, таких визитов на уровне вице-премьеров, премьера, министра иностранных дел в страны СНГ и в страны азиатского и африканского региона.
То есть у нас вполне насыщенная будет программа, кроме того, в последнее время работаем так, как говорит Президент: если вы хотите видеть встречу лидеров двух стран, вы ее подготовьте. Вот такое есть требование.
Значит, к этому визиту надо, чтобы Министр иностранных дел, или Премьер, Вице-премьеры съездили, пригласили своих каких-то коллег, "протопали повестку дня ножками", отработали реально перспективные направления, какие-то идеи, какие-то проекты, выработали, как Президент говорит, 2-3 магистральных проекта, остальные какие-то намерения такие отработали. И все зафиксировали в дорожных картах. Вот это непременное условие, потому что, с одной стороны, дорожная карта магистрально показывает отношения между государствами, и она важна для обеих сторон, потому что подписывается обеими сторонами. И мы вправе рассчитывать от наших партнеров, что они ее тоже выполняют.
С другой стороны, это такой документ дисциплинирующий, ты видишь там ответственные сроки, отчеты, значит, собственно говоря, хочешь не хочешь, в общем-то, но все силы бросишь на то, чтобы это отработать, а не где-то в пылу других задач забыть.
Вот об этом мы сегодня много говорили.
В конце концов, мы еще планируем проведение в нашей стране Высшего Евразийского экономического совета. О чем тоже говорили с Президентом.
Сейчас идет, значит, диалог по согласованию конкретных дат для проведения этого мероприятия.
Но Президент тоже поставил задачу отработать качественно это мероприятие, тем более, что оно будет проходить в Минске. Полностью его насытить повесткой дня, исходя из наших приоритетов.
Наши приоритеты очень понятны. Это экономическая интеграция, это инновационное сотрудничество, внедрение цифровизации большей в отношении между нами, импортозамещающие проекты, в том числе промышленной кооперации, гуманитарное направление и повышение международного позиционирования нашей организации. Целый ряд есть предложений белорусской стороны, в том числе и получение соответствующего статуса ЕАЭС в ООН, как партнера этой международной организации.
Беларусь 1: А что дает статус Председателя Беларуси?
М.Рыженков: Во-первых, он обязывает нас в течение года заниматься развитием организации и на всех уровнях сотрудничества продвигать те или иные инициативы, которые мы презентовали своим партнерам и считаем очень важными для развития этой организации.
Второе, это дает нам возможность, сконцентрировавшись на этих инициативах, продвигать некие вещи важные и для нас.
Вот мы считаем, что международное позиционирование это важный элемент, мы поэтому с самого начала года эту тему развиваем и пытаемся придать ей движение в таких измерениях, как получение статуса при ООН, реализации нашей идеи о проведении так называемой оценки по выполнению целей устойчивого развития организацией, не каждой страной - членом, а организацией. Что покажет движение к развитию не просто конкретных членов, а организации в целом. Что естественно не только международное позиционирование, это показатели для других, что не просто какая-то страна – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, – получает выгоды какие-то, а что в целом вся организация имеет кумулятивный эффект. И это оценивается международными экспертами.
Мы также планируем провести дни ЕАЭС на базе ООН для того, чтобы наш позитивный опыт сотрудничества презентовать международному сообществу.
Вот это пример, как раскрывается только один пункт в наших приоритетах - усиление международного позиционирования.
Беларусь 1: Например, работа послов. Президент тоже сказал, что будет какое-то большое совещание с послами, возможно, с другими еще дипломатическими работниками. Понимаю, что все это в процессе, но Вы уже представляете, как это будет выглядеть, когда приедут, кто будет участвовать, о чем говорить будете?
М.Рыженков: Об этом тоже шел разговор с Главой государства и на самом деле очень хочется сделать эту встречу максимально ориентированной на результат. Что это означает? Не столько и не только давать оценку деятельности того или иного Посла, разбивая в пух и прах усилия кого-то по развитию отношений с тем или иным государством, где ничего не получилось или получилось мало. И наоборот давая позитивные оценки тем послам, где есть результат в виде наращивания объемов торговли или инвестиций.
На самом деле скажу так, что если отношения между странами развиваются по восходящей и с приличным результатом для нас и для наших партнеров, это не все заслуга нашего Посольства. Как бы я ни уважал и ни любил наших дипломатов. Это все кумулятивный эффект сотрудничества на всех направлениях: межрегиональном, отраслевом, парламентском измерении. Вот все это вместе и дает результат, который потом аккуратненько формируется в цифры торгового оборота, каких-то визитов, привлечения инвестиций, реализации каких-то проектов гуманитарного сотрудничества.
И наоборот: не везде, где очень плохо, все это только виноват Посол. Да, послы - это главные коммуникаторы, это главные, можно сказать, такие продуценты идей, креативных шагов по развитию сотрудничества. Но не только в них загвоздка.
Поэтому мы нацелены провести такое мероприятие с участием наших послов. Скорее всего это будет летний сезон, хотя Президент допускает и другие возможности.
На этом совещании должны присутствовать все те, от кого сегодня зависит развитие экспортно-импортных потоков и привлечение инвестиций в нашу страну, либо наши инвестиции в какие-то страны, которые дают хороший эффект.
Поэтому представители банковской сферы, естественно представители Правительства, тех министерств и ведомств, которые занимаются прежде всего товарообменными операциями и поддержанием экспорта - министерства сельского хозяйства, промышленности, энергетики и так далее. Естественно, крупнейшие наши предприятия, концерны, специализированные агентства, которые занимаются сегодня экспортом. Для того, чтобы нам всем вместе, вместе с Президентом, посмотреть критически на то, что происходит в наших действиях по развитию экспорта и привлечению инвестиций. Чтобы увидеть, где есть у нас дополнительные точки, на которых надо приложить больше усилий. Какие, может быть, новые механизмы и инструменты применить в этих непростых условиях сегодня.
И я вам скажу, на каждые санкции мы находим свой креативный проект решений.
Вот для этого и нам надо такой мозговой штурм, чтобы где-то, значит, в присутствии Президента, вот этот анализ сделать.
И, собственно говоря, потом эти наработки, все послы присутствовали, все видели, у каждого была возможность высказаться, дать свои предложения, услышать Президента, оставить что-то в голове и завтра идти работать. Но очень важно, что это услышат и те, кто сегодня производит продукцию, а там есть вопросы качества, цены, своевременности поставок, транспортных каких-то маршрутов.
Потом, те, кто торгуют, да, там есть тоже тема, как торговать. Значит, выпустил и от калитки своего завода, или, образно говоря, ты торгуешь там, около калитки того, кто покупает. И кто съедает вот этот кусок. Это про логистику, про страховки и все остальное.
Вот этих вещей очень много.
Финансисты, которые обеспечивают расчеты.
Поэтому мы хотим провести это мероприятие в таком формате. С послами мы разберемся и без этого мероприятия.
Беларусь 1: Журналисты всегда ищут за что зацепиться. Мне почему-то привлекло внимание в докладе у Президента, он сказал про Китай и Директиву № 9. Почему Китаю все-таки столько внимания отдельно? Понятно, что всепогодный партнер, всепогодная дружба, но почему Китай нам важен так сегодня?
М.Рыженков: Во-первых, с Китаем у нас наивысший уровень двустороннего партнерства. Выше не бывает. Это раз.
Второе, Китай неоднократно на протяжении всего времени показывал, что он наш надежный партнер, надежный союзник. То есть не было ни одного момента, когда бы в политической или экономической линии он нас не поддержал.
Равно как и мы Китай.
Несмотря на то, что мы совершенно непропорциональны по размерам, по каким-то весовым категориям, ресурсам, но поддержка Беларуси для Китая важна не столько как небольшой страны в Европе, а поддержка проверенного друга. Это просто выражение надежности, которое всегда позволяет тебе точно знать, что у тебя все здесь в порядке.
Любые инвестиции, которые будут в Беларуси, будут защищены. Любые решения, которые приняты по Китаю, будут соблюдаться. Любые совместные мероприятия будут осуществлены. И любые партнерские, значит, совместные какие-то международные акции, либо, значит, сформированные общие подходы будут выполняться.
Вот это ценит Китай в отношениях с Беларусью.
И, конечно, Президент понимает, что вот этот уровень сотрудничества, уровень, который базируется на очень искренних, дружеских отношениях лидеров наших стран, дает возможность, естественно, развивать торгово-экономическое и политическое сотрудничество "ниже". И, конечно, поэтому Президент добился принятия соответствующей Директивы.
Директива – это такой самый, что ни на есть, побудительный документ. В директиве расписано все, что кто должен делать: от гуманитарного сотрудничества до реализации конкретных проектов, от вопросов военного сотрудничества и международного сотрудничества до вопросов поддержки тех проектных инициатив, которые сегодня реализуются либо в Беларуси, либо в Китае. Даже прописано наше сотрудничество в области кинематографии и создания совместных фильмов.
То есть такой плановый документ гораздо больше, выше и интереснее, чем любая дорожная карта сотрудничества с государством.
Поэтому Президент об этом помнит, знает, что там все это прописано, сроки есть, ответственные. Поэтому в очередной раз обратил на это внимание, понимая, что с точки зрения политического каркаса отношений, зонтика политического высшего, все создано. И он очень переживает, чтобы «внизу» к этому всему относились так же бережно и с таким же усердием, как он там "вверху" вместе с Си Цзиньпином, председателем КНР.
Беларусь 1: Максим Владимирович, мне кажется, что как раз-таки этот пример Беларуси и Китая, возвращаясь к началу нашей беседы, это хороший пример этой новой цивилизации, про которую Вы говорили. Новый уровень отношений. Но без старой цивилизации тоже все-таки мы не сможем пока. Президент говорит, что и для Евросоюза открыт диалог, если они хотят этого. И сейчас все время говорят про разрядку между Вашингтоном и Москвой. И я думаю, это не тайна, что мы не в прямом эфире записываемся. Через пару часов должен состояться разговор Трампа и Путина. Для нас, для Беларуси, есть ли какие-то шаги со стороны американских, европейских дипломатов, чтобы наладить какой-то контакт, может быть, частичное послабление санкций. Вообще идут они на контакт? Установилась у нас какая-то связь или нет?
М.Рыженков: Сегодня время такое, что обязательно надо быть в политическом, международном процессе, и надо разговаривать, доносить свою позицию. Надо уметь и слушать, и слышать то, что говорят нам партнеры наши.
То, что сегодня происходит в отношениях между Россией и США, как раз-таки показатель того, что эти стороны сегодня понимают важность момента и готовы вместе обсуждать и прийти к какому-то решению, как минимум, там декларируется, понимая, что дальше, если ничего не делать, это не просто тупик, а это некий барьер, за которым, возможно, очень серьезные мировые потрясения.
И Россия, как очень ответственный международный гарант в определенном смысле слова, и развития, и стабильности. И США. Мы видим, что новая Администрация сделала соответствующее направление своим таким магистральным подходом: ликвидировать войны, ликвидировать некие потрясения, да, жесткими шагами, но прекратить вот это вот все, что там творится. Кстати, очень интересные вещи по поводу защиты традиционных ценностей. Все это из понимания того, что мы у края черты. О том, о чем наш Президент всегда говорит: «мы у края черты».
Поэтому, вот если мы говорим про американцев, вы видите, что мы все говорим, что мы у края черты. Американцы говорят, наш Президент говорит, Путин говорит. Поэтому тут исключать ничего нельзя, потому что мы начинаем говорить на одной волне.
Да, мы может не говорим на одной волне с точки зрения сути, как решить тот или иной вопрос, но мы начинаем, по крайней мере, говорить на одной волне, которая там где-то идет в эфире, что позволяет нам друг друга услышать. И это очень важно.
К сожалению, с Европейским союзом так пока не получается. Вы видите, риторика только, значит, «вооружаться, вооружаться, вооружаться». Риторика, что «русские идут, придут в Берлин, придут в Париж, придут в Лондон, надо миллиарды тратить».
Значит, я уже об этом где-то говорил, это магия цифр совершенно такая. Говорят, да, 2,5-3-5% ВВП. Ну, так обыватель подумает, «5% ВВП на военные нужды, да, это ерунда». Звучит скромно.
Но на военные нужды тратится же не ВВП, а тратится то, что государство собирает налогами и может тратить из бюджета. Так вот, если мы посмотрим, а ведь бюджет-то гораздо меньше, чем ВВП страны, то получается, что эти 3, 5, 7% от ВВП, это до 20-30% у некоторых стран может доходить от их бюджета.
А это что значит? Это треть всех расходов - армия. Это значит, где-то на инфраструктуру, социальные проекты деньги не пойдут. Где-то это будет решено за счет повышения тарифов для населения, где-то за счет повышения налогов. Уже начинают депутаты в Литве задавать вопросы своему правительству, «а чего мы не сотрудничаем с Беларусью и Россией, а вместо этого вооружаемся, непонятно на что тратя эти деньги».
Пока риторика такая, но мы видим, что в Евросоюзе растет число политиков, которые понимают пагубность такой политики, которая основана на милитаризации.
Понимают, что вот этот разрыв в отношениях России и Евросоюза несет негатив не только и не столько для России, а для Европейского союза.
Прежде всего, конечно, для благосостояния людей. Это тоже немаловажный фактор. Поэтому голоса все больше и больше, люди немножко просыпаются, но сегодня, к сожалению, очень много различных, значит, таких инструментариев, которые позволяют через социальные сети, через СМИ манипулировать общественным сознанием.
Да и люди сейчас не такие, как были раньше. Раньше нас всех учили, не только, когда я говорю про Советский Союз, но и в той же Европе и Америке. Раньше больше учили самостоятельности в суждениях, где-то, как говорил Высоцкий, правильные книжки читать. Только у нас-то были одни, у них это были другие книжки, но читать книжки.
Сегодня всех учат подчиняться тому, что, скажем, какой-то ТикТок или в Ютубе информация от какого-нибудь, значит, Министра, либо Премьера, этому надо свято верить, потому что они вот нашли врага, значит, надо доставать последнюю копейку, скидываться, покупать ракеты против России или Беларуси.
Беларусь 1: Ну тогда сразу примером вспоминается Анналена Бербок, глава МИД Германии, которая на телевизионном шоу в конце 2024 года заявила, что мы сокращаем выплаты социальные на треть, потому что нам не хватает денег, чтобы отправить военную помощь Украине.
М.Рыженков: Ну, то же самое, как сейчас, я был когда в Женеве, включаешь BBC, смотришь, там одной строчкой идет о том, как Премьер Великобритании радуется, что они с 2% от ВВП до почти 3% повысят расходы на оборону, а внизу маленький подстрочник, что в этом квартале на 6,7 % увеличивается средний чек на коммунальные услуги для домохозяйств Великобритании. Ну, вот, пожалуйста, случайное совпадение?
Беларусь 1: Предлагаю резюмировать. Мы открыты для диалога, но чтобы это был такой цельный, равноправный диалог, без вот этих обманов, к которым мы уже привыкли со стороны того же Евросоюза и США.
М.Рыженков: На самом деле все должны отбросить некие свои личные какие-то амбиции. И политики, и некоторые страны. Потому что действительно край этой черты очень близок. Еще раз вот слова Президента: очень близок.
Поэтому если все сегодня не одумаются и не начнут разговаривать, вместо того, чтобы накачивать мышцы военным арсеналом, хорошего ничего не будет.
Даже наоборот, когда еще европейские политики сегодня начинают говорить там где-то, например, в Германии: «нам надо больницы улучшать для того, чтобы нашим гражданам хорошее лечение предоставлять». И, там такая ссылочка, «и чтобы быть готовыми принимать раненых солдат». Это они уже готовятся в Германии принимать раненых солдат?
Беларусь 1: Максим Владимирович, спасибо большое за интересную беседу.