Выступление заместителя Министра Ю.Амбразевича на заседании Совета Безопасности ООН по тематике экспорта вооружений и военной техники (10 апреля 2023 г.)
10 апреля 2023 г.
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые члены Совета Безопасности,
Уважаемые дамы и господа,
Позвольте поздравить Российскую Федерацию с председательством и пожелать успеха в выполнении этой важнейшей функции.
По оценкам ООН, ежегодно в мире четверть миллиона человек погибает от огнестрельного оружия. Неспроста по числу жертв легкое и стрелковое оружие называют новым видом «оружия массового уничтожения». Еще Генеральный секретарь ООН К.Аннан в одном из своих докладов отмечал: «Число погибших от стрелкового оружия намного превосходит число погибших в результате применения других систем вооружений».
Ущерб, нанесенный применением обычных вооружений инфраструктурным, культурным, образовательным, религиозным и медицинским объектам, также имеет долгосрочные социально-экономические последствия.
Бесконтрольная и бездумная накачка оружием тех или иных государств, пусть даже и под благородным предлогом обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности, на самом деле подпитывает современные вооруженные конфликты, способствует дестабилизирующим накоплениям вооружений.
Это – прямой путь к милитаризации региона или регионов, военному дисбалансу и эскалации напряженности. Более того, избыточные накопления вооружений существенно увеличивают риски их перетекания в незаконный оборот. Ведь большая часть вооружений попадает на «черный рынок» из легального оборота.
Незаконные потоки легкого стрелкового оружия и других видов обычных вооружений, создают благодатную почву для роста и усиления террористических структур и транснациональной организованной преступности.
Несмотря на разработанный мировым сообществом обширный инструментарий в сфере контроля над экспортом обычных вооружений, несмотря действующее национальное законодательство в области экспортного контроля, все эти механизмы срабатывают далеко не всегда.
Каковы же причины неэффективности существующего порядка?
Первое – намеренное нарушение действующих соглашений и собственного национального законодательства по экспортному контролю, в особенности в части конечного пользователя и контроля за целевым использованием поставляемых вооружений.
Второе – избирательное толкование экспортных критериев в собственных политических целях.
Третье – имеющиеся пробелы в самих многосторонних документах. Так, должным образом не урегулированы вопросы согласования и контроля реэкспорта вооружений, запрета на поставки вооружений неуполномоченным негосударственным субъектам, отсутствует единообразное понимание гуманитарных критериев оценки рисков.
Это создает лазейки для перенаправления обычных вооружений в руки несанкционированных конечных пользователей и, следовательно, в теневой незаконный оборот.
В Беларуси функционирует многоступенчатая национальная система экспортного контроля, позволяющая эффективно предотвращать попадание продукции военного назначения в незаконный оборот.
В нашей стране самое серьезное внимание уделяется вопросам контроля за реэкспортом продукции военного назначения. Обязательное требование для сертификатов конечного пользователя и международных импортных сертификатов, предоставляемых иностранными партнерами, - наличие обязательств о недопущении реэкспорта без предварительного согласия белорусской стороны. При необходимости мы можем запросить государство-импортер организовать проверку использования поставленных нами вооружений в заявленных целях. Полагаю, что указанные элементы должны быть неотъемлемыми составляющей каждой национальной системы экспортного контроля и соответствующих многосторонних договоренностей.
В целях минимизации рисков попадания обычных вооружений в незаконный оборот необходимо:
Первое. Строго выполнять международные и национальные обязательства в сфере экспортного контроля, не допуская каких-либо изъятий в угоду узким политическим интересам. В этом контексте следует воздерживаться от поставок вооружений на территории конфликтов, даже если в отношении того или иного региона не введено оружейное эмбарго Совета Безопасности ООН.
Второе. Необходимо укрепить существующие многосторонние договоренности и национальное законодательство, где это необходимо, положениями об обязательном контроле реэкспорта продукции военного назначения, включая недопустимость реэкспорта без письменного согласия первоначального экспортера.
Третье. Полагаем необходимым поручить Совету Безопасности ООН регулярно рассматривать вопрос о поставках оружия в зоны вооруженных конфликтов с целью недопущения его использования для дальнейшей эскалации таких конфликтов.
В заключение, уважаемый господин Председатель, отмечу, что сегодня у Беларуси, находящейся в непосредственной близости от украинских событий, не может не вызывать законную тревогу продолжающиеся бесконтрольные действия стран НАТО по наращиванию поставок вооружений в Украину, как и их прямые последствия, а именно расползание оружия по региону и его попадание в руки негосударственных и террористических структур.
Уверены, что не за горами время, когда западное же оружие всплывет и выстрелит в руках экстремистов в западных же странах.
Солидарны с посылом уважаемого Председателя о необходимости усиления деполитизированного контроля со стороны международного сообщества и соответствующих структур Организации Объединенных Наций.
Солидарны также с последним тезисом уважаемого Представителя Ганы о том, что все конфликты в итоге решаются дипломатическим путем и за столом переговоров.
Благодарю за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by