- Ташкент готовится к юбилейному саммиту ШОС, который пройдет в июне текущего года. Кто будет представлять на нем Беларусь? Какие задачи стоят перед белорусской делегацией на саммите? С кем запланированы двусторонние встречи?
- Заседание Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте 24 июня 2016 года станет первым саммитом этой авторитетной международной организации, в котором Республика Беларусь примет участие на высшем уровне в новом статусе наблюдателя.
Учитывая серьезную заинтересованность Беларуси в активизации сотрудничества с ШОС, а также высокий уровень представительства иностранных делегаций на мероприятии, нашу страну будет представлять президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
На всех последних саммитах страны-члены ШОС последовательно выступают за более широкое привлечение государств-наблюдателей к практическому сотрудничеству в рамках организации. Мы также ставим перед собой задачу по участию в регулярных консультациях и повышению практической отдачи от нашего взаимодействия в различных областях.
Что касается двусторонних встреч, хочу отметить, что у нас достаточно площадок и поводов для контактов с нашими партнерами по СНГ. Поэтому мы прежде всего прорабатываем встречи с нашими важными азиатскими партнерами.
- Беларусь получила статус наблюдателя в ШОС на саммите организации в Уфе в июле прошлого года. Какие возможности открывает для Минска диалог с этой организацией и что изменилось для страны после того, как она повысила свой статус в ШОС?
- По-моему, символично, что и решение о предоставлении Беларуси статуса партнера по диалогу, и решение о предоставлении статуса наблюдателя принимались в годы российского председательства в ШОС. В первом случае это было на саммите в Екатеринбурге в июне 2009 года, во втором, как вы отметили, — на саммите в Уфе в 2015 году. Республика Беларусь благодарна своим партнерам по ШОС за принятие данного решения.
Получив статус наблюдателя, Беларусь получила возможность участвовать в большем количестве мероприятий более высокого уровня, в том числе в открытых заседаниях Совета глав государств или Совета глав правительств государств-членов ШОС.
В новом статусе наблюдателя при ШОС в декабре 2015 года в китайском городе Чжэнчжоу Беларусь впервые приняла участие в заседании Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества и имела возможность высказать свои подходы по актуальным вопросам евразийской интеграции и безопасности. В этом году в новом статусе наблюдателя при ШОС Беларусь впервые приняла участие в совещании министров юстиции, в заседании генеральных прокуроров.
В октябре 2015 года миссия ШОС во главе с генеральным секретарем приняла участие в наблюдении за выборами президента Республики Беларусь. Такая миссия впервые в истории организации участвовала в наблюдении за выборами в государстве, имеющем в ШОС статус наблюдателя.
Кроме того, недавно нашу страну посетила делегация Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС.
Так что конкретные направления работы есть, и мы намерены их расширять.
- Официальный Минск заявлял, что Беларусь готова внести свой вклад в деятельность организации, работать над тем, чтобы сотрудничество в рамках ШОС становилось более всесторонним и продуктивным. В каких сферах Беларусь может эффективно сотрудничать, есть ли у нее новые инициативы?
- Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что белорусская сторона не будет пассивным «статистом». Мы готовы активно включиться в работу ШОС по всем измерениям организации, стать участниками и, где возможно, инициаторами проектов по развитию экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества.
Нам есть что предложить в сфере обеспечения безопасности, противодействия терроризму, экстремизму, наркотрафику и организованной преступности. Ряд наших наработок в этой сфере уже получил признание международного сообщества. Беларусь готова стать надежным западным звеном ШОС в целях дальнейшего комплексного противодействия современным вызовам и угрозам.
Мы заинтересованы в сотрудничестве по линии Региональной антитеррористической структуры ШОС, регулярном взаимодействии и координации по линии секретариатов Советов безопасности, участии в согласовании развития транспортных коридоров, в механизмах развития сотрудничества в сферах науки и техники, финансов, образования, туризма, интернет-платформ, стимулирующих развитие обменов и торговли, а также по ряду других направлений.
Мы стремимся к активному участию в экономическом измерении ШОС. Республика Беларусь располагает развитым потенциалом в области промышленности, АПК, информационно-коммуникационных технологий, в сфере образования, здравоохранения, инвестиционного и инновационного сотрудничества.
Для нас представляет интерес задействование деловых площадок ШОС для привлечения заинтересованных партнеров к проекту индустриального парка «Великий камень», который мы намерены превратить в одну из опорных точек «Экономического пояса» Шелкового пути.
Беларусь видит перспективы для расширения взаимодействия по линии ШОС-ЕАЭС и заинтересована в подключении к данным процессам наших партнеров из АСЕАН.
Новые возможности для стран «шанхайской семьи» могут открыться после присоединения белорусской стороны к Соглашению между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок от 12 сентября 2014 года. Взаимовыгодным может быть эффект в случае включения автомобильных маршрутов, проходящих по территории Беларуси, в проект Программы развития дорог ШОС.
В целом наши возможности и как стабильной, успешно развивающейся страны на стыке ШОС-ЕС, и как участницы Евразийского экономического союза очевидны. Уверены, что они могут быть интересны нашим партнерам как на Востоке, так и на Западе.
- Беларусь — первая европейская страна, имеющая теперь статус наблюдателя в ШОС. Кроме того, сегодня налицо потепление отношений Минска с Западом. Насколько удается стране быть тем важным звеном, соединяющим Восток и Запад?
- Став наблюдателем при ШОС, мы в очередной раз подтвердили многовекторность и открытость нашей внешней политики, которая предполагает выстраивание взаимовыгодных отношений с нашими партнерами, в том числе в многостороннем формате.
Беларусь фактически становится «западными воротами» ШОС, соединяющими организацию с Европейским союзом, и неотъемлемым связующим звеном формирования единого экономического пространства в Евразии.
Исходя из этого, мы активно продвигаем инициативу «интеграции интеграций», которая предполагает поступательное сближение ЕАЭС и ЕС. В нашем понимании ее практическая реализация откроет не только новые возможности для налаживания взаимовыгодного диалога, но и реальные перспективы для формирования дополнительных линий связи между Востоком и Западом, Севером и Югом.
В региональных и глобальных экономических процессах широко востребован транзитный потенциал Беларуси, наши логистические возможности, превращающие нашу страну в важнейший транспортный хаб на границе ЕС и ЕАЭС. В ближайшем будущем мы ожидаем еще большего повышения значимости этой функции, выполняемой Беларусью, вследствие реализации проекта Шелкового пути, активный интерес к которому проявляют наши как восточные, так и западные соседи.
Нам нет необходимости доказывать, что мы всегда были и остаемся надежным во всех отношениях партнером для всех своих соседей, и Евросоюза в том числе. Мы безупречно выполняем колоссальную работу по обеспечению непроницаемости границы ЕС для транзита наркотиков, оружия и нелегальной миграции, вносим ощутимый вклад в поддержание стабильности в регионе Центральной и Восточной Европы.
Весьма отрадно, что нынешнее руководство государств-членов ЕС осознало бесперспективность политики давления на Беларусь. Сегодня у нас есть хорошая возможность «обнулить» список взаимных претензий и начать с чистого листа конструктивную, взвешенную и взаимоуважительную работу над важными совместными проектами, выгодными как для отдельных стран, так и для европейского региона в целом.
Беларусь придает большое значение развитию сотрудничества с Евросоюзом. Причины для этого объективны и лежат в структуре внешней торговли нашей страны: доли России и Евросоюза в ней сопоставимы и в целом стремятся к равенству. Можно привести и другую, инвестиционную статистику: в объеме иностранных инвестиций в белорусскую экономику за 2015 год на Россию приходится около 43%, на Евросоюз и Швейцарию — 49%. Не каждая страна может похвастаться столь сбалансированной структурой внешнеэкономического сотрудничества.
- В настоящее время в мире увеличилось число очагов нестабильности. Как Беларусь, которая занимает важное место в обеспечении региональной, международной безопасности, видит свое место в деле укрепления международного мира, безопасности, устойчивого развития и сотрудничества, за которое выступают страны-члены ШОС?
- В современной политике как никогда актуально умение слышать и понимать друг друга. Большинство кризисов, свидетелями которых мы сегодня являемся, во многом возникли и продолжают возникать из-за дефицита доверия, отказа от диалога, неспособности или нежелания понять другую сторону.
Такая авторитетная структура, как Шанхайская организация сотрудничества, — это хорошая площадка для обсуждения широкого спектра международных вопросов, выработки механизмов противодействия современным вызовам и угрозам.
Республика Беларусь полностью разделяет подходы ШОС и намерена активно взаимодействовать с партнерами в рамках этого объединения по достижению его основных целей. Среди них не только обеспечение региональной безопасности, но и предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, углубление торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия, расширение культурно-гуманитарных связей, включая сферы науки и техники, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования.
Усилия ШОС в области борьбы с терроризмом и экстремизмом полностью отвечают национальным интересам Беларуси. Наша страна также сталкивается с этими проявлениями, хотя, может быть, и не в таких масштабах, как некоторые государства-члены организации.
Безусловно, в складывающейся ситуации особое значение приобретает добросовестное выполнение всеми государствами принятых на себя международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями, мер доверия и безопасности в военно-политической области. Беларусь следовала и продолжает следовать букве и духу соответствующих договоров и соглашений, участницей которых она является, и ожидает того же от других государств.
В соседней с нами Украине возник конфликт, который в своей активной фазе приобрел формы полномасштабного вооруженного противостояния. Эти события стали фактором, который серьезно изменил ситуацию в сфере европейской безопасности и кардинальным образом повлиял на атмосферу международных отношений.
Возникла реальная опасность появления новых разделительных линий в Европе, что не отвечает ничьим интересам. Для Беларуси сложившаяся ситуация оказалась серьезным вызовом, поскольку мы имеем всестороннее стратегическое партнерство с Россией, тесные политические, культурные и экономические связи с Украиной и Европейским союзом, поддерживаем взаимодействие с НАТО. Беларусь в полной мере осознает всю тяжесть возможных последствий этого кризиса и прилагает максимум усилий для урегулирования ситуации в Украине.
Стабильная Беларусь — донор региональной безопасности. Для нас как никогда актуальными являются коллективные методы решения международных проблем, основанные на верховенстве международного права, Устава ООН и уважения выбранного пути развития.
Участие Беларуси в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности помогает противостоять таким вызовам, как международный терроризм, наркотрафик, незаконная миграция и организованная преступность.
Но и в рамках ШОС Беларусь готова внести свою лепту в противостояние этим вызовам и угрозам. Мы готовы углублять практическое взаимодействие с Региональной антитеррористической структурой и другими механизмами ШОС в сфере безопасности.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию подчеркнул: «Нет более высокой ценности, чем мир и безопасность!»
Беларусь неоднократно доказывала своей внутренней и внешней политикой нашу нацеленность на созидательную работу по совместному укреплению региональной и международной стабильности и безопасности.