Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые члены Совета Безопасности,
Уважаемые дамы и господа,
Позвольте поздравить Российскую Федерацию с председательством и пожелать успеха в выполнении этой важнейшей функции в многосторонней дипломатии.
Хотим отметить исключительную важность темы сегодняшней дискуссии.
Действительно в следующем году мир отметит восьмидесятую годовщину окончания Второй мировой войны – самого кровопролитного и опустошительного противостояния в истории человечества. Свидетели той войны и великие умы той эпохи, создавая Устав ООН как документ, воплотивший идеалы всеобщей вовлеченности, солидарности и уважения суверенного равенства государств, как отражение идеи действительно разделенной ответственности и неделимой безопасности, как инструмент многостороннего инклюзивного решения глобальных проблем, не могли и представить, что долгий путь их идеалов от де-факто биполярного мира, через однополярный момент к перспективной многополярности приведет нас сегодня не только к минимизации многосторонности в международных делах, но и на грань третьей мировой войны.
Стремление удержать гегемонию, нежелание признавать законные интересы и озабоченности в сфере безопасности своих соседей и других игроков, стремление к получению односторонних преимуществ в доступе к ресурсам, желание недобросовестно воспользоваться доминирующим положением в экономике привели одурманенный эйфорией однополярного момента Запад и его элиты, судя по всему, для него самого к неожиданному результату. Западу не удалось возглавить многосторонность, как мог бы сделать истинный лидер, но западные элиты попытались максимально использовать свои преимущества для эксплуатации других. Сопротивление же этому привело к росту напряженности в мире, к росту конфликтности, к деградации системы международной безопасности, мер доверия, контроля над вооружениями, к противостоянию в той или иной степени с определенной частью членов международного сообщества и даже к войне в Европе.
Мы являемся свидетелями осознанного отказа западных элит в лице НАТО от многосторонности в решении кризисов и ее ставки на противостояние с теми, кого они определили в конкуренты, в противники и в угрозы.
Более того, мы являемся свидетелями не просто отказа Запада от многосторонности, но отказа от двустороннего международного сотрудничества со ставкой на принуждение к взаимодействию на навязанных Западом условиях и правилах.
Чего стоит развязанная Польшей на границе с Беларусью настоящая война против мигрантов из южных стран с десятками убитых и сотнями искалеченных людей польскими силовиками? При этом, несмотря на наши постоянные предложения, Варшава полностью отказалась от сотрудничества с Минском в рамках инструментов правовой помощи и управления границей, отлично понимая, что только совместные усилия позволят эффективно бороться с преступниками, эксплуатирующими несчастных мигрантов на их пути из своих стран в Западную Европу, прежде всего в Германию.
Чего стоит осознанный запрет Литвой транзита белорусских удобрений через литовские порты в страны Африки и Азии? Или отказ Вильнюса от готовности Минска к транзиту украинского зерна в те же страны.
Сюда стоит вспомнить и запрет стран Европейского союза на авиасообщение с Республикой Беларусь.
Разве и первое, и второе, и третье не направлены не только против интересов моей страны, но и против интересов множества других государств и простых людей?
Можно приводить еще много примеров.
Складывается впечатление, что при все еще глобальном вовлечении в международную повестку, западные государства все больше самоограничиваются и лишаются инструментов влияния. Разве это не отказ от многосторонности?
Акцент на односторонние действия, на односторонность выгод, на диктат только своих правил - вот корень проблем сегодняшнего мира.
Этой тенденции напротив противостоит, например, в Большой Евразии, объединительная повестка в целом ряде форматов, среди которых и Шанхайская организация сотрудничества, и СНГ, и ЕАЭС, и АСЕАН, и другие действующие на этом пространстве региональные объединения. Эти объединения не направлены против Запада или еще кого-то, но как уже отмечено, Запад сам не готов к сотрудничеству с ними.
Видя такое положение вещей, Беларусь организовала в прошлом году в Минске международную конференцию высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире».
В дополнение к нашим миротворческим усилиям по достижению Минских договоренностей, в дополнение к нашим объединительным инициативам по выстраиванию в Европе новой архитектуры безопасности под названием «Хельсинки 2», по глобальной теме диалога по безопасности в духе Сан-Франциско на Минской конференции в прошлом году Беларусь запустила процесс обсуждения вопроса построения равной и неделимой архитектуры евразийской безопасности. Показательно, что подавляющее число приглашенных западных государств проигнорировали приглашение.
Судя по всему, настоящая многосторонность будет возрождаться среди настоящих единомышленников.
В ходе конференции наша страна выдвинула инициативу о разработке Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Мы видим этот документ как объединительный, в котором должны быть сформулированы параметры и принципы функционирования архитектуры безопасности на евразийском пространстве, а также стратегическое видение многополярности и многосторонности обновленной системы международных отношений, возможно не только в Евразии, но и во всем мире.
Для нас эти принципы известны и очевидны. Это, прежде всего, опора на международное право, неукоснительное соблюдение принципа неделимости безопасности, уважение многообразия путей развития каждого государства, равноправное сотрудничество всех членов международного сообщества, повышение роли ООН, полноценное использование региональных объединений и организаций, интеграционных объединений и, конечно же, возвращение к действительно эффективному многостороннему сотрудничеству.
Дальнейшее обсуждение этой темы мы намерены продолжить на второй Минской конференции по евразийской безопасности 31 октября – 1 ноября 2024 года.
Спасибо за внимание.