Беларусь и ЕС снова сближаются. Журналисты издания «Osteuropa Informationen» побеседовали с Министром иностранных дел Владимиром Макеем в связи с его недавним визитом в Германию о двусторонних отношениях, роли «Восточного партнерства», ЕАЭС и Китая для Беларуси.
Господин Министр, как Вы оцениваете актуальное состояние отношений с Германией?
Для Беларуси Германия была и остается одним из ключевых партнеров в Европейском союзе (ЕС). Прошлый год стал беспрецедентным с точки зрения активизации контактов и вывода белорусско-германского диалога на качественно новый уровень.
Знаковым событием стал первый в истории наших двусторонних отношений визит в Беларусь Федерального президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в июне 2018 г. и продуктивная встреча глав наших государств.
Диалог между внешнеполитическими ведомствами Беларуси и Германии носит регулярный характер. Все более динамично развиваются межпарламентские контакты.
В ходе моего недавнего визита в Берлин мы договорились с моим немецким коллегой Министром Хайко Маасом о создании двусторонней координационной группы, призванной выработать стратегическое видение перспективных направлений взаимодействия и определить конкретные шаги по их практической реализации в виде ˮдорожной карты“.
Какое значение для Беларуси имеет Германия в качестве экономического партнера?
ФРГ традиционно входит в пятерку ключевых торгово-экономических и инвестиционных партнеров Беларуси. В последние годы наш товарооборот заметно вырос – в 2017 году на четверть, в 2018 году еще на 16%, превысив рубеж в 3 млрд. долларов США согласно нашей статистике. В Беларуси уже работают более 300 предприятий с участием германского капитала. Германия является для Беларуси крупнейшим поставщиком высокотехнологичного оборудования для модернизации наших предприятий.
В настоящее время мы наблюдаем заметный рост интереса со стороны германских деловых кругов. Так, объем немецких инвестиций в Беларусь в 2018 году увеличился в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Особенно привлекательным для инвесторов из Германии является Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – международный кластер высокотехнологичных предприятий из Европы, США, Израиля, Канады и России.
Где Вы видите тогда дополнительный потенциал для развития экономических отношений?
Дополнительные возможности мы видим, прежде всего, в создании в Беларуси совместных предприятий, ориентированных на производство конкурентоспособных товаров. Особенно хорошие перспективы, по нашему мнению, имеются в таких отраслях, как машино- и приборостроение, химическая и фармацевтическая промышленность, транспорт и логистика. Мы также заинтересованы в приходе еще большего количества германских фирм в Парк высоких технологий, в котором созданы беспрецедентно благоприятные условия для новаторских инициатив в ИТ-сфере. Экономическое сотрудничество между нашими странами имеет огромный потенциал, который мы можем и должны реализовать в более полной мере, в том числе при поддержке Восточного комитета – Ассоциации германской экономики по сотрудничеству со странами Восточной Европы, который является многолетним надежным партнером Республики Беларусь.
Какую пользу может извлечь Беларусь из участия в инициативе ЕС «Восточное партнерство»?
«Восточное партнерство» (ВП) для нас – это инструмент прагматичного сотрудничества в регионе, наведения мостов и развития межличностных контактов на базе конкретных проектов с ощутимой добавленной стоимостью. Эти проекты должны быть, прежде всего, направлены на поддержку усилий стран-соседей ЕС по укреплению общественного благосостояния, а также модернизацию и повышение конкурентоспособности. Именно в этом, на наш взгляд, залог региональной устойчивости и развития.
Какую роль играет «Восточное партнерство» в рамках экономического сотрудничества?
Сейчас в рамках ВП разрабатывается набор целей и задач на период после 2020 года. Мы подготовили собственное видение тех улучшений, которые необходимо привнести в деятельность ВП и которые, на наш взгляд, отвечали бы интересам всех партнеров ЕС.
Во-первых, значительный интерес для нас представляет всеобъемлющее сотрудничество в сфере торговли. Это такие вопросы, как сертификация предприятий-экспортеров, стандартизация, метрология, гармонизация и взаимное признание систем оценки соответствия товаров, упрощение процедур торговли.
Во-вторых, пришло время подумать над комплексным подходом к обустройству границ, учитывающим вопросы безопасности и мобильности людей и товаров. Он мог бы включать в себя, в частности, дальнейшую модернизацию таможенных пунктов пропуска, обмен информацией между таможенными службами стран «Восточного партнерства» и ЕС.
В-третьих, мы предлагаем сделать технологические инновации «сквозным» приоритетом нашего взаимодействия. Минск готов стать площадкой для IT-школы «Восточного партнерства», которая бы готовила специалистов цифровой отрасли для всех наших партнеров.
В-четвертых, транспортная и энергетическая инфраструктура жизненно важна как для ЕС, так и для его партнеров, экономики которых в значительной степени зависят от надежных связей с соседями. При этом особое внимание следует уделить развитию международных цифровых транспортных коридоров. Надеемся, что аналогичный план действий в скором будущем будет разработан и для инвестирования в энергетические интерконнекторы на территории стран-партнеров ЕС.
Каким образом можно наладить более тесное сотрудничество между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), и какую роль в этом процессе может играть Беларусь?
Наша идея «интеграции интеграций» или «кооперации интеграций» состоит в том, чтобы придать сближению ЕС и ЕАЭС комплексный и упорядоченный характер с прицелом на конкретные материальные преимущества для обоих союзов. Такое сближение позволило бы укрепить доверие и развенчать миф о несовместимости и соперничестве восточной и западной «систем». Именно из-за этого мифа страны оказываются перед ложным выбором между Западом и Востоком в ущерб отношениям с тем или иным из своих партнеров. Между тем в реальности такого выбора не должно быть в принципе, и партнерство двух интеграционных объединений должно это убедительно продемонстрировать.
Какие конкретные идеи у Вас есть для этого?
Начать следовало бы с создания постоянного формата для диалога между ЕС и ЕАЭС. В его рамках можно было бы определить сферы первоочередного интереса обеих сторон, например, обеспечение совместимости технических нормативов и стандартов производства промышленной продукции, санитарных и фитосанитарных нормативов производства сельскохозяйственных товаров в интересах расширения взаимной торговли. Многие технические регламенты и стандарты ЕАЭС уже разрабатываются с учетом европейских и международных норм.
Обеим сторонам было бы выгодно активизировать сотрудничество в таможенной сфере, упростить условия транспортировки и контроля грузов. Совместное развитие инфраструктуры автомобильных и железнодорожных магистралей континентального значения могло бы стать одним из важных направлений взаимодействия. Особую актуальность имеет сопряжение транспортных сетей ЕАЭС, ЕС и инициированного Китаем проекта «Один пояс, один путь». Большой потенциал мы видим также в создании общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных оптоволоконных линий связи.
Можно было бы подумать над выработкой согласованных «правил поведения» в цифровой отрасли, которые способствовали бы развитию электронной торговли и других безбумажных транзакций между странами двух союзов, а также содействовали бы цифровым решения в сфере транспорта и перевозки пассажиров. Беларусь как участник «Восточного партнерства», в которое также входит еще один член ЕАЭС Армения, а также страна-наблюдатель в ЕАЭС Молдова, считает возможным использовать формат ВП для поиска решений наиболее актуальных проблем на стыке двух союзов и форм сотрудничества между ними. Эти задачи будут в числе приоритетов белорусского председательства в ЕАЭС в 2020 году.
Вы уже упомянули «Один пояс, один путь». Какую роль играет Китай и его инициатива для белорусской экономики?
Беларусь в числе первых поддержала инициативу Председателя КНР Си Цзиньпина о создании «Нового шелкового пути». Подключение к этой инициативе уже приносит существенные дивиденды для нас. Это, например, многократный рост с 2014 года объема грузоперевозок через Беларусь по маршруту Китай – Европа – Китай. Активно развивается сотрудничество в области инвестиций. С 2013 года кредитная поддержка со стороны китайских банков и Правительства составила 4,5 млрд. долларов США. В 2018 году объем прямых китайских инвестиций увеличился более чем в два раза по сравнению с 2017 годом, и Китай впервые вошел в первую тройку крупнейших прямых инвесторов в Беларуси.
Мы по праву гордимся уже упомянутым мною Китайско-Белорусским индустриальным парком – «жемчужиной экономического пояса Шелкового пути». Это самый крупный парк, когда-либо построенный Китаем в евразийском регионе. Примечательно, что в апреле 2018 г. в состав акционеров индустриального парка «Великий камень» вошла немецкая компания «Дуйсбургер Хафен», являющаяся оператором крупнейшего в мире речного порта.