29-06-2015
В.Макей: Только что завершилось пленарное заседание внешнеполитического сегмента 5-го раунда неформальных министерских диалогов «Восточного партнерства», в котором приняли участие представители МИД шести стран-партнеров, а также еврокомиссар по Европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС г-н Йоханесс Хан и Генеральный секретарь Европейской службы внешних действий г-н Ален Ле Руа.
У нас состоялся открытый и конструктивный обмен мнениями, идеями и подходами в отношении дальнейшего развития «Восточного партнерства» с учетом итогов майского саммита ВП в г.Риге и в контексте непростой ситуации в регионе.
В частности, мы обсудили пути придания «Восточному партнерству» большей гибкости и его адаптации к потребностям и приоритетам каждой из шести стран-партнеров. В этой связи была подчеркнута важность принципа дифференциации.
Одновременно большинство участников высказалось за необходимость сохранения и укрепления многостороннего формата «Восточного партнерства» как объединяющего фактора и важного инструмента расширения регионального сотрудничества.
Отдельное внимание было уделено развитию взаимодействия в четырех приоритетных областях, определенных в итоговой декларации Рижского саммита, а именно – укреплению институтов и надлежащего управления, мобильности, расширению рыночных, экономических возможностей, а также интерконнекторам (это транспорт и энергетика).
В этом плане отмечалась важность реализации конкретных, масштабных проектов и инициатив в интересах стран региона и наших граждан. Это стало бы лучшим свидетельством востребованности «Восточного партнерства».
Каждая из стран-партнеров представила свое видение приоритетов и перспектив «Восточного партнерства». Мы надеемся, что мнение стран-участниц «Восточного партнерства» будет должным образом учтено Европейским союзом при пересмотре Европейской политики соседства.
Со своей стороны хотел бы подтвердить заинтересованность Беларуси в продолжении участия в «Восточном партнерстве».
Отдельно хотел бы также отметить нашу убежденность в необходимости налаживания диалога и взаимодействия с «соседями соседей», прежде всего с Россией, для достижения основополагающих целей «Восточного партнерства» – мира, стабильности, безопасности и процветания в регионе.
Важен также диалог между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом для гармонизации двух ключевых интеграционных процессов и формирования в будущем, когда это станет возможно, общего экономического пространства, что позволит избежать появления новых разделительных линий. Беларусь готова внести свой вклад в этот процесс и предоставить площадку для такого диалога с учетом нашего одновременного участия в Евразийском экономическом союзе и «Восточном партнерстве».
В целом я хотел бы сказать, что дискуссия была очень заинтересованной, продуктивной и – что немаловажно – конструктивной. И я убежден, что, несмотря на то, что прошло короткое время после Рижского саммита, эта дискуссия позволит нам уже начать наработку нового стратегического видения того, как должна развиваться инициатива «Восточного партнерства» в будущем.
Я хотел бы поблагодарить всех моих коллег и представителей Евросоюза за их приезд в Беларусь и за возможность обменяться в такой открытой, искренней, откровенной и конструктивной манере мнениями относительно перспектив функционирования этой, безусловно, важной инициативы – «Восточного партнерства».
Портал «TUT.BY»: Владимир Владимирович, как Вы считаете, как президентские выборы в Беларуси могут сказаться на отношениях с Евросоюзом?
В.Макей: Мы не должны привязываться в развитии наших отношений с Европейским союзом, с США, с другими партнерами к каким-либо конкретным событиям и не стремиться к тому, чтобы от этих событий зависели наши отношения, наше сотрудничество с партнерами.
Я не говорю при этом, что выборы не играют никакой роли. Нет, наоборот. Самое главное, чтобы была нацеленность и заинтересованность в развитии отношений между партнерами. Мы заинтересованы в развитии наших отношений, нормализации и затем в дальнейшем их углублении с Европейским союзом, США и нашими другими партнерами.
Конечно же, мы реалисты и прекрасно понимаем, что для Европейского союза выборы играют определенную роль. Как они пройдут – заявление Президента А.Г.Лукашенко на сей счет вы слышали. Мы хотим, чтобы эти выборы прошли максимально транспарентно и прозрачно. Мы уже заявили о том, что готовы пригласить наблюдателей и от ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ, ПА Совета Европы и, возможно, от Европарламента, если они изъявят пожелание. Мы не собираемся закрывать процесс подготовки и проведения этих выборов от кого-либо. Потому что власть заинтересована, как я уже сказал, в прозрачном проведении выборов.
Мы реалисты и, конечно же, понимаем, что от выборов многое зависит. Поэтому мы сделаем все, чтобы эти события в Беларуси прошли на высоком уровне и чтобы избежать той цикличности, которая у нас почему-то всегда возникала в прошлом. Надеемся, это плохая традиция останется в прошлом и мы не перенесем ее в будущее. Кстати, завтра Парламент должен принять решение о дате проведения выборов в Беларуси.
Агентство «Россия сегодня»: Вопрос к Владимиру Владимировичу Макею. Беларусь – страна-участница ОДКБ. В случае дальнейшей эскалации ситуации в Армении, Беларусь и страны ОКДБ могут как-то повлиять на ситуацию в Армении?
В.Макей: Я понимаю, что события в Армении привлекают внимание. Но я считаю, и я в этом убежден, что абсолютно не надо драматизировать ситуацию. Идет нормальный процесс демократического развития, становления страны. Да, было намерение правительства принять какие-то меры, которые вызвали недовольство населения. Абсолютно всем понятно, что руководство страны демонстрирует готовность к диалогу и, если те, кто выходит на демонстрации, не воспринимают это, значит это проблема демонстрантов. Я убежден, что ситуация разрешится, и это является внутренней ситуацией Армении.
А что касается отношения ОДКБ как организации к тому, что происходит в Армении, то Ваш вопрос вызывает недоумение. Я еще раз повторюсь – это внутренняя ситуация. Я сейчас не могу вспомнить точно мандата и устава, по которому действует ОДКБ, по которому возможно оказание военной помощи той или иной стране, но устав ОДКБ гласит, что такая помощь возможна только лишь в случае внешней военной агрессии и по запросу соответствующего государства. Поэтому здесь эти вещи я не стал бы смешивать.
Еще раз повторюсь, мы убеждены, что наши армянские друзья разберутся спокойно в демократическом духе с той внутренней ситуацией, которая развивается в стране.