Материалы пресс-конференции Министра иностранных дел Беларуси В.Макея по итогам неформальной встречи министров иностранных дел стран-участниц «Восточного партнерства» (г.Минск, 29 июня 2015 г.)
29 июня 2015 г.29-06-2015
В.Макей: Только что завершилось пленарное заседание внешнеполитического сегмента 5-го раунда неформальных министерских диалогов «Восточного партнерства», в котором приняли участие представители МИД шести стран-партнеров, а также еврокомиссар по Европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС г-н Йоханесс Хан и Генеральный секретарь Европейской службы внешних действий г-н Ален Ле Руа.
У нас состоялся открытый и конструктивный обмен мнениями, идеями и подходами в отношении дальнейшего развития «Восточного партнерства» с учетом итогов майского саммита ВП в г.Риге и в контексте непростой ситуации в регионе.
В частности, мы обсудили пути придания «Восточному партнерству» большей гибкости и его адаптации к потребностям и приоритетам каждой из шести стран-партнеров. В этой связи была подчеркнута важность принципа дифференциации.
Одновременно большинство участников высказалось за необходимость сохранения и укрепления многостороннего формата «Восточного партнерства» как объединяющего фактора и важного инструмента расширения регионального сотрудничества.
Отдельное внимание было уделено развитию взаимодействия в четырех приоритетных областях, определенных в итоговой декларации Рижского саммита, а именно – укреплению институтов и надлежащего управления, мобильности, расширению рыночных, экономических возможностей, а также интерконнекторам (это транспорт и энергетика).
В этом плане отмечалась важность реализации конкретных, масштабных проектов и инициатив в интересах стран региона и наших граждан. Это стало бы лучшим свидетельством востребованности «Восточного партнерства».
Каждая из стран-партнеров представила свое видение приоритетов и перспектив «Восточного партнерства». Мы надеемся, что мнение стран-участниц «Восточного партнерства» будет должным образом учтено Европейским союзом при пересмотре Европейской политики соседства.
Со своей стороны хотел бы подтвердить заинтересованность Беларуси в продолжении участия в «Восточном партнерстве».
Отдельно хотел бы также отметить нашу убежденность в необходимости налаживания диалога и взаимодействия с «соседями соседей», прежде всего с Россией, для достижения основополагающих целей «Восточного партнерства» – мира, стабильности, безопасности и процветания в регионе.
Важен также диалог между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом для гармонизации двух ключевых интеграционных процессов и формирования в будущем, когда это станет возможно, общего экономического пространства, что позволит избежать появления новых разделительных линий. Беларусь готова внести свой вклад в этот процесс и предоставить площадку для такого диалога с учетом нашего одновременного участия в Евразийском экономическом союзе и «Восточном партнерстве».
В целом я хотел бы сказать, что дискуссия была очень заинтересованной, продуктивной и – что немаловажно – конструктивной. И я убежден, что, несмотря на то, что прошло короткое время после Рижского саммита, эта дискуссия позволит нам уже начать наработку нового стратегического видения того, как должна развиваться инициатива «Восточного партнерства» в будущем.
Я хотел бы поблагодарить всех моих коллег и представителей Евросоюза за их приезд в Беларусь и за возможность обменяться в такой открытой, искренней, откровенной и конструктивной манере мнениями относительно перспектив функционирования этой, безусловно, важной инициативы – «Восточного партнерства».
Портал «TUT.BY»: Владимир Владимирович, как Вы считаете, как президентские выборы в Беларуси могут сказаться на отношениях с Евросоюзом?
В.Макей: Мы не должны привязываться в развитии наших отношений с Европейским союзом, с США, с другими партнерами к каким-либо конкретным событиям и не стремиться к тому, чтобы от этих событий зависели наши отношения, наше сотрудничество с партнерами.
Я не говорю при этом, что выборы не играют никакой роли. Нет, наоборот. Самое главное, чтобы была нацеленность и заинтересованность в развитии отношений между партнерами. Мы заинтересованы в развитии наших отношений, нормализации и затем в дальнейшем их углублении с Европейским союзом, США и нашими другими партнерами.
Конечно же, мы реалисты и прекрасно понимаем, что для Европейского союза выборы играют определенную роль. Как они пройдут – заявление Президента А.Г.Лукашенко на сей счет вы слышали. Мы хотим, чтобы эти выборы прошли максимально транспарентно и прозрачно. Мы уже заявили о том, что готовы пригласить наблюдателей и от ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ, ПА Совета Европы и, возможно, от Европарламента, если они изъявят пожелание. Мы не собираемся закрывать процесс подготовки и проведения этих выборов от кого-либо. Потому что власть заинтересована, как я уже сказал, в прозрачном проведении выборов.
Мы реалисты и, конечно же, понимаем, что от выборов многое зависит. Поэтому мы сделаем все, чтобы эти события в Беларуси прошли на высоком уровне и чтобы избежать той цикличности, которая у нас почему-то всегда возникала в прошлом. Надеемся, это плохая традиция останется в прошлом и мы не перенесем ее в будущее. Кстати, завтра Парламент должен принять решение о дате проведения выборов в Беларуси.
Агентство «Россия сегодня»: Вопрос к Владимиру Владимировичу Макею. Беларусь – страна-участница ОДКБ. В случае дальнейшей эскалации ситуации в Армении, Беларусь и страны ОКДБ могут как-то повлиять на ситуацию в Армении?
В.Макей: Я понимаю, что события в Армении привлекают внимание. Но я считаю, и я в этом убежден, что абсолютно не надо драматизировать ситуацию. Идет нормальный процесс демократического развития, становления страны. Да, было намерение правительства принять какие-то меры, которые вызвали недовольство населения. Абсолютно всем понятно, что руководство страны демонстрирует готовность к диалогу и, если те, кто выходит на демонстрации, не воспринимают это, значит это проблема демонстрантов. Я убежден, что ситуация разрешится, и это является внутренней ситуацией Армении.
А что касается отношения ОДКБ как организации к тому, что происходит в Армении, то Ваш вопрос вызывает недоумение. Я еще раз повторюсь – это внутренняя ситуация. Я сейчас не могу вспомнить точно мандата и устава, по которому действует ОДКБ, по которому возможно оказание военной помощи той или иной стране, но устав ОДКБ гласит, что такая помощь возможна только лишь в случае внешней военной агрессии и по запросу соответствующего государства. Поэтому здесь эти вещи я не стал бы смешивать.
Еще раз повторюсь, мы убеждены, что наши армянские друзья разберутся спокойно в демократическом духе с той внутренней ситуацией, которая развивается в стране.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by