БелТА: Тема миграции на протяжении многих последних лет по понятным причинам не теряет актуальности во всем мире, в том числе с точки зрения правозащитной тематики. И вот на этом фоне Президент Литвы, который в других случаях постоянно заявляет о приоритете прав человека, подписывает очень неоднозначные поправки к закону «О правовом положении иностранных лиц». Как на это смотрит МИД Беларуси?
А.Глаз: По факту мы еще раз убедились в очевидном: права конкретных людей будь то в Беларуси, Ираке или Сирии на деле абсолютно не волнуют политическое руководство Литвы. Разглагольствования – это одно, а конкретные поступки говорят, к сожалению, совсем о другом.
Поэтому на днях мы все стали свидетелями бесчеловечного, издевательского отношения литовских пограничников к иракцам, которые, вынужденные искать лучшую долю не по своей вине, пытались получить убежище и приют в благополучной и порядочной, как они думали, европейской стране.
После такого ужаса поправки к указанному закону уже просто дополняют очевидную картину. И нет смысла перечислять положения международного права, двусторонних и многосторонних соглашений, да и просто моральных критериев, которые этот закон не нарушает. Таких положений просто нет.
Примечательно, что даже в самой Литве есть благоразумные люди, которые прекрасно понимают, что это фактически узаконит нарушение прав человека в отношении тех, кто пытается спасти себя и своих детей от ужасов и последствий развязанной под красивыми демократическими лозунгами войны.
Многие литовские юристы высказали замечания относительно вероятного противоречия поправок Конституции Литовской Республики. Но что мы слышим от руководства Литвы? Да, закон плохой, да, "дырявый", он нарушает права человека. Но нам, дескать, надо послать сигнал странам донорам беженцев. Действительно, какие уж тут права, когда надо послать какой-то сигнал!
Не слышно резких заявлений западных партнеров в отношении этих поправок. Где проверки и расследования? Получается, что в «демократической» стране можно и беременных женщин под автоматы? Может быть, международные правозащитные организации, у которых явно есть на это свободные ресурсы, даже придумают для Литвы какой-нибудь эксклюзивный механизм мониторинга и расследования нарушений прав человека – мигранты ведь тоже люди? Или нет?
Ну и, конечно, белыми нитками шиты попытки Вильнюса скрыть допущенную тотальную деградацию своей системы пограничной службы. Раньше это было возможно, потому что многие годы эту границу защищала Беларусь, и литовской стороне можно было не беспокоиться. Затем, образно говоря, литовские политики стали "стучать молотком по мине". Своей цели добились. Теперь делают вид, что удивлены.