Агентство ИТАР-ТАСС: Госдепартамент США в очередной раз сделал заявление о том, что готов ужесточить санкции против Беларуси. Как официальный Минск воспринял эти заявления?
Ответ: Мы по-прежнему открыты и готовы к развитию прагматичного, взаимовыгодного и взаимоуважительного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки. Наши конкретные предложения по развитию такого сотрудничества американской стороне известны, они по-прежнему сохраняют силу. Что касается прозвучавших со стороны наших американских партнеров разного рода замечаний, скажем так, угрожающего характера, то хотим еще раз подчеркнуть, что мы по-прежнему убеждены в абсолютной контрпродуктивности и бесперспективности любых санкционных мер. Как наши американские коллеги имели возможность неоднократно убедиться, они не принесли и не приносят никакого позитивного импульса в белорусско-американские отношения.
Мы считаем, что позиция наших американских коллег является тем более необоснованной, поскольку те вещи, о которых говорится в заявлении официального представителя Госдепа, уверен, получили бы надлежащую правовую оценку и в самих Соединенных Штатах, которые считают себя правовым государством.
Агентство БелаПАН: Как Вы прокомментируете вчерашнее заявление Еврокомиссара Б.Ферреро-Вальднер о том, что Беларусь тормозит процесс открытия Еврокомиссии? И как сейчас на самом деле обстоит дело с открытием представительства Еврокомиссии?
Ответ: У меня как раз перед глазами оригинальный текст выступления г-жи Вальднер. Боюсь, что я не смогу согласиться с той оценкой, которую дали Вы. Насколько мое знание английского языка мне позволяет судить о сути высказывания – она говорит, что данный процесс является «продолжительным». Я имею в виду процесс открытия представительства Еврокомиссии в Минске. В этой связи могу еще раз официально подчеркнуть, что в данном вопросе нет абсолютно никакой чрезвычайщины. Этот вопрос проходит внутригосударственное согласование, и данная процедура является абсолютно рутинной и идентичной по отношению к тому, если бы нам пришлось говорить об открытии любого другого дипломатического представительства в нашей стране, в отношении которых применяются аналогичные процедуры на основании заключения межгосударственных соглашений. В данном случае этот механизм применим и к вопросу об открытии офиса Европейской комиссии.
Агентство БелаПАН: Позвольте тогда аналогичный вопрос в продолжение: ведутся ли переговоры об открытии посольства Грузии в Минске, поскольку грузинская сторона заявила о намерении открыть диппредставительство в Беларуси?
Ответ: Думаю, что вопрос о намерениях грузинской стороны Вам было бы целесообразнее адресовать нашим грузинским коллегам. Что касается возможного открытия грузинского дипломатического представительства на территории нашей страны, я думаю, что это будет исключительно результатом суверенного решения Грузии. Мы поддерживаем дипломатические отношения с этой страной уже достаточно продолжительное время. Соответствующие договоренности были заключены, как и со многими другими государствами мира, еще в 90-е годы. По-видимому, на данном этапе наши грузинские коллеги подошли к тому решению, чтобы реализовать возможность, которую дает Венская конвенция о дипломатических сношениях и открыть дипломатическое представительство своей страны на нашей территории. Однако опять же подчеркну, что конечный результат – это исключительно дело суверенного решения наших грузинских коллег.
Газета «Время новостей»: К вопросу по поводу ЕС. Хотелось бы узнать: те предложения, которые озвучил в Брюсселе г-н Воронецкий, они были отвергнуты представителями ЕС, насколько можно судить из тех сообщений, которые были опубликованы. Как Вы считаете, есть ли в Минске какие-то предложения, касающиеся перспектив развития отношений с ЕС, которые могли бы все-таки найти некие точки соприкосновения? И если с ЕС ничего не получится, значит ли это, что будет еще больше усиливаться белорусско-российский контакт?
Ответ: По поводу «отвергнутости», я думаю, что здесь опять речь идет о «трудностях перевода» с английского языка. Что касается наших взаимоотношений с Европейским союзом, я на них уже неоднократно останавливался: перспективных направлений для развития взаимовыгодного сотрудничества с ЕС предостаточно. Наши европейские партнеры о них хорошо знают. Заместитель Министра В.Воронецкий акцентировал внимание наших европейских коллег на целом ряде таких предложений, они по-прежнему сохраняют свою актуальность по нашему глубокому убеждению, поскольку отвечают взаимным интересам Европейского союза и Республики Беларусь. Определенные подвижки в развитии диалога с Европейской комиссией и ЕС имеются, как вы знаете, в направлении энергетического диалога: прошли определенные консультации по данному вопросу на экспертном уровне. Надеемся, они будут продолжены, поскольку являются продолжением тех взаимовыгодных процессов, о которых я говорил. Достаточно позитивную динамику имеет торговый оборот между Беларусью и странами ЕС. Поэтому мы продолжаем быть открытыми к тому, чтобы развивать эти и другие направления в нашем диалоге с Европейским союзом.
Касательно взаимоотношений в рамках, так скажем, треугольника Россия – Беларусь — Европейский союз, мы не видим здесь каких бы то ни было взаимоисключающих элементов. Вы знаете, что на самых разных уровнях, и квинтэссенция этого прозвучала и в выступлении Валерия Иосифовича Воронецкого в Брюсселе, мы выступаем за построение единой Большой Европы, в которой будет место для конструктивного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами.
Национальное радио Украины: А каковы торгово-экономические отношения с Грузией? На таком ли они уровне, чтобы можно было открывать посольство? Для белорусской стороны эти отношения представляют интерес?
Ответ: Мы заинтересованы в развитии торгово-экономических отношений со всеми государствами, которые к этому стремятся по отношению к нам. Перспективы и возможности для развития торгово-экономического сотрудничества есть всегда, если есть взаимная воля сторон к развитию этих отношений. Поэтому, данная логика, как нам представляется, применима абсолютно к любому государству. Мы ею руководствуемся в наших торгово-экономических отношениях со всеми странами.
Радыё «Свабода»: Звычайна МЗС не камянтуе перастаноўкі на ўзроўні амбасадара Беларусі. Але ў дадзеным выпадку вельмі цікавы амбасадар. Наколькі праўдзівая інфармацыя пра тое, што амбасадар Беларусі ў Іране нарэшце вяртаецца ўжо на радзіму?
Адказ: Вы сапраўды самі зазначылі, што гэта выключна ўнутраная справа Міністэрства замежных спраў Беларусі, як, я ўпэўнены, і ўнутранняя справа якога заўгодна знешнепалітычнага ведамства ва ўсім свеце – вызначаць тэрміны знаходжання сваіх амбасадараў за мяжой. Мы кіруемся, як і любая іншая краіна, выключна прынцыпамі мэтазгоднасці. А пытанні ратацыі – гэта таксама адлюстраванне звычайнай дыпламатычнай практыкі. Не бачу нічога ў гэтым надзвычайнага ці надта адметнага.