Беларусь 1: Конечно, вопиющих случаев много, достаточно только вспомнить снятие нашего флага в Бухенвальде... Я вот думаю, достаточно ли того, что мы устроили протест у Посольства Германии в Минске и пригласили Посла на субботник в Хатыни? Ведь недавно в прессе стало известно, что руководство международного и австрийского комитетов отказываются приглашать нас на памятные мероприятия в концлагере Маутхаузен… Насколько адекватны наши меры? Что мы сейчас будет делать? Тоже пикет у Посольства Австрии или какие-то еще меры? Может, нам тоже не приглашать в ответ этих людей? Как Вы считаете?
А.Глаз: Сама ситуация с Германией, да и в целом полемика вокруг этой темы и то, что происходит, в моем понимании, это некая дикость.
Политизируются вещи, а понятно, что это политизация, которые должны быть святые. Память об этих трагических вещах – свята.
Это совершенно недостойный поступок, в частности, немецкой стороны. То, что это плевок в лицо ветеранам, плевок в лицо освободителям, плевок в лицо узникам – это однозначно. Какое отношение имеют сегодняшние события, любые, какими бы они ни были, к памяти тех людей? Они-то в чем виноваты? Зачем такие вещи делать? Тем не менее, конъюнктура и политизация имеют место быть.
Насчет пикета у Посольства Германии… В моем понимании совершенно естественная реакция, реакция нашего гражданского общества. Наше гражданское общество не смогло смолчать и сделало то, что сделало… Абсолютно естественно, могло быть еще и больше…
По Австрии. Мы внимательно ознакомились с сообщениями, которые есть в австрийской прессе, но по факту ситуация выглядит так: Посольство Беларуси в Вене еще месяц назад получило соответствующее официальное приглашение на памятную церемонию в концлагере Маутхаузен. По состоянию на сегодняшний день никто это приглашение у нас не отзывал. Поэтому, кто бы что в австрийской прессе ни заявлял, Посольство Республики Беларусь приглашено, намерено и будет участвовать в памятных мероприятиях. Более того, мы это делаем ежегодно по зову сердца, а не по каким-то приглашениям. Это наш святой долг, который мы исполним.
Даже если кто-то решит сейчас что-то формально в срочном порядке отозвать, мы все равно поедем отдать дань памяти.
Мы – наследники народа-победителя, мы – наследники народа-освободителя. Большинство жертв этого концлагеря в Австрии – это граждане республик бывшего Советского Союза, так что никто не вправе запретить нам это сделать.
Безусловно, мы уважаем работу международного, австрийского комитетов, администрации этого мемориального комплекса, мы много лет с ними взаимодействуем, но память о жертвах концлагеря – это не их частная собственность. По сути, им было доверено эту память оберегать, что они и должны делать, но никак не приватизировать эту память.
Так что еще раз повторю: белорусская делегация воспользуется своим законным правом и почтит память жертв концлагеря. Поскольку Австрия считает себя свободной демократической страной, с этим проблем быть не должно. Иное будет означать, что от австрийского нейтралитета, который как раз был провозглашен, чтобы события тех лет не повторялись, сегодня уже почти ничего не осталось.
У нас также есть памятные места для австрийских граждан, в том числе Мемориальный комплекс «Тростенец», который очень важен. Нам никогда в голову не придет ограничить граждан Австрии в возможности прийти, поклониться, отдать дань памяти своим предкам и соотечественникам.