МИА «Россия сегодня»: Появилась информация о том, что литовский Сейм рассматривает некий новый проект закона, позволяющий в перспективе вводить дополнительные ограничения в отношении Беларуси? Что известно на сегодняшний день и как Вы можете прокомментировать эту инициативу?
А.Глаз: Уже больше недели все мы являемся свидетелями спектакля, который разыгрывается в соседней Литве вокруг транзита белорусских калийных удобрений.
Актерское мастерство и предприимчивость некоторых участников этой драмы впечатляет. Но оставим на откуп самим литовцам оценки работы своего правительства. Внутренние проблемы соседней страны – их дело.
Главное, что в этой мутной воде некоторые акторы под лозунгами солидарности пытаются под шумок протащить через парламент решения, которые являются просто верхом безответственности и цинизма.
Успокаивая всех тем, что некий внесенный в Сейм законопроект позволит без экономического ущерба прекратить транзит белорусских калийных удобрений, на деле они формируют условия для полного запрета поставок и транзита любых белорусских товаров для дальнейшей перевозки морем.
Уже сама по себе эта инициатива является грубейшим нарушением международного права, не считая многосторонних и двусторонних обязательств Литвы. В их числе обеспечение беспрепятственного транзита товаров, безусловное предоставление доступа к морю государству, не имеющему выхода к морю, который должен максимально обеспечиваться даже в условиях чрезвычайных ситуаций и военных действий.
То, что официальный Вильнюс избирательно трактует нормы международного права и искренне считает, что неудобные для них нормы можно не выполнять – уже ни для кого не секрет, особенно после драмы с мигрантами.
Но в данном случае речь идет о целенаправленной попытке блокады: заблокировано воздушное сообщение, ограничено сухопутное, сейчас подбираются к железнодорожному. Это все в отношении государства, не имеющего выхода к морю. Что это, если не акт враждебности и агрессии?
Эта затея также прямым образом угрожает продовольственной безопасности ряда стран мира – импортеров белорусского калия, спровоцирует нестабильность, неурожай, рост цен, усугубит проблему голода. И все эти последствия спокойно укладываются в головах литовских политиков.
Равно как и то, что от этой безумной затеи пострадает их собственное население. Более миллиарда долларов белорусского экспорта и транзита обеспечивают сегодня благосостояние не только Клайпедского порта и литовских железных дорог. Речь идет уже о сотнях литовских предприятий и благосостоянии значительного числа литовских семей.
Мы уже не говорим об угрозе безопасности транзита из третьих стран.
Ничем иным, кроме бессильной злобы объяснить это нельзя.
Уже давно настало время одуматься и прекратить эту безответственную политику, которая может не только дестабилизировать ситуацию в регионе, но и находится на грани необъявленной войны.