СТВ: Владимир Владимирович, в последние годы идет много дискуссий о снижении роли ООН в мире, необходимости реформирования либо коренных преобразований в Организации. И тем не менее, Генеральная Ассамблея продолжает оставаться в топах мировой новостной повестки, а обсуждаемые проблемы носят глобальный характер. Вы находитесь сейчас там, общаетесь с коллегами и с руководством ООН, непосредственно участвуете в Генеральной Ассамблее - по Вашему компетентному мнению – все же не девальвирована ли ценность выступлений с высокой трибуны ООН? Не дискредитировала ли себя организация?
В.Макей: Вопрос очень обширный, масштабный и кратко на него ответить сложно. Критики в адрес ООН и критиков ООН всегда было много.
Сегодня, как мне кажется, с учетом огромного количества вызовов и угроз, которые возникают постоянно и неожиданно, с учетом усиливающейся конфронтации в отношениях между государствами, на международной арене, с учетом политизации основных принципов, которые закреплены в Уставе ООН, действительно назрела необходимость очень тщательно посмотреть на роль ООН в современном мире и на роль ООН в формировании будущего мироустройства, будущего международного порядка.
Критиков в адрес ООН и сегодня очень много. И обосновано. Потому что ООН, к сожалению, не всегда адекватно и оперативно реагирует на возникающие вызовы и проблемы. Будь-то Афганистан, Ближний Восток или иные какие-то регионы.
ООН не всегда справляется с теми задачами, которые она должна решать. Тем не менее, наша позиция – белорусская позиция – всегда состояла в том, что ООН является и должна являться главной системообразующей организацией в формировании современного мироустройства и будущего справедливого миропорядка.
Наша общая задача, всех государств – не размывать принципиальные основы деятельности ООН, а укреплять их. К сожалению, сегодня мы наблюдаем отход от ряда основополагающих принципов, закрепленных в Уставе ООН. Нам, Беларуси, непосредственно пришлось сталкиваться с политизацией ряда вопросов, связанных с нашей внутренней ситуацией. Мы видим, что ООН, вернее, ряд структур ООН, в которых преобладают западные государства, государства – члены Европейского союза, говорят голосом Запада, голосом Европейского союза. К сожалению, одномоментно это изменить нельзя.
Еще одна опасная тенденция. В Уставе ООН закреплен серьезный и правильный принцип: одно государство – один голос. Сегодня мы видим, что этот принцип тоже пытаются некоторые государства размывать и пытаются продвинуть, в частности, расширение сфер влияния неправительственных организаций в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, придать этим неправительственным организациям статус, равноценный статусу государства. На наш взгляд, это абсолютно недопустимо, потому что мы знаем: кем и как вскармливаются эти неправительственные организации и мы знаем, в чьих интересах они в данном случае будут действовать.
Поэтому, конечно же, проблем в деятельности и Организации Объединенных Наций, и ее Генеральной Ассамблеи сегодня много. Все выступления, которые звучали в эти дни с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, свидетельствуют о разных подходах государств.
Знаете, кто-то приезжает для того, чтобы высказать наболевшее о том, что происходит у себя в стране. Например, руководители некоторых островных государств выступали сорок минут – один час. Понятно, что им хочется рассказать о том, что наболело, что происходит в их стране, но вряд ли это будет способствовать выработке каких-то вещей, принципов, предложений, связанных с деятельностью организации, с укреплением ее роли, обеспечением справедливого миропорядка, мира и стабильности на планете. Это одна часть государств.
Другая часть государств использует эту трибуну для того, чтобы заниматься обвинениями в адрес других государств. Никакого конструктива в этих выступлениях не содержится.
Но ряд руководителей государств высказали очень серьезные предложения, связанные с текущим развитием ситуации в мире, и предложения относительно решения тех проблем, которые назрели и которые стоят в нашей повестке дня. Это и пандемия, и вакцинация, и борьба с терроризмом, экстремизмом, борьба с голодом и так далее и тому подобное.
Поэтому, конечно, сказать, что все, что звучит с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, заслуживает внимания, я не могу. Но трибуна была, остается и должна оставаться важным местом для обсуждения назревших проблем, выработки общих подходов по решению этих проблем на основе тех принципов, которые в свое время были с таким трудом выработаны и закреплены в Уставе ООН. Во всяком случае, эта наша позиция, наш подход. И об этом сегодня, кстати, шла речь на встрече с Генеральным секретарем ООН. Мы будем всецело способствовать укреплению роли ООН как системообразующей организации в обеспечении мира и стабильности на планете.
ОНТ: Мы внимательно и с интересом следим за всей официальной информацией с Генеральной Ассамблеи, но, конечно, еще более интересно то, что происходит в кулуарах, то, чего мы не видим и видите Вы как непосредственный участник. Здесь мы видим, как западная и прозападная пропаганда пытаются представить, что все, за редким исключением, против Беларуси, вынося в заголовки анти-белорусские вбросы со стороны, например, Польши, Литвы, США, Украины… Как же на самом деле? Расскажите про атмосферу, какое Вы лично подметили отношение к нашей стране и как Вы его ощущаете?
В.Макей: Атмосфера, надо сказать, конечно же, отличается от ситуации, которая была два года тому назад, когда состоялась предыдущая сессия Генеральной Ассамблеи ООН в очном формате. Сегодня коридоры пустые, в кафе нет никах очередей… Если раньше ты через каждые пятьдесят шагов мог встретить знакомое лицо и обменяться мнениями по тем или иным вопросам, то сегодня, к сожалению, ситуация отличается, людей в здании ООН небольшое количество. Но, тем не менее, жизнь продолжается. Хорошо, что уже появилась возможность проводить ряд встреч в очном формате. Это положительно. Хотя, конечно, до окончательного урегулирования ситуации с пандемией еще далеко. Все ходят в масках, соблюдают меры предосторожности и так далее.
Что касается отношения к Беларуси, то должен сказать, что, да, действительно, в выступлениях порядка восьми – десяти руководителей иностранных государств прозвучала тема Беларуси. Наиболее негативно высказались в этом плане, ожидаемо, руководители Литвы и Польши, выступая с заведомо абсолютно ложными обвинениями по каким-то вопросам в адрес Беларуси. В нашем выступлении мы дадим ответ на эти абсолютно беспочвенные выпады. Мы говорили об этом и с Генеральным секретарем, и с рядом моих европейских коллег, с кем довелось встречаться, а это порядка пяти – шести встреч. Какие-то встречи были открытые, какие-то конфиденциальные, по их просьбе.
Я сделал вывод, что очень многие из наших европейских коллег, отказываясь от диалога с Правительством, с представителем Правительства, сегодня абсолютно не понимают, что происходит внутри Беларуси, вокруг Беларуси, а некоторые даже и не стремятся понять, что происходит в Беларуси. Это печально.
Но подавляющая масса собеседников, а было несколько коллективных мероприятий, в которых мне довелось принимать участие, и собеседники, с кем довелось встречаться, весьма положительно отзываются о Беларуси, о нашем государстве, которое стремится вносить вклад в развитие этой организации, всегда проповедует позитивную повестку дня, предлагая инициативы, которые нацелены на укрепление стабильности на планете, мира на планете. Это очень высоко ценится всеми нашими партнерами. Очень многие благодарили за принципиальные подходы Беларуси, желали успеха в решении наших внутренних проблем, в обеспечении мира и стабильности в нашем регионе. Однозначно все собеседники уверены в том, что Беларусь спокойно справится с теми вызовами, которые стоят перед нашей страной.
Беларусь 1: Владимир Владимирович, мой вопрос, в принципе, вытекает из предыдущего, даже по официальным сообщениям мы заметили, что Вы провели уже немало двусторонних встреч с Вашими коллегами, при этом, как ни странно, очень много собеседников были представителями Европы, были не совсем традиционные для Беларуси партнеры, например, Ямайка или Мозамбик. Полагаю, что, как и везде, в дипломатии тоже нашлось место и конфиденциальным контактам... Не могли бы Вы приоткрыть завесу тайны, чуть более подробно рассказать об основных обсуждавшихся темах, наиболее важных результатах Вашего такого «двустороннего марафона»?
В.Макей: Я бы не назвал это таким громким словом – марафон… Действительно состоялось более двух десятков встреч с представителями различных государств, которые представляют, в свою очередь, различные континенты. Какие-то встречи состоялись по нашему запросу, какие-то – по запросу моих партнеров. Практически на всех встречах обсуждались вопросы укрепления торгово-экономического взаимодействия с теми или иными государствами, что для нас очень важно. Но, конечно же, в этом плане каждая встреча имеет свою специфику.
По просьбе Мозамбика мы встретились с Министром иностранных дела Мозамбика и обсудили вопросы взаимодействия в рамках ООН, вопросы углубления сотрудничества по ряду направлений, которые являются интересными для Мозамбика. Возможно, кто-то будет ерничать… В том плане, что Мозамбик – это бедная страна, внутренняя ситуация сложная. Но никто не знает как эта страна будет развиваться в перспективе. Я считаю, что нам надо дружить с любым партнером, кто протягивает тебе руку для приветствия. Это наша позиция. Мы готовы дружить со всеми. Я убежден, что через пару – тройку лет, как это показывают примеры других государств, с которыми мы сотрудничаем, эти партнеры могут быть очень и очень перспективными. Я знаю, что ряд частных компаний у нас работают активно в Мозамбике. У нас есть определенные планы по углублению сотрудничества с этой страной. Вы упомянули Мозамбик, вот я и ответил на Ваш вопрос.
Что касается Ямайки, экзотической страны, то тоже встреча состоялась по просьбе моей коллеги. Мы обсуждали очень детально вопросы более тесного взаимодействия в рамках ООН. Есть ряд взаимовыгодных проектов. Мы обещали поддерживать друг друга в ходе выборов в различные структуры, органы ООН.
Состоялся ряд встреч с европейцами. О части из них мы кратко рассказали. Некоторые их них, по просьбе моих коллег, были конфиденциальными. Я не могу раскрывать детали.
Но хочу сказать, что встречи были весьма важными и нужными. Я убедился, что необходимо взаимное желание и стремление разговаривать друг с другом. Часть из моих европейских коллег, как я сказал, совсем не понимают, что происходит в Беларуси и мыслят только штампами. Когда начинаешь приводить конкретные примеры, опровергающие эти штампы, если кто-то человек разумный, то он воспринимает их, но бывают и такие собеседники, которые продолжают зачитывать ту информацию, которая написана у него или у нее на листке бумаги.
Конечно же, мы довели нашу позицию о ситуации в стране, о перспективах развития конституционного процесса. Мы довели нашу позицию, что только лишь эволюционный путь развития может обеспечить успех в развитии и государства, и гражданского общества, приведет к подлинной демократии, о которой многие так пекутся. Практически все мои коллеги, европейские коллеги, были согласны с этим.
Мне довелось услышать и конфиденциальные оценки со стороны моих европейских коллег в адрес известной мадам, которая находится в бегах за рубежом, и иных ее коллег – «детей революции». Дословно хочу сказать, что мадам и ее коллеги, по оценкам, чувствуют себя очень нервозно с учетом того, что ничего, наверное, не получается из их обещаний, государство продолжает развиваться. Отсюда и постоянные призывы к введению новых санкций, к усилению давления на нашу страну, проведению каких-то международных форумов, посвященных Беларуси, с целью интернационализировать белорусский вопрос на международной арене и так далее и тому подобное.
Я так понял, что очень многие достаточно скептически оценивают шансы, да и не только шансы, но и саму деятельность «детей революции», но, к сожалению, с учетом общественного мнения в своих странах не могут открыто говорить об этом, поэтому вынуждены идти на какие-то шаги, которые, якобы, свидетельствуют о поддержке деятельности этих «детей революции».
Наша позиция здесь однозначна: мы сделаем все, чтобы белорусское государство развивалось. Несмотря на те меры санкционного давления, которые предприняты, мы сделаем все, чтобы экономика не рухнула, чтобы обеспечить достойную жизнь нашего народа. Мы много раз обсуждали эти темы в Правительстве. Я четко довел нашим коллегам, что как бы кто бы ни старался, ничего не получится разрушить в Беларуси, не получится разрушить экономику Беларуси. Они должны понимать, что власть в Беларуси сделает все, чтобы обеспечить достойную жизнь своим гражданам, чтобы сохранить государственность в Беларуси.
Надеюсь, что после наших встреч, бесед, а мы говорили абсолютно откровенно и открыто с моими коллегами, что-то останется, что позволит нам и в дальнейшем осуществлять контакты на базе этого появившегося бо́льшего понимания в отношениях между нами. Но я реалист и понимаю, что в одночасье ничего изменить невозможно. Наверное, потребуется определенное время для того, чтобы все поняли необходимость диалога, необходимость выстраивания нормальных межгосударственных отношений.
К сожалению, некоторые коллеги, запросив встречу, через некоторое время отказались, как это сделал мой польский коллега. Хотя есть о чем поговорить, есть что обсудить и по итогам разговора могли бы быть выработаны какие-то конкретные направления сотрудничества. Но это тоже показатель того, как они хотят решать те проблемы, которые находятся на нашей повестке дня и которые должны решаться.
СТВ: Тема безопасности для нашей страны, нашего региона, как и для всего мира, сегодня выходит на одно из первых мест. Вчера Вы встречались с заместителем Генерального секретаря ООН – Главой контртеррористического управления Владимиром Воронковым, сегодня с Генеральным секретарем Антониу Гутерришем. Насколько они разделяют нашу озабоченность в данном контексте?
В.Макей: Тема безопасности, конечно же, красной линией проходит в выступлениях представителей практически всех стран. Мы очень плотно обсуждали ее с заместителем Генерального секретаря ООН – Главой контртеррористического управления Владимиром Воронковым. Мы посвятили очень много времени этому. Здесь наши позиции абсолютно совпадают. Заместитель Генсекретаря ООН благодарил нас за ту конференцию по борьбе с терроризмом с использованием современных технологий, которую мы провели в сентябре 2019 года. Эта конференция, по его словам, и это подтверждает и развитие ситуации, послужила началом целого ряда мероприятий в этой сфере, которые направлены на борьбу с терроризмом. Мы фактически дали старт целому направлению в деятельности ООН.
Мы очень детально обсудили ситуацию в Афганистане и ее влияние на международную обстановку и на ситуацию в нашем регионе. Мы договорились поддерживать тесный контакт. Господин Воронков согласился с тем, что надо наладить тесную, постоянную связь между Секретариатом ОДКБ и его Управлением. Мы организуем это на практике.
С Генеральным секретарем ООН мы также обсудили и вопросы реформирования Организации, укрепления ее роли и влияния. Он благодарил за поддержку Беларусью его усилий, направленных на модернизацию Организации Объединенных Наций, и выразил надежду, что Беларусь и впредь будет оставаться надежным партнером в деятельности ООН, связанной с укреплением глобальной безопасности, стабильности в мире в целом и в отдельных регионах. Я, конечно же, заверил его в этом. Мы благодарны руководству ООН за высокую оценку роли Беларуси в этой сфере. И Генеральный секретарь, и заместитель Генерального секретаря подчеркнули важность продолжения совместных усилий, направленных на укрепление мира и стабильности в регионе. Мы договорились о конкретных действиях в этом направлении.
Что касается встречи с Генеральным секретарем ООН, я вынужден был обозначить и ряд некоторых проблемных вопросов, появившихся в последнее время в наших отношениях с этой Организацией.
Мы указали на недопустимость использования трибуны ООН, отдельных структур ООН для демонизации Беларуси, дискредитации Беларуси по абсолютно надуманным политизированным мотивам.
Оказалось, он даже не знал некоторых моментов, и я так понимаю, что отдельные его помощники, а эти помощники, как нам известно, являются представителями государств – членов Европейского союза, за его спиной делают ряд, скажем, неприглядных вещей. Если в ближайшее время будут опубликованы соответствующие материалы по линии ООН, с подачи этих помощников Генерального секретаря, мы расскажем о том и как некоторые представители команды ООН в Беларуси использовали финансовые средства ООН, выделяемые, допустим, для людей с инвалидностью, на поддержку участников протестных акций и тому подобное.
Мы предупредили Генерального секретаря об этом, хотя ранее мы договорились не предавать огласке эти факты, но раз эта организация нарушила нашу договоренность, эти принципы, то мы сделаем соответствующие выводы и проинформируем и наше общество, и всех наших партнеров в рамках ООН.
Есть еще пару вопросов, которые мы тоже затем доведем до общественности, если наши партнеры в ООН не выполнят своих обещаний.
Поэтому в целом встреча, с одной стороны, была и позитивной, а с другой стороны, мы четко обозначили наши озабоченности некоторыми неправильными, мягко говоря, действиями представителей ООН в Нью-Йорке, Женеве и команды ООН в Беларуси.