БелТА: Появилась информация, что Представительство Европейского союза в Беларуси заявило некий демарш Министерству иностранных дел в связи с незаконными пересечениями границы со стороны Беларуси в Европейский союз. О чем все-таки речь?
А.Глаз: Сегодня в МИД Беларуси состоялась рабочая встреча с сотрудниками Представительства ЕС, на которой обсуждались вопросы, связанные с ситуацией на границе. Мы рассматриваем это так. В дипломатии для любого демарша должны быть четкие и убедительные легальные основания, а не эмоции, фантазии и предположения. В данном случае никаких оснований нет и просто не может быть. Нет их и в тексте обозначенного вами заявления Представительства ЕС.
В отличие от той же европейской стороны, чьи представители вообще вводят чрезвычайное положение, чтобы скрыть от общественности свои незаконные действия, Беларусь выполняет все свои международные обязательства и действует максимально транспарентно.
Мы провели брифинг в МИД для глав иностранных дипмиссий после гибели на границе иракского гражданина, насильно выброшенного из Литвы. Кстати, Представительство ЕС это мероприятие почему-то проигнорировало.
Мы предложили европейским дипломатам выехать на границу и самим ознакомиться с ситуацией на месте, нам нечего скрывать. Однако это предложение также никого не заинтересовало.
Мы оказали содействие в проведении визита на границу представителя УВКБ ООН, чтобы он мог побеседовать с ними лично, увидеть реальную ситуацию с беженцами на границе с Польшей. Мы обеспечили к ним доступ сотрудникам Красного Креста. Именно белорусская сторона оказывает необходимую медицинскую помощь беженцам, которых не хотят принимать в нарушение своих международных и национальных обязательств сопредельные страны. Мы готовы и дальше следовать этой линии.
Пытаться утверждать, что Беларусь каким-то образом причастна к росту количества переходов границы – по меньшей мере некомпетентно и непрофессионально. Мы не имеем ничего общего с истинными причинами роста потоков миграции из проблемных регионов. А вот страны ЕС, как участники известных коалиций, имеют к этому прямое отношение.
Геополитически мы не можем влиять на выбор путей и пунктов назначения миграции. Интересно звучит утверждение ЕС об отсутствии "объективных причин для роста количества нелегальных переходов"… Полагаю, это они могли бы рассказать гражданам стран – доноров, прежде всего, в актуальной ситуации – Афганистану.
Для Беларуси важнейшей задачей остается надлежащая защита собственных границ. Мы довели до европейской стороны конкретные статистические данные, отражающие системные усилия белорусских пограничников по пресечению каналов незаконной миграции. К сожалению, аналогичных сведений, подкрепленных цифрами, от европейской стороны мы не услышали.
Напомню, что именно Европейский союз еще в прошлом году первым прекратил сотрудничество с Беларусью по вопросам миграции и трансграничного сотрудничества. Именно ЕС с апреля не отвечает на наши предложения о проведении консультаций по проблематике миграции.
Так кто же на самом деле политизирует вопросы миграции, разбрасываясь ультиматумами, вводя санкции и обусловливая политическими требованиями возобновление полноценного сотрудничества, в том числе по вопросам границы? Ответ очевиден.
Еще раз повторю то, что мы уже говорили неоднократно: Беларусь готова к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству с ЕС по данной проблематике. Граница для нас – всегда линия сотрудничества, а не разногласий.