27-10-2016
Об утверждении Межведомственного плана по правам человека
Аб візіце ў Рэспубліку Беларусь Генеральнага сакратара Цэнтральна-Еўрапейскай Ініцыятывы
О межмидовских консультациях в Исполкоме СНГ
Аб вяртанні грамадзяніна Рэспублікі Беларусь
Об утверждении Межведомственного плана по правам человека
24 октября 2016 г. Советом Министров Республики Беларусь утвержден Межведомственный план по реализации рекомендаций, принятых Республикой Беларусь по итогам прохождения второго цикла Универсального периодического обзора, и рекомендаций договорных органов. Этот документ был разработан и утвержден по поручению Главы государства.
В Беларуси национальный план по правам человека принимается впервые. Следует отметить, что разработка таких планов для реализации рекомендаций универсального периодического обзора не является обязательством и не предусматривается процедурой обзора. Однако принятие подобных документов – это, однозначно, прогрессивная практика, которая способствует достижению лучшего результата при осуществлении рекомендаций универсального периодического обзора.
Хочу отдельно остановиться на вопросе о том, почему при подготовке национального плана по правам человека Беларусь ориентировалась именно на результаты универсального периодического обзора.
Мы рассматриваем данный обзор, который проводит Совет ООН по правам человека, как важнейший механизм, содействующий развитию конструктивного международного сотрудничества в области прав человека, укреплению взаимоуважительного диалога. На сегодняшний день обзор – главный и единственный универсально признанный механизм контроля за соблюдением и поощрением государствами прав человека.
Помимо рекомендаций универсального периодического обзора, план также охватывает рекомендации договорных органов (таких, как Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и ряд других).
В плане также присутствует ряд вопросов по теме прав человека, которые мы обсуждаем с иными авторитетными международными структурами и нашими зарубежными партнерами, в частности Советом Европы. Это должно способствовать более эффективной имплементации госорганами рекомендаций данных договорных органов, а также продвижению по иным направлениям.
План был подготовлен специальной межведомственной рабочей группой во главе с заместителем Министра иностранных дел Республики Беларусь Валентином Рыбаковым. В группу вошли представители 17 белорусских государственных органов, в частности Верховного и Конституционного судов, министерств юстиции, труда и социальной защиты, внутренних дел, культуры, образования, ряда других госорганов.
Кроме того, в мае 2016 года в контексте разработки плана состоялись консультации с участием государственных органов и ряда белорусских неправительственных организаций. Важно отметить, что соорганизаторами данного мероприятия выступали МИД Беларуси, а также представительства ООН и Европейского союза в нашей стране. Его участниками стали представители около четырех десятков неправительственных организаций, которые занимаются различными аспектами правозащитной проблематики и придерживающихся самого широкого спектра взглядов, – от БРСМ и «Белорусского союза женщин» до «Белорусского Хельсинского Комитета» и «Белорусской ассоциации журналистов». Значительное количество высказанных представителями гражданского общества предложений нашли отражение в итоговом документе.
Межведомственный план структурирован как документы ООН к универсальному периодическому обзору, но в целом имеет формат национальной государственной программы. Это было сделано для того, чтобы обеспечить его эффективную реализацию всеми заинтересованными. План является долгосрочным документом и направлен на достижение следующих задач:
Мероприятия Межведомственного плана будут осуществляться государственными органами всех уровней с привлечением научных и религиозных организаций, общественных объединений, а также финансового и технического потенциала международных структур.
Аб візіце ў Рэспубліку Беларусь Генеральнага сакратара Цэнтральна-Еўрапейскай Ініцыятывы
26-28 кастрычніка 2016 г. адбываецца візіт у Рэспубліку Беларусь дэлегацыі Цэнтральна-Еўрапейскай Ініцыятывы на чале з Генеральным сакратаром ЦЕІ Джавані Карач’яла дзі Ветры. У межах візіта кіраўніцтва Сакратарыята ЦЕІ прымае ўдзел у міжнароднай канферэнцыі «Закладаючы аснову ў рэгіёне ЕЭК ААН для эканамічнай інтэграцыі і ўстойлівага развіцця да 2030 года» і ў «Мінскім дыялоге», асноўнай тэмай якіх з’яўляецца асэнсаванне шляхоў эфектыўнага ўзаемадзеяння паміж разнастайнымі інтэграцыйнымі пляцоўкамі ў Еўропе.
Падчас знаходжання ў Беларусі дэлегацыя ЦЕІ сустрэнецца з Міністрам замежных спраў Рэспублікі Беларусь Уладзімірам Макеем і намеснікам Міністра замежных спраў Аленай Купчыной у мэтах абмеркавання пытанняў падрыхтоўкі да Старшынства Беларусі ў Цэнтральна-Еўрапейскай Ініцыятыве ў 2017 годзе.
28 кастрычніка 2016 г. у 11.00 у МЗС адбудзецца падыход да прэсы намесніка Міністра замежных спраў Алены Купчыной і кіраўніцтва Сакратарыята ЦЕІ, падчас якога СМІ будзе паведамлена аб выніках кансультацый і асноўных тэматычных прыярытэтах Старшынства Беларусі ў гэтай аўтарытэтнай субрэгіянальнай арганізацыі.
Даведка: Цэнтральна-Еўрапейская Ініцыятыва створана ў 1989 годзе Італіяй, Аўстрыяй, Венгрыяй і Югаславіяй у мэтах узмацнення прагматычнага еўрапейскага рэгіянальнага супрацоўніцтва і прадухілення ўзнікнення новых размежавальных ліній у Еўропе.
На сённяшні дзень у склад ЦЕІ уваходзяць 18 дзяржаў. Беларусь з’яўляецца паўнавартаснай удзельніцай ЦЕІ з 1996 года.
Арганізацыя выконвае ролю важнага форума для развіцця ўзаемадзеяння паміж краінамі Цэнтральнай, Усходняй і Паўднёва-Усходняй Еўропы ў галінах трансгранічнага супрацоўніцтва, энергетыкі, транспарта, навукі і тэхналогій, адукацыі, культуры, падтрымкі прадпрымальніцтва, сельскай гаспадаркі, аховы навакольнага асяроддзя, інфармацыі і СМІ, турызма.
О межмидовских консультациях в Исполкоме СНГ
1-2 ноября 2016 г. в Исполнительном Комитете СНГ в г.Минске состоятся межмидовские консультации на тему «О взаимодействии государств – участников СНГ с ЕС, НАТО и по вопросам европейской безопасности».
В ходе консультаций будут обсуждены торгово-экономические последствия для зоны свободной торговли в рамках СНГ заключения Грузией, Молдовой и Украиной соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом, новые подходы Евросоюза к реализации политики Восточного партнерства, политика ЕС в Центральной Азии, взаимодействие стран СНГ и НАТО.
От МИД Республики Беларусь участие в консультациях примут представители департамента внешнеэкономической деятельности, управлений общеевропейского сотрудничества и международной безопасности.
Аб вяртанні грамадзяніна Рэспублікі Беларусь
У кастрычніку бягучага года быў завершаны комплекс мерапрыемстваў па вяртанню з тэрыторыі Фінляндыі 6-гадовага грамадзяніна Рэспублікі Беларусь, які шляхам падману быў вывезены яго бацькам, грамадзянінам Беларусі ў гэтую краіну.
Пытанне вырашалася ў ходзе судовых працэсаў на працягу года. Фінляндскі суд спачатку адмовіў у звароце беларускага боку аб вяртанні беларускага грамадзяніна, але потым, у тым ліку пры дапамозе дыпламатаў абодвух бакоў на этапе абскарджання рашэння суда першай інстанцыі ў Вярхоўным Судзе Фінляндыі, перагледзеў сваё рашэнне на карысць інтарэсаў дзіцяці і яго маці.
24 кастрычніка 2016 г. пры дапамозе Пасольства Рэспублікі Беларусь у Фінляндскай Рэспубліцы дзіця было перададзена на тэрыторыі Фінляндыі яго маці. Пасольствам таксама была аказана неабходная дапамога ў вяртанні ў Рэспубліку Беларусь.
Интернет-портал “TUT.BY”: Вопрос касается реакции Украины на ноту протеста по поводу рейса «Белавиа»: поступала ли она?
Д.Мирончик: У нас имеется расшифровка переговоров экипажа самолета «Белавиа», летевшего рейсом «Киев – Минск» 21 октября, с украинским диспетчером. В этом документе имеются четкие заявления об угрозе применения боевой авиации в случае, если самолет не развернется и не прибудет в Киев. Из этого разговора абсолютно четко понятно, что данные слова – не инициатива диспетчера, а указано конкретное ведомство, отдававшее соответствующие команды.
В целом у нас вызывает определенное удивление позиция украинских партнеров, в отношении которых Беларусь всегда выдерживала добрососедскую и дружественную линию.
Украинская сторона имела возможность добиться своих целей, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы сотрудничества по линии силовых структур.
К сожалению, на упомянутую ситуацию реакция украинской стороны абсолютно отсутствует. Если ее не будет и дальше, то мы будем вынуждены предпринять дополнительные шаги, вплоть до опубликования расшифровки переговоров членов экипажа с украинским диспетчером.
Но время еще есть. Подождем.
ИА «ТАСС»: Скажите, пожалуйста, хотелось бы узнать реакцию официального Минска стороны на вчерашнее рассмотрение в Европарламенте ситуации в Беларуси?
Д.Мирончик: Нам известно о состоявшихся вчера в г.Страсбурге в рамках сессии Европарламента обсуждениях ситуации в Беларуси.
С нашей точки зрения показательным стало то, что наряду с традиционными критическими заявлениями и комментариями прозвучали и некоторые позитивные оценки развития общественно-политической жизни нашей страны, а также упомянуто достижение определенного прогресса по развитию отношений между Беларусью и Евросоюзом.
Беларусь заинтересована в нормализации отношений с Европейским союзом и его институтами, включая Европейский парламент. Их необходимо выстраивать на равноправной партнерской основе.
Одновременно придерживаемся мнения о том, что высказываемая в адрес Беларуси критика должна носить непредвзятый и конструктивный характер, а также учитывать объективные реалии и процессы, происходящие в нашей стране, в отношениях Беларусь-ЕС и в регионе в целом.
Надеемся, что предполагаемая резолюция Европарламента по ситуации в Беларуси в ноябре 2016 года будет учитывать наши подходы, направленные на полную нормализацию отношений с Евросоюзом и развитие добрососедского диалога. Выражаем надежду, что она будет носить сбалансированный и конструктивный характер.
Интернет портал “TUT.BY”: Уточняющий вопрос по этой тематике: вчера при зачитывании заявления представителя по иностранным делам и безопасности Федерики Могерини, было сказано, что Евросоюз пока не готов начать переговоры с Беларусью о заключении рамочного соглашения. Мы уже полтора года эту тему поднимаем на разных уровнях, я имею в виду официальный Минск, и хотелось бы Вашу реакцию, по сути, на отказ.
Д.Мирончик: Не буду это воспринимать как отказ, потому что все же дипломатическая практика предполагает прямой диалог между партнерами, а не озвучивание позиции по столь важным вопросам с трибун на третьих площадках, скажем так.
Считаем, что ситуация, в которой Европейский союз и Республика Беларусь живут по правилам, установленным Европейскими сообществами и Союзом Советских Социалистических Республик больше, чем четверть века назад, – ненормальна. Так или иначе, заключение базового соглашения в интересах обеих сторон, которые являются, напомню, непосредственными соседями.
Будем дальше работать.
ИА «БелаПАН»: Я хотела бы уточнить по плану по правам человека. Насколько я понимаю, он предполагает, что ответственные органы будут вносить ежегодный отчет о ходе выполнения мероприятий. Будут ли эти отчеты публичными или они будут исключительно внутри для заинтересованных лиц?
Д.Мирончик: Я уже говорил о том, что план, с одной стороны, оформлен в качестве документа универсального периодического обзора, с другой стороны, мы его изложили в привычном для наших государственных органов формате национальной государственной программы. Это было сделано умышленно, потому что он распространяется на самый широкий круг государственных органов, причем не только центральных. Речь идет и об уровне областей, уровне местных исполнительных органах власти. Надо взаимодействовать в рамках госструктур, госслужбы в тех форматах, которые привычны и понятны нам, более просты к исполнению.
В плане, вы видели этот текст на сайте Совета Министров Республики Беларусь, и он также будет размещен на сайте Министерства иностранных дел, не прописан функционал, механизм: в какой форме, в каком объеме будет представляться отчет и т.д.
Но, мы разрабатывали этот план в транспарентном ключе: свыше полутора десятков государственных органов, четыре десятка неправительственных организаций, представительств международных структур, с которыми мы взаимодействуем по тематике прав человека и т.д.
Реализовывать этот план мы также намерены в самом тесном партнерстве со структурами гражданского общества, религиозными организациями, другими неправительственными акторами.
Я думаю, что по мере исполнения этого плана, а план рассчитан на период до 2019 года, информация о предпринятых шагах в любом случае будет публичной. В том числе, потому что, как Вы видели формулировки плана, ряд из них предполагает изучение тех или иных вопросов, а изучение без обсуждения, без дискуссии невозможно.
Интернет портал “TUT.BY”: Уточняющий вопрос по формулировкам, которые Вы упомянули: первая реакция некоторых собеседников, которые были задействованы при подготовке этого плана, – они ожидали более конкретных формулировок, потому что большинство, на самом деле, формулировок таким образом построено, что государственные органы получают задание изучить что-то, исследовать проанализировать. Получается, что даже, если государственные органы в конце что-то исследуют и придут к решению, что нам не нужны никакие изменения, план будет, по сути, выполнен, потому что они же исследовали. Скажите, почему так?
Д.Мирончик: Ответ достаточно прост. Опять же, здесь вопрос и юридической техники, и корректности во взаимоотношениях госорганов. Права человека на то и права, что это, в основном, категория правовая. А правовая база в Республике Беларусь формируются не только, но, главным образом, через законодательную деятельность. Законодательная деятельность осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь. Принятый план – это документ исполнительной власти. Его утверждал Совет Министров Республики Беларусь. Мы не вправе предписывать и фиксировать в документах Правительства какие-то решения, которые потребуют законодательного оформления.
Я уверен, что в процесс выполнения плана будут самым активным образом вовлечены и наши парламентарии, и Парламент в целом, но уже на их усмотрение будет принятие конкретных законодательных актов.
Опять же, речь в плане идет о работе с рекомендациями универсального периодического обзора, рекомендациями других договорных органов по результатам изучения докладов Республики Беларусь о выполнении тех или иных международных документов – Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта о социально-экономических и культурных правах и т.д.
Мы имеем отношение с рекомендациями. Любую рекомендацию целесообразно изучить, посмотреть, насколько она применима конкретно в наших условиях, в какой форме, в какие сроки, в каком объеме. Вот из двух мотивов мы и исходили, формулируя именно таким образом пункты плана.
беларуская версія English version