Владимир Владимирович, Россия и Украина только на белорусской территории провели уже три раунда переговоров, но существенного прогресса, как отмечают аналитики, достигнуто не было. На Ваш взгляд, что представляет собой самое большое препятствие для переговоров и переговорщиков, и как Вы думаете, что сейчас является ключом к разрешению конфликта?
Да, действительно вынужден согласиться, что существенного прогресса на этих переговорах не произошло. Но, тем не менее, в ходе трех раундов встреч были достигнуты определенные подвижки. И очень важно, что стороны встречаются, разговаривают друг с другом и стараются понять друг друга. К сожалению, получается так, что за столом переговоров они находят какие-то точки соприкосновения, но по возвращении домой, по крайней мере у одной стороны, позиция опять может радикально меняться. Мы понимаем, почему это происходит.
Но в любом случае очень важно, что сейчас есть хотя бы желание разговаривать друг с другом. Что является главным препятствием? Глубоко убежден, что главное препятствие в разрешении нынешней конфликтной ситуации - это позиция Запада, который сегодня пытается напичкать Украину самым современным вооружением, посылает туда наемников вопреки всяким международным правилам, договорам и соглашениям. И тем самым подливает масло в огонь этого конфликта, как сказал некоторое время назад китайский Министр иностранных дел.
И самая главная проблема в том, что Запад не желает понять озабоченности России, связанные с вопросами обеспечения безопасности в регионе, и многократными обещаниями о не расширении НАТО на Восток. Но, тем не менее, ключ к разрешению этого конфликта есть. Он существует. Считаю, что нужно, во-первых, вовлеченным в этот конфликт сторонам избавиться от внешних советчиков. И во-вторых, попытаться проявить искреннюю заинтересованность в нахождении компромиссного решения на основе баланса интересов.
Владимир Владимирович, какие усилия Беларусь предприняла для посредничества в российско-украинском конфликте и каким образом белорусская сторона обеспечивает процесс урегулирования конфликта?
Посредничество – это громко сказано. Мы не занимались и не собираемся заниматься посредничеством. Мы всегда говорили, что чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы находить разрешение любых вопросов, даже таких кризисных, как сейчас, за дипломатическим столом переговоров, а не на поле битвы. И именно такую линию проводит и сейчас руководство Беларуси. Знаю, что Президент Беларуси много раз разговаривал и с Президентом России Путиным и хочу сказать, что решающую роль в организации в начале этого переговорного процесса по ситуации в Украине сыграл разговор Президента Лукашенко с Президентом Зеленским. Когда первая встреча была под угрозой срыва, буквально за полчаса до времени «Ч» Президент Лукашенко связался с Президентом Зеленским и украинская делегация прибыла на переговоры.
В чем заключается наша роль? Мы не являемся стороной переговоров, хотя не уходим от ответственности и готовы участвовать в переговорном процессе, внести свой вклад в разрешение ситуации, если нас об этом попросят и в этом будет необходимость.
Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы оказывать максимальное содействие обеим делегациям, которые прибывают на территорию Беларуси.
Мы стараемся создать удобную логистику, мы обеспечиваем всем необходимым с организационно-технической точки зрения. Естественно, важны вопросы логистики, создание комфортных условий для работы, обеспечение связью. И самое главное, Президент Беларуси гарантировал всем участникам обеспечение безопасности на этих переговорах. Так что мы готовы и дальше вносить наш посильный вклад с той целью, чтобы прийти к успеху на этих переговорах.
Владимир Владимирович, 2 марта на 11-й Чрезвычайной Специальной сессии Генассамблеи ООН была принята резолюция, требующая от России немедленно прекратить применение силы против Украины, вывести все свои вооруженные силы с территории соседнего государства – Украины. 5 стран – Россия, Беларусь, Северная Корея, Сирия и Эритрея – проголосовали против, в то время как 35 стран, включая Китай, воздержались. Почему Беларусь решила выступить против этой резолюции?
Да, действительно 35 стран воздержались во время голосования, но это означает, что они тоже не согласны с этой резолюцией, просто решили выразить в силу тех или иных причин свое мнение таким образом. Почему мы проголосовали против? Потому что простой анализ этой резолюции, ее содержания показывает, что она абсолютно однобокая, однобоко интерпретирует ситуацию в Украине, вокруг Украины. В этой резолюции не содержится того, что происходило на протяжении 8 лет до принятия этой резолюции, а в Украине фактически шла гражданская война.
В резолюции содержится призыв к соблюдению всеми сторонами Минских соглашений, хотя общеизвестно, что одна сторона однозначно не соблюдала эти договоренности, которые были достигнуты в Минске. Почему-то ни Совет Безопасности ООН, ни Генеральная Ассамблея ООН, ни иные структурные подразделения ООН в течение последних 6-7 лет, с тех пор как были заключены эти договоренности, не озаботились этим вопросом.
Что касается Беларуси, то в этой резолюции содержится абсолютно беспочвенное надуманное политизированное обвинение в наш адрес. При этом, забыта позитивная роль Беларуси, связанная в том числе и с организацией трехсторонней контактной группы. Забыта роль Беларуси, связанная с развитием всестороннего сотрудничества с нашей южной соседкой.
Поэтому для нас эта резолюция была однозначно неприемлема, потому что мы глубоко убеждены в том, что она нисколько не приближает к разрешению нынешнего конфликта, а наоборот еще больше усиливает пропасть между задействованными сторонами.
Владимир Владимирович, некоторые западные страны вместе с их союзниками ранее ввели экономические санкции против России, но теперь они нацелены и на введение санкций против Республики Беларусь. Считаете ли Вы эти санкции разумными, какое влияние они оказывают на будущую ситуацию в Беларуси, в том числе экономическую, и как будет на них реагировать Беларусь?
Как можно считать разумными вещи, направленные на разрушение? Санкции против Беларуси действуют уже несколько лет. Сразу были введены масштабные санкции после президентских выборов в Беларуси в 2020 году. Сейчас они в связи с последними событиями еще больше усилились. И мы видим, что западные страны абсолютно не заинтересованы в том, чтобы соблюдать хоть какие-то минимальные рамки приличия, вводя эти санкции. Меняются законы только лишь ради того, чтобы наказать ту или иную страну.
Они заявляют о том, что поддерживают суверенитет и независимость Беларуси. На самом деле, все эти санкции направлены на тотальное разрушение суверенитета и независимости Беларуси, на подрыв государственности Беларуси.
Поэтому мы, конечно же, абсолютно не можем принять эти санкции. Естественно, мы будем вырабатывать адекватные ответы на те рестриктивные меры, которые предприняты по отношению к Беларуси.
Мы будем создавать круг государств-единомышленников, будем поднимать эти вопросы на всех международных площадках, потому что эти меры абсолютно незаконные, эти меры не санкционированы ни Уставом ООН, ни иными международными договоренностями.
Поэтому мы вместе с государствами-единомышленниками будем стараться давать отпор этим санкциям. А что касается дальнейшего развития ситуации, вы сами можете представить, к чему это может привести в дальнейшем.
Сейчас напрочь отброшены, как я уже сказал, какие-то малейшие рамки приличия. К чему это может привести в экономике, мировой экономике, экономике отдельных стран, мы уже видим на примере подорожания топлива, энергетики в ряде стран. Уже ряд стран заявили об угрозе голода в связи с нехваткой калийных удобрений, а Беларусь поставляла практически пятую часть калийных удобрений на мировой рынок. Забыли сейчас о пандемии, забыли о борьбе с потеплением климата, а ведь это угрозы реальные и вызовы масштабные, которые стоят перед всем человечеством.
Поэтому думаю, что эти поспешные меры, которые были введены западными странами, скажутся очень сильно на всестороннем развитии нашей планеты в будущем - и в экономической, и в политической, и в природоохранной, и во всех других сферах.
В настоящее время санкции и бойкоты распространились на спорт, искусство, СМИ, академические круги и многие другие сферы. Что Вы думаете о таком бойкоте и считаете ли Вы, что так называемые «культурные санкции» противоречат заявленной на Западе свободе слова?
Они противоречат здравому смыслу и всем тем демократическим ценностям, которые западные страны пытались навязать нам, да и всей планете, в течение последних десятилетий, а может даже и столетий.
Взять хотя бы тот же принцип верховенства права. Как только возникла необходимость, этот принцип попирается ногами. И моментально меняются законы только лишь для того, чтобы наказать ту или иную страну, а в данной ситуации Беларусь и Россию. Все законы подстраиваются под ситуацию. Разве это приемлемо? Абсолютно неприемлемо.
О какой свободе слова и выражении мнений можно говорить, когда в западных странах закрываются СМИ, которые пытаются донести хоть какую-то объективную картину мира. Я уже не говорю о российских СМИ, как «Russia Today» или «Sputnik». Есть ряд иных примеров, когда закрываются свои национальные СМИ.
Поэтому о демократических ценностях можно сегодня забыть. В моем понимании нынешняя ситуация очень наглядно показала, что демократические ценности – это просто шильда, вывеска для того, чтобы добиться своих целей, а именно обеспечить доминирование западной цивилизации в современном мире.
Я уже как-то сказал, что произошла разгерметизация оболочки головного мозга у ряда западных политиков. Отсюда подобного рода эмоциональные, абсолютно непродуманные шаги. Как когда в самолете происходит разгерметизация, происходит головокружение, здесь – то ли от успехов, то ли от осознания неудачи, отсюда и предпринимаются подобного рода деструктивные шаги.
О каких моральных нормах можно говорить, когда вопреки всем существующим международным конвенциям попираются права женщин, детей, инвалидов? Когда паралимпийцев не допускают к соревнованиям… Это фактически говорит о том, что защита прав этих наиболее уязвимых категорий населения находится где-то на 10-м месте. А идеи расового превосходства и фактически неонацизма, можно сказать, являются основополагающими для западного сообщества, хоть это сообщество и пытается это тщательно скрывать. Наша оценка однозначная — это недопустимо.
И знаете, когда мы видим, читаем, слышим, получаем информацию из различных источников о том, как в ряде западных стран из магазинов убираются книги Достоевского и Пушкина, которые внесли огромнейший вклад в мировую литературу, то мне это напоминает события 1930-х годов, когда в Германии сжигали книги прогрессивных писателей Германии и других стран мира. У меня возникают такие параллели.
7 марта некоторые западные СМИ сообщили, что Украина отказалась открывать гуманитарные коридоры в соответствии с планом, предложенным Россией из-за того, что для Киева было неприемлемо переместить большинство украинских жителей с конфликтных территорий в Россию или Беларусь. Вы могли бы подтвердить такое сообщение, и что Вы думаете по поводу подобных заявлений украинской стороны?
Я не могу подтвердить правдивость данного сообщения в СМИ. Могу лишь сослаться на слова консула посольства Украины в Беларуси (после того, как мы его вызвали в МИД Беларуси), который сказал нам, что никаких гуманитарных коридоров в направлении Беларуси и России Украиной открываться не будет. Мы, конечно, приняли это к сведению. Но для нас абсолютно не понятна логика украинских руководителей. Ибо до границы с Беларусью 100-200 км, в то время как до западной границы Украины со странами Евросоюза порядка 2-3 тыс. км. И если вы озабочены тем, чтобы сохранить жизни простых людей, то надо принимать самое разумное решение в данной ситуации и обеспечивать гуманитарные коридоры в том направлении, которое является самым коротким. Наверное, здесь доминирует какая-то другая логика.
Думаю, что сейчас и переговорщики с обеих сторон уделяют большое внимание этому вопросу. Главное сейчас - сохранить жизни мирного населения, сделать все, чтобы вывести из-под огня как можно большее количество простых людей. Мы готовы содействовать в этом и одной, и другой стороне.
По данным ООН, уже около 2-х миллионов человек покинуло Украину, в результате конфликта погибло, по меньшей мере, 500 мирных жителей. Какую гуманитарную поддержку и помощь окажет или уже оказывает Беларусь?
Мы уже приняли большое количество беженцев с территории Украины. Несмотря на то, что нет формально существующих гуманитарных коридоров, граждане Украины и иностранные граждане в одиночку, с семьями, с детьми на руках по различным тропам добираются до Беларуси. Всем им предоставляются убежище, питание, по возможности они обеспечиваются работой. Мы сделаем все, чтобы они чувствовали себя в безопасности и комфортно. Таких людей уже порядка трех тысяч. Их число с каждым днем, каждой ночью увеличивается.
Самое главное сейчас - как можно скорее за столом переговоров найти компромиссное решение всех вопросов на основе баланса интересов всех сторон. Это самое главное. А Беларусь готова сделать все возможное, что в ее силах, для того, чтобы обеспечить восстановление разрушенных вещей, связанных с нынешней конфликтной ситуацией.
Как Вы оцениваете роль и позицию Китая с начала этого конфликта?
Нам кажется, что позиция Китая весьма взвешенная, выдержанная и те заявления, которые делало руководство Китая, начиная от председателя КНР, министра иностранных дел и официальных представителей государственных ведомств, нацелены на то, чтобы как можно скорее найти разрешение этого конфликта мирным, спокойным путем за столом переговоров. Это совпадает с нашими подходами. И мы готовы взаимодействовать с этой великой страной в поиске путей разрешения данной кризисной ситуации.