04-05-2019
Вопрос портала “TUT.BY”: МИД Литвы вчера сообщил о направлении обращения в Еврокомиссию с призывом разработать план действий в отношении Белорусской АЭС. Может ли белорусский МИД прокомментировать данный шаг литовской стороны?
А.Глаз: С сожалением в очередной раз вынуждены констатировать, что литовская сторона прибегает к безосновательным и откровенно лживым заявлениям в отношении реализуемого проекта Белорусской АЭС и принимаемых мерах по обеспечению её безопасности.
Хотели бы напомнить, что Республика Беларусь никогда не уклонялась от международного сотрудничества в этих вопросах. Мы широко используем международную экспертизу и передовой опыт, тесно сотрудничая с МАГАТЭ и иными профильными агентствами. Еврокомиссия остается одним из основных наших партнеров в деле по обеспечению наивысшей степени безопасности будущей станции, регулярно оказывая белорусскому регулятору консультативную и техническую помощь.
Беларусь неоднократно заявляла и подтверждает намерение продолжать сотрудничество с ЕС в этой сфере. Проведение стресс-тестов строящейся станции по европейской методологии тому свидетельство.
Литовские специалисты участвовали в партнерской проверке стресс-тестов Белорусской АЭС и прекрасно знают о том, что европейские регуляторы не выявили проблем с безопасностью станции. Партнерская проверка отметила ряд надлежащих практик и дала рекомендации по дальнейшему повышению запасов прочности АЭС, что само по себе является непрерывным процессом в течение всего жизненного цикла станции.
По итогам этой оценки сформирован план мероприятий по дальнейшему повышению безопасности АЭС и работа по нему уже ведется. Время, затраченное на его подготовку белорусской стороной, вполне укладывается в европейскую практику, где эта работа заняла также около 9 месяцев. Однако в отличие от Литвы нам в нем нечего скрывать и белорусский национальный план в ближайшее время будет размещен в открытом доступе.
Такая забота литовской стороны о безопасности всего Европейского союза, на наш взгляд, преследует совершенно иные цели – отвлечь внимание от известных сложностей с выводом из эксплуатации Игналинской АЭС и строительством ядерных могильников у границы с Беларусью. Чем еще можно оправдать уклонение от предложения белорусской стороны создать систему мониторинга ядерных объектов, расположенных на территории обоих государств?
Малейшее конструктивное обсуждение темы Белорусской АЭС сегодня воспринимается в литовском руководстве как измена. А само упоминание слова “сотрудничество” в сфере ядерной безопасности в состоянии близком к агонии исключается из официальных двусторонних документов.
Белорусская сторона же всегда остается открытой к диалогу и конструктивному взаимодействию со всеми международными партнерами в деле обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации возводимой электростанции.