Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Австрийской Республике, Постоянного представителя Беларуси при ОБСЕ А.Дапкюнаса на заседании Постоянного совета ОБСЕ
Делегация Беларуси глубоко сожалеет, что на заседании Постоянного совета ОБСЕ 17 сентября инициаторы использования в отношении Беларуси т.н. «московского механизма» не услышали – или не захотели услышать – наш призыв пересмотреть своё решение.
Сегодня делегация Беларуси вынуждена повторить, что правительство Беларуси категорически не приемлет изложенное странами-инициаторами видение ситуации в Беларуси как повода для запуска этого механизма. Подробную информацию о ситуации в стране наша делегация доводила практически на каждом заседании Постоянного совета.
Вместе с тем страны-инициаторы, не исчерпав всех возможностей для обсуждения своей озабоченности в рамках политического диалога в рамках ОБСЕ, запустили наиболее жёсткий и конфронтационный вариант применения «московского механизма», который фактически исключает возможность доброжелательного сотрудничества сторон.
Мы считаем, что «московский механизм» на сегодняшний день окончательно устарел и не является инструментом диалога и конструктивного сотрудничества. Его неконсенсусный и, по сути, конфронтационный характер противоречит стратегическим целям нашей Организации.
Главная проблема «московского механизма» состоит в том, что он был задуман и, возможно, мог бы работать в далёкое от нас время, когда будущее представлялось многим счастливым “концом истории”: торжество либеральной демократии, конец века идеологического противостояния, глобальных революций и войн. Сегодня мы хорошо понимаем, что живём в совсем другом мире. Отсутствие минимального доверия между государствами, всеобщая подозрительность и открытая враждебность определяют сегодня конфронтационную тональность и невысокое качество нашего диалога.
Если наша озабоченность вынесенной сегодня на рассмотрение проблемой действительно искренна, если она не конъюнктурна, мы должны признать – как минимум, самим себе – бесперспективность разговора в этих условиях в формате «учителя и ученика». За рамками хотя бы минимально доверительного взаимодействия официальных властей государств-участников друг с другом любая – даже самая праведная – инвектива становится пустозвучием. В отсутствие доверия те, на чьё внимание мы рассчитываем, нас попросту не слышат.
Такой конструктивной, доверительной связи с белорусскими официальными властями у государств-инициаторов «московского механизма», к сожалению, сегодня нет. И, судя по выбору методов влияния на позицию белорусских властей, которые в большинстве случаев носят санкционно-наказующий характер, они вряд ли всерьёз стремятся к построению такого взаимодействия с властями в Беларуси на равноправной и взаимоуважительной основе.
Оценивая происходящее сегодня в Беларуси, важно также понимать, что культурно-ментальное поле, в котором страна живёт последнее столетие, включает в себя как один из важнейших идеологических столпов максиму о том, что только та власть чего-нибудь стоит, которая умеет защищаться.
Сегодня власти Беларуси не скрывают и говорят об этом открыто, что ощущают угрозу серьёзного вмешательства извне во внутренние дела суверенной страны. В этих условиях власть попросту вынуждена идти на жёсткие и часто неоднозначно воспринимаемые шаги по поддержанию в стране социально-экономической и внутриполитической стабильности и обеспечению национальной безопасности.
Мы знаем, что каждое правительство самостоятельно делает выбор инструментария, необходимого для решения этой задачи. Любое национальное правительство может допускать в этой работе ошибки или принимать далёкие от идеальных решения. Однако в мире нет ни одного учебника с чётко прописанной последовательностью шагов, необходимых для решения в конкретной страновой ситуации главной задачи любой государственной власти – как найти «золотую середину» между обеспечением в полной мере прав и свобод граждан и поддержанием в обществе необходимого уровня безопасности и порядка. Поиск этой «золотой середины» – исключительное право и одновременно исключительная ответственность государственных властей каждого суверенного государства.
Как нам двигаться дальше, чтобы наша дискуссия обрела больший смысл? Только в направлении восстановления взаимоуважительного диалога равноправных субъектов международного права как в рамках этой организации, так и, прежде всего, по линии двусторонних контактов между государствами, которые заинтересованы в том, чтобы быть добрыми соседями и партнёрами.
В том же, что касается представленного сегодня доклада, правительство Беларуси считает, что его содержание, выводы и рекомендации не основаны на достаточно подтвёржденных фактах и доказательствах, не учитывают официальную позицию белорусских властей и потому не обеспечивают полного и всестороннего анализа ситуации с точки зрения законодательства и международных обязательств Беларуси.
По этой причине белорусские власти не считают представленный сегодня документ юридическим заключением, основанным на анализе всех доступных фактов и обстоятельств, не приемлют его выводы и не считают себя связанными содержащимися в нём рекомендациями.
Правительство Беларуси в очередной раз осуждает попытки оказания политического и экономического давления на Республику Беларусь как суверенное государство-участника ОБСЕ. Такое давление идёт вразрез с духом Хельсинского Заключительного акта 1975 года и другими основополагающими документами организации.
И, наконец, мы призываем провести ревизию использования «Московского механизма» как устаревшего, неэффективного и неконсенсусного инструмента давления, который способствует лишь обострению конфликтных ситуаций, а не их эффективному разрешению.
5 ноября 2020 г.