Размер шрифта:

Заключительное выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на первой конференции почетных консулов Республики Беларусь (5 октября 2017 г., г.Минск)

Уважаемые почетные консулы,
Дорогие друзья,

Мы завершаем нашу конференцию – первую в истории белорусского внешнеполитического ведомства встречу всех почетных консулов Республики Беларусь.

Я прочитал отзывы в некоторых белорусских средствах массовой информации – государственных и негосударственных, проправительственных и оппозиционных. Во многих СМИ вы были названы дипломатами, так что, я думаю, с сегодняшнего дня мы будем считать, что численность Министерства иностранных дел, численность дипломатической службы Республики Беларусь увеличена на то количество почетных консулов, которое мы имеем. Я считаю, что по сути средства массовой информации были правы, потому что мы вместе с вами делаем одну работу.

Мы постарались сделать максимально насыщенной как рабочую, деловую, так и культурную часть нашей встречи.

Я надеюсь, что вы получили самую актуальную информацию о социально-экономической и политической ситуации в нашей стране, динамике развития высокотехнологичных промышленных и аграрных производств, экспортном потенциале и инвестиционных возможностях Беларуси, а также о науке, образовании, спорте, в общем, обо всех сферах, о которых вам рассказывали мои коллеги – руководители профильных министерств и ведомств.

Вы посетили ряд мероприятий – я не буду перечислять все аспекты программы. Надеюсь, что вы составили определенное впечатление о потенциале Беларуси, о ее возможностях, и в вашем сознании сформировалось понимание того, на что можно было бы обратить бóльшее внимание в контексте углубления сотрудничества между Беларусью и странами вашего пребывания.  

Надеюсь, и об этом говорят отзывы, которые я слышал, что встреча с Премьер-министром Республики Беларусь Андреем Владимировичем Кобяковым была очень важной, и вы имели возможность задать вопросы и выслушать ответы на них. Поэтому я думаю, что вы получили определенное впечатление об экономическом развитии Беларуси, о текущей ситуации и перспективах. Это тоже важно для вас в контексте дальнейшего развития нашего торгово-экономического сотрудничества.
С учетом состоявшихся встреч и мероприятий я постараюсь не дублировать те идеи и вещи, которые уже прозвучали, а хотел бы просто расставить несколько принципиально важных для Министерства иностранных дел – и не только для нашего Министерства – акцентов.

Я уже говорил, что вы являетесь неотъемлемой частью истеблишмента своих стран. И одновременно вы – часть «ближнего круга друзей» Беларуси. В этом плане ваш статус абсолютно уникален.

Вы являетесь источником эксклюзивной информации об истинном положении дел в ваших странах – в политике, экономике, общественной сфере.

Вы одновременно – наши «рупоры» за рубежом, эффективные каналы ретрансляции объективной информации о Беларуси. Я хотел бы подчеркнуть – объективной информации, поскольку порой достаточно грамотно донести до ангажированного либо просто равнодушного собеседника истинную картину ситуации в Беларуси, чтобы его мнение о нашей стране изменилось в лучшую сторону.

Не секрет, что пока, как нам кажется, в западном общественном мнении доминирует, к сожалению, негативная или не очень объективная информация о Беларуси. Нужно приложить много сил и требуется много времени, чтобы эту картину изменить. Я надеюсь, что с вашей помощью мы это сделаем.

Вы – также «опорные точки» для развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, привлечения партнеров для реализации совместных проектов. Эта функция вбирает в себя и содействие организации и проведению визитов, в том числе деловых кругов, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, и продвижение продукции, и развитие товаропроводящих сетей. Вы можете и должны выступать «драйверами» вхождения белорусских производителей на рынки ваших стран, используя весь имеющийся спектр инструментов, включая работу по линии деловых ассоциаций и торгово-промышленных палат.

Трудно переоценить вашу помощь в развитии двусторонних контактов в области науки, образования, культуры и спорта, активизации контактов между региональными властями, а также содействие установлению побратимских связей.

Наконец, ваша непосредственная приоритетная задача – это защита прав и интересов белорусских граждан, оказание помощи попавшим в беду, представление интересов белорусов в иностранных судах.

Вы видите, что происходит в мире и в нашем регионе. Ситуация не только не улучшается и не нормализуется, но и осложняется. Мы говорили об этом на нашей встрече в первый день. Она очень непростая и с точки зрения экономической, и военно-политической, и просто политической, да и гуманитарной. Поэтому я хотел бы призвать вас: мы ждем – и от вас, и от нас – достижения бóльших результатов, стремления сделать что-то большее. Можно констатировать, что планка ожиданий от нашей с вами работы не будет понижаться – она будет только повышаться. Потому что негативная ситуация в мире, в мировой экономике оказывает влияние и на нашу страну. Поэтому особенно важно в этих условиях обеспечить поступательное экономическое развитие Беларуси. Необходимо обеспечить создание своеобразных «подушек безопасности». Мы считаем, что вы можете и должны стать активной частью этого процесса.

На что хотелось бы обратить ваше внимание, попросить сделать упор, продвигая имидж и интересы Беларуси в ваших консульских округах? Я бы хотел сказать – на максимально широком использовании ее «визитных карточек».

Каковы эти «визитные карточки»?

Одна из них – это уникальная роль нашей страны в обеспечении не только региональной, но и международной безопасности в условиях самого мощного со времен «холодной войны» кризиса европейской, да и мировой архитектуры безопасности.

Я бы просил вас доводить до собеседников, что Беларусь – это не источник какой-то нестабильности, это не источник каких-то проблем в нашем регионе, да и в мире в целом. Беларусь – донор безопасности в своем регионе. Я всегда пытаюсь разъяснить это нашим европейским и американским партнерам, что белорусы, находясь на границе, на «линии разлома» между Востоком и Западом создают эффективный заслон на пути нелегальной миграции, на пути наркотрафика, на пути криминала в Европу. Я бы просил вас акцентировать лидерское место Беларуси в борьбе с торговлей людьми. Я просил бы вас напоминать о том, что именно мы обеспечиваем надежный, бесперебойный транзит энергоносителей в Европу. И не только энергоносителей.

Через Беларусь ежегодно переваливается более 100, а если быть точным, в прошлом году 102 млн. тонн различных грузов. Это и продовольственные товары, и промышленные товары, это и газ, нефть и так далее. 100 миллионов тонн для Европы – это жизненно важно. Беларусь никогда не создавала каких-то проблем в этом плане для наших партнеров на Западе.

Мы очень конструктивно сработали по украинскому кризису. Однако роль Минска как переговорной площадки не ограничивается только украинской проблематикой. Только в 2017 году, я упоминал об этом тоже в ходе нашей первой встречи, мы стали организаторами двух больших международных форумов. В качестве председателя Центрально-Европейской Инициативы мы провели ряд мероприятий и проведем еще ряд мероприятий в этом году. Мы провели сессию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в этом году, провели успешно, на высоком организационном уровне, и за это получили искреннюю благодарность даже от тех участников, которых, мягко говоря, нельзя назвать друзьями Беларуси.

В частности, я вспоминаю встречу Президента с делегацией американских конгрессменов. В составе этой делегации был конгрессмен Смит, который является автором принятия в Конгрессе США Закона о Беларуси. Закона, который вводит ряд ограничительных мер в отношении Беларуси.

Я читал много его интервью после этой встречи, после визита в Беларусь. Сейчас мнение данного конгрессмена, как и многих его коллег, серьезно поменялось. Поменялось в лучшую сторону. Мы не говорим, что оно стало идеальным, что все проблемы сняты. Но важно объективно посмотреть на вещи и признать эту объективность. Признать, что очень многое сделано и делается в Беларуси в лучшую сторону.

Наша с вами задача – постараться довести эти позитивные нюансы, позитивные моменты до руководящих кругов ваших стран.

Я еще раз хотел бы обратить внимание на то, что мы не просим и не призываем вас представлять Беларусь в идеальном свете. Абсолютно нет. Мы хотели бы, чтобы на нас смотрели объективно, реально, указывая как и на недостатки, так и признавая наши заслуги, наши позитивные достижения.

Еще одна «визитная карточка» Беларуси – это наши миролюбивые, универсальные и своевременные инициативы на мировой арене. Я уже упоминал о том, что Президентом Беларуси в ходе сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ выдвинута инициатива о запуске под эгидой ОБСЕ широкой дискуссии о новом «Хельсинкском процессе».

Я объяснял, почему мы это сделали. Потому что нельзя дальше жить в таком мире, где царит конфронтационная риторика. Когда мы встречаемся на каких-то форумах, создается такое впечатление, что люди друг друга не слышат. Мы занимаемся только лишь обвинениями в адрес друг друга. Не предлагаем каких-то конструктивных решений, которые позволили бы выйти из этой тупиковой ситуации.

Именно этим и мотивировали мы идею о начале новой дискуссии, которая положила бы конец этой конфронтационной риторике и содействовала бы разрешению противоречий между государствами на пространстве Евро-Атлантики и Европы.

Мы готовы предложить Минск в качестве стартовой площадки этого процесса. А вы, уважаемые почетные консулы, можете внести свою лепту в создание группы государств-единомышленников по продвижению идеи «Хельсинки-2», работая с политическими кругами ваших стран.

Мы считаем, что это очень важная задача. Сегодня она воспринимается с трудом. Но я убежден – через некоторое время мы однозначно займемся конкретной работой в этом направлении.

Главные принципы нашей политики – это содействие диалогу, преодолению разделительных линий. Не случайно титульной темой белорусского председательства в Центрально-Европейской Инициативе, осуществляемого впервые в истории независимой Беларуси, стало продвижение совместимости в Большой Европе.

Мы тоже говорили об этом: если мы начнем сближать экономические процессы на европейском и евразийском экономическом пространстве, это будет на пользу каждой из наших стран, это будет на пользу торгово-экономическому взаимодействию и поможет нам реализовать ряд взаимовыгодных экономических проектов.

Поэтому я хотел бы попросить вас активно продвигать, эксплуатировать в ходе ваших контактов еще одну крупную объединительную инициативу Республики Беларусь – о партнерстве интеграционных проектов на европейском пространстве, о необходимости взаимодействия между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом, о необходимости взаимодействия между Евразийским экономическим союзом и другими интеграционными структурами в других регионах.

Находясь на стыке Евразийского и Европейского союзов, Беларусь выступает за формирование устойчивых механизмов полноформатного диалога между этими объединениями – и не только. Существенную пользу в реализации наших интересов могло бы принести сопряжение процессов в ЕАЭС с развитием интеграции в рамках ШОС, АСЕАН, с Экономическим поясом Шелкового пути и другими. Очень много таких интеграционных объединений и на Африканском континенте, и на Латиноамериканском континенте, и в других регионах.

Касательно Евразийского экономического союза, я бы просил вас продвигать в своих странах идею о необходимости сотрудничества с этой организацией.

Что здесь важно? То, что в рекордно короткие сроки Беларусь со своими партнерами реализовала этот проект Евразийского экономического союза. Он сегодня является одним из наиболее масштабных интеграционных объединений нашего времени. Несмотря на какие-то первоначальные очевидные «трудности роста», он очень выгоден, важен для Беларуси.

Сегодня мы видим рост товарооборота внутри этого союза. Производители и инвесторы получают неоспоримые преимущества от стратегически выгодного местоположения нашей страны и прямого доступа через Беларусь к 180-миллионному рынку других стран-членов союза – России, Армении, Казахстана, Кыргызстана. Инвестируя сюда, в Беларусь, можно получить доступ и к развитой транспортной и логистической инфраструктуре, к интеллектуальному и кадровому потенциалу.

Интерес к Евразийскому экономическому союзу растет. То, что сейчас 40 стран из различных регионов заявили о своем желании заключить соглашения о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, – говорит о многом. В их числе и такие крупные страны, как Китай, Индия, Израиль, на Ближнем Востоке ряд других стран. Поэтому я думаю, что если мы будем продвигать и дальше эту идею, то возникнет, возможно, соответствующий интерес и со стороны ваших государств.

Уважаемые почетные консулы!

Я хотел бы просить вас акцентировать внимание также и на таких характеристиках белорусской внешней политики, как ее последовательность и предсказуемость. Мы – не геополитическая страна, мы не претендуем на какие-то геополитические амбиции. Мы понимаем, что мы небольшая, средняя по размерам страна. Мы зависим от ситуации на внешних рынках, зависим от того, как мы выстроим отношения с нашими партнерами, с той или иной страной. И здесь мы хотим быть абсолютно предсказуемым, абсолютно надежным и обязательным партнером. Если мы даем какие-то обещания, мы стараемся обязательно их выполнять. Да, бывают какие-то определенные «накладки», иногда бюрократической природы или какие-то иные. Но, поверьте, мы всегда стремимся выполнить качественно и в срок те обязательства, которые мы на себя берем. И Министерство иностранных дел, я уже говорил об этом, является самым главным заинтересованным лицом в том, чтобы все договоренности, которые берет на себя белорусская сторона, выполнялись.

Суть нашей политики состоит в том, что мы стараемся выстраивать ровные отношения по всем направлениям света. Мы ни в коей мере не собираемся разрывать наши союзнические отношения с Россией. Мы собираемся их укреплять. Но мы стремимся одновременно иметь хорошие отношения с Европейским союзом, который является вторым по значимости нашим торгово-экономическим партнером.

И я просил бы вас обратить на это особое внимание. Мы не собираемся дружить с кем-то за счет кого-то или против кого-то. Еще раз хотел бы особо подчеркнуть: мы хотим дружить со всеми, мы хотим иметь ровные отношения со всеми – и с Россией, и с Европой, и со странами «дальней дуги» – с Латинской Америкой, с Африкой, с Азией, с Юго-Восточной Азией. Нам важны отношения со всеми. Думаю, что это не противоречит тому пониманию, как должно развиваться торгово-экономическое сотрудничество. Нам важны отношения и с растущим Китаем, и с государствами СНГ, конструктивное взаимодействие с США, взаимовыгодное сотрудничество со странами Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки.

Суть нашей многовекторной политики состоит в планомерной выработке условий для построения множественности геополитических опор. Сложная формула, но суть состоит в том, что мы хотим иметь не одну «подушку безопасности», а много «подушек безопасности». В мире должно быть много опор, и тогда мир будет стоять прочнее, и Беларусь тоже будет чувствовать себя надежнее в данной ситуации. Только такая конструкция по-настоящему устойчива.

Именно отсюда вытекает и одна из ключевых задач в области экономики, которую поставил перед Министерством иностранных дел, перед Правительством Глава белорусского государства, – диверсификация внешней торговли с равным (треть-треть-треть) распределением экспорта на рынках ЕАЭС, ЕС и стран «дальней дуги».

Определенные успехи по устранению традиционного торгового дисбаланса в пользу России есть, однако сделать предстоит еще немало. Мы намерены продвигаться к поставленной цели не за счет перераспределения рынков (хотя и это тоже, наверное, будет иметь место), а за счет параллельного наращивания экспорта на новые или слабо освоенные рынки. И ваша задача, о чем я просил бы вас – оказывать всестороннее содействие Министерству иностранных дел, другим заинтересованным ведомствам в реализации абсолютного приоритета – роста объемов экспорта товаров и услуг в ваши страны, снятия ограничений по доступу белорусской продукции, привлечения в Беларусь инвесторов и передовых технологий.

Дорогие друзья!

За четверть века со дня обретения суверенитета в неблагоприятных внешних и непростых внутренних условиях Беларусь встала на ноги как самостоятельное, самодостаточное суверенное государство с независимой внешней и внутренней политикой.

Мы гордимся новыми экономическими направлениями, которые развиваются в нашей стране – это атомная энергетика, космические исследования, биохимические, информационные технологии.

В 2019 году будет введен в строй первый блок первой в национальной истории атомной станции. Хочу подробнее остановиться на этом моменте, потому что вокруг этой темы существует много дискуссий, они зачастую, даже в подавляющем большинстве случаев политизированы, искусственно созданы. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы, памятуя о том, что мы пережили в 1986 году из-за Чернобыля, мы заинтересованы в том, чтобы эта станция была построена по самым высоким мировым стандартам безопасности, прежде всего, стандартам МАГАТЭ.

И сегодня, какие бы инсинуации ни запускались относительно Белорусской атомной станции с подачи, в первую очередь, политически ангажированных кругов Литвы, «бойкота» станции не получается, даже со стороны самых ближайших союзников Вильнюса. Поэтому я хотел бы, чтобы вы просто понимали, знали и услышали нас – мы ни в коей мере не собираемся нарушать международные обязательства, которые Беларусь взяла на себя в рамках развития атомной энергетики. Наоборот, мы как чернобыльская страна крайне заинтересованы в том, чтобы эта станция была максимально безопасной.

Поэтому мы работали, работаем и будем работать очень тесно с Международным агентством по атомной энергии. Мы приглашали сюда несколько миссий МАГАТЭ, они посещали во главе с руководителем МАГАТЭ эту станцию, они встречались с экспертами в Беларуси. Мы выполнили все требования и все обязательства, которые брали на себя в рамках соответствующих международных договоренностей. Более того, хотя мы этого могли и не делать, мы присоединились к требованиям Европейской комиссии по проведению «стресс-тестов» атомной станции, по изучению устойчивости станции в различных условиях. Сегодня мы работаем вместе с Европейской комиссией по анализу результатов этих «стресс-тестов».

Еще раз хотел бы заверить вас, что мы ни в коей мере не стараемся уйти от обсуждения этих вопросов, мы, наоборот, заинтересованы, чтобы эта станция была построена по самым безопасным мировым стандартам. Я подробнее остановился на этом, т.к. знаю, что и в ваших странах в СМИ эта тематика периодически поднимается. Мы как официальные представители Беларуси участвуем в различных международных форумах и мероприятиях, очень часто сталкиваемся с этим, даем все разъяснения. Но, к сожалению, наши соседи, наши партнеры пытаются политизировать этот вопрос.

Более того, тот реактор, который мы у себя строим, является, по оценкам экспертов многих стран, абсолютно надежным. Этот реактор строит не только Беларусь, но и строит ряд государств ЕС – и Болгария, и Венгрия собирается строить его, и Финляндия. А в других регионах – на Ближнем Востоке, в Турции, насколько мне известно, – Россия тоже собирается строить реакторы подобного типа.

Еще одной «визитной карточкой» нашего государства – я тоже просил бы вас обратить на это особое внимание – являются толерантность, межнациональное и межконфессиональное согласие. Уникальная ценность этих явлений проступила сегодня, когда мир сотрясают войны, гражданские конфликты и теракты.

Я уже на первой нашей встрече упоминал о том, что Беларусь является единственной страной на постсоветском пространстве, которая не имела и, я уверен, не будет иметь никаких вооруженных конфликтов. У нас нет, в отличие от практически всех наших соседей, никаких территориальных или иных претензий к другим странам. Мы понимаем, что мы сейчас должны исходить из тех реалий, в которых живем, из тех границ, в которых живем. И мы не собираемся и впредь предъявлять никому никаких претензий – ни территориальных, ни иных.

Когда нам искусственно пытаются навязать тематику о том, что Беларусь из-за своих тесных отношений с Россией представляет «угрозу» для кого-то из соседей – для Украины, для Балтийских стран или для Польши… Понятно, если начинаешь оправдываться, однозначно будет казаться, что ты в чем-то виноват.

Мы в ответ твердо заявляем, что с нашей территории никогда не исходила угроза в отношении ни одной из стран и не будет исходить. Мы никогда не намерены начинать войну по отношению к кому-то. Мы не хотим размещать у себя дополнительные какие-то иностранные воинские базы, потому что мы понимаем, что это будет использовано нашими партнерами по ту сторону границы для адекватного ответа, и это приведет к нагнетанию напряженности. Мы не хотим быть источником напряженности. Я думаю, что вы можете это тоже твердо использовать в своей работе в тех или иных странах. 

Президент нашей страны сказал однажды, когда встречался с украинским Президентом: «Вы говорите об угрозе? Я твердо заверяю Вас, что если мы и приедем к Вам, то мы приедем не на танке, мы приедем на тракторе или на комбайне». Думаю, это говорит о многом.

Значительный неиспользованный потенциал остается в плане привлечения в Беларусь иностранных туристов. И здесь, я думаю, ваша помощь может быть поистине неоценимой. В стране не просто создан инфраструктурный минимум – мы предлагаем самые современные формы туризма: экологический, медицинский, деловой, образовательный, спортивный, гастрономический. Уникальная природа, живописные заповедники, исторические достопримечательности, великолепно оборудованные здравницы, современные гостиницы и агроусадьбы, национальная кухня, музыкальные и кинофестивали, предстоящие Европейские игры и Чемпионат мира по хоккею, – перечень этих достоинств Беларуси можно продолжать и продолжать.

Со своей стороны МИД выступил в свое время инициатором таких инициатив по привлечению иностранцев и бизнеса, как, к примеру, введение 5-дневного безвизового въезда через аэропорт «Минск» для граждан Европейского союза и других стран – в целом восьмидесяти. В стадии проработки находятся некоторые другие идеи по облегчению въезда и пребывания на нашей территории.

Мы сейчас работаем над тем, чтобы увеличить срок безвизового пребывания иностранных граждан на нашей территории.

К сожалению, есть как сторонники, так и противники этих предложений. Я их понимаю, потому что с учетом роста террористической угрозы и международной преступности есть опасность роста и каких-то негативных явлений. Мы не хотели бы этого. Поэтому мы очень четко пытаемся проработать все аспекты, в том числе по противодействию подобного рода явлениям. Но в целом я убежден, что мы пойдем на дальнейшее расширение срока безвизового пребывания иностранных граждан у нас в стране.

В свете поставленной Главой государства задачи по разработке комплекса мер по активизации привлечения в Беларусь иностранной безвозмездной помощи на период до 2020 года, я думаю, что вы могли бы оказать помощь в налаживании сотрудничества благотворительных фондов и организаций в своих странах с профильными органами государственного управления Беларуси, неправительственными организациями для осуществления гуманитарных проектов в нашей стране на местном уровне. Я благодарен вам за то, что многие из вас, являясь представителями своей страны, оказывают содействие в вопросах преодоления последствий чернобыльской катастрофы, оздоровления детей из чернобыльских регионов. Для нас, поверьте, это очень важно. Надеюсь, что мы и впредь будем активно сотрудничать в этой сфере.

Просил бы вас также более плотно работать с организациями белорусской диаспоры за рубежом, там, где эти организации имеются. Мы сейчас предложили, чтобы Министерство иностранных дел Беларуси отвечало за работу с диаспорой в целом. По нашей инициативе два года назад был принят соответствующий закон. Мы очень активно работаем в этом направлении. Но хотелось бы, чтобы, возможно, и вы подключились к этой работе, подключали активных представителей белорусской диаспоры к реализации торгово-экономических, культурных и информационных проектов. Это могло бы стать дополнительным эффективным инструментом формирования позитивного имиджа Беларуси в мире.

Еще один момент, на котором вы могли бы акцентировать внимание собеседников. Очевидным, я бы сказал, маркером повышения  узнаваемости нашей страны на международной арене стал рост внимания к белорусской площадке авторитетных американских, европейских и российских аналитических центров.

Мы сейчас создали такую площадку, как «Минский диалог». Это нейтральная площадка, она создана независимыми аналитическими центрами Беларуси и существует уже второй год. Мы стараемся организовывать дискуссии по самым различным волнующим аспектам нашей жизни, включая и украинский кризис, включая противостояния между Россией и Западом, и многие другие. И очень многие аналитические центры из таких стран, как США, Германия и других европейских государств откликнулись. Мы очень плотно работаем с Джеймстаунским фондом, Фондом Маршалла, Фондом Карнеги за международный мир, Корпорацией RAND, Фондом «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» из США, Фондом им.К.Аденауэра из Германии, российским Советом по международным делам, Московским государственным институтом международных отношений, Институтом США и Канады Российской академии наук, Международным дискуссионным клубом «Валдай».

К нам прибывают на различные мероприятия представители всех стран постсоветского пространства и, как я уже сказал, европейских стран и США, и это очень важно. Представители всех перечисленных мной, а также оставшихся «за кадром» десятков зарубежных аналитических центров и независимые политологи стали в последние годы активными участниками международных конференций, «круглых столов», в том числе проводимых на базе набирающей популярность неправительственной экспертно-дискуссионной площадки «Минский диалог».

Более того, наша столица уже начинает использоваться ведущими мировыми «мозговыми центрами» для организации своих собственных мероприятий. В этой связи я хочу отметить недавнее успешное проведение в Минске при активном участии представителей МИД и Парламента Беларуси заседания Сети молодых лидеров евро-атлантической безопасности, по итогам которого принято решение о преобразовании Сети в полностью самостоятельную международную структуру.

Поэтому я хотел бы просить вас тоже оказать нам содействие в установлении контактов с аналитическими центрами в странах вашего пребывания.

Уважаемые друзья!

Я хотел бы сказать несколько слов о работе почетных консулов в региональном разрезе.

В России я хотел бы отметить инициативную работу Почетного генерального консула в г.Тюмени Шугли Владимира Федоровича, которая способствовала наращиванию экспорта белорусской продукции на рынки Тюменской, Курганской и Омской областей. Активность и творческий подход консула Шугли позволяют поддерживать на высоком уровне имидж нашей страны. Его работа – хороший пример и ориентир для других российских коллег – почетных консулов.

Хотел бы позитивно оценить работу консулов в странах СНГ. Я, к сожалению, не смогу назвать имена всех, но я под этим подразумеваю всех консулов, кто находится и работает в той или иной стране.

Эти консулы оказывают серьезную помощь в продвижении наших экономических интересов в регионе, самостоятельно проводят презентации туристических и образовательных возможностей Беларуси. Это хорошая практика, которую надо распространить и на другие государства.

Установлению прямых связей между странами в полном смысле этого слова (возобновление прямого авиасообщения между Минском и Ереваном, открытие авиалинии «Минск-Львов») активно содействовали, соответственно, почетные консулы в Армении и Украине.

Пользуясь случаем, хотел бы еще раз поблагодарить почетного консула в Украине г-на Дротяка за оперативную помощь в ситуации, когда там случилось дорожно-транспортное происшествие с белорусскими туристами, и благодаря активному содействию нашего консула нам удалось адекватно отреагировать на эту ситуацию.
В Европе я не могу не отметить ответственную работу почетного консула в Бельгии, который обеспечил приход на белорусский рынок крупных бельгийских компаний и установление деловых связей небольших предприятий Бельгии с белорусскими партнерами.

Другой показательный пример – деятельность нашего почетного консула в Белграде, депутата Парламента Сербии г-на Карича. Он курирует сегодня два крупнейших строительных проекта в нашей стране – это «Маяк Минска» и «Минск-Мир». Большую работу в Сербии проводят почетные консулы г-да Швоня и Вулович, которые осуществляют проекты по сборке и реализацией тракторов «Беларус» и автобусов «МАЗ».

Почетный консул Беларуси в Словении г-н Шкрабец, помимо реализации крупных инвестпроектов в области энергетики, инжиниринга и строительства в Беларуси, активно работает в гуманитарной сфере. При его поддержке проводятся знаковые мероприятия по популяризации белорусской культуры в Словении и словенской – в Беларуси, реализуются проекты по оздоровлению белорусских детей на словенском побережье. И в эти дни, по-моему, он привез к нам в рамках театрального фестиваля «ТЕАРТ» пьесы словенского театра.

В качестве возможных рекомендаций я приветствовал бы вашу, господа почетные консулы, более самостоятельную инициативу в торгово-экономической плоскости. Вы помогаете посольствам в работе на данном направлении, однако дефицит крупных индивидуальных проектов с осязаемыми результатами сохраняется. Поэтому мы были бы крайне заинтересованы в том, чтобы от вас исходило больше предложений по реализации конкретных проектов по сотрудничеству с нашей страной.

В этой связи я бы предложил, может быть, каждому почетному консулу в ближайшее время, ориентировочно в течение месяца-двух, определить для себя во взаимодействии с курирующим загранучреждением один персональный проект с конкретным торгово-экономическим эффектом. Если бы вы его детально продумали, он был бы вашим, я бы сказал, «именным» проектом на год-два. Мы бы оказали вам максимальное содействие в реализации этих проектов. Это касается не только европейского региона, но и всех регионов, всех почетных консулов. Будем исключительно благодарны вам за ваши предложения в этом плане.

Не могу не отметить особую значимость института почетных консулов Беларуси в странах «дальней дуги». Большинство из них – новые для нас партнеры и рынки.

На Американском континенте почетные консулы в США, Бразилии, Мексике, Никарагуа, Уругвае успешно занимаются расширением поставок в регион карьерной техники, тракторов, шин, льняных тканей и другой продукции; прорабатывают возможности создания совместных сборочных производств; оказывают содействие в организации белорусских стендов на международных выставках.

Положительной оценки заслуживает работа по содействию в организации визитов в Бразилию, Никарагуа и США, проведению национальной экспозиции на Международной конференции в области высоких технологий в штате Флорида, формированию группы дружбы с Беларусью в Парламенте Уругвая.

Среди почетных консулов на Ближнем Востоке и в Северной Африке выражаю благодарность консулу в Судане за помощь в организации визита Президента Республики Беларусь в Судан в январе 2017 г.; почетному консулу в Сирии – за содействие в организации визита в Беларусь Министра социальных вопросов и труда Сирии в августе 2017 г. и за реализацию ряда других визитов.

Работа наших почетных консулов в Западной Африке – в Нигерии, Гане – заслуживает положительной оценки, особенно в части продвижения белорусского экспорта. Я хотел бы попросить нашего консула в Гане активизировать усилия по формированию ганской части Белорусско-Ганского Совета промышленного сотрудничества, о создании которого мы договорились в апреле 2016 г.

Мы рассчитываем на активную поддержку со стороны почетного консула в Ливане в проведении белорусско-ливанского бизнес-форума в Бейруте в ноябре этого года.

Рад приветствовать также недавно назначенного на должность почетного консула в Марокко. С учетом отсутствия белорусского посольства в г.Рабате мы возлагаем большие надежды на Ваше содействие в развитии дружественных отношений между Республикой Беларусь и Королевством Марокко.

Ожидаем также, что недавно назначенный почетный консул в Султанате Оман энергично подключится к реализации Программы приоритетных действий по развитию сотрудничества между нашими странами.

В Азии Беларусь представлена, в т.ч. через институт почетных консулов, практически во всех странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а также в Индии, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Корее и Японии.

Наш почетный консул в Индии проводит комплексную работу по продвижению интересов Белорусского металлургического завода, «Белшины» и Минского подшипникового завода, поиску деловых партнеров, участию в тендерах по поставкам карьерной техники. Отношения Беларуси с Индией переживают второе дыхание после недавнего визита Президента Беларуси в Индию. Переход к стратегическому партнерству с этой страной непосредственно завязан на экономическую составляющую. В этой связи мы рассматриваем возможность расширения сети почетных консулов в Индии.

Почетный консул в Индонезии не только сам нашел возможность принять участие в нашем мероприятии, но и привез делегацию деловых кругов своей страны. Я желаю участникам индонезийской делегации плодотворных переговоров и успешных коммерческих договоренностей.

Почетный консул на Филиппинах, которая многие годы представляет интересы Беларуси, является представителем БелТПП в этой стране, внесла непосредственный вклад в победу белорусского производителя в тендере на поставку шинной продукции. Мы благодарны за это. В качестве ведущей телепередачи о социальной справедливости и защите интересов граждан на телеканале «Global News Network», осуществляющем трансляцию на государства АСЕАН, г-жа почетный консул вносит важный личный вклад в формирование позитивного имиджа Беларуси регионе в целом.

Почетные консулы в Лаосе и Камбодже ведут работу по продвижению белорусской высокотехнологичной продукции. Организованы и проведены заседания совместных межправкомиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, способствующих продвижению совместных проектов. При содействии нашего почетного консула в г.Вьентьяне прошли мероприятия в рамках Дней культуры Беларуси в Лаосе. Я желаю нашему почетному консулу в Камбодже успехов в его усилиях по подготовке бизнес-форума «ЕАЭС-Камбоджа» в декабре 2017 г. в г.Пномпене.

Уважаемая коллега в Королевстве Таиланд еще до своего официального назначения оказывала всестороннюю поддержку нашим гражданам. Ею проведена серьезная работа по строительству шоу-рума для демонстрации техники Минского автомобильного завода, ведутся переговоры с Минским тракторным заводом.

Особая благодарность почетному консулу в Южной Корее за более чем 20-летнюю активную работу и значительный личный вклад в развитие белорусско-корейских связей, за содействие в подготовке и проведении в г.Сеуле Белорусского инвестиционного и экономического форума и визита в Южную Корею делегации во главе с Вице-премьером Владимиром Семашко в мае этого года.

Результативной считаю деятельность почетных консулов в Японии – в экономическом, гуманитарном и информационном планах.

Я не назвал, наверное, имена всех присутствующих здесь, но я хотел бы искренне еще раз поблагодарить вас всех за вашу работу, за то, что вы готовы содействовать продвижению сотрудничества между Беларусью и вашими странами. И что очень важно – мы понимаем это – вы делаете это безвозмездно. Как мы договорились, вы считаетесь на дипломатической службе, но Министерство иностранных дел не платит вам зарплату, вы делаете это безвозмездно. Мы это очень ценим. Мы понимаем, что вы как представители бизнеса заинтересованы в том, чтобы, естественно, ваша деятельность окупалась. Поэтому давайте, еще раз вас призываю, подумаем о совместных проектах, которые были бы взаимовыгодными, реализация которых и вам приносила бы конкретные дивиденды. Мы заинтересованы в этом.

Уважаемые друзья!

Безусловно, в рамки моего выступления сложно уместить все позитивные примеры нашего взаимодействия. А их немало.

Я хотел бы искренне поблагодарить за то, что вы нашли время и прибыли на нашу первую встречу. Я надеюсь, что мы определимся и договоримся о том, чтобы эти встречи были традиционными. Для нас это очень важно, потому что мы и от вас черпаем очень много информации. Думаю, это важно и для вас. Вы тоже своими глазами смогли увидеть то, что происходит в Беларуси. И я думаю, что вы сейчас с бóльшей уверенностью можете говорить о преимуществах Беларуси в ходе разговоров с коллегами в ваших странах. Это очень важно.

Мы обобщим все ваши предложения, замечания, пожелания, которые прозвучали здесь, сделаем тщательный анализ и примем ваши предложения, замечания, пожелания к неуклонному исполнению. Просил бы вас от себя лично: если вы видите, что в нашем взаимодействии в той или иной сфере имеются какие-то нюансы, недостатки, пожалуйста, давайте немедленно знать через соответствующие курирующие загранучреждения, встречайтесь с Послом, представителем Посольства, информируйте об этом. Мы воспримем это, безусловно, к исполнению, изучив, конечно, ситуацию. Мы постараемся найти решение тех или иных проблем, тех или иных вопросов.

Уважаемые друзья!

Задачи, которые были поставлены нашим Президентом перед Министерством иностранных дел, другими органами госуправления, масштабны: усиление роли Беларуси в мировой политике, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, новая стратегия экспорта, основанная на улучшении его качественной структуры и наращивании экспорта услуг. Ответственность за их реализацию в значительной степени лежит на МИД, но в значительной степени я просил бы вас эту ответственность взять и на себя как проводников белорусских интересов.

Я убежден, что в результате нашей совместной деятельности мы обязательно достигнем успехов.

В завершении моего выступления я хотел бы выполнить приятную миссию. В июле этого года приказом МИД расширен консульский округ нашего почетного консула в штате Техас. Пользуясь случаем, я хотел бы вручить сегодня копию консульского патента г-ну Геерту Виссеру, почетному консулу Республики Беларусь в США с консульским округом в пределах штатов Арканзас, Луизиана, Оклахома и Техас.

Уважаемые друзья!

Я хотел бы пожелать всем нам успехов в нашей совместной деятельности.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by