Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на 25-м заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ (6 декабря 2018 г., г.Милан)

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, позвольте выразить искренние слова благодарности Действующему итальянскому председательству за гостеприимный прием в Милане и высоко профессиональное руководство Организацией.

К сожалению, за прошедший год мы еще больше удалились от соблюдения основных положений Хельсинского Заключительного акта и Парижской Хартии для новой Европы. 

Нам не удалось разрешить конфликты в регионе ОБСЕ.

Мы не снизили напряженность.

Мы не создали атмосферу взаимопонимания и доверия.

Совсем наоборот!

ОБСЕ остается заложником геополитики. Продолжается опасное наращивание военных потенциалов и военного присутствия у границ друг друга. Внутренние политические и даже личные амбиции преобладают над интересами общей безопасности. Парадигма конфликта доминирует над парадигмой формирования сообщества безопасности. Мы должны прекратить думать о создании новых военных баз и накачивании нашего региона летальным оружием – это отнюдь не способствует укреплению общей безопасности. 

Мы не должны быть фаталистами, когда речь идет о разрешении конфликтов, чреватых человеческими жертвами, когда даже маленькая искра может вызвать большой пожар.

Мы не можем позволить себе роскошь «стратегического терпения» и праздного созерцания, когда речь идет о продвижении открытого, инклюзивного и взаимоуважительного диалога, которому нет альтернативы. Таким образом, критически важными ингредиентами для снятия существующих напряженностей остаются конструктивная политическая воля и соблюдение международного права.

Именно об этом Президент Беларуси говорил на прошедшей в октябре в Минске встрече Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности, упоминая нашу идею о запуске «нового Хельсинкcкого процесса». Мы не предлагаем пересмотр действующей архитектуры европейской безопасности. Все, чего удалось достичь, должно быть сохранено и, при необходимости, адаптировано в свете возникновения новых вызовов, существующей тенденции к эскалации напряженности, новой гонки вооружений.

Вопросом номер один на повестке дня является не перераспределение сфер влияния, а выявление и согласование интересов и стратегических уязвимостей.

Настоятельной необходимостью становится поиск возможностей выработки базовых элементов данного процесса, даже если придется начинать с экспертного уровня с последующим вовлечением ключевых заинтересованных сторон. 

Переосмысление духа и сути Хельсинкского процесса, адаптированного к новым реалиям, может стать главным политическим проектом объединяющего характера для всего континента.

Урегулирование украинского конфликта – ключевой вопрос безопасности в Европе. Некоторые даже говорят, что Донбасс – это вопрос политического порядка в Европе. К сожалению, последние события вызывают серьезную озабоченность.

С инцидентом в Керченском проливе мы приблизились к чрезвычайно опасной черте – полномасштабному конфликту. Это «красная линия». За ним – «точка невозврата». Мы знаем слишком хорошо из истории, что в прошлом подобные инциденты приводили к мировым войнам.

Беларусь продолжит прилагать максимум усилий по содействию разрешению этого кризиса, включая обеспечение площадки для работы Трехсторонней контактной группы в Минске. Готовы конструктивно подключаться ко всем серьезным сценариям урегулирования этого конфликта.

В военной-политической сфере мы поддерживаем проведение  инвентаризации основных межправительственных противоречий, выявления зон и точек напряженности, чреватых перерастанием в открытые военные столкновения, повышение военной транспарентности путем налаживания системы сигнализирования друг другу о потенциальных угрозах возникновения конфликта, восстановление официальных и неофициальных каналов коммуникации между военными, изучения опыта применения региональных и локальных мер доверия и безопасности и т.д. Беларусь готова продолжать добросовестно относиться к этому процессу с целью снижения угроз военной конфронтации, создания условий для восстановления доверия на европейском континенте.

На наш взгляд, это лучший ответ на так называемую «дилемму безопасности» в регионе ОБСЕ, когда действия некоторых государств-участников, направленные на обеспечение их собственной безопасности, на самом деле ведут к ухудшению безопасности для всех.

Организация должна удвоить свои усилия по противодействию общим угрозам и вызовам. Я подчеркиваю: общим угрозам. 

Несмотря на критическую ситуацию и эскалацию напряженности на пространстве ОБСЕ, а также тот факт, что попытки восстановления диалога пока не приносят успеха, Беларусь твердо уверена в необходимости фокусировки Организации на ключевых вопросах, имеющих четкую объединительную составляющую. 

Именно следуя этой логике, мы совместно с Секретариатом ОБСЕ провели конференцию высокого уровня «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху» в октябре в Минске. Мы намерены и далее развивать темы противодействия терроризму и антисемитизму, в том числе в рамках совместной повестки дня ОБСЕ и ООН.

Видим реальную практическую ценность в углублении взаимосвязанности, в том числе путем продвижения диалога между  различными интеграционными процессами на пространстве ОБСЕ. Приветствуем нацеленность ОБСЕ на вопросы цифровизации. Сильный экономический мультилатерализм также поможет снизить интерес к разжиганию конфликтов.

Беларусь остается нацеленной на поддержку любых конструктивных идей и усилий в рамках ОБСЕ, направленных на поиск общих знаменателей по всем трем измерениям безопасности с тем, чтобы жизнь людей на пространстве ОБСЕ стала более безопасной. 

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by