Размер шрифта:

Стенограмма пресс-конференции Заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Александра Сычёва для представителей белорусских и иностранных СМИ, состоявшейся 29 августа 2002 года в МИД Беларуси. (Часть II)

29 августа 2002 г.

Второй вопрос пресс-конференции - это Саммит в Йоханнесбурге. Вы знаете, что это одно из важнейших и крупных мероприятий, которое проводится Организацией Объединенных Наций. И этот год является этапным годом для международного сотрудничества в сфере устойчивого развития. Десять лет тому назад на конференции в Рио были приняты основополагающие документы по этой проблематике. Это - Декларация Рио, Повестка дня на XXI век. Там же были приняты и важнейшие природоохранные конвенции. Это - Рамочная конвенция ООН по изменению климата и Конвенция ООН по биологическому разнообразию.

Затем в 1997 году подводились промежуточные итоги на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где был проведен всеобъемлющий обзор выполнения повестки дня на XXI век.

В ходе Специальной сессии Генассамблеи был принят международный документ, который называется Программа дальнейшей реализации повестки дня на XXI век. Этот документ предписывал государствам-участникам принять свои национальные стратегии устойчивого развития.

Хочу отметить, что Республика Беларусь была одной из первых среди государств ООН, которая разработала такую национальную стратегию и, если вы помните, именно в Минске в 1997 г. состоялась региональная конференция по устойчивому развитию. Мы инициировали проведение этой конференции, и она получила одобрение со стороны государств-участников ООН и была успешно проведена в Минске, где мы поделились опытом, касающимся разработки национальной стратегии для государств-участников.

Таким образом, нынешний год как бы особый год, в ходе которого представляется оправданным осмыслить, насколько государства-участники смогли воплотить в жизнь идеи устойчивого развития. В этом году были запланированы два мероприятия. Это - Монтеррейская конференция по финансированию развития и проходящий в настоящее время в Йоханнесбурге Саммит по устойчивому развитию. Главным моментом проходящего саммита является анализ документов Повестки дня на XXI век, а также принятие соответствующего программного документа. Современная ситуация вызывает обеспокоенность, в том числе у Беларуси, в том, что сегодня очень мало практических дел, надо переходить от слов к делу. Вот это, наверное, главный лейтмотив проведения саммита в Йоханнесбурге.

С одной стороны предлагаются конкретные механизмы решения таких проблем, как борьба с глобальной бедностью, охрана здоровья, борьба за сохранение биологического разнообразия. Но нет их реализации. Сейчас основная работа ведется в таком направлении, чтобы разработать механизмы практической реализации документов, которые будут приняты на саммите в Йоханнесбурге. Именно в них планируется закрепить призыв к правительствам, к неправительственным организация и представителям делового мира объединить свои усилия по борьбе с нищетой, по охране окружающей среды, по борьбе с сохранением биологического разнообразия. Там есть вопросы, которые касаются и сохранения чистоты воды, проблемы энергетики. Они также находятся в центре внимания. Должен быть принят документ, который определит практические меры, которые необходимо предпринять для реализации этих целей.

Республика Беларусь будет участвовать в работе саммита. Уже определен состав нашей делегации. Делегацию будет возглавлять заместитель Премьер-министра Владимир Дражин. Делегация планирует выехать в Йоханнесбург 1 сентября. Сейчас идет работа по подготовке этих двух основополагающих документов, и в период с 26 августа до 2 сентября они должны быть доработаны. Вы, наверное, знаете, что есть разногласия между промышленно развитыми государствами и развивающимися государствами, и прежде всего это касается проблем финансирования программ устойчивого развития.

Существует контрольный показатель объемов выделения помощи на цели развития, в соответствии с которым страны должны выделять до 0,7 процента от своего валового внутреннего продукта. Но, к сожалению, этот показатель не достигнут и, соответственно, дискуссия вокруг этого вопроса является основополагающим моментом. Я думаю, что в конечном итоге консенсус будет найден. В частности, что касается Республики Беларусь, мы ставили перед собой две задачи. Во-первых, чтобы в этих документах были отражены наши интересы как страны с переходной экономикой, и чтобы помощь на цели устойчивого развития оказывалась не только развивающимся государствам, но и соответственно странам с переходной экономикой. Мы участвовали в работе подготовительных комитетов саммита. Наши эксперты принимали активное участие в разработке текстов документов. Хочу сказать, что положения, которые касаются содействия странам с переходной экономикой, были включены в проекты итоговых документов Саммита в Йоханнесбурге. В них есть разделы, которые посвящены странам с переходной экономикой. Это касается всей проблематики устойчивого развития.

Вторая задача связана с чернобыльскими проблемами. Это касается оказания помощи со стороны мирового сообщества в преодолении техногенных катастроф. Мы тоже активно проводили эту линию, и эти положения также зафиксированы в проектах соответствующих документов, которые готовятся для принятия на саммите. Мы продолжаем участие в доработке этих документов и, соответственно, наша делегация примет участие в обсуждении этих документов непосредственно на заседаниях, в ходе "круглых столов". Планируется выступление Главы делегации Беларуси на пленарном заседании. Наша делегация примет участие в работе "круглых столов", которые также будут посвящены проблематике устойчивого развития. Важно на самом деле перейти от слов к конкретным практическим делам. И вот эту позицию мы будем активно отстаивать и продвигать.

Есть еще одно мероприятие, оно называется "Фокус - XXI век". Оно связано с процессом присоединения стран к тем конвенциям, которые сегодня уже разработаны. Я называл Конвенцию по биологическому разнообразию. К ней уже разработан, так называемый, Картахенский протокол по безопасности, и Республика Беларусь уже осуществила внутригосударственные процедуры по присоединению к этому протоколу.

Мы представим наш национальный отчет по стратегии устойчивого развития. Я полагаю, что многие из вас участвовали в пресс-конференции, которую проводил Координатор ПРООН в Минске господин Буне, и я думаю, что каждый из вас имел возможность ознакомиться с национальным отчетом. Состоится презентация этого документа в ходе саммита. Он уже размещен на веб-сайте ООН. Это хороший документ и хороший инструмент для обмена опытом между странами.

Ответы на вопросы журналистов:

1-я программа Белорусского радио: Александр Николаевич, пожалуйста, озвучьте другие практические меры по борьбе с терроризмом со стороны Беларуси, кроме предоставления воздушного пространства для перевозки гуманитарных грузов.

Ответ: Вы знаете о том, что Советом Безопасности была принята резолюция, это резолюция 1373, которая предписывала осуществление ряда практических мер государствами-членами ООН. Это, прежде всего, касалось внесения дополнений и изменений в существующее законодательство. В соответствии с этой резолюцией в январе с.г. нашим Парламентом был принят закон о борьбе с терроризмом. Это законодательная основа, которая определяет порядок борьбы с актами терроризма на национальном уровне. С учетом предписаний резолюции Совета Безопасности, которые касаются действий национальных финансовых организаций, направленных на предотвращение финансирования терроризма, наш Национальный банк принял специальное постановление, которое касается блокирования возможных активов и счетов террористических организаций. В соответствии с этим постановлением все наши банки получили указание незамедлительно информировать Нацбанк о появлении подозрительных счетов. На постоянной основе проводится работа по недопущению открытия подобных счетов в банках, которые находятся на территории Республики Беларусь. Реализованы меры по усилению экспортного контроля. Вы знаете, что это тоже очень важно для предотвращения распространения и использования террористами оружия, ядерного, биологического, химического и даже оружия массового поражения или каких-то иных технологий двойного назначения. Эта работа проводится нами на национальном уровне и мы координируем свои усилия с другими государствами.

Я уже говорил, что Республика Беларусь предоставляла свое воздушное пространство. Наши летчики перевозили грузы, соответственно, железнодорожный транспорт был использован для доставки гуманитарных грузов. Сразу после событий 11 сентября, мы предлагали Соединенным Штатам оказать помощь, направить в Нью-Йорк нашу команду спасателей в количестве примерно 100 человек, а также специальное спасательное оборудование и медикаменты. Однако американская сторона предпочла использовать собственные силы и эта помощь осталась невостребованной.

Как я уже говорил, в настоящее время основная работа концентрируется в рамках Контртеррористического комитета. Республика Беларусь будет предпринимать все необходимые меры, которые будут предписаны Контртеррористическим комитетом, относительно усиления борьбы с терроризмом.

Национальная радиокомпания Украины: Как Вы уже сказали, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций дает уникальную возможность для проведения встреч. Какие встречи для делегации Республики Беларусь будут приоритетными?

Ответ: Мы встречаемся со всеми делегациями - из СНГ, западноевропейскими, латиноамериканскими, африканскими. Сейчас этот вопрос находится в стадии проработки, поэтому трудно говорить о всех встречах, но я могу сказать, что среди планируемых встреч - встреча с Председателем ЕС Данией, Португалией. Планируется ряд встреч с нашими партнерами по СНГ, западноевропейскими государствами. Ряд встреч запрашивают у белорусской стороны, так что этот вопрос находится еще в стадии проработки. Когда Министр будет выезжать на сессию, а это планируется 15 сентября, я думаю, программа двусторонних встреч к этому моменту будет полностью сформирована.

Белорусское телевидение: Если позволите, вопрос местного масштаба. Вот недавний скандал с закрытием "Нашай Свабоды" и "Свободных новостей". Насколько правомочны появившиеся обвинения в адрес Посольства США о финансировании оппозиционных СМИ. Получен ли МИД Беларуси ответ на соответствующую ноту из Посольства США в Минске?

Ответ: Как вы знаете, Министерство иностранных дел направило соответствующую ноту в Посольство Соединенных Штатов Америки в Республике Беларусь с просьбой сообщить информацию относительно финансирования газеты "Свободные новости". На днях мы получили ответ. И я хочу вам сказать, что этот ответ, наверное, не в полной мере удовлетворяет белорусскую сторону. Американская сторона попросту уклонилась от ответа на прямо поставленный вопрос о финансировании газеты Соединенными Штатами. Мы полагаем, что подобный подход, подобная реакция не способствуют установлению атмосферы доверия между нашими странами. При этом, позиция Соединенных Штатов нас удивляет, особенно в контексте, когда американская сторона требует от Беларуси максимальной транспарентности по широкому кругу вопросов.

"Дыена", Латвия: У Брусэлі была распаўсюджана заява Еўрапейскага Саюза наконт рэлігійнай сітуацыі ў Беларусі. Ці ёсць нейкая рэакцыя афіцыйнага Мінску на заяву Еўрапейскага Саюза пра рэлігійную сітуацыю ў Беларусі?

Ответ: Это касается закона о вероисповедании? Этот закон еще проходит обсуждение и рассмотрение. Он был одобрен только нижней палатой нашего парламента и сейчас находится на рассмотрении в Совете Республики. Поэтому, наверное, еще рано говорить о том, каков этот закон и в этой связи заявление Европейского Союза несколько удивляет.

БелаПАН: У меня два вопроса, которые связаны с Йоханнесбургом. Вчера информационные агентства взахлёб сообщали о том, что наконец-то за долгие годы подписан первый документ, имеется в виду предполагаемый запрет на лов рыбы в ряде морей. Я понимаю, что у нас моря нет, но тем не менее, не получится ли так, что выезжая только 1 сентября, белорусская делегация не сможет поучаствовать в самом, может быть, главном событии. Почему так поздно едет делегация? И второй вопрос. При всем уважении к вице-премьеру господину Дражину, учитывая, что ожидается приезд Ширака, Лэйера, Касьянова, ну и, я помню в начале года, когда объявлялись планы Главы государства на 2002 год, тогда значилась поездка в Йоханнесбург. Чем можно объяснить, что уровень снижен до уровня вице-премьера? Спасибо.

Ответ: Вы знаете, что каждая делегация определяет порядок работы и участия в том или ином форуме самостоятельно. Я уже говорил, что первый этап является подготовительным. На нем обсуждаются вопросы, связанные с окончательной доработкой тех двух документов, которые будут выноситься на рассмотрение саммита. Сам саммит состоит из двух этапов: экспертная часть и вторая часть - этап высокого уровня, о котором Вы говорили и в котором предполагается участие глав государств и правительств. Наши представители уже работают в подготовительных комитетах, в рабочих группах, которые занимаются разработкой документов, а глава делегации приедет для участия уже в этапе высокого уровня. Нет необходимости, чтобы глава делегации принимал участие в заседаниях, которые являются рабочими. Соответственно, мы не упустим те моменты, о которых вы говорили. Мы отслеживаем ситуацию и контролируем этот процесс. Наша делегация в курсе всех событий, которые происходят в Йоханнесбурге. У нас есть Посольство в ЮАР, сотрудники которого также внимательно следят за развитием событий в Йоханнесбурге, и постоянно информируют нас о том, что происходит.

Что касается уровня делегации, то участие Президента не предполагалось, поскольку оно не вписывается в его рабочий график. В этой связи было дано поручение возглавить делегацию Заместителю Премьер-министра. Он одновременно является и Председателем нашей национальной комиссии по устойчивому развитию. Данная логика присутствовала при определении главы делегации Республики Беларусь.

версия для печати

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by