Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2016 году
Международная обстановка в 2016 году характеризовалась сохранением повышенной нестабильности и усилением факторов неопределенности, обусловленных в том числе продолжающимися глобальными трансформационными процессами и негативным влиянием как традиционных, так и новых вызовов и угроз.
Конфронтационная риторика ведущих мировых игроков преобладала над объединительными инициативами на фоне разбалансировки системы сдержек и противовесов, дефицита взаимного доверия и отсутствия готовности к компромиссам. Попытки получения односторонней выгоды приводили к конфликтам интересов, провоцировали дальнейшее применение изжившей себя политики санкций.
Растущая террористическая угроза и миграционные кризисы представляли реальную опасность не только для суверенитета и независимости отдельных государств, но и сохранения идентичности и самобытности целых регионов.
В достаточно непростом международном контексте усилия белорусской дипломатии были направлены на проведение сбалансированной многовекторной внешней политики в русле установок Главы государства, всестороннюю защиту национальных интересов, укрепление региональной безопасности и стабильности.
Удалось значительно продвинуться в вопросе устранения ограничительных мер, препятствующих развитию взаимовыгодного сотрудничества Беларуси с различными странами и межгосударственными объединениями.
В ходе выборов в Парламент Республики Беларусь, прошедших в спокойной и деловой атмосфере, обеспечено конструктивное взаимодействие с международными наблюдателями от ОБСЕ, СНГ, ПАСЕ, ШОС и других структур (всего более 900 наблюдателей). Достаточно взвешенные и спокойные оценки хода и итогов избирательной кампании создают предпосылки для дальнейшей активизации взаимодействия белорусской стороны в различных сферах с рядом стран и международных организаций.
Беларусь стремилась внести свою посильную лепту в разрешение глобальных проблем, противодействие современным вызовам и угрозам, традиционно активно участвовала в деятельности ООН и других международных организаций.
Важной и своевременной является инициатива Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко о запуске нового масштабного переговорного формата, аналогичного Хельсинкскому процессу, для обсуждения будущего отношений между Востоком и Западом.
Белорусская сторона прилагала значимые усилия для урегулирования кризиса в сопредельной Украине, обеспечивая все необходимые условия для проведения регулярных заседаний Трехсторонней контактной группы по Украине и тематических рабочих групп в ее составе. Ноябрьская встреча глав внешнеполитических ведомств «нормандского формата» в столице Беларуси подтвердила, что Минск продолжает оставаться ключевой переговорной площадкой по урегулированию украинского кризиса.
Результаты комплексных усилий способствовали укреплению авторитета и изменению восприятия нашей страны на международной арене, осознанию ее истинной ценности в качестве «полюса стабильности» в регионе.
Будучи ответственным членом мирового сообщества, Республика Беларусь присоединилась к Парижскому соглашению по климату.
Тем самым наша страна включилась в мировой процесс перехода к низкоуглеродной экономике.
Свидетельством открытости Беларуси к взаимодействию по любым вопросам, включая правозащитную тематику, стало принятие первого Национального плана по правам человека на 2016-2019 гг., реализация которого будет осуществляться правительством во взаимодействии с государственными и негосударственными участниками. Беларусь вошла в число 40 государств мира, которые имеют такие программы.
Традиционно активными оставались отношения со стратегическим партнером Беларуси – Российской Федерацией.
В сложных условиях становления Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Республика Беларусь продолжала последовательно отстаивать свои национальные интересы и принципиальную позицию по продвижению четырех основополагающих экономических свобод – товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также устранению внутренних барьеров и созданию равных условий для субъектов хозяйствования всех стран-членов.
Отмена Евросоюзом и США большинства санкционных мер в отношении Беларуси позволяет рассчитывать на придание процессу нормализации отношений необратимого характера, вывод взаимодействия на новый уровень, соответствующий объективному потенциалу и потребностям сторон.
В 2017 году Республика Беларусь впервые будет председательствовать в Центрально-Европейской Инициативе (ЦЕИ).
Знаковым событием является решение о проведении впервые в истории нашей страны очередной сессии ПА ОБСЕ в г.Минске (июль 2017 года).
С Китайской Народной Республикой установлены отношения доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.
Осуществлялась системная работа по расширению контактов с перспективными партнерами и союзниками в Азии, Африке и Латинской Америке.
Сохранилась тенденция роста интенсивности международных контактов на высшем и высоком уровнях. В 2016 году состоялись 65 визитов Президента Республики Беларусь, Премьер-министра, Министра иностранных дел за рубеж и официальных делегаций зарубежных государств аналогичного уровня в Республику Беларусь.
За 25 лет независимости страны сеть белорусских загранучреждений постоянно расширялась и оптимизировалась. Сегодня Республика Беларусь имеет дипломатические представительства в 59 государствах по всему миру. В 2016 году открыты дипмиссии в Грузии и Испании, в полном объеме возобновлена деятельность Посольства Беларуси в Швеции. С учетом аккредитации послов по совместительству, Беларусь представлена в 116 из 177 государств, с которыми наша страна установила дипломатические отношения.
В 2016 году открыто Посольство Австрии в Беларуси. Приступил к работе руководитель дипмиссии Нидерландов в г. Минске.
На внешнеэкономическом направлении основные усилия были направлены на расширение взаимовыгодных связей с традиционными партнерами и освоение новых рынков, диверсификацию белорусского экспорта как одного из условий обеспечения экономической безопасности государства. Целевым ориентиром является выход в перспективе на более сбалансированное распределение белорусского экспорта по основным направлениям ЕАЭС – ЕС – «дальняя дуга» в целях снижения уязвимости национальной экономики от стрессовых ситуаций.
Всестороннее содействие оказывалось национальным экспортерам, а также улучшению делового климата. В рейтинге Группы Всемирного банка («Ведение бизнеса 2017») Беларусь заняла 37-е место среди 190 стран и улучшила свое положение по сравнению с минувшим годом сразу на 13 позиций. В том числе второй год подряд Беларусь входит в первую тридцатку стран по одному из показателей упомянутого рейтинга «международная торговля».
1. Динамика белорусско-российских союзнических отношений подкреплялась интенсивными контактами на высшем и высоком уровнях, различными форматами межправительственного и межотраслевого взаимодействия, которые обеспечивали качественное содержательное наполнение двустороннего диалога.
Беларусь и Россия продолжали осуществлять совместную оборонную и пограничную политику, координировать деятельность в области военного строительства. Реализовывались многочисленные союзные программы и мероприятия.
Российская Федерация сохранила за собой роль ведущего торгового и инвестиционного партнера Беларуси, крупнейшего экспортного рынка для белорусских товаров. На долю России приходится около половины всего объема белорусской внешней торговли. По объемам взаимной торговли Беларусь, в свою очередь, входит в «пятерку» основных торговых партнеров России.
Реализуются значимые совместные инвестиционные проекты, крупнейшим из которых является строительство Белорусской АЭС.
Результаты экономического взаимодействия могли бы быть выше в случае выхода на равные условия хозяйствования, решения спорных вопросов в нефтегазовой сфере, наращивания промышленной кооперации и инвестиционного сотрудничества, улучшения доступа к рынкам товаров и услуг обоих государств, снятия проблем в сфере поставок сельхозпродукции, урегулирования режима пропуска граждан третьих стран через белорусско-российскую границу.
Внешнеполитические ведомства Беларуси и России традиционно тесно координировали свои действия, что способствовало укреплению позиций двух стран на международной арене. В рамках Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2016-2017 гг. проведено более 20 консультаций по различным направлениям межмидовского взаимодействия.
Продолжилась работа по обеспечению равенства прав граждан Беларуси и России на территории двух стран, в частности, в сферах образования и здравоохранения, доступа к системам социальных гарантий и трудоустройства, свободы передвижения и выбора места жительства.
Продолжает активно развиваться межрегиональное сотрудничество. В течение года Беларусь посетили 68 делегаций российских регионов, в том числе 24 – во главе с губернаторами. В июне 2016 г. в г.Минске состоялся III Форум регионов Беларуси и России.
2. Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства являлась интеграционная составляющая.
В рамках казахстанского председательства в Евразийском экономическом союзе 2016 год был объявлен «Годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами» и проходил под знаком подготовки международных преференциальных торговых соглашений. Поддерживая данный подход, Беларусь в то же время выступает за необходимость первоочередного укрепления Союза на внутреннем контуре, в том числе путем создания равных условий для субъектов хозяйствования, устранения имеющихся барьеров и ограничений во взаимной торговле, укрепления промышленного сотрудничества, продвижения работы в области энергетики.
Важным для белорусской стороны в 2016 году стало утверждение Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, согласно которой принципы ценообразования являются общими независимо от принадлежности субъектов хозяйствования тому или иному государству-члену Союза.
В 2016 году завершено согласование новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС. Этот документ учитывает все прогрессивные нормы международной практики и позволит существенно ускорить и упростить экспортно-импортные операции между хозяйствующими субъектами стран Союза, повысит инвестиционную привлекательность и транзитный потенциал Республики Беларусь.
Являясь западным рубежом ЕАЭС, Беларусь последовательно выступает за формирование устойчивых механизмов диалога и сотрудничества с Евросоюзом. Белорусская сторона придерживается убеждения, что евразийская интеграция не должна ограничиваться только западным направлением – важнейшей задачей должно стать тесное взаимодействие с государствами и экономическими объединениями на Востоке – с Китаем, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в рамках ШОС и других региональных объединений.
Неслучайно в октябре 2016 г. МИД Беларуси стал местом проведения международной конференции «Закладывая основы в регионе ЕЭК ООН для экономической интеграции и устойчивого развития к 2030 году». Мероприятие стало крупным событием, собравшим широкий круг дипломатов, экспертов, представителей международных организаций для обсуждения возможных путей расширения межинтеграционного экономического сотрудничества во всем евразийском регионе.
Центральное место по линии Содружества Независимых Государств в 2016 году занимал вопрос адаптации СНГ к современным реалиям. Беларусь последовательно выступала за сохранение Содружества как региональной международной организации, обеспечивающей взаимодействие государств-участников по всему спектру направлений сотрудничества. В результате 16 сентября 2016 г. в г. Бишкеке было принято выверенное и взвешенное Решение Совета глав государств СНГ «Об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям». Данным Решением признана необходимость сохранения организации и определены направления ее постепенного реформирования в целях повышения эффективности функционирования.
Конкретные предложения белорусской стороны по укреплению СНГ были озвучены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 28 октября в г.Минске на встрече с руководителями делегаций Совета глав правительств Содружества.
В СНГ сохраняется общность взглядов государств-участников на основные региональные и мировые проблемы. Это подтверждается принятием в 2016 году совместных Заявлений глав государств Содружества по проблематике распространения наркотиков, противодействия международному терроризму, по случаю 70-летия завершения работы Нюрнбергского трибунала.
3. Важное место во внешнеполитических приоритетах Беларуси занимали отношения с государствами СНГ и Грузией.
Контакты на высшем и высоком уровнях подтвердили конструктивный характер отношений с Украиной. Прогресс в создании безбарьерной среды для двусторонних экономических отношений позволил сохранить позитивную динамику взаимной торговли.
Продолжилось многоплановое взаимодействие с Казахстаном. Поддерживался продуктивный диалог на высшем уровне. Подписана «Дорожная карта» развития двустороннего сотрудничества
на 2017 – 2018 годы, реализация которой позволит создать необходимые условия для наращивания объемов взаимной торговли.
Значительное внимание уделялось развитию широкомасштабного сотрудничества с Туркменистаном. Продолжая традицию ежегодного обмена визитами на высшем уровне, Беларусь посетил Президент Туркменистана (10-12 мая). Реализация достигнутых договоренностей обеспечивает дальнейшее углубление двусторонних связей в торгово-экономической и гуманитарной сферах.
Поступательно развивалось белорусско-азербайджанское партнерство. Визит Главы государства в Баку (28-29 ноября) способствовал поддержанию высокого уровня двусторонних отношений, определению новых направлений экономического взаимодействия.
В традиционно дружественном ключе развивались отношения с Арменией, для взаимодействия с которой активно использовались площадки интеграционных объединений.
Позитивная динамика отмечается в отношениях с Грузией и Молдовой. На углубление политического диалога и расширение экономического взаимодействия были нацелены визит в Беларусь Премьер-министра Грузии (22-23 марта), проведение первой Национальной выставки Республики Беларусь в г.Тбилиси в сентябре. Дальнейшему становлению полноформатных отношений способствовал официальный визит Министра иностранных дел в Грузию (20 декабря) и открытие белорусского диппредставительства в этой стране.
Визит Премьер-министра Беларуси в Молдову (2-3 октября) закрепил договоренности по реализации экономических проектов, осуществляемых белорусскими предприятиями на территории этой страны.
Значительно возросла интенсивность контактов с Узбекистаном. Серьезный импульс развитию двусторонних связей придала встреча Президента Республики Беларусь с исполняющим обязанности главы узбекского государства в г.Самарканде (6 октября).
В конструктивном русле развивались белорусско-кыргызские отношения. Значимым результатом межправительственного диалога стало возобновление работы сборочного производства белорусских тракторов в г.Бишкеке, расширение промышленной кооперации.
Активизировались межмидовские контакты с Таджикистаном, что позитивно повлияло на диверсификацию экономических связей и уровень сотрудничества в международных организациях.
Эффективным механизмом развития торгово-экономических и гуманитарных связей со странами СНГ оставалась работа межправительственных комиссий (МПК). Состоялись заседания МПК с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной.
4. В позитивном ключе развивался диалог Беларуси с Европейским союзом. Важным событием в контексте постепенной нормализации отношений стала отмена большинства ограничительных мер в отношении Беларуси в феврале 2016 г.
Продолжился рост интенсивности и уровня политических контактов. Состоялись визиты в Республику Беларусь высокопоставленных представителей Европейской службы внешних действий (июнь, ноябрь, декабрь), Европейской комиссии (февраль, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь), спецпредставителя ЕС по правам человека (март), Европейского парламента (май), а также стран-членов Евросоюза. Впервые Беларусь
20-21 ноября посетила делегация Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, в состав которой вошли постоянные представители при ЕС всех 28 стран-членов Евросоюза. Делегацию принял Президент Республики Беларусь.
Новым форматом структурированного диалога сторон стало создание Координационной группы Беларусь-ЕС, два заседания которой были проведены в течение года.
Между Беларусью и ЕС подписана Декларация о партнерстве ради мобильности. Состоялись очередные раунды отраслевых диалогов по экономике и финансам, таможенным делам, экологии. Начат диалог по торговле. Продолжен диалог с ЕС по правам человека. Достигнуты договоренности о возобновлении диалога по энергетике, расширении подобных диалогов на такие сферы, как сельское хозяйство, стандартизация, научные исследования и инновации.
В мае 2016 г. в г.Вене при поддержке Еврокомиссии проведен первый Белорусско-Европейский инвестиционный форум.
Одобрен мандат Европейского инвестиционного банка на сотрудничество с Беларусью. Утверждена новая Стратегия Европейского банка реконструкции и развития по Беларуси, предусматривающая взаимодействие банка с белорусским госсектором.
Беларусь продолжила активное участие в мероприятиях многостороннего формата «Восточного партнерства» (ВП), которое в настоящее время базируется на принципе дифференциации. Белорусские представители участвовали в работе ежегодной встречи глав внешнеполитических ведомств стран-участниц ВП в г.Брюсселе (май), двух раундов неформальных министерских диалогов в г.Киеве (июль) и г.Ереване (ноябрь), а также секторальных министерских конференций ВП по экологии и климату, цифровой экономике.
Объемы технической помощи ЕС для Беларуси увеличены до 27 млн. евро. Формат сотрудничества с Евросоюзом в этой сфере включает участие Беларуси в программах «Тайекс», «МОСТ», «Эразмус Мундус» и 7-й рамочной программе научных исследований ЕС. Продолжена реализация программ трансграничного сотрудничества Евросоюза «Литва-Латвия-Беларусь» и «Польша-Беларусь-Украина». Ведутся консультации о содержании приоритетов партнерства Беларуси и ЕС на 2017-2020 гг.
5. В русле поступательной нормализации диалога интенсивно развивались двусторонние отношения со странами Европы. Активизирована работа над совершенствованием договорно-правовой базы по всему спектру отраслей сотрудничества, преодолена стагнация межпарламентского диалога со странами Евросоюза.
Позитивной динамикой характеризовались отношения с соседними государствами. На различных уровнях поддерживались контакты с Латвией: состоялись визиты министров иностранных дел, обороны, внутренних дел Беларуси в Латвию, визиты министров сообщения, экономики Латвии в г.Минск. Впервые за долгие годы состоялся визит Премьер-министра Республики Беларусь в Латвию (5 ноября).
Сохраняется регулярный диалог с Литвой. Прошли два раунда межмидовских консультаций на уровне заместителей министров, XII Белорусско-Литовский экономический форум (26-27 мая, г.Лида). В то же время позиция литовской стороны в отношении некоторых аспектов строительства Белорусской АЭС являлась проблемным моментом в развитии двустороннего взаимодействия.
Серьезно активизировались двусторонние контакты с Польшей. Впервые с 2008 года состоялись взаимные визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран. Для проведения очередного заседания экономической межправкомиссии г.Минск посетил Вице-премьер – Министр развития и финансов Польши (24 октября). Приезд Маршала Сената Польши в Беларусь стал первым полномасштабным визитом руководства законодательной власти страны ЕС за последние двадцать лет. Возобновлена работа двух межправительственных комиссий– трансграничной и экономической, а также процесс согласования пакетов двусторонних договоров трансграничной и экологической тематики. Проведены визиты в Беларусь министров сельского хозяйства, охраны окружающей среды, инфраструктуры и строительства, морского и речного судоходства Польши, а также представительной делегации правоохранительных, пограничных и таможенных органов Польши. Подписано и ратифицировано межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере образования.
В рамках работы с другими странами Вышеградской группы – Венгрией, Словакией, Чехией – продолжен прямой диалог на уровне глав внешнеполитических ведомств, включая обмен двусторонними визитами (Венгрия, Чехия), а также встречи в рамках международных и двусторонних мероприятий на высоком уровне (Словакия). 25 ноября в период председательства Словакии в Совете ЕС состоялся первый в истории двусторонних отношений официальный визит Председателя Правительства Словакии в Беларусь.
Интенсивно развивалось взаимодействие с Германией на различных уровнях. В рамках многосторонних мероприятий в течение года состоялись три встречи министров иностранных дел двух стран. Впервые реализован визит официальной делегации Германско-Белорусской парламентской группы в Беларусь. Проведено заседание Белорусско-Германской рабочей группы по торговле и инвестициям и ряд совместных мероприятий экономической, культурной и гуманитарной направленности.
Наметились позитивные подвижки в развитии политических контактов с государствами Северной Европы – Норвегией (состоялась встреча глав МИД), Данией, Финляндией (проведены межмидовские консультации на уровне заместителя министра иностранных дел Беларуси). Минск посетила Государственный секретарь МИД Швеции.
Состоялся визит в Беларусь делегации политдиректоров внешнеполитических ведомств стран Бенилюкса (17 мая).
Продолжилась интенсификация сотрудничества с Францией. Проведена встреча министров иностранных дел двух стран в рамках мероприятия по линии ЕС в г. Братиславе, состоялись второе заседание Совместной белорусско-французской комиссии по экономическому сотрудничеству, двусторонние бизнес-форумы в гг. Минске и Париже.
Активизировались контакты с Великобританией. 9 февраля прошел визит Генерального директора по политическим вопросам МИД Великобритании. В рамках работы по расширению торгово-экономического сотрудничества 10-13 октября состоялся визит в Беларусь члена британской королевской семьи Принца Майкла Кентского.
Состоялись визиты Главы государства в Турцию (13 апреля), Италию и Ватикан (20-21 мая). Беларусь посетили Великий канцлер Мальтийского Ордена (24-26 апреля), Президент Турции (11 ноября). Проведены 18 визитов в нашу страну глав внешнеполитических ведомств европейских стран и их заместителей, межмидовские консультации с 17 странами Европы, заседания экономических межправкомиссий – с Австрией, Болгарией, Венгрией, Италией, Польшей, Румынией, Сербией, Словенией, Францией, Чехией.
6. Продолжилось поступательное развитие отношений
с Соединенными Штатами Америки по направлениям, представляющим взаимный интерес. Визит в США белорусской делегации высокого уровня (6-10 декабря) позволил обсудить возможности системного наращивания экономического взаимодействия двух стран. Развитию межрегионального сотрудничества содействовали визиты белорусских делегаций в штаты Техас, Калифорния и Флорида.
22 сентября подписано первое за двадцать лет межправительственное соглашение (о защите и сохранении культурных ценностей). Восстановлено двустороннее военное сотрудничество. Продолжен диалог по правам человека. Успешно реализуется совместный проект по оснащению белорусской государственной границы современной инфраструктурой для борьбы с незаконным транзитом ядерных и радиоактивных материалов.
7. В числе приоритетов белорусской внешней политики оставалось наращивание сотрудничества со странами Африки и Ближнего Востока, где находятся наши значительные экономические интересы.
Продолжена планомерная работа по развитию отношений со странами африканского континента, большинство из которых являются относительно новыми для нас партнерами. В течение года белорусские делегации высокого уровня посетили Гану, Нигерию, Кению, Марокко, Судан, Эфиопию, ЮАР и другие страны. Состоялись визиты в Беларусь Заместителя Премьер-министра – Министра международных отношений и сотрудничества Намибии, Председателя Комиссии Африканского союза, главы Африканского экспортно-импортного банка, руководителей различных отраслевых министерств Анголы, Сьерра-Леоне, Мозамбика.
Проведенные с африканскими странами мероприятия способствовали как активизации политических отношений, так и продвижению торгово-экономического сотрудничества в области поставок белорусской карьерной, грузовой, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, продукции нефтехимии и других товаров.
Ведется системная работа по развитию сотрудничества со странами Персидского залива. Визиты Президента Республики Беларусь в Катар и Объединенные Арабские Эмираты в октябре-ноябре 2016 г. способствовали активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В развитие достигнутых договоренностей Беларусь посетили Министр финансов и Министр транспорта и коммуникаций Катара, генеральный директор Катарского инвестиционного агентства. В г.Минске организовано третье заседание Белорусско-Эмиратского совместного комитета по сотрудничеству, для участия в котором Беларусь посетила представительная делегация под руководством Государственного министра иностранных дел ОАЭ.
Продолжается диалог с нашими партнерами в Африке и на Ближнем Востоке в рамках международных организаций. В 2016 году «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН в г.Нью-Йорке проведены встречи главы белорусского внешнеполитического ведомства с министрами иностранных дел Анголы, Мозамбика, Омана, Сирии, Эритреи.
Активизированы переговоры по торгово-экономической тематике в рамках межправительственных комиссий и комитетов: проведены заседания соответствующих структур с Египтом, Катаром, Мозамбиком, ОАЭ, Саудовской Аравией, Суданом.
С учетом сохраняющейся сложной ситуации в Сирии в сентябре 2016 г. Республика Беларусь оказала этой стране гуманитарную помощь. Рейсом МЧС были доставлены продукты питания, медикаменты, одеяла, средства гигиены, детская одежда и обувь.
8. В 2016 году обеспечена высокая динамика политического и экономического диалога с традиционными и новыми партнерами в Азии.
Государственный визит Президента Республики Беларусь в Китай (28-30 сентября) обозначил новый этап в развитии отношений – выход на уровень «доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества». Тем самым Беларусь вошла в ряд стран (Великобритания, Пакистан, Россия), с которыми у КНР сложились особые отношения.
По итогам визита открыт доступ белорусской говядине и молочной продукции на рынок Китая; заключены контракты по выводу новых товаров на рынок. В сфере инвестиционного и финансового сотрудничества обозначился переход к прямому инвестированию (участие китайских предприятий в акционерном капитале, договоренности о создании новых совместных предприятий). Привлечен межбанковский кредит, создан фонд для кредитования совместных проектов.
В сферах гуманитарного и научного сотрудничества: выделены новые транши безвозмездной помощи на строительство социального жилья, объекты индустриального парка «Великий камень» и стажировки белорусских специалистов; выделено 10 млн. долларов США для совместного финансирования научно-исследовательских проектов в определенных сферах; создан Белорусско-Китайский аналитический центр развития.
Закреплена договоренность об открытии Генерального консульства Беларуси в г. Гуанчжоу.
Белорусская делегация на уровне Премьер-министра впервые приняла участие в качестве наблюдателя в Форуме «16+1» по сотрудничеству КНР с государствами Центральной и Восточной Европы (ноябрь, г.Рига).
Продолжилось активное многоплановое сотрудничество с Пакистаном. В ходе второго официального визита Президента Республики Беларусь в эту страну (4-6 октября) подписаны 17 соглашений и договоров. Состоялся четвертый деловой и инвестиционный форум, результатом которого стало подписание ряда контрактов.
Важным шагом в продвижении белорусских интересов в азиатском регионе стала встреча Главы государства с Премьер-министром Индии Н.Моди в рамках саммита ШОС в Ташкенте в июне 2016 г.
Динамично развивались двусторонние отношения с Ираном. Состоялся ряд взаимных визитов на высоком уровне. В рамках 13-го заседания Смешанной Белорусско-Иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества подписана «Дорожная карта двустороннего сотрудничества Республики Беларусь и Исламской Республики Иран на 2016-2017 гг.».
Ключевым партнером Беларуси в регионе Юго-Восточной Азии в сфере торгово-экономического сотрудничества является Индонезия. Страна представляет собой емкий рынок для дальнейшего наращивания поставок белорусских калийных удобрений. Стартовал первый масштабный проект по поставкам белорусских самосвалов «БЕЛАЗ» в Индонезию.
Вступление в силу в октябре 2016 г. Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, а также белорусско-вьетнамского межправительственного Протокола о поддержке производства моторных транспортных средств на территории Вьетнама создают возможности для укрепления позиций белорусской машиностроительной и иной продукции на рынке этой страны и в регионе в целом.
Белорусская сторона принимала активное участие в мероприятиях по линии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Глава государства принял участие в саммите ШОС (июнь, г.Ташкент). Премьер-министр Беларуси впервые участвовал в заседании совета глав правительств ШОС (ноябрь, г.Бишкек).
Министр иностранных дел Беларуси впервые после получения нашей страной статуса наблюдателя при Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) принял участие в заседании министров иностранных дел стран-членов СВМДА (26–29 апреля, г.Пекин).
В течение года проведены 11 заседаний межправительственных комиссий, комитетов и рабочих групп по экономическому сотрудничеству со странами региона, часть из которых состоялась впервые (КНР, Пакистан, Камбоджа, Корея, Иран, Вьетнам), 7 раундов межмидовских консультаций (Вьетнам, Шри-Ланка, Индонезия, Малайзия, Иран, Индия).
На полях международных мероприятий проведены встречи Министра иностранных дел с руководителями внешнеполитических ведомств Афганистана, Бангладеш, Вьетнама, Индии, КНДР, КНР, Монголии, Республики Корея, Сингапура, Таиланда, Японии, которые придали дополнительный импульс развитию двусторонних отношений.
9. Развитию взаимодействия с государствами Латинской Америки способствовало укрепление диалога с приоритетными партнерами, расширение географии двусторонних контактов и экономических связей в перспективных для Беларуси отраслях.
Реализации этой стратегии содействовали первый визит в Беларусь эквадорской парламентской делегации во главе
с Председателем Национальной Ассамблеи Эквадора, официальный визит Первого заместителя Председателя Государственного Совета и Совета Министров Кубы, встречи Министра иностранных дел Беларуси с коллегами из Аргентины, Коста-Рики и Эквадора, визиты руководства белорусского МИД в Чили и Уругвай.
В июне 2016 г. Республика Беларусь впервые как страна-наблюдатель приняла участие в работе Саммита глав государств Ассоциации карибских государств, который состоялся на Кубе.
Расширению сфер взаимодействия со странами региона способствовало проведение в г.Гаване первого заседания совместной Белорусско-Кубинской комиссии по сотрудничеству в сфере науки и технологий. Утверждена Программа белорусско-кубинского научно-технического и инновационного сотрудничества на 2016 – 2018 годы.
В качестве новой формы работы по продвижению экспорта организованы визиты белорусской мониторинговой группы в Мексику и Чили, где для деловых кругов этих стран были проведены презентации экспортного потенциала Беларуси.
В рамках работы по диверсификации экспорта продолжена работа по внедрению механизмов привлечения белорусского экспортного кредитования, а также других инструментов поддержки экспорта.
Товарооборот Беларуси со странами Латинской Америки за период с 2000 по 2015 год увеличился более чем в 4 раза, при этом белорусский экспорт рос опережающими темпами и увеличился более чем в 6 раз. В то же время кризисные явления в странах, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси в регионе, повлияли на динамику наращивания белорусского экспорта в 2016 году.
10. Основным событием года на многостороннем треке стало участие делегации Республики Беларусь во главе с Министром иностранных дел в 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Глава белорусского внешнеполитического ведомства принял участие в нескольких мероприятиях высокого уровня, провел серию двусторонних встреч с коллегами из других стран, а также с руководством ООН. Под его председательством состоялась учредительная встреча Группы государств-единомышленников в поддержку стран со средним уровнем дохода.
Продолжалась работа по реализации внешнеполитических инициатив Беларуси. В частности, в рамках 25-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности (май, Вена) принята белорусская резолюция по теме борьбы с торговлей человеческими органами и торговлей людьми в целях извлечения органов. В течение года под председательством Беларуси были проведены встречи Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, в Вене, Женеве, Нью-Йорке и Париже. В ходе встреч определены направления будущей деятельности Группы на различных площадках.
На сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам (март, Вена) впервые по инициативе Беларуси была принята резолюция, посвященная теме противодействия новым психоактивным веществам.
В сентябре 2016 года состоялся XVIII Саммит Движения неприсоединения, в котором приняла участие делегация Беларуси во главе с заместителем Министра иностранных дел.
В правозащитной области важным результатом работы МИД стало принятие Правительством Беларуси 24 октября 2016 г. Национального плана действий Республики Беларуси по правам человека, который вобрал в себя рекомендации, вынесенные в отношении Беларуси по итогам второго цикла Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека, а также другими правозащитными договорными органами. План стал результатом совместной работы заинтересованных органов государственного управления. При этом в обсуждение документа было вовлечено гражданское общество.
Заметные позитивные изменения произошли в сотрудничестве Беларуси с ЮНИДО – нашим ключевым партнером в ООН по проведению модернизации белорусских предприятий и инфраструктуры. Обеспечен запуск двух крупных совместных инфраструктурных проектов по модернизации автомобильных и сельскохозяйственных предприятий с общим бюджетом около 2 млн. долларов США. Представители Беларуси впервые вошли в состав руководящих органов ЮНИДО – Совета по промышленному развитию и Комитета по программно-бюджетным вопросам.
Международное экологическое сотрудничество отмечено важным шагом Республики Беларусь – присоединением к Парижскому соглашению по климату. Тем самым наша страна включилась в мировой процесс перехода к низкоуглеродной экономике, в котором Беларусь выступает не сторонним наблюдателем, а в качестве одного из его «архитекторов», участвуя в выработке и принятии ключевых решений на ближайшие десятилетия.
На качественно новый уровень вышло сотрудничество с МАГАТЭ. В апреле 2016 г. Беларусь посетили Генеральный директор агентства Ю.Амано и его заместитель по ядерной и физической ядерной безопасности Х.К.Лентихо, которые на месте ознакомились с ходом строительства Белорусской АЭС. Состоялась встреча Главы государства с Ю.Амано. Беларусь продолжила активное участие в деятельности МАГАТЭ в рамках членства в Совете управляющих Агентства.
Большое значение для развития международного чернобыльского сотрудничества имели последовательные усилия нашей страны по формированию новой стратегии межправительственного взаимодействия по Чернобылю на период после 2016 г. Важным событием стало проведение в апреле в Минске международной конференции, посвященной 30-летию Чернобыльской катастрофы, и принятие 71-й сессией ГА ООН новой «чернобыльской» резолюции.
В сфере гуманитарного сотрудничества ключевым событием стало проведение 5 сентября под председательством Министра иностранных дел Республики Беларусь второго заседания Консультативного совета по делам белорусов зарубежья.
11. Продолжена системная работа по поддержанию конструктивного взаимодействия с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ее исполнительными структурами и институтами, немецким председательством Организации.
По приглашению белорусской стороны миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ приняли участие в международном наблюдении за парламентскими выборами в Республике Беларусь.
Проведены визиты в Беларусь директора БДИПЧ ОБСЕ (январь), Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ (апрель), заместителя Председателя ПА ОБСЕ, Спецкоординатора миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на президентских и парламентских выборах в Беларуси (январь, сентябрь и декабрь).
Министр иностранных дел Беларуси принял участие в неформальной министерской встрече ОБСЕ в г.Потсдаме и 23-м ежегодном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в г.Гамбурге.
Развивалось прямое сотрудничество Беларуси с исполнительными структурами ОБСЕ по реализации совместных проектов на основе согласованного «пакета» проектов международной технической помощи.
Активное проектное взаимодействие осуществлялось с Советом Европы, в том числе в рамках Плана действий СЕ для Беларуси на 2016-2017 гг. Впервые с 1997 года подобный документ был разработан и принят с учетом позиции и приоритетов профильных министерств и ведомств Беларуси.
Продолжена работа по присоединению нашей страны к правовым инструментам и механизмам СЕ. Так, 8 декабря 2016 г. подписан Дополнительный протокол к Конвенции по борьбе с допингом.
Беларусь продолжила активное участие в деятельности субрегиональных организаций. В ходе своего председательства в 2017 году в Центрально-Европейской Инициативе Беларусь намерена уделить особое внимание тематике соединяемости и совместимости в Европе. Помимо развития транспортной и логистической инфраструктуры, это подразумевает гармонизацию стандартов и таможенных процедур, внедрение информационных технологий для упрощения торговли и развития трансграничных услуг, стимулирование предпринимательства вдоль пути следования основных транспортных коридоров и другие меры, направленные на создание «безбарьерной среды» для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
В качестве наблюдателя Беларусь продолжила деятельность по участию в партнерствах Северного измерения. Развивалось прагматичное взаимодействие с Организацией черноморского экономического сотрудничества и Советом государств Балтийского моря, в которых Беларусь также имеет статус наблюдателя.
12. В контексте обеспечения национальной безопасности продолжена планомерная работа по дальнейшему развитию Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ключевым мероприятием в 2016 году стала сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ (14 октября, г. Ереван), в ходе которой председательство в Организации перешло к Республике Беларусь. По итогам сессии главами государств подписано 17 решений и принято 4 заявления. К знаковым документам следует отнести решения об утверждении Стратегии коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года, о реформировании Объединенного штаба ОДКБ, о формировании единого списка организаций, признанных террористическими, о создании Центра кризисного реагирования.
Приоритеты белорусского председательства касаются качественного усиления влияния ОДКБ на международной арене, выведения на новую стадию системы оперативного реагирования на возникающие кризисные ситуации и повышения оперативной готовности Коллективных сил ОДКБ, расширения повестки дня ОДКБ тематикой экономической безопасности, реализации комплекса дополнительных мер по противодействию международному терроризму, умножения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечения стабильной миграционной обстановки в регионах коллективной безопасности ОДКБ.
Беларусь продолжала ответственно выполнять принятые на себя международные обязательства в области международной безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над обычными вооружениями, соблюдения санкционных резолюций Совета Безопасности ООН, осуществления экспортного контроля над товарами, работами и услугами военного назначения и двойного применения.
Беларусь продолжает осуществлять свой вклад в реализацию Конвенции о запрещении противопехотных мин путем реализации проекта «Ликвидация боеприпасов, содержащих мины типа ПФМ-1, в Беларуси» по уничтожению около 3,3 млн. противопехотных мин.
По состоянию на конец 2016 года было уничтожено более 85% от всего числа оставшихся в Беларуси противопехотных мин указанного типа.
13. Ключевая роль в работе МИД традиционно отводилась «экономической дипломатии», созданию благоприятных условий для продвижения экспорта товаров и услуг.
Несмотря на ухудшение конъюнктуры мировых цен на ряд важнейших белорусских экспортных товаров, а также кризисные явления в экономике основных торговых партнеров Беларуси, целенаправленные усилия госорганов и экспортеров при координирующей роли МИД позволили в 2016 году достичь сбалансированности внешней торговли.
Правительством утверждена разработанная МИД Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016 – 2020 годы, предусматривающая реализацию комплекса мер по повышению конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке.
Значительное внимание в работе уделялось укреплению взаимовыгодных связей с традиционными экономическими партнерами, освоению новых рынков и диверсификации экспорта.
Усилена координирующая составляющая в работе МИД внутри страны. Для экспортеров и органов госуправления организованы обучающие семинары по вопросам практической работы на рынках стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Руководством МИД регулярно проводятся встречи с представителями предприятий-экспортеров. Активизации работы с компаниями малого и среднего бизнеса, привлечению их к выходу на внешние рынки способствует реализация соглашения между МИД и Республиканской конфедерацией предпринимательства о взаимодействии на 2016 – 2020 годы.
На новый качественный уровень вышла информационная работа с экспортерами. Подготовлена «Памятка белорусскому экспортеру», содержащая информацию об экспортной деятельности, а также алгоритм действий для субъектов хозяйствования, приступающих к работе на внешних рынках. Оказано содействие Национальному центру маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ) в обновлении информационного портала www.export.by, новая версия которого заработает в начале 2017 года.
В 2016 году состоялись визиты экспертных мониторинговых групп в Чили, Мексику, Танзанию и Мозамбик. Расширены контакты по линии внешнеполитических ведомств, проработаны перспективные направления торгово-экономического сотрудничества.
НЦмКЦ налажен обмен информацией с зарубежными организациями аналогичного профиля, ассоциациями деловых кругов, расширено участие в выставочных мероприятиях.
Продолжена работа по дальнейшему улучшению условий во взаимной торговле с Россией и другими партнерами по ЕАЭС. Проведены продуктивные переговоры с украинской стороной по отмене специальной пошлины на ряд импортируемых в Украину белорусских товаров.
Активизирована работа в направлении развития торговых связей государств-членов ЕАЭС с третьими странами. С 5 октября 2016 г. обеспечен запуск зоны свободной торговли с Вьетнамом. Запущен переговорный процесс с Китаем по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве, переговоры с Израилем по соглашению о свободной торговле, а также Ираном по временному соглашению, ведущему к созданию зоны свободной торговли. Начаты консультации с Сербией по унификации торгового режима государств-членов ЕАЭС с указанным государством. Планируется запуск переговорного процесса о создании зоны свободной торговли с Индией и Египтом.
Для Беларуси указанные соглашения создают предпосылки для более активного освоения новых рынков, диверсификации экспорта товаров и услуг, повышения инвестиционной привлекательности, а также углубления промышленной и сельскохозяйственной кооперации, прежде всего, со странами так называемой «дальней дуги».
Организованы национальные экспозиции в Японии (март 2016), Вьетнаме (апрель 2016), Иране (май – июнь 2016) и Грузии (сентябрь 2016). Осуществлялась подготовка национальных экспозиций для Международной выставки «ЭКСПО – 2017» в Казахстане и Всемирной выставки «ЭКСПО – 2020» в ОАЭ.
При поддержке МИД в 2016 году состоялось более 200 международных мероприятий, направленных на развитие сотрудничества в инвестиционной сфере и представление экономического потенциала Беларуси. Особое внимание уделено европейским государствам, а также тем странам, где отсутствуют белорусские загранучреждения.
Оказано содействие в организации участия представителей ряда иностранных организаций и транснациональных корпораций в Международном форуме «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие» (сентябрь 2016, г.Минск); 21-м Белорусском энергетическом и экологическом форуме, выставке и конгрессе «Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро» (октябрь 2016, г.Минск).
В соответствии с установками Главы государства и Правительства активизирован переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО). Усилен кадровый потенциал, сформирована переговорная делегация, подготовлены обновленные предложения по доступу на рынки товаров и услуг.
Усилия Беларуси по активизации переговорного процесса нашли поддержку у большинства стран-членов ВТО. По итогам рассмотрения представленных белорусской стороной документов Секретариат ВТО подготовил и распространил в декабре проект доклада рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к Организации, который станет основой для проведения в январе 2017 года полномасштабного раунда переговоров. Распространение проекта доклада свидетельствует о высокой степени готовности страны-кандидата к заключительной фазе переговоров в многостороннем формате.
Активизация взаимодействия c Международным валютным фондом (МВФ) по новой программе МВФ для Беларуси является результатом системных внешнеполитических усилий последних лет.
14. В рамках работы по развитию договорно-правовой базы в 2016 году подписаны 108 международных договоров и других международно-правовых документов, 80 двусторонних, в том числе об установлении дипломатических отношений с Республикой Либерия, Федерацией Сент-Китс и Невис, Княжеством Монако, и 28 многосторонних, включая Парижское соглашение, Конвенцию о правах инвалидов, Конвенцию о Международной морской организации.
Осуществлялась международно-правовая экспертиза растущего массива решений, принимаемых Евразийской экономической комиссией в целях защиты национальных интересов и суверенитета Беларуси.
Сотрудничеству Беларуси с Судом ЕАЭС должно содействовать Соглашение между Республикой Беларусь и Евразийским экономическим союзом об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь, подписанное 29 апреля 2016 года.
Проведение работы по переводу Экономического Суда СНГ в формат ad hoc и сокращению численности его аппарата позволит обеспечить сохранение этого уставного органа СНГ в новых реалиях и справедливое распределение расходов по финансированию Суда всеми государствами-участниками СНГ (в настоящее время финансируется Республикой Беларусь и Российской Федерацией).
Активизирована работа по проекту рамочного соглашения с ООН, заключение которого может значительно упростить организацию и проведение мероприятий ООН в Беларуси.
Получение Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате статуса наблюдателя в ЮНСИТРАЛ положительно скажется на международном имидже Республики Беларусь.
Полученный Беларусью статус наблюдателя при Афро-азиатской консультативно-правовой организации позволит координировать позиции по вопросам международного права, в том числе рассматриваемых в рамках ООН, со значительным кругом государств Азии и Африки.
Завершение оформления участия Республики Беларусь в Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и Дополнительном протоколе к Конвенции против применения допинга от 16 ноября 1989 года позволит использовать прогрессивные международные правовые инструменты Совета Европы для повышения эффективности сотрудничества в сфере борьбы с фальсификацией медицинской продукции и борьбы с допингом.
15. Безусловными приоритетами в работе внешнеполитического ведомства оставались защита законных прав и интересов юридических и физических лиц Республики Беларусь за рубежом, оказание консульской помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации, упрощение визового режима.
В 2016 году более 2 500 белорусских граждан обратились в загранучреждения за оказанием различного рода правовой помощи. Такая помощь предоставлялась лицам, задержанным правоохранительными органами иностранных государств или отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях. Оказывалось необходимое содействие родственникам умерших за рубежом белорусских граждан в транспортировке тел на родину для захоронения, эвакуации белорусских граждан из зон вооруженных конфликтов.
Продолжалась активная работа по развитию двусторонней договорно-правовой базы по визовой тематике.
Подписаны межправительственные соглашения по визовым вопросам с Аргентиной, Бразилией, Гватемалой, Макао, Чили, Эстонией. Вступили в силу соглашения по визовым вопросам с Китаем, Никарагуа, Бразилией, Макао, проводилась реализация внутригосударственных процедур по соглашениям с Аргентиной, Боснией и Герцеговиной, Гватемалой, Эль-Сальвадором.
Продолжена работа над проектами международных договоров, регулирующих поездки по дипломатическим, служебным или официальным паспортам, с Алжиром, Бахрейном, Индией, Кувейтом, Саудовской Аравией, Суданом, Филиппинами, Эфиопией,
по общегражданским паспортам – с Гондурасом, Гонконгом, Кореей, Македонией, Малайзией, Оманом, Перу, Сингапуром, Уругваем, Филиппинами.
Разработан проект Указа Президента Республики Беларусь об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан 80 государств через пункт пропуска «Национальный аэропорт Минск». Принят Указ Президента Республики Беларусь об установлении безвизового порядка въезда в Беларусь граждан ОАЭ.
16. В 2016 году продолжился рост интереса к освещению белорусской тематики в зарубежных средствах массовой информации. На этом фоне информационное обеспечение внутри- и внешнеполитических мероприятий и инициатив входило в число приоритетных задач МИД.
В 2016 году для работы в Республике Беларусь постоянную аккредитацию получили более 250 иностранных журналистов, временную – свыше 1100 представителей иностранных масс-медиа.
Отработанная технология оперативного распространения информации позволила МИД оставаться в числе лидеров по посещаемости среди сайтов белорусских госорганов.
Существенно выросла активность МИД в социальных сетях. Количество подписчиков на аккаунты в Twitter увеличилось за текущий год на треть и составило более 15 тысяч. Запущен аккаунт МИД в сети Facebook.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by