Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2021 году
Непосредственное влияние на формирование и реализацию внешней политики Республики Беларусь в 2021 году оказывало дальнейшее обострение геополитических и геоэкономических противоречий в глобальном и региональном разрезах, нарастание дестабилизации сферы международной безопасности.
Расширение практики использования некоторыми странами для достижения своих целей политики односторонних ограничительных мер и экономического давления усилило турбулентность в межгосударственных отношениях, создав дополнительные препятствия для развития мировой торговли и выхода из кризиса, вызванного пандемией COVID-19, сохраняющей свое влияние на международные процессы.
В условиях нарастающего внешнего давления и неприкрытого вмешательства государств Запада во внутренние дела Беларуси основные усилия нашей страны на международной арене в 2021 году были направлены на защиту и укрепление национального суверенитета и безопасности, концептуальное переосмысление приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности при сохранении принципа многовекторности.
Осуществлялось наращивание сотрудничества в формате Союзного государства со стратегическим союзником Россией, а также в ЕАЭС и СНГ как на многосторонней, так и двусторонней основе, в том числе в рамках белорусского председательства в СНГ, активизировалась работа на векторе «дальней дуги» при приоритетном углублении взаимодействия с Китаем как стратегическим партнером. Формировались необходимые условия для продвижения внешнеэкономических интересов страны, в рамках которых вырабатывалось системное противодействие политическому, экономическому и информационному давлению Запада для минимизации ущерба от введенных им санкций против Беларуси.
1. Стратегические союзнические отношения с Российской Федерацией выстраивались в рамках Договора о создании Союзного государства, а также других интеграционных проектов, таких как ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, в которых наша страна выступала активным участником.
Белорусско-российское сотрудничество носило всеобъемлющий и многоплановый характер, поддерживались интенсивные контакты на высшем и высоком уровнях, различные форматы межправительственного, межпарламентского и межведомственного взаимодействия, обеспечившие традиционно высокую динамику двусторонних отношений.
В 2021 году состоялся ряд личных встреч Президента Беларуси А.Лукашенко с Президентом России В.Путиным (22 февраля, 22 апреля, 28 мая, 13 июля, 9 сентября, 29 декабря), а также руководителей правительств двух стран как в рамках рабочих визитов, так и «на полях» мероприятий по линии ЕАЭС и СНГ (26 января, 5 февраля, 16 и 28 апреля, 27 мая, 19 августа, 10 сентября, 18 ноября).
Знаковым событием стало утверждение 4 ноября Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства «Основных направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 – 2023 годы» и 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению белорусско-российской интеграции.
Продолжена системная координация деятельности Беларуси и России на международной арене, в том числе посредством реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2020-2021 годы. 10 ноября в г.Москве состоялось совместное заседание коллегий МИД Беларуси и МИД России, по итогам которого подписана Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2022-2023 годы.
Для минимизации последствий внешнего давления и санкционной политики Запада в отношении Республики Беларусь в минувшем году российская сторона оказывала многоплановую поддержку нашей стране в различных сферах.
На долю Российской Федерации, выступающей основным торговым партнером Беларуси, в 2021 году пришлось 49% стоимостного объема внешней торговли товарами, 41,1% экспорта, 56,6% импорта. Сторонами продолжена работа по снятию барьеров и ограничений во взаимной торговле, обеспечению равных условий хозяйствования, решению актуальных вопросов взаимодействия в энергетической сфере, наращиванию промышленной кооперации. В ходе заседаний Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства (в 2021 году проведено 5 заседаний) приняты решения по важнейшим вопросам двустороннего сотрудничества.
Важным элементом развития экономических отношений двух стран выступало межрегиональное сотрудничество. В рамках VIII Форума регионов Беларуси и России (состоялся 29 июня – 1 июля в видеоформате из-за ковидных ограничений) подписаны 7 соглашений о сотрудничестве с российскими регионами, ряд коммерческих контрактов. Всего в 2021 году в российские регионы организованы 4 визита белорусских делегаций во главе с членами Правительства Беларуси, а также 104 визита представителей деловых кругов. Беларусь посетили 3 делегации российских регионов во главе с их руководителями, состоялись 57 визитов представителей российских деловых кругов в Беларусь. Проведено 41 заседание двусторонних рабочих групп.
2. В 2021 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС) оставался для Беларуси одним из важнейших интеграционных форматов, который самым активным образом задействовался его участниками для решения как текущих внешнеэкономических вопросов, так и для обсуждения задач, имеющих стратегический характер и рассчитанных на перспективу.
С целью повышения оперативности в условиях антиковидных ограничений была продолжена практика значительно более частого, чем обычно, проведения заседаний органов ЕАЭС (в том числе в формате видеосвязи).
Состоялись 3 заседания Высшего Евразийского экономического совета (21 мая, 14 октября и 10 декабря в видеоформате) и 4 заседания Евразийского межправительственного совета (5 февраля в г.Алматы, 29-30 апреля в г.Казани, 19-20 августа в г.Чолпон-Ате и 18-19 ноября в г.Ереване). Совет Евразийской экономической комиссии провел 14 заседаний.
Органами ЕАЭС оперативно принимались решения организационного, таможенно-тарифного и эпидемиологического характера. Они были направлены на обеспечение населения стран-участниц ЕАЭС лекарственными средствами и медицинскими изделиями, а также на сохранение санитарной и продовольственной безопасности, развитие промышленной кооперации, импортозамещение, активизацию экспорта и рост экономики в целом внутри Союза.
Реализация Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, принятых главами государств на заседании Высшего Евразийского экономического совета 11 декабря 2020 г., была направлена в основном на решение долгосрочных задач, способствующих формированию к 2025 году полноформатного экономического союза со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также с проведением согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.
По инициативе Республики Беларусь главами государств-членов ЕАЭС в октябре 2021 г. принят первый блок из шести мер реагирования на экономическое давление третьих стран. Документом предусматривается проведение мониторинга ограничительных мер третьей стороны, оценки их экономического влияния на экономики государств-членов ЕАЭС и функционирование единого рынка ЕАЭС, проведение консультаций с инициатором санкций, разработка мероприятий по поддержке государства ЕАЭС, в отношении которого третьей стороной применяются ограничительные меры, и иные конкретные шаги. В рамках интеграционной «пятерки» это первый, но весьма знаковый акт, направленный на совместную защиту своих экономических интересов.
Продолжена практическая реализация соглашения о свободной торговле с Вьетнамом. В июле вступило в силу соглашение с Сербией. В развитие ранее заключенного временного соглашения начались переговоры по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) с Ираном. Продолжена деятельность по заключению аналогичных соглашений с Египтом, Израилем и Индией.
К концу 2021 года практически завершили свою работу совместные исследовательские группы по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Индонезией и Монголией.
Активно продвигалось сотрудничество ЕАЭС с Китаем как в рамках реализации заключенного Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, так и идеи сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь».
Заметно укрепился диалог Союза с Узбекистаном и Кубой, которые в 2020 году получили статус государств-наблюдателей при ЕАЭС. Состоялись совместные мероприятия и подписан ряд документов по развитию сотрудничества, имеющих прикладной характер.
3. Выполнение Концепции председательства Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств (СНГ) в 2021 году и Плана мероприятий по ее реализации было направлено на выработку согласованных подходов к решению актуальных вопросов регионального сотрудничества, обеспечение всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-участников СНГ, достижение членами Содружества целей в области устойчивого развития.
Несмотря на сохранение ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, после длительного перерыва под председательством Республики Беларусь в очном формате были проведены заседания Совета министров иностранных дел СНГ (2 апреля в г.Москве и 14 октября в г.Минске) и Совета глав правительств СНГ (28 мая в г.Минске). В формате видеоконференции состоялись заседания Совета глав государств 15 октября и Совета глав правительств СНГ 12 ноября.
Обсуждение актуальных вопросов сотрудничества состоялось в ходе неформальной встречи глав государств СНГ 28 декабря в г.Санкт-Петербурге.
Проведены также 4 заседания Экономического совета СНГ, 12 заседаний Совета постоянных полномочных представителей (СППП) государств-участников при уставных и других органах Содружества, 11 заседаний Комиссии по экономическим вопросам (КЭВ) при Экономическом совете СНГ, 1 совместное заседание СППП и КЭВ, 2 заседания Совета Межпарламентской Ассамблеи (МПА) государств-участников СНГ и 2 пленарных заседания МПА СНГ, 70 заседаний органов отраслевого сотрудничества СНГ.
В рамках политического взаимодействия продолжена работа по принятию обращений и совместных заявлений, отражающих общие взгляды государств-участников СНГ на актуальные региональные и глобальные проблемы.
Приняты Обращение к народам стран-членов СНГ и мировой общественности в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также заявления глав государств СНГ в связи с 30-летием Содружества, о сотрудничестве в области обеспечения биологической безопасности, о развитии взаимодействия в сфере миграции, о защите избирательных прав граждан и гарантиях электорального суверенитета государств. Министры иностранных дел стран СНГ приняли Совместное заявление об укреплении Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. Тексты соответствующих документов распространены белорусской стороной в ООН и других международных организациях.
Особое внимание уделялось реализации Программы действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств-участников СНГ и Плана многоуровневых межмидовских консультаций.
Принимались меры по сопряжению многоуровневых интеграционных процессов, включая гармонизацию документов Содружества с нормативно-правовой базой Евразийского экономического союза. По инициативе белорусской стороны указанной тематике были посвящены межмидовские консультации (21 ноября) с участием представителей внешнеполитических ведомств государств-участников Содружества, Исполкома СНГ и ЕЭК. 5 февраля был подписан План мероприятий на 2021-2022 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом СНГ.
Важным фактором в работе по противодействию попыткам фальсификации истории и сохранению исторической правды стало утверждение Положения о Международной ассоциации (комиссии) историков и архивистов государств-участников СНГ.
В сфере экономического взаимодействия на заседаниях Совета глав правительств СНГ принят ряд документов, направленных на развитие межгосударственного инновационного сотрудничества, проведение согласованной политики в области охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, предупреждения и пресечения правонарушений в данной сфере, применения санитарных, ветеринарных мер, занятости населения, управления государственными материальными резервами.
Утвержден Комплексный план мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2030 года, подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ по охране и защите прав на объекты авторского права и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях.
Согласованные подходы к стратегическому развитию железнодорожного транспорта и меры по повышению его конкурентоспособности определены Концепцией стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520» до 2030 года, утвержденной Советом глав правительств стран СНГ.
Продолжалась проработка высказанных главами делегаций на заседаниях высших органов Содружества инициатив, направленных на обеспечение продовольственной безопасности государств-участников СНГ.
В год председательства в СНГ Правительством Республики Беларусь были приложены значительные усилия по активизации работы над проектом Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций между государствами-участниками СНГ, в результате которых удалось значительно продвинуть данный процесс. Текст Соглашения находится на финальной стадии согласования, ожидается, что оно будет подписано в 2022 году.
В гуманитарной сфере основное внимание было сосредоточено на дальнейшем развитии сотрудничества и совершенствовании организационно-правовых основ в сферах образования, здравоохранения, молодежной политики, культуры, науки, спорта и туризма, труда и социальной защиты. Приоритетными направлениями взаимодействия оставались борьба с пандемией COVID-19 и преодоление ее последствий, реализация межгосударственных программ и планов мероприятий по всем сферам гуманитарного сотрудничества.
На заседании Совета глав правительств СНГ (28 мая) утвержден Среднесрочный план совместных действий государств-участников Содружества по противодействию распространению инфекционных заболеваний, подписаны Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств-участников СНГ и Соглашение о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств-участников СНГ.
Советом министров иностранных дел СНГ (2 апреля) утверждены краткосрочные планы по реализации стратегий развития сотрудничества государств-участников СНГ в области физической культуры и спорта, туризма, международной молодежной политики.
В оборонной сфере активно проводилась работа по реализации Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2025 года. Проведены заседания Совета министров обороны стран СНГ и 9 его рабочих органов. Важное значение имели традиционные совместные учения вооруженных сил в рамках объединенной системы ПВО «Боевое Содружество – 2021».
Продолжена целенаправленная работа по практической реализации совместных мер в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью в рамках соответствующих межгосударственных программ. В целях совершенствования международно-правовой базы сотрудничества государств-участников СНГ в данной сфере на заседании Совета глав государств подписан Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Таким образом, в 2021 году СНГ продолжило свое развитие в качестве современной международной региональной организации и уникальной диалоговой площадки, учитывающей интересы всех государств-участников.
4. Беларусью осуществлялось активное взаимодействие с партнерами на площадке Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с целью эффективного противодействия современным вызовам и угрозам, обеспечения безопасности и стабильности на евразийском пространстве, а также укрепления безопасности государств-членов Организации. В ходе сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (16 сентября) в г.Душанбе был принят ряд документов по актуальным вопросам международной повестки дня и по совершенствованию механизмов обеспечения коллективной безопасности в рамках Организации в военной, военно-технической и военно-экономической сферах.
Значительное внимание в рамках ОДКБ было уделено ситуации в Афганистане в связи с выводом из этого государства войск стран Западной коалиции. По инициативе белорусской стороны было проведено совместное заседание (17 сентября, г.Душанбе) глав государств ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) для выработки подходов к реагированию на афганский кризис.
5. В 2021 году получило продуктивное развитие двустороннее сотрудничество Беларуси со странами СНГ и Грузией: проведено более 115 мероприятий на высшем, высоком и других уровнях.
Поддержанию активного двустороннего диалога с Азербайджаном, направленного на углубление отношений, содействовали рабочий визит Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в г.Баку (13-14 апреля), встречи глав правительств (май, г.Минск) и заместителей глав правительств двух стран (сентябрь и декабрь, г.Москва). Важной составляющей в экономической сфере стало достижение договоренностей об участии белорусской стороны в азербайджанских инфраструктурных проектах, продолжении сотрудничества в нефтехимической, промышленной и военно-технической сферах. Азербайджаном оказывается полноценная поддержка Беларуси в международных организациях.
Продолжена работа по выстраиванию конструктивного диалога и взаимодействия с Арменией. Состоялись телефонный разговор Президента Беларуси и Премьер-министра Армении (ноябрь) и встреча руководителей МИД (октябрь, г.Минск). Проведены консультации по линии внешнеполитических ведомств двух стран (октябрь, г.Минск), 15-е заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (ноябрь, г.Минск). Достигнуты договоренности об активизации двустороннего сотрудничества.
Поступательно развивалось взаимодействие с Казахстаном. Дополнительный импульс развитию белорусско-казахстанских отношений придали телефонные переговоры глав государств (апрель, июнь и август), рабочий визит Премьер-министра Республики Беларусь в Казахстан (июнь), две встречи глав правительств на полях многосторонних мероприятий (февраль, г.Алматы и ноябрь, г.Ереван), заседание Межправительственной белорусско-казахстанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (май, в онлайн-формате).
С учетом интенсивности внутриполитических событий в Кыргызстане углублению уровня белорусско-кыргызских отношений способствовали встречи премьер-министров двух стран (февраль, г.Алматы и ноябрь, г.Ереван) и глав внешнеполитических ведомств (октябрь, г.Минск), консультации между министерствами иностранных дел (июнь, г.Минск).
Обеспечивалась позитивная динамика развития отношений с Таджикистаном. Этому способствовали встречи глав государств (сентябрь, г.Душанбе), правительств (апрель, г.Казань) и внешнеполитических ведомств (май, г.Душанбе) на полях многосторонних мероприятий, заседание Белорусско-Таджикской Межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества (апрель, г.Душанбе).
Продолжению диалога с Туркменистаном способствовали онлайн-встречи заместителей премьер-министров (февраль) и министров иностранных дел двух стран (январь).
Получили динамичное развитие отношения с Узбекистаном. В целях дальнейшего расширения белорусско-узбекского сотрудничества состоялись телефонный разговор президентов Беларуси и Узбекистана (октябрь), две встречи глав правительств (февраль, г.Алматы и апрель, г.Казань), две встречи заместителей Премьер-министра Республики Беларусь с Премьер-министром Республики Узбекистан (март и июль, г.Ташкент), заседание Межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству, консультации между министерствами иностранных дел (март, г.Ташкент).
Принятые меры обеспечили сохранение позитивной динамики роста объемов товарооборота и стратегического уровня двустороннего взаимодействия.
Позиция Украины в отношении Беларуси привела к приостановке двустороннего политического диалога.
При этом продолжалась работа по всем направлениям торгово-экономического сотрудничества. Украина осталась вторым по объему товарооборота и экспорта торговым партнером Беларуси.
На сохранение полноценного торгово-экономического партнерства было нацелено проведенное в режиме видеоконференции первое заседание Белорусско-Украинского делового совета (декабрь).
С приходом к власти новых политических сил в Молдове существенно не изменился уровень сотрудничества между двумя государствами. Продолжен конструктивный диалог по линии внешнеполитических ведомств.
Сохранялся прагматичный характер белорусско-грузинских двусторонних отношений, в которых приоритетом остается дальнейшее развитие торгово-экономического взаимодействия.
6. Сотрудничество с государствами «дальней дуги» получило новые импульсы в рамках значительного общего повышения внимания со стороны Беларуси к развитию этого направления внешней политики.
При этом страны Азии сохраняли роль точек роста внешнеполитической и внешнеторговой активности Беларуси.
Продолжилось наращивание взаимодействия по широкому спектру вопросов с Китаем как стратегическим партнером нашей страны.
Этому традиционно способствовало поддержание политического диалога на высшем (26 января состоялся телефонный разговор Президента Республики Беларусь А.Лукашенко с Председателем КНР Си Цзиньпином) и высоком уровнях (проведены встречи Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Н.Снопкова с Членом Госсовета, Министром иностранных дел КНР Ван И 15 июля в г.Ташкенте в рамках международной конференции, переговоры Н.Снопкова с Членом политбюро ЦК КПК, Секретарем Политико-юридической комиссии ЦК КПК, сопредседателем Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству Го Шэнкунем 29 декабря в формате видеоконференции, Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея с Ван И 16 сентября на полях заседания Совета глав государств ШОС в г.Душанбе), а также в рамках межмидовских консультаций (на уровне заместителей министров иностранных дел 22 декабря в формате видеоконференции).
В целях дальнейшего углубления двустороннего стратегического партнерства и выведения межгосударственных отношений на качественно новый уровень 3 декабря Президентом Республики Беларусь подписана Директива № 9 о развитии отношений с Китаем.
Начавшийся в августе Год регионов Беларуси и Китая в 2021-2022 гг. стал третьим тематическим годом в истории белорусско-китайского сотрудничества, который предусматривает проведение более 100 мероприятий, направленных на развитие и углубление торгово-экономической кооперации, научно-технического взаимодействия и гуманитарных контактов между регионами двух стран.
Китай традиционно входит в тройку торговых партнеров Беларуси. В 2021 году товарооборот с КНР достиг рекордных 5115,2 млн долл. (темп роста – 111,8%). Экспорт белорусской продукции в Китай составил 913,3 млн долл., продемонстрировав рост на 17,5%.
В крупнейшем проекте с участием Беларуси и Китая Индустриальном парке «Великий камень» за 2021 год зарегистрировано 20 новых резидентов, по состоянию на 31 декабря 2021 г. их число достигло 85 (из 15 стран мира), в том числе 43 – с китайским капиталом, с общей суммой заявленных инвестиций 1,27 млрд. долларов.
11 июня 2021 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 215, предусматривающий улучшение условий ведения бизнеса в индустриальном парке, расширение направлений и сфер.
Беларусь на уровне Президента А.Лукашенко приняла участие в заседании Совета глав государств Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) 17 сентября г.Душанбе (Таджикистан). На саммите белорусский лидер выступил за объединение усилий для преодоления последствий пандемии, активизацию сотрудничества в сфере производства вакцин, разработку международной базы, устанавливающей нормы и правила поведения в киберпространстве, расширение взаимодействия в сферах возобновляемых источников энергии и атомной энергетики для борьбы с глобальным потеплением и истощением природных ресурсов, акцентировал внимание на актуальности развития железнодорожных перевозок, поддержал предложения ШОС в части расширения использования национальных валют в торговле и финансах.
Активизировались замедлившиеся из-за пандемии контакты с такими ключевыми для Беларуси странами в регионе, как Индия, Пакистан, Иран, Вьетнам, Монголия (на полях Совета глав государств ШОС в г.Душанбе 16 сентября прошли встречи Президента Республики Беларусь А.Лукашенко с Премьер-министром Пакистана И.Ханом и Президентом Ирана Э.Раиси, 17 сентября – встреча министров иностранных дел Беларуси и Индии, на полях сегмента высокого уровня 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре в г.Нью-Йорке – встречи министра иностранных дел Беларуси с министрами иностранных дел Ирана и Вьетнама, на полях 6-й встречи министров иностранных дел стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в октябре г.Нур-Султане – встреча министров иностранных дел Беларуси и Монголии).
В рамках развития межпарламентского сотрудничества Беларусь посетили парламентские делегации во главе с руководителем рабочей группы Собрания исламского совета Ирана по сотрудничеству с Национальным собранием Республики Беларусь, вице-спикером Палаты представителей Индонезии.
В рамках расширения дипломатического присутствия в финансовых и промышленных центрах Азии Правительством Беларуси приняты решения об открытии генеральных консульств в гг. Гонконге (КНР), Мумбаи (Индия) и Хошимине (Вьетнам).
Реализации курса на переориентацию торгово-экономического сотрудничества на государства дальней дуги позволила нарастить в 2021 году белорусский экспорт в данный регион до 2,4 млрд. долларов США (114,3 процента по сравнению с 2,1 млрд. в 2020 году). Сальдо сложилось отрицательное – 2,5 млрд. долларов. Основной причиной отрицательного сальдо является большой объем импорта товаров из Китая (4 млрд. долларов).
Продолжилось развитие сотрудничества между деловыми кругами Беларуси и Китая, Индонезии, Малайзии, Мьянмы, Индии, Пакистана, Республики Корея, Японии, Монголии и других государств Азии. Проведен Белорусско-Азиатский форум для послов стран Азии, аккредитованных в г.Москве (9 июня).
Важным для развития промышленной кооперации стало вступление в силу дополнительного протокола к соглашению о промышленной сборке с Вьетнамом, что создает благоприятные условия для локализации и развития сборочного производства ОАО «МАЗ».
Сохраняло актуальность гуманитарное сотрудничество в рамках противодействия распространения пандемии COVID-19 и укрепления потенциала системы здравоохранения Беларуси.
В феврале, мае, сентябре и ноябре Китай на безвозмездной основе предоставил Беларуси в общей сложности 1,4 млн. доз вакцины против COVID-19 производства корпорации «Синофарм» (2 млн. доз были закуплены в рамках коммерческих контрактов). На безвозмездной основе также было передано более 800 тыс. шприцев.
Республике Беларусь правительством Индии выделена экспортная квота для поставки лекарственных средств, направленных на борьбу с последствиями коронавирусной инфекции. В результате в октябре-декабре в нашу страну доставлено более 100 тыс. упаковок индийского препарата «Ремдесивир».
Со своей стороны Беларусь в декабре передала Вьетнаму гуманитарную помощь в виде медицинского оборудования и материалов для борьбы с коронавирусной инфекцией.
Сотрудничество с Японией в рамках программы помощи «Корни травы» позволило привлечь техническую помощь на сумму более 140 тыс. долларов США для закупки оборудования в белорусские медучреждения и центры социальной защиты населения. Также Правительством Японии было принято решение об оказании экстренной грантовой помощи в размере 500 тыс. долларов для проекта по реагированию на ухудшение гуманитарной ситуации в пограничной зоне Республики Беларусь и Европейского союза.
7. Продолжено развитие политического диалога и взаимовыгодного экономического сотрудничества Беларуси с традиционными и новыми партнерами в Африке и на Ближнем Востоке.
На полях 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в г.Нью-Йорке в сентябре состоялись встречи Министра иностранных дел Беларуси с главами МИД Мозамбика и Сирии.
Проведены межмидовские консультации на уровне заместителей министров с Египтом, Ираком, Катаром, Кувейтом и Мозамбиком.
В мае состоялся визит в Сирию делегации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь для работы в составе международной миссии по наблюдению за президентскими выборами.
В ноябре на полях 143-й Ассамблеи Межпарламентского союза (г.Мадрид, Испания) состоялись рабочие контакты белорусских парламентариев с парламентариями ОАЭ, ЮАР.
В декабре проведена встреча в онлайн-формате рабочих групп парламентов Беларуси и Омана.
Беларусь посетили министры внутренней торговли и снабжения Египта (август), сельского и лесного хозяйства Судана (май-июнь).
С целью презентации экономического и экспортного потенциала Беларуси и расширения торгово-экономических связей с африканскими странами в г.Минске совместно с БелТПП организован 2-й Белорусско-Африканский экономический форум.
Особое внимание уделялось задействованию межправительственных механизмов координации сотрудничества.
В июне состоялось третье заседание Совместной Белорусско-Мозамбикской комиссии по сотрудничеству.
Проведены заседания белорусских частей комиссий с Израилем, Египтом и Суданом.
В Египте прошел белорусско-египетский туристический форум.
В ходе визита белорусской делегации во главе с заместителем Министра промышленности Республики Беларусь в Зимбабве (июль) с зимбабвийской стороной подписан очередной крупный контракт на поставку белорусской сельскохозяйственной техники.
В 2021 году между Мингорисполкомом и эмиратской компанией «Emaar Properties» подписан инвестиционный договор о реализации проекта «Северный берег», предусматривающий застройку территории в г.Минске в 2021-2040 годах, с объемом инвестиций 4 млрд. долларов.
Подписано Соглашение о предоставлении кредита в размере 7,5 млн. кувейтских динаров (около 25 млн. долларов) Кувейтским фондом арабского экономического развития (КФАЭР) для строительства Гродненского онкологического диспансера.
Экспорт белорусских товаров в страны Африки за 2021 год составил 407 млн. долларов (104,8 процента по сравнению с 2020 годом). Товарооборот – 580 млн. долларов (104,9 процента), импорт – 173 млн. долларов (105,2 процента). Положительное для Беларуси сальдо взаимной торговли составило 234 млн. долларов.
Объем белорусского экспорта товаров в страны Ближнего Востока в 2021 году составил 205,5 млн. долларов (91,5 процента по сравнению с 2020 годом). Товарооборот – 348,5 млн. долларов (95,8 процента), импорт – 143 млн. долларов (102,9 процента). Положительное сальдо взаимной торговли – 62,5 млн. долларов.
Обеспечена положительная динамика поставок белорусских товаров в Анголу, Египет, Зимбабве, Камерун, Марокко, Тунис, Уганду, ЮАР, а также Израиль, ОАЭ, Саудовскую Аравию.
В ноябре 2021 г. для участия в открытии Национального дня Республики Беларусь на Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» состоялся визит в ОАЭ Премьер-министра Беларуси Р.Головченко. Проведены визиты в ОАЭ Министра экономики Беларуси и председателя Мингорисполкома. В рамках Национального дня организован белорусский инвестиционный форум, участие в котором приняли бизнесмены из Беларуси, ОАЭ и других стран. Обеспечено успешное проведение Дней г.Минска, Витебской и Минской областей, презентаций экспортных возможностей концернов «Белгоспищепром» и «Белнефтехим». С 1 октября по декабрь 2021 г. белорусскую экспозицию посетило более 300 тыс. человек.
В рамках гуманитарного сотрудничества в июне ОАЭ передали Беларуси свыше 10 тыс. доз вакцины против коронавируса.
В течение года Беларусь направила несколько партий гуманитарной помощи в Сирию с товарами белорусского производства. В августе белорусская сторона приняла на отдых и оздоровление в Национальном детском центре «Зубренок» группу из 80 сирийских детей.
8. Продолжилась реализация курса на поступательную активизацию и укрепление всестороннего диалога со странами Латинской Америки и Карибского бассейна.
Ключевыми политическими партнерами Беларуси в двух- и многостороннем форматах оставались Венесуэла и Куба. Проведенные в течение 2021 года совместные мероприятия с этими странами, включая визит Специального посланника Президента Венесуэлы в Беларусь в октябре, позволили придать качественно новый импульс двусторонним отношениям.
На полях 76-й сессии ГА ООН в г.Нью-Йорке в сентябре состоялись встречи Министра иностранных дел Беларуси с главами МИД Венесуэлы, Никарагуа и Ямайки.
Активизации межгосударственного диалога с Никарагуа способствовал состоявшийся в октябре официальный визит Министра иностранных дел этой страны Д.Монкады в Беларусь.
В ноябре на полях 143-й Ассамблеи Межпарламентского союза (г.Мадрид, Испания) состоялись рабочие контакты белорусских парламентариев с парламентариями Кубы.
Визит заместителя Министра иностранных дел Беларуси Е.Шестакова в Колумбию и Эквадор (октябрь) для проведения межмидовских консультаций позволил возобновить политические, торгово-экономические и культурные контакты с этими странами после вынужденной паузы, вызванной последствиями пандемии. В ходе визита в Колумбию был подписан Меморандум о взаимопонимании между министерствами культуры двух стран. Важной составляющей визита стала официальная церемония открытия Посольства Беларуси в Колумбии с участием колумбийских парламентариев, представителей министерств и деловых кругов.
В апреле проведены белорусско-аргентинские консультации в формате видеоконференции с участием представителей региональных и юридических подразделений МИД Беларуси и Аргентины.
В 2021 году приступил к выполнению своих функций почетный консул Эль-Сальвадора в Беларуси.
9. В 2021 году в отношениях Беларуси с Европейским союзом сохранилась негативная динамика, обусловленная политическим и экономическим давлением ЕС на Республику Беларусь.
Оставались приостановленными политический диалог на высоком уровне, сотрудничество в сфере технической помощи ЕС с участием белорусских госорганов, а также отраслевое взаимодействие, за исключением сферы ядерной и радиационной безопасности. Сохранялись «заморозка» Европейским инвестиционным банком финансирования инфраструктурных проектов в Беларуси, прекращение Европейским банком реконструкции и развития финансирования новых проектов с участием госсектора.
В течение года Евросоюзом были введены дополнительные ограничительные меры в отношении белорусских физических лиц и предприятий, запрет на использование европейского воздушного пространства белорусскими авиаперевозчиками, секторальные ограничения в сферах финансов, телекоммуникаций, страхования, торговли нефтепродуктами и калийными удобрениями, табачной отрасли.
Евросоюз приостановил реализацию отдельных положений Соглашения об упрощении визовых процедур с Беларусью в части стоимости и порядка выдачи виз членам официальных делегаций и представителям ряда государственных органов.
В контактах с европейскими партнерами белорусская сторона твердо придерживалась позиции о контрпродуктивности и бесперспективности санкций, их противоречии международному праву, негативном влиянии на интересы простых граждан Беларуси и ЕС.
В ответ на недружественные действия ЕС белорусская сторона была вынуждена осуществить ряд мер политико-дипломатического и экономического характера, нацеленных на защиту национальных интересов.
Беларусь приостановила участие в инициативе ЕС «Восточное партнерство». Приняты симметричные ответные меры в визовой сфере. Введен запрет на импорт в Беларусь отдельных категорий продукции сельского хозяйства из стран, которые ввели санкции против Беларуси.
В связи с отказом Европейского союза от диалога и выполнения своих обязательств по Соглашению о реадмиссии с Беларусью белорусская сторона была вынуждена приостановить реализацию указанного соглашения.
В целях поиска путей урегулирования миграционной проблемы на границе Беларуси и ЕС состоялся ряд телефонных контактов на высшем и высоком уровнях.
Организован визит делегации технических экспертов Еврокомиссии в г.Минск и в транспортно-логистический центр «Брузги» для оценки ситуации на месте и подготовки рекомендаций для финансирования Евросоюзом деятельности международных организаций по оказанию гуманитарной помощи беженцам.
В рамках 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, встречи министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в г.Стокгольме, ежегодной встречи глав правительств стран-членов Центрально-Европейской Инициативы в г.Будва (Черногория) проведены встречи руководства МИД Беларуси с главами внешнеполитических ведомств ряда стран-членов Европейского союза с целью обсуждения актуальных вопросов двусторонней и международной повестки.
Несмотря на продолжающееся давление со стороны ЕС, Беларусь сохраняет приверженность развитию диалога и взаимовыгодного, конструктивного и добрососедского взаимодействия со всеми европейскими партнерами.
10. Реализация Западом линии на наращивание дипломатического, экономического и информационного давления на Беларусь негативно отразилась на динамике и уровне двусторонних отношений с европейскими странами.
Принятые против Беларуси односторонние принудительные меры на основе надуманных обвинений, в т.ч. в связи с инцидентом с самолетом компании «Ryanair», миграционной ситуацией на границе Беларуси и ЕС, а также ответные шаги Минска сузили возможности для поддержания сотрудничества с европейскими столицами.
Несмотря на негативную динамику отношений, по ряду направлений взаимодействие получило дальнейшее развитие. С отдельными европейскими странами продолжены контакты на межведомственном и региональном уровнях, прежде всего в экономической и гуманитарной сферах. Широко практиковались двусторонние встречи в рамках международных мероприятий. Имели место отдельные контакты на высоком и высшем уровнях.
Продолжилась положительная динамика в отношениях с отдельными странами.
На фоне преобладания негативных факторов в политическом диалоге Беларуси с европейскими столицами двусторонние торгово-экономические связи с большинством европейских стран демонстрировали устойчивость и внушительный экономический рост.
11. Отношения Республики Беларусь с Соединенными Штатами Америки, Канадой и Великобританией сохраняли кризисное состояние в условиях непринятия этими странами внутриполитических реалий в Беларуси. Усугубляла ситуацию в двусторонних отношениях проводимая Вашингтоном, Оттавой и Лондоном политика санкций против Республики Беларусь.
На двустороннем треке белорусская сторона в контактах с партнерами последовательно доводила позицию о недопустимости и незаконности санкций, бесполезности их использования с целью заставить Республику Беларусь изменить свой политический курс, о важности равноправного и конструктивного диалога для нормализации отношений.
12. В рамках системных усилий по линии многостороннего взаимодействия в 2021 году Беларусь активно работала на международных площадках в целях дальнейшего продвижения приоритетов и инициатив в сферах безопасности и разоружения, устойчивого развития, прав человека, соблюдения принципов и норм международного права как основы справедливых и равноправных международных отношений.
Беларусь приняла активное участие в работе 75-й и 76-й сессий Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. После годичного перерыва, вызванного пандемией коронавируса, обеспечено участие Министра иностранных дел В.Макея в сегменте высокого уровня 76-й сессии ГА ООН в очном формате. «На полях» сессии были организованы встречи с руководством ООН, а также с главами внешнеполитических ведомств ряда стран, включая западные государства.
В рамках продвижения инициативы Беларуси о формировании партнерства по борьбе с торговлей людьми обеспечено принятие на 76-й сессии ГА ООН белорусской резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми». Резолюция принята консенсусом несмотря на попытки стран ЕС манипулировать сложной миграционной ситуацией, возникшей на границе Беларуси с Польшей и прибалтийскими странами во второй половине 2021 г.
С участием Министра иностранных дел состоялось инициированное Беларусью совещание высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН, посвященное оценке прогресса, достигнутого в осуществлении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми. Итогом этого совещания стало консенсусное одобрение Политической декларации 2021 года об осуществлении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми.
Беларусь совместно с государствами-единомышленниками инициировала в международных организациях ряд обращений и заявлений, посвященных теме Второй мировой войны и сохранению исторической правды, обеспечила их размещение в качестве официальных документов 76-й сессии ГА ООН. Беларусь выступила соавтором резолюции Генассамблеи по борьбе с героизацией нацизма, подчеркивая неприемлемость попыток переписать историю. На международных площадках последовательно доводилась объективная информация о подготовке и принятии в нашей стране закона «О геноциде белорусского народа».
По итогам 69-й сессии Европейской экономический комиссии (ЕЭК) ООН (20-21 апреля, г.Женева) Беларусь успешно завершила председательство в Комиссии и руководство работой ее Исполнительного комитета в 2019-2021 гг., что позволило обеспечить эффективное продвижение на площадке ЕЭК ООН белорусских инициатив и получение экспертной помощи по актуальным направлениям социально-экономического развития страны. При активной работе белорусского председательства была принята главная тема сессии – продвижение в регионе экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) и устойчивого использования природных ресурсов, которая привлекла широкое внимание участников министерского уровня по причине ее актуальности для всех без исключения государств.
В принятом по итогам сессии заявлении высокого уровня отражены предложения Беларуси относительно развития технической помощи странам региона и взаимодействия ЕЭК ООН с другими международными организациями по продвижению в регионе экономики замкнутого цикла. Исполнительному секретарю ЕЭК ООН переданы добровольные обязательства по достижению показателей экономики замкнутого цикла в Беларуси.
По инициативе Беларуси 20 мая состоялась онлайн-конференция высокого уровня «Использование потенциала межрегиональной интеграции для достижения Целей устойчивого развития», со-организаторами которой выступил Барбадос в партнерстве с Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Ее проведение позволило сделать шаг к дальнейшей институционализации белорусской инициативы путем создания постоянной диалоговой платформы для регулярных встреч на высоком и экспертном уровнях.
Беларусь продолжила целенаправленную работу по выполнению Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года под эгидой Национального координатора ООН по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР). Наша страна заняла 24 место из 166 стран по уровню достижения ЦУР.
Беларусь вошла в категорию стран с высоким индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП), заняв по этому показателю 53 место (Доклад ПРООН по ИРЧП).
Беларусь продолжила активное участие в деятельности МАГАТЭ, подтвердив свой статус ответственного государства-партнера, имеющего ядерно-энергетическую программу. За год были приняты три миссии МАГАТЭ. Сохранилась высокая динамика вовлеченности Беларуси в программу технического сотрудничества МАГАТЭ. Совет управляющих Агентства одобрил для реализации в 2022-2023 гг. инициированные Беларусью три национальных и один региональный проект с общим бюджетом более 2 млн. евро.
Беларусь успешно прошла партнерский обзор национального плана действий по итогам стресс-тестов Белорусской АЭС под эгидой ENSREG (группа европейских регуляторов в сфере ядерной безопасности) и Еврокомиссии.
В контексте 35-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС и провозглашенного ООН по инициативе Беларуси Международного дня памяти о чернобыльской катастрофе проведены тематические мероприятия в гг. Минске и Нью-Йорке.
В ходе международной конференции «Чернобыль 35 лет спустя. Равные социально-экономические возможности и перспективы устойчивого развития пострадавших территорий» (20 апреля, г.Минск) и заседания межучрежденческой целевой группы ООН (23 апреля, г. Нью-Йорк) подведены итоги международного чернобыльского сотрудничества и намечены направления дальнейшего взаимодействия. Министр иностранных дел Беларуси В.Макей обратился к участникам на специальном памятном заседании Генассамблеи в штаб-квартире ООН.
Состоявшиеся дискуссии подтвердили сохраняющийся интерес со стороны стран-членов ООН к чернобыльской проблематике и готовность организации и агентств системы ООН осуществлять международное чернобыльское сотрудничество.
Беларусь проводила активную работу в качестве члена Исполнительного совета ЮНЕСКО (2017-2021 гг.).
Подготовлено и представлено для включения в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО национальное досье «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умение».
В Список памятных дат ЮНЕСКО на 2022-2023 годы включено 100-летие со дня образования Национальной библиотеки Беларуси (1922 год).
По линии Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО в стране прошли мероприятия, приуроченные к 100-летию образования Белорусского государственного университета (юбилей включен в Список памятных дат ЮНЕСКО), Дню родного языка, реализован ряд значимых проектов в сфере культуры, образования и профилактики здорового образа жизни.
В 2021 году обеспечена устойчивая динамика в отношениях Беларуси с ОБСЕ, ее исполнительными структурами и институтами, шведским действующим председательством. В течение года проведен ряд специализированных мероприятий с участием белорусских экспертов и представителей профильных госорганов. Продолжена практика направления белорусских представителей на работу в полевые присутствия ОБСЕ.
С учетом попыток западного блока стран использовать инструментарий ОБСЕ для давления и необоснованной критики в адрес Беларуси на площадке Организации велась работа по разъяснению официальной белорусской позиции по широкому спектру актуальных вопросов.
Взаимодействие с Советом Европы развивалось в рамках конвенций и соглашений, участником которых является Республика Беларусь.
Беларусь продолжила активное участие в деятельности Движения неприсоединения (ДН), в том числе в наиболее знаковых мероприятиях ДН, организованных в течение 2021 года. Во встрече глав внешнеполитических ведомств ДН (июль) принял участие Министр иностранных дел Беларуси В.Макей, в Совещании высокого уровня, посвященном 60-летию создания Движения неприсоединения (в октябре в г.Белграде) – заместитель Министра иностранных дел Беларуси С.Алейник.
Международное сотрудничество по правам человека в 2021 году использовалось странами-членами ЕС и США в качестве предлога и одного из ключевых элементов в наращивании давления на Беларусь. Имели место многочисленные случаи злоупотреблений и дезинформации, которые использовались в целях оправдания вводимых в нарушение международного права экономических санкций и иных ограничений против белорусских предприятий, представителей средств массовой информации и физических лиц.
МИД и загранучреждения Беларуси вели последовательную разъяснительную работу о незаконности и недопустимости таких методов.
Политизированную подоплеку претензий Запада к Беларуси по вопросам прав человека продемонстрировал подготовленный Министерством иностранных дел Республики Беларусь «Доклад о наиболее резонансных случаях нарушений прав человека в отдельных странах мира» , опубликованный в июне и представленный на 47-й сессии Совета ООН по правам человека. Этот документ объективно показал наличие системных и грубейших нарушений прав человека в странах «зрелых демократий» и многих восточноевропейских государствах, на которые отсутствует реакция международных правозащитных механизмов в силу манипулирования Западом их деятельностью.
Несмотря на попытки Запада оказывать давление на Беларусь и злоупотреблять своим влиянием на правозащитные структуры ООН, в течение 2021 года продолжалась планомерная работа с договорными органами по правам человека. В соответствии с обязательствами по Международной конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в августе направлены национальные периодические объединенные 24-й и 25-й доклады о выполнении положений этой конвенции. В июле в Комитет ООН по правам человека представлена информация в связи с заключительными замечаниями этого органа по итогам рассмотрения пятого периодического доклада Беларуси по реализации Международного пакта о гражданских и политических правах. В рамках аналогичной процедуры велась переписка с Комитетом ООН против пыток. На регулярной основе осуществлялось взаимодействие с тематическими специальными процедурами СПЧ ООН.
Возникшая во второй половине 2021 года ситуация со стихийным скоплением в приграничных районах Беларуси беженцев и мигрантов, стремящихся попасть в страны ЕС через белорусскую территорию, потребовала активизации взаимодействия с компетентными международными организациями (Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организацией по миграции, ЮНИСЕФ, Фондом ООН в области народонаселения, Всемирной организацией здравоохранения, Международным комитетом Красного Креста и др.). Усилия белорусских государственных органов, местных властей и общественных объединений, поддержанные международными организациями, позволили не допустить гуманитарного кризиса и оказать необходимую помощь беженцам и мигрантам.
В условиях роста напряженности в мире было продолжено задействование возможностей многосторонних площадок для продвижения белорусских инициатив в сфере безопасности: о возобновлении широкого международного диалога по вопросам безопасности («Хельсинки-2»), о формировании «пояса цифрового добрососедства», о неразмещении в Европе ракет средней и меньшей дальности.
В частности, к ним привлекалось внимание на высшем и высоком уровнях в рамках заседаний Совета глав государств ШОС (17 сентября, г.Душанбе) и Совета глав правительств ШОС (25 ноября, г.Душанбе), на общеполитической дискуссии 76-й Генеральной Ассамблеи ООН (27 сентября, г.Нью-Йорк), сегменте высокого уровня сессии Конференции ООН по разоружению (22 февраля, г.Женева), заседаниях Совета министров иностранных дел ОБСЕ (2-3 декабря, г.Стокгольм), Совета министров иностранных дел государств-членов ОДКБ (19 мая, г.Душанбе) и встрече руководителей внешнеполитических ведомств стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (12 октября, г.Нур-Султан), на инициированном Китаем неформальном мероприятии Совета Безопасности ООН по теме роли технологий в контексте поддержания международного мира и безопасности (17 мая, г.Нью-Йорк), а также первой сессии Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (13-17 декабря, г.Нью-Йорк).
С учетом выхода из Договора по открытому небу (ДОН) России 18 декабря 2021 г. после аналогичного решения США в 2020 году белорусской стороной принято решение о том, что в 2022 году Республика Беларусь не будет проводить миссии наблюдения и не станет принимать наблюдательные полеты над своей территорией, которое доведено до государств – участников ДОН. МИД совместно с Минобороны продолжается анализ ситуации вокруг ДОН и прорабатываются перспективы дальнейшего участия Республики Беларусь в Договоре.
В связи с пандемией коронавируса сохранялся виртуальный характер заседаний Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по Украине.
Продлены сроки пребывания в Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ четырех белорусских наблюдателей.
13. Ключевая роль в работе МИД традиционно отводилась «экономической дипломатии».
Восстановление мировой экономики благотворно повлияло на результаты внешней торговли Республики Беларусь. По итогам 2021 года экспорт товаров составил 39,9 млрд. долларов США, что на 36,7% больше уровня предыдущего года.
В 2021 году повышенным спросом на мировом рынке пользовались белорусская продукция нефтехимии, машиностроения, металлургии, деревообработки, продовольственные и сельскохозяйственные товары, продукция легкой промышленности, мебель, стекло, стекловолокно, цемент.
В рамках системной работы по диверсификации экспорта в 2021 году белорусская продукция поставлялась на рынки 174 стран и территорий, в том числе возобновился экспорт на рынки 12 стран.
Прирост экспорта товаров наблюдался практически во все регионы мира. В наибольшей степени (на 4,1 млрд. долларов или на 74,4%) экспорт вырос в Евросоюз. При этом удалось нарастить поставки в 21 страну ЕС.
Прирост экспорта в Россию составил 24,6%, в другие страны ЕАЭС – 25,9%. В страны СНГ(без ЕАЭС) и Грузию экспорт увеличился на 67,3%, в основном за счет наращивания поставок в Украину. Экспорт в страны «дальней дуги» возрос на 21,4%, в том числе в Китай – на 16,1%. Доля стран ЕС и «дальней дуги» в общем объеме экспорта увеличилась до 35%.
Сальдо внешней торговли товарами Республики Беларусь за счет превышения темпов роста экспорта над темпами роста импорта на 9,1 процентного пункта улучшилось на 1,7 млрд. долларов по сравнению с 2020 годом (составило «минус» 1,9 млрд. долларов).
При этом сальдо внешней торговли товарами и услугами в результате превышения темпа роста экспорта над темпом роста импорта на 3,6 процентного пункта сложилось положительным в размере 3,8 млрд. долларов и улучшилось по сравнению с предыдущим годом на 1,9 млрд. долларов.
В 2021 году МИД координировал работу по реализации утвержденного Правительством Комплексного плана системных мер по развитию и поддержке экспорта, 19 планов совместных действий с отраслями и регионами по развитию торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, развитию товаропроводящей сети белорусских экспортеров за рубежом.
В течение года совместно с белорусскими производителями и отраслевыми министерствами проводилась работа по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, предоставлению тарифных льгот, применению мер нетарифного регулирования с учетом национальных интересов.
В частности, в рамках работы на площадке ЕЭК приняты решения об установлении на временной основе нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых видов товаров, включая сырье и комплектующие, используемых отечественными предприятиями в сферах машиностроения, приборостроения, металлургии, металлообработки, легкой, нефтехимической промышленности. Данные решения полностью отвечают белорусским интересам и будут способствовать снижению себестоимости производимой продукции, повышению ее конкурентоспособности.
Принятые в 2021 году ЕЭК решения об установлении объемов тарифных квот и тарифных льгот на ввоз в Республику Беларусь мяса свинины, говядины, птицы, сахара, а также отдельных видов риса, происходящего из Вьетнама, отдельных видов продовольствия из Сербии позволили в полной мере удовлетворить имеющийся в стране спрос на соответствующие виды товаров, загрузить перерабатывающие мощности необходимым сырьем.
По инициативе Республики Беларусь было принято решение ЕЭК о продлении срока действия на ввоз в ЕАЭС медицинских изделий и оборудования, сырья для производства лекарственных препаратов, дезинфицирующих и защитных средств с применением тарифной льготы в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции.
С целью упрощения процедур внешней торговли продолжена координация работы республиканских органов госуправления и взаимодействие с ЕЭК по вопросу реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности на территории ЕАЭС.
На постоянной основе обеспечивалось участие белорусских заинтересованных в публичных слушаниях, консультациях в рамках антидемпинговых расследований ЕЭК. Министерство осуществляло работу по предотвращению и минимизации последствий от введения третьими странами защитных мер в отношении белорусской продукции: проводило анализ публикуемых органами, проводящими расследования, документов на соответствие нормам ВТО и законодательству третьих стран; направляло комментарии в защиту интересов белорусских субъектов хозяйствования; участвовало в слушаниях и консультациях.
Удалось добиться увеличения в окончательном решении в 2,5 раза предварительно установленных Великобританией квартальных страновых квот для арматуры белорусского происхождения.
Специальное защитное расследование Сербии в отношении импорта прутков из стали, в котором Министерство принимало активное участие, затянулось на полтора года. Ввиду истечения общепринятых сроков проведения расследований считаем данное расследование завершенным без принятия каких-либо мер.
Министерством торговли и промышленности Египта принято решение об отмене специальных защитных мер в отношении арматурного проката и полуфабрикатов из железа и нелегированной стали за 5 месяцев до истечения срока их действия.
В 2021 году значительно возросло количество защитных расследований, проводимых Украиной, против импорта белорусской продукции. В течение года Министерством регулярно проводились консультации с Минэкономики Украины с целью обсуждения итогов защитных расследований, в рамках которых до украинской стороны последовательно доводилась позиция об ограничительном характере вводимых Украиной защитных мер и о необходимости соблюдения украинской стороной своих международных обязательств и норм национального законодательства.
С момента активизации в 2016 году работы по присоединению Беларуси к ВТО переговоры вышли на заключительную стадию. Однако в связи с продолжающейся в мире пандемией COVID-19 рассмотрение пятой редакции проекта Доклада Рабочей группы (итоговый документ, определяющий условия членства страны в Организации) и работа по итоговому согласованию обязательств Беларуси в ВТО перенесены на 2022 год. В 2021 году усилия были сосредоточены на внутренней работе в целях совершенствования внешнеторгового режима с учетом требований ВТО.
За период с 2016 по 2021 годы завершены двусторонние переговоры по доступу на рынки с 12 членами ВТО. Таким образом, общее количество двусторонних протоколов за весь период переговоров достигло 21. В 2021 году проведен ряд консультаций с Бразилией и Коста-Рикой, прорабатывается формат оформления двусторонних договоренностей.
Согласование двусторонних договоренностей по доступу на рынки продолжено с США, Украиной, ЕС, Канадой, Коста-Рикой и Новой Зеландией, с последними четырьмя членами ВТО переговоры находятся на завершающей стадии.
Велась работа с бизнес-кругами, предприятиями, академическим сообществом в целях ознакомления с ходом переговорного процесса, разъяснялись правила ВТО, преимущества и последствия членства Беларуси в организации. В рамках технической помощи Секретариата ВТО и ПРООН проводились обучающие мероприятия и тематические семинары по отдельным аспектам права ВТО в целях подготовки страны к членству в Организации.
14. В 2021 году Беларусью подписаны 24 двусторонних международно-правовых документа: c государствами СНГ – 15, Азии – 4, Ближнего востока – 1, Латинской Америки – 1, Центральной Америки – 1.
В частности, с Азербайджаном – по линии правоохранительных органов, сельского хозяйства, туризма, энергетики, образования; Арменией – о реадмиссии, а также поправки к Соглашению о взаимных безвизовых поездках граждан от 6 июня 2002 г.; Казахстаном – в области поставок нефти и нефтепродуктов; Узбекистаном – в сфере развития туризма, взаимодействия в области юстиции; Никарагуа – о взаимопонимании о создании Совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству; Колумбией – в сфере культуры; Китаем – по различным направлениям торгово-экономического сотрудничества; Кувейтом – по реализации вопросов финансирования некоторых медицинских учреждений; Сирией – в сфере судебно-экспертной деятельности; Египтом – в сфере информационной (кибер-) безопасности.
В рамках различных международных организаций и интеграционных образований заключены 24 многосторонних международных договора в различных областях сотрудничества. Республика Беларусь оформила участие в Женевском акте Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов (под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности), а также присоединилась к Протоколу 2019 года об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции 1994 года.
Подписаны Рамочное соглашение с Фондом международного развития ОПЕК, а также Поправка к соглашениям о займе и Общим условиям, применимым к займам, между Республикой Беларусь и МБРР.
Представлена позиция Беларуси в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссии ООН по праву международной торговли. Обеспечено участие в 30-м и 31-м заседаниях Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел СНГ, а также 60-м и 61-м заседаниях Комитета правовых советников Совета Европы по вопросам международного публичного права.
Всего по состоянию на 1 января 2022 г. Республикой Беларусь установлены дипломатические отношения со 183 государствами мира (94% от общего количества (193) государств-членов ООН).
15. В консульской сфере предприняты шаги по дальнейшему упрощению въезда в Беларусь – действие Указа Президента Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» для граждан более 70 государств помимо Национального аэропорта Минск расширено также на областные аэропорты. Прорабатывается возможность выдачи электронных виз Республики Беларусь.
Как и в предыдущие годы, одним из важнейших направлений деятельности оставалась защита законных прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом. В условиях сохранявшихся ограничительных миграционных и карантинных мер, введенных большинством зарубежных государств на фоне пандемии COVID-19, МИД и загранучреждения оказывали необходимое содействие белорусским гражданам, попавшим в сложные ситуации за рубежом.
Проведена организационно-техническая работа, связанная с введением в Республике Беларусь с 1 сентября 2021 г. биометрических документов и возможностью документирования ими граждан Беларуси, проживающих за рубежом. Оборудование по сбору биометрических и персональных данных граждан установлено и запущено в 40 загранучреждениях.
15. Продолжалась комплексная работа по поддержке организаций белорусов зарубежья в рамках подпрограммы «Белорусы в мире» Государственной программы «Культура Беларуси» на 2021-2025 гг. Обеспечена реализация совместных проектов по популяризации белорусской культуры и истории за рубежом, возвращению в Беларусь культурного наследия.
Под эгидой Года народного единства 19 ноября в г.Минске прошло 6-е заседание Консультативного совета при МИД по делам белорусов зарубежья. Определены основные направления дальнейшего взаимодействия белорусского государства и представителей белорусов зарубежья, намечены планы и проекты для совместной реализации.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by