Шестнадцать лет назад, после катастрофы в Чернобыле, значительная часть территории трех государств - Беларуси, Украины и России оказалась под невидимым проклятьем радиации. Неотъемлемой частью жизни пострадавших регионов стали такие понятия, как "зона отчуждения", "болезни, вызванные радиацией", "загрязненные продукты питания и т.п.
Наиболее тяжелыми оказались последствия Чернобыля для Республики Беларусь, на территорию которой выпало более 70 процентов радиоактивных осадков. В настоящее время четвертая часть страны загрязнена радионуклидами. Из оборота выведено 264 тысячи гектаров плодородных сельскохозяйственных угодий. Экономический ущерб, нанесенный катастрофой, оценивается в сумму, эквивалентную 235 млрд. долларам CША.
В загрязненных регионах Беларуси проживает около 2 млн. человек, в том числе свыше 400 тыс. детей. По сравнению с доаварийным периодом заболеваемость раком щитовидной железы среди детей Беларуси возросла в 33,6 раза, среди взрослых (в зависимости от возрастных групп) - в 2,5-7 раз. Наибольшее число заболеваний раком щитовидной железы регистрируется среди жителей Гомельской и Брестской областей.
Уровни заболеваемости "ликвидаторов", т.е. жителей Беларуси, участвовавших в 1986-87 гг. в ликвидации последствий катастрофы, намного превышают заболеваемость населения аналогичного возраста, которое не подверглось воздействию чернобыльской радиации. Особенно значительными являются различия в заболеваемости патологиями эндокринной системы, системы кровообращения, пищеварения, ишемической болезнью сердца, а также новообразованиями.
Среди жителей загрязненных регионов Беларуси, регистрируется более высокая заболеваемость патологиями нервной и эндокринной системы, злокачественными новообразованиями щитовидной железы по сравнению с населением, проживающим на т.н. "чистых" территориях. У названной категории отмечается также возрастание частоты врожденных пороков развития по сравнению с доаварийным периодом.
Правительством Беларуси предпринимаются масштабные усилия по преодолению медицинских последствий катастрофы, по восстановлению экономической и социальной сферы пострадавших территорий, по социально-психологической реабилитации населения, реализуется Национальная программа по минимизации последствий Чернобыля.
Своевременное выполнение указанных мероприятий требует значительного финансирования из госбюджета, возможности которого ограничены. В 1991-2001 годах в Беларуси на указанные цели была направлена сумма, эквивалентная 12,7 млрд. долларов США. В результате целенаправленных усилий удалось решить отдельные самые неотложные проблемы. Однако необходимо признать, что ущерб, нанесенный катастрофой, несопоставим с экономическим и технологическим потенциалом страны.
Беларусь проводит активную линию на взаимодействие с другими государствами, международными межправительственными и неправительственными организациями в решении вышеуказанных задач. В настоящее время содействие в этом Республике Беларусь оказывают 3 государства на двусторонней основе, а ООН и Европейский Союз - в многостороннем формате. Получаемая помощь снижает нагрузку на национальный бюджет. Вместе с тем объем зарубежного содействия Беларуси далеко не соответствует потребностям, а также политическому мандату, определенному в резолюции № 56/109 Генеральной Ассамблеи ООН.
Беларусь выступает за кадровое и ресурсное укрепление "чернобыльского" потенциала ООН, за придание обязательного статуса решениям соответствующей Межучрежденческой целевой группы ООН, за включение в компетенцию страновых офисов ООН/ПРООН функции по информированию мирового сообщества о потребностях пострадавшего населения.
Беларусь и далее будет играть активную роль в этом процессе, во взаимодействии с другими государствами, международными межправительственными и неправительственными организациями будет стремиться к оптимизации усилий по привлечению на взаимоприемлемой основе безвозмездного зарубежного финансового и технического содействия и к повышению эффективности его использования.