Торжественный характер сегодняшней церемонии не должен отодвигать на второй план необходимость трезвой оценки перспектив осуществления нового соглашения по климату и возможных проблем на этом пути.
Беларусь столкнулась с такими трудностями уже на этапе Киотского протокола. Мы так и не смогли получить веских доказательств эффективности его экономических механизмов и тем более убедиться в этом на собственном опыте. Однако, даже в такой ситуации Беларуси многое удалось сделать. Например, сократить выбросы парниковых газов в сравнении с 1990 годом на треть при реальном росте ВВП за этот период в два раза. Была сокращена в три раза энергоемкость ВВП и создана среда для «зеленых инвестиций» через принятие законодательства, закрепляющего гарантии и налоговые льготы для инвесторов. Сохранено и приумножено природное богатство страны, прежде всего, наши леса, территория которых к 2030 году увеличится до 41%.
Беларусь взяла на себя обязательства обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 28% к уровню 1990 года. Мы можем и готовы сделать больше. Для этого сотрудничество в рамках Парижского соглашения следует построить таким образом, чтобы каждый участник процесса добросовестно выполнял взятые обязательства и имел стимулы, поощряющие к дополнительным инициативным действиям по улучшению климата и мерам по адаптации. Конкретное наполнение механизмов взаимодействия должно включать четкую и доступную для всех экономическую мотивацию, включающую финансовое и технологическое содействие. Особая роль должна принадлежать развитым странам, которые могли бы поощрять прямые инвестиции в экологически ответственные государства.
Взаимосвязь проблематики климата и энергетических вопросов не подлежит сомнению. Всеобщий доступ к чистым технологиям и энергоэффективность – ключевые факторы устойчивого развития стран без вреда для климата. Спрос на чистую энергетику должен быть подкреплен реальными ресурсами и возможностями на основе открытого и справедливого доступа к ним, и не только через механизмы Парижского соглашения, но и в рамках более широкого процесса выполнения повестки дня устойчивого развития.
В этой связи, на наш взгляд, важен комплексный подход к энергетике в рамках ООН как с учетом целей устойчивого развития, так и задач в области климата. Этой цели, по мнению Беларуси, могут способствовать уже действующие форматы, например инициатива Генерального секретаря «Устойчивая энергетика для всех», а также новаторская комплексная энергетическая повестка дня ООН.
Беларусь, подписавшая Парижское соглашение, осознает ответственность этого шага и продолжит быть донором климатической безопасности. Поэтому мы рассчитываем быть среди первых 55 стран, ратификация которыми придаст Соглашению законную силу.