(31 мая 2004 года, Прага)
Пленарное заседание: Открытие
Спасибо господин Председатель,
Республика Беларусь традиционно придает большое значение экономическому и экологическому измерению ОБСЕ, как важнейшей и неотъемлемой части нашей деятельности по обеспечению безопасности, и выступает за наращивание совместных усилий в рамках данного измерения.
Стабильный экономический рост и обеспечение устойчивого развития, включая экологическую безопасность, во многом определяет способность наших государств реально противостоять современным угрозам и вызовам как в национальном качестве, так и в рамках международных коалиций.
В этой связи полагаем чрезвычайно важным принятие на СМИД ОБСЕ 2003 года в Маастрихте нового Документа-стратегии ОБСЕ для экономического и экологического измерения.
Считаем, что на данном этапе нам необходимо сконцентрировать усилия на имплементации Документа-стратегии. Успешная реализация стратегии, по нашему мнению, будет зависеть не только от готовности стран-членов предпринимать конкретные шаги, но и от активной позиции Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ и его Офиса.
Господин председатель,
Как было отмечено в новом Документе–стратегии, Экономический форум ОБСЕ является основным ежегодным мероприятием в области экономического и экологического измерения нашей Организации. Надеемся, что в соответствии с решениями Маастрихта его функционирование и подготовка будут в дальнейшем совершенствоваться с целью повышения содержательности и эффективности диалога на Форуме. Ожидаем этих шагов в первую очередь от будущего словенского председательства.
Мы поддерживаем предложение Словении о тематике следующего Форума, имея ввиду, что тема миграции будет включать и вопросы нелегальной миграции.
Господин председатель,
Тематика нынешнего Форума имеет актуальный и важный характер для обеспечения безопасности и стабильности наших стран. Она напрямую связана с положениями Документа-стратегии.
Развитие малых и средних предприятий, стимулирование иностранных и внутренних инвестиций, а также выработка профессиональных навыков, необходимых для развития рыночной экономики, безусловно, имеют ключевое значение для обеспечения устойчивого экономического роста.
Развитие малых и средних предприятий важно для экономик всех стран-членов ОБСЕ, но особенно для стран с переходной экономикой, где данные предприятия выполняют не только экономическую, но и социальную функцию, становятся инструментом структурных реформ и развития рыночной экономики.
Национальные и прямые иностранные инвестиции также являются неотъемлемым условием экономического роста и успешного проведения необходимых реформ. Для их привлечения необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, включая установление верховенства закона, совершенствование законодательной базы, развитие высоких технологий, инфраструктуры, конкуренции, обеспечение внутригосударственной стабильности и безопасности.
Без высококвалифицированных людских ресурсов невозможно вести речь об обеспечении надлежащего экономического управления.
Республика Беларусь предпринимает систематические и целенаправленные усилия в области малого и среднего бизнеса, инвестиций и образования. Эти вопросы являются одним из приоритетов государственной политики.
В 2002 году Правительством Беларуси утверждена Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002–2005 годы. В Концепции закреплены основные принципы государственной политики в данной области, ее цели и задачи, определены основные направления ее совершенствования, включая совершенствование нормативной правовой базы, системы налогообложения, системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и другие.
На создание условий для активизации инвестиционной деятельности направлены Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и ежегодные программы действий Правительства Республики Беларусь по привлечению инвестиций.
С вступлением в 2001 году в действие принципиально нового правового акта — Инвестиционного кодекса, в республике созданы достаточно благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала.
По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 7% ВВП или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой, и в 1,5 раза выше среднемирового уровня. Принятые правительством программы предполагают повышение к 2006 году уровня финансирования образовательной отрасли до 10% от ВВП.
Господин председатель,
Сегодняшняя встреча представляет хорошую возможность обменяться опытом, «наилучшими практиками» в данных областях, скоординировать наши дальнейшие совместные действия и попытаться определить конкретную роль ОБСЕ при решении поставленных вопросов.
Как нам представляется, в ходе подготовительных семинаров в Ереване, Дублине и Бишкеке было высказано не мало интересных рекомендаций и идей. Надеемся на плодотворную дискуссию в ходе Форума с участием представителей международных организаций, делового сообщества и неправительственных организаций.
Лицо европейской политики, в том числе и экономической, сегодня определяют интеграционные процессы. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как рушатся барьеры и границы, меняется взаимный статус стран-соседей. Всегда ли эти процессы лежат в русле решений Хельсинки? Белорусская делегация рассчитывает в этой связи на заинтересованное и всестороннее обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с интеграцией в рамках специальной сессии Форума.
В заключение хотели бы поблагодарить болгарское председательство, Секретариат ОБСЕ и МИД Чехии за отличную подготовку Форума.
Спасибо, господин председатель.