Госпожа Председатель,
Госпожа Заместитель Верховного комиссара,
Мы хотели бы призвать страны, поддержавшие страновую резолюцию по Беларуси, серьезно задуматься над перспективой Совета по правам человека. Политизация работы Совета — это повторение ситуации с Комиссией по правам человека, о которой вспоминают как об органе, утратившим к себе доверие из-за неспособности универсально, объективно и неизбирательно рассматривать правозащитные ситуации.
Принятая на 17-й сессии Совета резолюция по Беларуси не заслуживает доверия и не пользуется поддержкой. Мы убеждены в том, что страновая резолюция по Беларуси противоречит институциональному пакету Совета по правам человека, включая резолюцию 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которой он был создан.
То, что прозвучало в ходе выступления Заместителя Верховного комиссара в адрес Беларуси, не стало для нас неожиданностью. Мы вынуждены констатировать, что представленная информация является неточной и необъективной. Мы понимаем, что иного выступления быть и не могло, если посмотреть на контекст и рамки резолюции Совета 17/24. На этом аспекте белорусская делегация особо акцентировала внимание Совета на прошлой сессии. В частности, мы отметили, что Европейский союз заведомо поставил руководство Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в ситуацию, когда оно должно следовать логике, заложенной в резолюции по Беларуси. Соответственно, мы считаем, что правовых рамок для подготовки объективного и беспристрастного выступления по Беларуси не было изначально.
Во-первых, мы категорически не согласны с политикой Евросоюза в Совете по правам человека, представляющей нашу страну как особый случай несоблюдения обязательств в правозащитной сфере. У нас есть много вопросов к правозащитным ситуациям в странах ЕС, в отношении которых должен вестись мониторинг со стороны УВКПЧ, но он Управлением не ведется.
Во-вторых, резолюция 17/24 не имеет ничего общего с заботой Евросоюза о правах человека, а призвана содействовать продвижению любыми путями его политических интересов в Беларуси, направленных на смещение действующего правительства.
Именно поэтому мы не признаем резолюцию 17/24. Она не может служить основой для взаимодействия. Еще ни одна страновая резолюция не способствовала углублению диалога с правительствами заинтересованных стран в силу отсутствия практических результатов от таких резолюций. В страновой резолюции по Беларуси речь не идет о равноправном диалоге с правительством или конструктивном сотрудничестве с ним.
Мы отвергли резолюцию 17/24 и в качестве платформы для сотрудничества Беларуси с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Мы исходим из того, что вопрос сотрудничества государств-членов ООН с Управлением Верховного комиссара, которое представляет собой часть Секретариата ООН, является суверенным правом государств и определяется ими в соответствии с национальными интересами и потребностями. Побуждение государств к сотрудничеству на основе приоритетов, установленных третьими сторонами в политизированных резолюциях, неправомерно и противоречит целям и принципам деятельности Организации Объединенных Наций. Попытки установить такой микроменеджмент в отношении Беларуси неприемлемы.
С другой стороны, Беларусь нацелена на продолжение сотрудничества с УВКПЧ в контексте осуществления рекомендаций УТЮ. Мы взаимодействуем с Управлением на данном направлении. За последние два года представители УВКПЧ по приглашению Правительства Беларуси трижды посещали нашу страну и контактировали как с представителями государственных органов, так и гражданского общества.
Избирательное обсуждение страновых ситуаций сугубо по политическим мотивам не может быть методом работы Совета и Управления Верховного комиссара.
Благодарю за внимание.