Выступление делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации на заседании Рабочей группы «Б» Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (г.Вена, 11 июня 2003 года)

11 июня 2003 года на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в Вене от имени делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации выступил Глава Российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями В.Чернов. В выступлении содержатся основные подходы двух стран к контролю над вооружениями на современном этапе в контексте формирования архитектуры европейской безопасности в 21 веке. Текст выступления приводится ниже:

Господин Председатель,

Выступая от имени делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации, хотел бы прежде всего отметить отсутствие должного внимания со стороны организаторов нашей работы к подготовке дискуссии в Рабочей группе «Б» по документу «Концептуальная база для контроля над вооружениями».

А между тем «Концептуальная база» – это действующий документ, одобренный главами государств и правительств стран – участниц ОБСЕ, причем документ, устремленный в будущее и являющийся долгосрочной стратегией нашей Организации в деле отражения вызовов и угроз безопасности средствами контроля над вооружениями.

Если по прошествии 7 лет со дня принятия «Концептуальной базы» на саммите в Лиссабоне отношение к ней у кого-то изменилось, то хорошо бы об этом сказать всем другим государствам-участникам. Объяснить, почему бытует мнение, будто контроль над вооружениями утрачивает свою актуальность. Как мыслится дальнейшее формирование единого пространства безопасности в регионе ОБСЕ? По-прежнему ли безопасность признается неделимой и т.д., причем для такого разговора сейчас самое подходящее время – ведь вся наша Организация, включая Форум, ведет дело к завершению работы над новым документом – Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке.

Ожидая таких разъяснений, мы готовы представить нашу точку зрения относительно «Концептуальной базы» и применимости ее положений к этой стратегии.

Прежде чем анализировать упомянутый документ, необходимо ответить на главный вопрос: какова роль контроля над вооружениями в деле обеспечения стабильности и безопасности на пространстве ОБСЕ в новых условиях? Подробно об этом будет сказано в выступлениях представителей России и Белоруссии на предстоящей Конференции по обзору проблем в области безопасности. Сегодня же мы ограничимся констатацией того факта, что военно-политические изменения последних лет, несмотря на их масштабность, пока не привели к формированию единой системы безопасности. Сегодня на пространстве ОБСЕ существуют лишь группы государств, придерживающиеся различных подходов к ее обеспечению. Избранный одной из них вариант расширения собственных военно-политических структур вместо укрепления общеевропейского фундамента сохранит такую ситуацию еще на долгое время.

В условиях отсутствия общей военно-политической стратегии, несовпадения геополитических интересов, появления признаков ремилитаризации международных отношений, наличия неурегулированных региональных проблем, возникновения новых угроз и вызовов, имеющих и военно-политическое измерение, ключевая роль в поддержании стабильности в регионе ОБСЕ по-прежнему остается за контролем над вооружениями. Тем более, когда речь идет о продолжающейся трансформации военно-политического «ландшафта» в регионе ОБСЕ, связанной в первую очередь с расширением существующих и формированием новых военно-политических структур.

В ближайшее время ожидается очередное расширение НАТО. Как известно, альянс разрабатывает свои планы и предпринимает действия автономно. Зачастую эти решения напрямую затрагивают интересы других государств – участников ОБСЕ. На этой почве возникают проблемы. Но их могло бы быть еще больше, если бы политический диалог с участием НАТО не велся при наличии четких договоренностей об ограничении вооружений и мерах укрепления доверия и безопасности.

Для ряда государств, в направлении которых расширяется этот военный союз, важна, например, уверенность в том, что на территории новых членов альянса не будет размещения существенных боевых сил на постоянной основе, а в случае временных развертываний не произойдет дестабилизации военной обстановки в прилегающих регионах. Со своей стороны, сами эти государства несут жесткие обязательства в сфере ограничения и сокращения вооружений, что благоприятным образом влияет на ситуацию в сфере безопасности на пространстве ОБСЕ в целом.

Контроль над вооружениями играет важную роль не только в отношениях «Восток – Запад». В ряде случаев он способствует урегулированию конфликтов и улучшению отношений между отдельными государствами, являющимися как членами одной и той же организации, так и не входящими ни в какие военно-политические структуры.

Следует признать, что именно уверенность в отсутствии потенциальных военных угроз создает условия для развития качественно новых отношений партнерства, а не наоборот. Именно поэтому контроль над вооружениями остается материальной основой безопасности для всех государств – участников ОБСЕ.

Если ключевая роль контроля над вооружениями в будущей архитектуре безопасности на пространстве ОБСЕ очевидна, то какова должна быть наша стратегическая линия в этой области? Делегации Белоруссии и России убеждены в том, что «Концептуальная база для контроля над вооружениями» дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.

В интересах реализации принятой ОБСЕ всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве концепции безопасности, необходимо продвигаться к созданию системы взаимоувязанных и подкрепляющих друг друга юридических и политических обязательств в области контроля над вооружениями. Одновременно следует предпринять энергичные усилия по укреплению основы этой системы – безотлагательно ввести в действие Соглашение об адаптации ДОВСЕ и приступить к разработке новой редакции Венского документа. Следует и далее укреплять действенность и эффективность Договора по открытому небу с целью расширения транспарентности и открытости в военной области на пространстве региона ОБСЕ.

Какие бы меры в военно-политическом измерении ОБСЕ мы ни предпринимали, нельзя забывать о таких принципах, зафиксированных в «Концептуальной базе», как неделимость безопасности, обеспечение взаимодополняемости между подходом в рамках ОБСЕ и региональными подходами, отказ от укрепления своей безопасности за счет безопасности других государств, достаточность, транспарентность и т.д.

Разрабатывая вклад в Стратегию XXI века, мы не должны упускать из виду, что в соответствии с «Концептуальной базой», «ключевую роль в осуществлении увязки между собой многочисленных самостоятельных начинаний, которые как по отдельности, так и в совокупности способствуют безопасности и благосостоянию всех государств – участников ОБСЕ, призван сыграть Форум по сотрудничеству в области безопасности».

Господин Председатель,

Делегации Республики Беларусь и Российской Федерации считают, что вывод, который мы должны отразить в нашем вкладе в Стратегию XXI века, мог бы состоять в следующем:

1. «Концептуальная база для контроля над вооружениями» сохраняет свою актуальность в контексте всеобъемлющей концепции безопасности ОБСЕ, а также полного выполнения и дальнейшего развития договоренностей о контроле над вооружениями как основы обеспечения стабильности и безопасности на пространстве ОБСЕ в XXI веке.

2. Создание системы взаимоувязанных и подкрепляющих друг друга юридических и политических обязательств по контролю над вооружениями в регионе ОБСЕ требует постоянного внимания со стороны Форума по сотрудничеству в области безопасности, в том числе с точки зрения оценки соответствия предпринимаемых мер принципам и положениям «Концептуальной базы для контроля над вооружениями». В этом контексте следует предусмотреть дальнейшее развитие повестки дня Форума, что вытекает из основных задач, сформулированных в этом документе.

3. Потенциал «Концептуальной базы» весьма значителен: по мере реализации ее основных положений могут быть найдены дополнительные и качественно новые инструменты контроля над вооружениями, способные эффективно противодействовать угрозам и вызовам безопасности и стабильности в XXI веке.