Киев, 10 ноября 2003 г.
ЭВОЛЮЦИЯ ГРАНИЦ МЕЖДУ БЕЛАРУСЬЮ И ЕС
В РАМКАХ "БОЛЬШОЙ ЕВРОПЫ" СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРАВОСУДИЯ
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего, позвольте мне выразить благодарность украинской стороне за превосходную организацию данного форума и гостеприимство, оказанное нам в Киеве.
Нынешняя встреча свидетельствует о растущей политической роли региона Центральной и Восточной Европы в обеспечении единства и сплоченности нашего континента. Она отражает нашу общую убежденность, что будущие границы расширенного ЕС не должны превратиться в оборонительные рубежи "Крепости Европа", но напротив, способствовать складыванию новых схем сотрудничества.
Трансграничная проблематика традиционно является одной из наиболее "чувствительных" для нашей страны. Мы заинтересованы в развитии диалога между населением по обе стороны наших границ, и рассчитываем, что расширение ЕС благотворно скажется на динамике данного диалога.
"Соседская" инициатива, выдвинутая Европейской комиссией, обладает на наш взгляд необходимым конструктивным "зарядом" и потенциалом для стимулирования трансграничных процессов по периметру "ЕС – 25-ти". Она созвучна нашей собственной стратегической цели построения "пояса добрососедства" вдоль наших границ и представляется эффективным инструментом для сотрудничества, прежде всего, между новыми странами-членами ЕС и смежными с ними государствами.
Мы уже работаем с нашими партнерами в Украине, Польше, Литве и Латвии над проектами конкретных трансграничных программ, призванными в конечном итоге составить основу будущего "нового инструмента соседства". Вместе с тем вызывает разочарование, что процесс разразработки единого механизма сотрудничества в регионе не подкреплен пропорциональными объемами финансирования по обе стороны будущей границы ЕС. В этой связи хотел бы призвать Европейскую комиссию рассмотреть возможность сбалансированного финансирования "программы соседства" по линии ИНТЕРРЕГ и ТАСИС во избежание проблем при реализации будущих совместных проектов.
Будучи в центре внимания концепции "соседства", граница Евросоюза не должна быть ее единственным приоритетом. Это особенно актуально для так называемого "Восточного измерения" "соседского" сотрудничества, которое должно способствовать укреплению уже сложившегося в этой части Европы комплекса устойчивых региональных связей. Эта идея акцентируется и в недавних сообщениях Европейской комиссии, которые предусматривают оказание возможной поддержки "политическому сотрудничеству и/или экономической интеграции в рамках западной группы новых независимых государств".
Программы, и в дальнейшем, инструмент "соседства" могли бы внести немалый вклад в достижение данной цели. Для этого их пространственный охват не должен ограничиваться границами между ЕС и его восточными соседями, но включать также границы между самими государствами-соседями. Это способствовало бы большей согласованности совместных действий всех заинтересованных сторон на региональном уровне и гармонизации механизмов содействия ЕС в данной географической зоне.
Хотел бы предложить Европейской комиссии внимательно рассмотреть данный подход, который, по нашему мнению, позволил бы существенно усилить благотворный эффект расширения ЕС для Восточной Европы.
Дамы и господа,
То, в какой степени преимущества расширения Евросоюза будут ощутимыми за его границами, зависит, прежде всего, от сущности самих границ. Их трансформация является одним из требований нынешнего расширения. В этой связи мы должны объединить наши усилия и совместно сделать границы в будущей Европе комфортными, безопасными и контролируемыми.
Эта цель предполагает смягчение пограничного и визового режимов для легальных поездок, введение ощутимых льгот для наиболее уязвимых групп населения, упрощение консульских и таможенных формальностей, модернизация существующей и создание дополнительной инфраструктуры.
Беларусь совместно с государствами-кандидатами на вступление в ЕС отрабатывает различные варианты решения данной проблемы в рамках двусторонних соглашений. Отрадно, что в свете расширения Евросоюз также уделяет повышенное внимание этому вопросу. Мы, в частности, приветствуем предложенный Европейской комиссией в августе проект регламента Совета ЕС о режиме поездок для приграничного населения.
Вместе с тем вряд ли поддается логичному объяснению, почему, предлагая создавать новые пункта пропуска для приграничного населения, Евросоюз в то же время настаивает на закрытии имеющихся аналогичных пунктов вдоль внешних границ своих будущих государств-членов. Вследствие этого ряд упрощенных погранпереходов на белорусско-польской границе уже пришлось закрыть, что серьезно затрудняет трансграничные поездки.
Столь непоследовательный подход едва ли идет на пользу позитивному имиджу расширения. Хотел бы призвать Европейскую комиссию срочно разобраться в сложившейся противоречивой ситуации во избежание дальнейшего сокращения трансграничных контактов.
Надежность границ имеет ключевое значение для формирования в Европе реального пространства свободы, безопасности и правосудия. Белорусская сторона рассматривает сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел в качестве одной из важнейших составляющих "соседства" и, в свою очередь, прилагает значительные усилия в целях борьбы с различными трансграничными угрозами.
Задача весьма осложняется прозрачностью наших восточных рубежей и возрастающей нагрузкой на нашу пограничную инфраструктуру в свете близкого расширения ЕС. Ежегодно непосредственно на границе мы перехватываем сотни нелегальных мигрантов, стремящихся выехать в страны Запада, еще больше задерживаются нашими правоохранительными органами по стране. Белорусские таможенные службы задерживают тонны контрабандного товара, включая наркотики, оружие и опасные вещества, переправляемые в государства ЕС. Таким образом, наша страна вносит свой вклад в глобальную борьбу с терроризмом.
Общеизвестно, однако, что надежность любой границы определяется надежностью ее слабейшего звена. В этой связи весьма тревожным фактом является нарастающий разрыв в развитии инфраструктуры по обе стороны будущей границы ЕС. Многие объекты на белорусской стороне недостаточно развиты, либо полностью неадекватны сегодняшним требованиям. Отсутствие специальных центров временного содержания нелегальных мигрантов делает их выявление и задержание особо затратным.
Наша страна, со своей стороны, прилагает усилия для улучшения ситуации, однако эта работа затрудняется ограниченностью ресурсов. Мы ценим содействие, оказываемое Евросоюзом для этих целей в рамках программы ТАСИС, однако объемы предоставляемой техпомощи не отвечают масштабу имеющихся проблем.
Считаем, что необходимой предпосылкой для их эффективного разрешения является налаживание структурного диалога между Беларусью и ЕС по вопросам правосудия и внутренних дел. Он должен сопровождаться реальным взаимодействием, выходящим за рамки существующей сейчас схемы сотрудничества и направленным на создание в конечном итоге общего европейского пространства сотрудничества в области внешней безопасности.
Дамы и господа,
В качестве одной из заинтересованных сторон проекта "Большой Европы" Беларусь готова активно работать совместно с другими государствами-соседями и партнерами из числа стран ЕС над его успешным воплощением. Однако успех этого проекта зависит также от того, в какой мере он сам способен удовлетворить ожидания и устранить опасения каждой страны региона, и содействовать равноправное сотрудничества в масштабах всего континента. Мы нуждаемся в "соседстве", которое было бы прагматичным и инклюзивным, "соседстве", которое позволило бы окончательно сделать само понятие "разделительные линии" достоянием истории.
Благодарю за внимание.