Уважаемые участники и гости форума,
Представители дипломатического корпуса!
Дамы и господа!
Позвольте от лица Министра иностранных дел Владимира Владимировича Макея, который в эти дни находится в г.Гамбурге на мероприятиях СМИД ОБСЕ, от имени Министерства иностранных дел приветствовать всех зарубежных и белорусских участников очередной конференции в рамках «Минского диалога».
Не могу не отметить, что с каждой новой встречей на платформе «Минского диалога» растет не только уровень представительства, но и содержательное наполнение его мероприятий. Участие авторитетных исследователей постсоветских стран, Европы и США, представителей Исполкома СНГ, Национального собрания Республики Беларусь, Министерства иностранных дел, средств массовой информации позволяет надеяться, что практический эффект от конференции будет увеличиваться в такой же прогрессии.
Такие грандиозные события как распад СССР будут еще долго оставаться в центре всеобщего внимания. Вполне закономерно, что в эти дни во многих мировых столицах проходят десятки конференций, форумов, коллоквиумов. Москва и Вашингтон, Вена и Астана, Таллинн и Киев – легче, что называется, назвать исключение из этого списка.
Не надо быть пророком, чтобы предположить, что и через пять, и через десять лет интерес к процессам, случайно или абсолютно закономерно начатым в белорусском местечке Вискули, не снизится ни на йоту. Можем уверенно запланировать на 10 часов утра 8 декабря 2021 года нашу очередную встречу на эту же тему. И давайте угадаем – мы продолжим столь же остро формулировать вопросы для обсуждения.
Сегодня, анализируя прошлое и делая попытку понять настоящее, уместно сфокусироваться на прогнозе будущего, модальностях и возможностях постсоветских моделей. Нас данный урок истории интересует, безусловно, прежде всего применительно к Беларуси. В этом мы и видим практический смысл сегодняшнего обмена мнениями.
В своем приветственном слове я ни в коей мере не претендую на некие программные заявления. Считаю также лишним излагать официальные подходы к теме, которая собрала нас здесь сегодня. С ними вы прекрасно знакомы. Вместо этого позволю себе поделиться с Вами отдельными мыслями, которые, возможно, найдут отражение в дальнейшей дискуссии.
Уважаемые коллеги!
Ровно четверть века назад в Вискулях произошло формальное завершение совокупности событий, которые Глава нашего государства не единожды называл «крупнейшей геополитической катастрофой XX века» – распад одного из мировых полюсов силы, Советского Союза. Одновременно, сегодняшней дате мы обязаны и рождением целого ряда новых государств, целого ряда межгосударственных структур, первой из которых стало Содружество Независимых Государств.
Нет ничего удивительного в том, что сегодня в годовщину этих событий мы собрались именно в зале Исполкома СНГ, где в том числе 25 лет назад творилась сама история. Как говорится, «noblesse oblige» [ноблéс облѝж] – положение обязывает – именно на этой уникальной исторической площадке открыть нашу дискуссию о постсоветских траекториях, остановиться на роли и перспективах самого СНГ.
Уникальность Содружества можно охарактеризовать следующим образом: общее культурно-историческое наследие, помноженное на всестороннее многоплановое сотрудничество. В СНГ каждое государство получило возможность выбирать именно те области взаимодействия, которые на данный момент развития представляют для него наибольший интерес. Такой формат позволил гармонично сочетать разноскоростную интеграцию и сделал СНГ «стартовой площадкой» для формирования новых интеграционных структур. Именно на фундаменте СНГ была выстроена многоуровневая система интеграции.
Ни одно из постсоветских интеграционных объединений не подвергается сегодня такой жесткой – и по ряду позиций небезосновательной – критике, как СНГ. И при этом все они без исключения: и Союзное белорусско-российское государство, и Организация Договора о коллективной безопасности, и Евразийское экономическое сообщество, образно выражаясь, –«вышли из СНГ». Их участники выстраивают интеграционные связи, которые в той или иной мере кореллирующиеся с процессами, начатыми именно в Содружестве. Идут сложные процессы замещения, поиска и заполнения собственных ниш, отсечения дублирующих либо неэффективных функций.
Не ошибусь, если скажу, что именно СНГ в наибольшей мере ассоциируется с постсоветским пространством. Оно являлось и будет своего рода индикатором политического и экономического положения на этом пространстве. Наглядно это просматривалось, когда СНГ покидала Грузия. Красным цветом мигает этот индикатор и сегодня – теперь уже в отношении Украины. Об этом тоже стоит говорить.
Не сомневаюсь, что нас ожидает интересная дискуссия относительно перспектив Содружества. При этом мне представляется уместным выйти за рамки обсуждения собственно СНГ и попытаться вместе ответить на такие сложные и неоднозначные вопросы как:
Первое. Почему спустя четверть века после падения «железного занавеса» и демонтажа биполярной конструкции мира постсоветское пространство вновь стало эпицентром геополитического и даже военного противостояния? В чем причины того, что за 25 лет оно так и не стало регионом международной стабильности? Правомерно ли все нынешние трудности списывать на проигрыш СССР в «холодной войне» – даже с учетом известных негативных политических, экономических и гуманитарных последствий распада Советского Союза?
Второе. Возможно ли понимание политическими элитами ложности посыла, при котором постсоветские государства вынуждены делать некий цивилизационный выбор? Возможен ли в принципе отказ от политики навязывания ценностей? Для Беларуси, фактически находящейся на геополитическом «разломе» между Востоком и Западом, это отнюдь не риторический вопрос.
Третье. Что выгоднее с точки зрения формирования новой архитектуры международной безопасности в средне- и долгосрочной перспективе – реальная независимость и суверенитет государств или их имитация и роль сателлита при геополитическом «покровителе»?
Четвертое. Почему Беларусь – единственная из стран-участниц «Восточного партнерства», счастливо избежала вовлечения в военные или «замороженные» конфликты? Каким образом в эпоху тектонических трансформаций, в труднейшем геополитическом контексте мы смогли не допустить проникновения к нам хаоса извне, сберегли безопасность и стабильность в обществе? За четверть века независимости мы стали состоявшимся государством, выстроив взаимовыгодные модели сотрудничества с подавляющим большинством членов мирового сообщества! Ведь стартовые условия для элементарного выживания четверь века назад для белорусов были не лучше, чем в других постсоветских «национальных квартирах»!
Пятое. Наконец, безусловно ценной будет ваша точка зрения на перспективы сопряжения интеграций как глобального процесса. Я имею в виду выдвинутую нашим Президентом идею «интеграции интеграций». Не секрет, что по линии Восток-Запад (ЕАЭС — ЕС) она пока сдержанно воспринимается нашими европейскими партнерами. А ведь именно в синергии крупных интеграционных объединений заложен потенциал эффективного взаимодействия, – и в первую очередь, экономического. Эффект взаимовыгодного партнерства мог бы быть особенно полезен сейчас, когда Евросоюз сам проходит через непростой период: Брэкзит, миграционные проблемы, социально-экономические дисбалансы.
Евразийская интеграция не должна ограничиваться только западным направлением. К числу важнейших задач мы относим интеграцию ЕАЭС с союзами и мегапроектами государств Азии. В том числе это касается региона АСЕАН и нашего стратегического партнера – Китая, и сопряжения евразийской интеграции с Экономическим поясом Шелкового пути.
Уважаемые коллеги,
Позвольте пожелать вам плодотворной работы, живого, интересного диалога. Ведь, как известно, в споре рождается истина.
Пусть сегодняшняя конференция станет «мозговым штурмом» целого комплекса весьма неоднозначных вопросов, которыми сопровождается развитие таких разных и таких похожих государств обширного региона. Региона, который мы привычно называем «постсоветское пространство».
Благодарю за внимание.