23 сентября 2010 года Совет по правам человека ООН единогласно утвердил доклад по итогам универсального периодического обзора (УПО) Беларуси, состоявшегося в мае 2010 года в Женеве.
Универсальный периодический обзор предоставляет уникальную возможность провести комплексный анализ ситуации с правами человека во всех странах мира. Наша страна поддержала создание УПО в надежде на то, что этот механизм станет заслуживающей доверия «базой данных» о ситуации с правами человека для всего мирового сообщества.
Вдумчивый, серьезный, уважительный подход всех государств при обсуждении вопросов соблюдения прав человека нацелен на конечный результат, на то, чтобы наши права реализовывались наиболее полно, с соблюдением необходимого баланса между различными категориями прав.
Более 30 государств, представляющих все регионы мира, четко и недвусмысленно одобрили политику Беларуси по поощрению и защите прав человека.
Государства-члены ООН высоко оценили успехи нашей страны в сфере обеспечения социальных и экономических прав, включая право на образование, здравоохранение, социальную защиту, гендерное равенство, поддержку государством института семьи, защиту прав детей.
Делегации стран-членов ООН, а также международных неправительственных организаций в позитивном ключе отметили досрочное достижение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической, социально-экономической и межэтнической стабильности в стране.
Лейтмотивом многих выступлений стала тема лидерства Беларуси на международной арене в сфере противодействия торговле людьми, в том числе успешная реализация белорусской инициативы о разработке и принятии Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми.
В целом из 93 высказанных в процессе УПО рекомендаций Республика Беларусь приняла 75, касающихся продолжения государственной политики по поощрению и защите экономических и социальных, гражданских и политических прав, а также поощрения и укрепления прав женщин, детей и инвалидов. При этом Беларусь исходит из того, что все без исключения прозвучавшие в ходе обзора предложения государств будут постоянно находиться в поле зрения правительства нашей страны. В этой связи факт непринятия на данный момент ряда рекомендаций не означает, что они не могут быть выполнены.
В качестве основных критериев оценки возможностей принятия рекомендаций применялись их соответствие имеющимся на сегодняшний день у Беларуси техническим условиям реализации и взятым нашей страной международным обязательствам.
Аналогичными соображениями руководствовалась каждая страна, принимая решение о приемлемости каждой конкретной рекомендации, поскольку технические и финансовые возможности стран существенно различаются.
Беларусь самым серьезным образом намерена работать с тем, чтобы реализовать в полном объеме принятые рекомендации в целях укрепления и совершенствования национальной правозащитной сферы в соответствии с передовой мировой практикой, развития сотрудничества в области прав человека с институтами и механизмами ООН в области прав человека.
Высокий процент принятых Беларусью рекомендаций в первую очередь является результатом серьезного и ответственного подхода к УПО со стороны правительства в процессе подготовки обзора и его проведения. При этом мы не рассматриваем принятие итогового доклада в качестве формального окончания УПО. Наоборот, состоявшийся обзор представляется нам в качестве отправной точки для укрепления национальной системы защиты и поощрения прав человека в соответствии с наиболее передовой мировой практикой.
В ближайшее время наша страна сконцентрируется на реализации рекомендаций по поощрению социальных, экономических и культурных, гражданских и политических прав граждан; обеспечению прав ребенка; дальнейшему расширению деятельности по борьбе с торговлей людьми на национальном уровне и укреплению международного сотрудничества в данной сфере; искоренению домашнего насилия; укреплению сотрудничества государства и неправительственных организаций в продвижении прав человека в сфере образования, здравоохранения, гендерного равенства; продолжению принятия мер по недопущению в обществе расовой дискриминации, нетерпимости и других.
Беларусь является одной из немногих стран, которые приступили к выполнению рекомендаций по итогам обзора еще до утверждения доклада Рабочей группы. В июле 2010 года по инициативе правительства Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в Минске проведен семинар по тематике УПО, по итогам которого предполагается разработать «дорожную карту» взаимодействия между Беларусью и УВКПЧ, а также другими заинтересованными международными организациями в целях скорейшего и эффективного выполнения одобренных правительством рекомендаций.
На сегодняшний день по изложенным выше причинам мы не смогли принять некоторые рекомендации.
В частности, выполнение рекомендации об отмене смертной казни не входит в компетенцию правительства, так как решение о сохранении смертной казни в стране принято на всенародном референдуме, имеющим в Беларуси, как и в других странах, высшую юридическую силу. В то же время правительство в духе поддержки общеевропейской тенденции по отмене смертной казни содействует и намерено продолжить содействовать формированию общественного мнения в пользу скорейшего принятия решения о неприменении этой меры наказания. В этом вопросе мы активно взаимодействуем с международными и европейскими региональными организациями. Таким образом, движение по направлению к отказу от смертной казни в Беларуси продолжается, иименно правительство выступает в качестве локомотива этого процесса.
Беларуси было предложено присоединиться к ряду правозащитных договоров. Отметим, что Беларусь является участницей почти всех основных международных правозащитных инструментов. Тем не менее, мы намерены продолжить практику присоединения к тем конвенциям, положения которых дополняют, укрепляют наше законодательство и могут быть реализованы на практике с учетом наличия соответствующих условий на национальном уровне.
К примеру, мы позитивно откликнулись на предложение о присоединении к Конвенции о правах инвалидов. Как результат, мы практически завершили внутригосударственные процедуры по ратификации этого документа. Вопрос присоединения к другим договорам будет дополнительно рассмотрен на более позднем этапе.
Также поступил ряд рекомендаций, касающихся пересмотра законодательства в сфере средств массовой информации, выборов и ассоциации.
Мы неоднократно подчеркивали, что Беларусь придает важное значение вопросам деятельности СМИ, проведения демократичных выборов и свободы ассоциации. Национальное законодательство в этой сфере полностью соответствует международным обязательствам Беларуси, в первую очередь предусмотренным Международным пактом о гражданских и политических правах.
В 2009 году вступил в силу новый закон о СМИ, разработанный при консультативном содействии ОБСЕ. Закон в целом направлен на дальнейшее укрепление свободы СМИ в Беларуси. В начале 2010 года опять же с учетом рекомендаций ОБСЕ внесены изменения и дополнения в Избирательный кодекс Беларуси с целью обеспечения дополнительной прозрачности выборной системы и усиления гарантий справедливых выборов.
В связи с относительно недавним вступлением в силу этих законов делать выводы о результатах их действия или пересматривать их, разумеется, пока преждевременно. На данном этапе мы в первую очередь намерены сконцентрироваться на правоприменительной практике.
Не достаточно обоснованным, по нашему мнению, является предложение о пересмотре законодательства в сфере деятельности неправительственных организаций. В Беларуси на сегодняшний день действуют 2274 неправительственных организации. Только за первую половину 2010 года зарегистрировано 68 новых НПО. Эта статистика является красноречивым подтверждением отсутствия законодательных барьеров для регистрации и функционирования неправительственных организаций в Беларуси. Полагаем, что динамика развития структур гражданского общества в Беларуси, по крайней мере, не ниже чем в других странах.
Через четыре года Беларусь, как другие страны, отчитается перед Советом ООН по правам человека о выполнении рекомендаций государств-членов ООН, которые после утверждения доклада в СПЧ стали нашими добровольными международными обязательствами.
Результаты реализации рекомендаций Республикой Беларусь будут рассмотрены Советом ООН по правам человека в 2014 году.