Регион Южной Африки является привлекательным для Беларуси как перспективный и динамично развивающийся рынок. Диверсификация торговли, углубление промышленной кооперации со странами региона — важные задачи для экспортно ориентированной белорусской экономики. О том, какую продукцию наша страна поставляет на Юг Африки, механизмах финансовой поддержки экспорта и особенностях деловой коммуникации с африканскими партнерами рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Южно-Африканской Республике и по совместительству в Республике Ангола, Республике Зимбабве, Республике Мозамбик и Республике Намибия Александр Сидорук.
— Александр Дмитриевич, Африку часто называют континентом будущего. Чем она интересна в экономическом плане?
— Богатая ресурсная база, емкий растущий рынок, относительно низкая внутренняя конкуренция делают страны Африки привлекательными в средне- и долгосрочной перспективе для развитых государств и крупнейших транснациональных компаний мира. Так, по оценкам экспертов, на долю Африканского континента приходится около 10 % разведанных мировых запасов нефти. Значительны запасы и других полезных ископаемых, представляющих интерес для промышленности, — алмазов, золота, платины, урана. Велик потенциал Африки как экспортера сельскохозяйственных товаров, например какао-бобов и табака.
Вместе с тем бедность большей части населения, низкий уровень жизни, неэффективное администрирование и коррупция на сегодняшний день остаются препятствиями для ведения долгосрочного бизнеса с африканскими партнерами.
Если говорить о Беларуси, то мы уделяем серьезное внимание налаживанию прочных экономических связей со странами Африканского континента. Белорусские дипмиссии стратегически расположены в наиболее экономически сильных странах континента (Кения, Египет, Нигерия, ЮАР) и действуют по совместительству в общей сложности в 17 странах Африки. Это распространенная в мире практика, позволяющая привлекать большее количество иностранных партнеров и налаживать торгово-экономические связи.
Так, Посольство Республики Беларусь в Южно-Африканской Республике, помимо своей работы в стране пребывания, отвечает также за сотрудничество с Анголой, Мозамбиком, Зимбабве и Намибией. В перспективе к названным мной странам могут быть присоединены Ботсвана, Демократическая Республика Конго, Замбия.
— На какой отметке сегодня находится объем товарооборота Беларуси cо странами, входящими в зону ответственности Посольства? Как решаются вопросы диверсификации белорусских поставок и увеличения объемов экспорта востребованной продукции?
— По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2017 г. объем взаимной торговли составил $ 111,6 млн, по итогам девяти месяцев 2018 г. — $ 43,2 млн. Стоит отметить, что большую часть товарооборота образует белорусский экспорт, в то время как на долю африканского импорта приходится менее 10 % от общего объема взаимной торговли.
Основной позицией в белорусских товарных поставках в Южную Африку являются калийные удобрения. На них приходится более трети отечественного экспорта. В 2018 г. объем поставок калийных удобрений увеличился более чем в два раза. Вместе с тем структура нашего экспорта становится более разнообразной. Достигается это в основном за счет техники, металлопродукции и ряда потребительских бытовых товаров.
Беларусь могла бы успешно поставлять в Южную Африку продукты питания, но ряд требований местного законодательства и не всегда гибкая экспортная политика белорусских производителей не позволяют осуществить экспансию белорусской молочной, кондитерской продукции и хлебобулочных изделий в местные торговые сети. Поэтому пока приходится довольствоваться лишь разовыми поставками товаров. Хотя уже сегодня ряд стран Африканского континента не в состоянии обеспечить продуктами питания свое население, а в будущем эта ситуация в связи с ростом числа жителей может только усугубиться. Так, согласно среднему сценарию ООН, к 2030 г. население Африки увеличится с нынешних 1,3 млрд человек до 1,7 млрд, к 2050 г. — до 2,5 млрд, а к 2100 г. — до 4 млрд. В период между 2018 и 2050 гг. на долю Африки придется 58 % мирового прироста населения, а к 2100 г. — более 89 %. Не исключено, что к концу XXI века реальные цифры могут отличаться от ныне прогнозируемых, однако эксперты подчеркивают, что на ближайшую перспективу прогнозы являются достаточно точными.
Напомню, что поиск рынков сбыта и увеличение белорусского экспорта в странах аккредитации является основной задачей посольства. Принимая во внимание тот факт, что большинство стран региона Южной Африки являются малоосвоенными для нас, поставка любой отечественной продукции может рассматриваться как диверсификация белорусского экспорта по географическому признаку. При этом, учитывая значительную удаленность этих стран от Беларуси, уровень их экономического развития, низкую платежеспособность, а также сложившуюся на рынках конъюнктуру, номенклатура белорусского экспорта в Южную Африку объективно будет носить ограниченный характер.
— Как Вы оцениваете возможность поставки в страны Южной Африки продукции белорусских промышленных гигантов?
— Наши успехи в сфере развития сельского хозяйства и промышленности вызывают интерес в ряде африканских стран. Сегодня наиболее перспективны поставки в регион белорусской сельскохозяйственной, дорожно-строительной и карьерной техники. В частности, постепенное восстановление горнодобывающей отрасли в ЮАР после двухлетнего кризиса, вызванного обвалом мировых цен на большинство добываемых в стране природных ресурсов, а также высокая эффективность деятельности компании BELAZ Africa дают надежду на увеличение экспорта белорусской карьерной техники в ближайшие год-два.
В скором времени ожидается возобновление поставок в ЮАР и продукции ОАО «Белшина», прерванных годом ранее в связи с приостановкой деятельности компании BelTyre Africa. Объем востребованных южноафриканским рынком поставок шин оценивается не менее чем в $ 1,5 млн.
Рассматриваются варианты поставки в регион белорусских транспортных средств. В связи с тем, что в большинстве государств Южной Африки принято левостороннее движение, нам необходимо производить технику с правым рулем. Приятно отметить, что с этой задачей благополучно справилось ОАО «МАЗ». В прошлом году представительством завода завершена сертификация в ЮАР трех образцов праворульной техники (двух самосвалов и одного седельного тягача) и подписан контракт на поставку 33 машин южноафриканской компании.
Безусловно, обеспечить активное продвижение отечественной продукции поможет расширение присутствия в регионе субъектов ТПС, а также создание совместных сборочных производств. Сегодня в ЮАР действуют уже упомянутые мной компания BELAZ Africa (дилер и сервисный центр ОАО «БелАЗ») и компания BelTyre Africa (торговый дом ОАО «Белшина»), а также представительства ОАО «МТЗ, ОАО «МАЗ» и офис компании IBA Group.
Добавлю, что, благодаря поставкам техники, в перспективе номенклатура белорусского экспорта может расшириться за счет продажи запчастей к ним, комплектующего и сопутствующего оборудования, включая навесные агрегаты.
— Вы сказали, что создание сборочных производств может способствовать продвижению белорусской продукции в Южную Африку. Что мешает этим проектам воплотиться в жизнь?
— В вопросе создания сборочных производств белорусской техники главным сдерживающим фактором является очень осторожный подход самих белорусских предприятий как к взаимодействию со своими зарубежными структурами, так и к работе на рынке региона Южной Африки в целом.
Например, главной проблемой в переговорах с ОАО «МТЗ» и ОАО «МАЗ» о создании совместных сборочных предприятий в Анголе остается неготовность белорусских промышленных гигантов к соинвестированию в эти проекты. Для ангольской стороны такой подход неприемлем, потому что он не гарантирует готовность белорусских партнеров к долгосрочному присутствию в Анголе и их заинтересованность в эффективном функционировании сборочных предприятий, в том числе и управлении ими. Не стоит забывать и о том, что прямые иностранные инвестиции из Беларуси имеют важное политическое значение.
Сегодня разрабатывается проект создания сборочного производства белорусских тракторов в ЮАР, проявляет заинтересованность в аналогичных проектах и Мозамбик.
Есть уже и успешный пример промышленной кооперации. Так, в Замбии функционирует сборочное предприятие белорусских тракторов, полностью созданное при поддержке местного государственного финансирования.
— Какие существуют механизмы финансовой поддержки белорусского экспорта в Африку?
— На сегодняшний день в Беларуси в целом сформирована система поддержки экспортеров, отвечающая международной практике, в которой задействованы такие организации, как ОАО «Промагролизинг», БРУПЭИС «Белэксимгарант», РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», Белорусская торгово-промышленная палата, ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» экспортный кредит может выдать любой коммерческий банк и, соответственно, получить от государства компенсацию потерь при условии страхования кредита в БРУПЭИС «Белэксимгарант».
В 2017 г. между ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и Африканским экспортно-импортным банком («Афрэксимбанк») подписано соглашение об открытии кредитной линии на $ 150 млн для приобретения белорусской техники африканскими партнерами. При использовании механизма экспортного кредитования Банка развития сейчас реализуются контракты на поставку нашей сельскохозяйственной техники в Анголу и ЮАР.
— Юг Африки интересен для нашей страны не только как рынок сбыта, но и как источник необходимых ресурсов и товаров. Какую продукцию Беларусь могла бы импортировать из региона?
— При оценке экспортных возможностей государств Юга Африки следует учитывать, что правительства этих стран стараются проводить политику в области внешнеэкономической деятельности, направленную на наращивание собственного промышленного, технологического и квалификационного потенциала, создание рабочих мест, вовлечение чернокожего населения в квалифицированные трудовые ресурсы.
Например, ЮАР является высокоразвитой и достаточно сильной экономикой, научные и технологические основы развития которой были сформированы на базе собственных природных и интеллектуальных ресурсов в период международной изоляции в связи с проводимой политикой апартеида. Сегодня ВВП ЮАР составляет почти четверть ВВП всех стран Африки. Страна является основным производителем платины и металлов платиновой группы (около 75 % мирового производства).
Для Беларуси в настоящее время государства региона являются в основном поставщиками сезонной сельскохозяйственной продукции: свежих и сушеных фруктов, орехов, табака и др. Хотя есть значительный потенциал в сотрудничестве в сфере разведки и добычи полезных ископаемых, которыми богат Африканский континент, с последующей коммерциализацией полученных результатов.
— На какие особенности ведения бизнеса с африканскими деловыми партнерами Вы бы обратили внимание белорусских предпринимателей?
— В Африке экономический результат переговоров тесно связан с результатом политическим. Решение более или менее значимых вопросов, затрагивающих экономические интересы, требует непосредственного общения с руководством этих стран. Причем контакты желательно постоянно подкреплять визитами на высшем уровне, обменом посланиями, проведением форумов, и обязательно — с выездом в Африку. Участники таких мероприятий могут непосредственно пообщаться с потенциальными партнерами, установить новые контакты, закрепить имеющиеся и найти новые области сотрудничества. Это является существенным вкладом в создание инфраструктуры торгово-экономических отношений с данным континентом.
6-7 июня 2017 г. прошел первый Белорусско-Африканский форум. В нем приняли участие около 70 участников из стран Африки, включая руководителей министерств и государственных агентств, представителей деловых кругов и бизнес-ассоциаций, руководство Африканского экспортно-импортного банка. В марте 2018 г. в г. Претория (ЮАР) проведено четвертое заседание Белорусско-Южноафриканского комитета по торгово-экономическому сотрудничеству. На встрече основное внимание было уделено вопросам развития взаимной торговли и реализации совместных экономических проектов. В рамках заседания состоялся бизнес-семинар с участием белорусских и южноафриканских деловых кругов, в котором приняло участие более 30 компаний с обеих сторон.
Хочу еще раз подчеркнуть, что в деле налаживания и поддержания зарубежных контактов важным является государственное участие, так как на современном этапе развития международных экономических отношений именно государство создает условия, которые повышают конкурентоспособность национальной экономики на международном рынке. Например, Китай принял именно такую тактику в деле продвижения своих компаний в Африку. Так, Пекин предоставляет руководству африканских стран льготные и практически безадресные кредиты, не устанавливая жестких условий по их использованию. Особую активность на африканском направлении КНР демонстрирует в последнее десятилетие, с 2000 г. раз в три года проводится Форум сотрудничества «Китай – Африка».
— Существует мнение, что большинству жителей африканских стран свойственна медлительность в деловых отношениях…
— Это действительно так. Переговоры с африканскими партнерами могут длиться долго, а принятие окончательного решения может откладываться.
Характерной особенностью африканской деловой культуры является и непунктуальность в соблюдении сроков принятия решения об участии в тех или иных мероприятиях, о выезде на переговоры и конференции. Часто ответ дается в последний момент, неоднократно вносятся изменения в ранее принятые решения. Также стоит учитывать, что с середины декабря до середины января вся деловая жизнь в большинстве африканских стран замирает.
Вместе с тем, например, в ЮАР ввиду высокого уровня развития банковского сектора и систем коммуникаций после достижения окончательной договоренности деловые вопросы решаются быстро.
Хочу обратить внимание и на то, что в связи с увеличением в Африке количества хозяйствующих субъектов, контролируемых чернокожими гражданами, в деловых коммуникациях появились особенности, характерные для этих групп населения. Это чаще всего проявляется в приветствиях и рукопожатиях при встрече, а также при проведении коллективных мероприятий — деловых форумов, семинаров и т. п. Но языкового барьера при этом не возникает: большинство африканцев хорошо владеют английским языком, поэтому нет необходимости перевода на местные языки.
Стоит, пожалуй, упомянуть о том, что в ЮАР принято делить людей на чернокожих и белых, и это не является признаком расизма. Коренные африканцы даже подчеркивают свою принадлежность к этой расе ввиду того, что государство поддерживает развитие «чернокожего» бизнеса.