Республика Беларусь ведет переговоры по присоединению к ВТО уже около 30 лет, начиная с 1993 года, когда была подана заявка на присоединение Беларуси к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).
Переговоры по присоединению к ВТО ведутся по 3 направлениям:
приведение законодательства в соответствие с правилами ВТО;
доступ на рынок товаров и услуг;
государственная поддержка сельского хозяйства.
— Приведение законодательства в соответствие с правилами ВТО
Присоединение к ВТО требует от страны-кандидата серьезной работы по приведению законодательства в соответствие с правилами организации. Результаты этой работы оцениваются в ходе заседаний Рабочей группы ВТО.
Рабочая группа – это специально сформированный орган, в который входят все члены ВТО, заинтересованные в торговле и инвестиционном сотрудничестве с Беларусью. В состав Рабочей группы Беларуси входят 49 членов. В ходе заседаний Рабочей группы оцениваются достигнутые успехи в реформировании законодательства, задаются уточняющие вопросы в отношении регулирования торгового режима, вносятся предложения по принятию обязательств и по дальнейшему ходу переговоров. Именно по результатам таких заседаний принимается решение о переходе к очередному этапу переговоров.
Этапы переговоров предусмотрены процедурой ВТО по присоединениям и представляют собой определенную последовательность принятия переговорных документов: Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы.
В 2016 году Беларусь значительно активизировала работу по присоединению к ВТО. Был обеспечен переход от Сводного отчета к проекту Доклада Рабочей группы, и Беларусь вышла на финальную стадию переговоров о присоединении. В 2017 – 2019 годах состоялось пять заседаний Рабочей группы, последнее из которых проведено 11 июля 2019 года.
Доклад Рабочей группы – это комплексный документ, который содержит описание экономической политики Беларуси, влияющей на торговлю, а также весь ход переговоров в рамках заседаний Рабочей группы. Помимо этого, Доклад включает ряд обязательств по проведению экономической политики в соответствии с правом ВТО, которые Беларусь должна будет выполнять после присоединения.
Утверждение Доклада станет, по сути, финальной точкой в переговорах по присоединению Беларуси к ВТО.
— Доступ на рынок товаров и услуг
Беларусь ведет переговоры с членами ВТО в двустороннем формате. Для присоединения к ВТО Беларуси необходимо согласовать условия доступа на рынки товаров и услуг с каждым заинтересованным членом организации и подписать соответствующий протокол.
Несмотря на то, что ключевые вопросы решаются на очных встречах, большая часть двусторонних переговоров проходит в форме письменного обмена предложениями по условиям доступа на рынки. Основными видами переговорных документов являются тарифный оффер и предложение по доступу на рынок услуг.
Тарифный оффер – основной документ в переговорах по доступу на рынок товаров. В нем отражаются актуальные предложения по уровню связывания тарифов, импортные тарифные квоты на отдельные виды товаров и перечень предоставляемых первоначальных переговорных прав.
Предложение по уровню связывания тарифов представляет собой те ставки, которые Беларусь не сможет превысить по той или иной линии товарной номенклатуры после присоединения к ВТО.
Импортные квоты – это тот объем продукции, который можно будет ввозить в Беларусь по ставкам ниже связанных (в пределах обязательств в ЕАЭС).
После создания ЕАЭС полномочия по установлению тарифных ставок находятся у ЕЭК. В связи с этим в переговорах по уровню связывания тарифов Беларусь, с одной стороны, практически не обладает переговорным резервом для удовлетворения запросов членов ВТО, а с другой стороны имеет весомый аргумент для сохранения текущего уровня тарифной защиты.
Первоначальные переговорные права представляют собой обязательства Беларуси при пересмотре уровня тарифов по той или иной группе товаров в первую очередь учитывать интересы тех стран, которым такие права предоставлены по соответствующей группе товаров.
Предложение по доступу на рынок услуг представляет собой перечень условий доступа иностранных компаний и физических лиц в различные сектора услуг Беларуси по четырем видам поставки: перемещению услуги через границу, потреблению услуги за границей, коммерческому присутствию поставщика услуг в Беларуси и перемещению физических лиц через границу для оказания услуг.
В предложении прописываются ограничения по доступу на рынок и национальному режиму, либо их отсутствие.
После подписания всех протоколов готовится консолидированный документ, в котором указывается сводный перечень всех условий по доступу на рынки. Такой перечень формируется по принципу наибольшего благоприятствования – по каждой тарифной линии либо услуге берется наиболее либеральное предложение из всех подписанных протоколов.
К настоящему времени завершены двусторонние переговоры по доступу на рынки с 22 членами ВТО. Последние протоколы подписаны с Швейцарией и Австралией. Необходимо завершить двусторонние переговоры еще с семью членами ВТО.
— Государственная поддержка сельского хозяйства
Для присоединения к ВТО Беларусь также должна зафиксировать разрешенный объем государственной поддержки сельского хозяйства. Однако согласовывать необходимо не весь объем возможной поддержки, а лишь ту сумму, которая может быть использована в рамках мер так называемой желтой корзины.
Меры государственной поддержки сельского хозяйства по правилам ВТО разделяются на три корзины: зеленую, желтую и красную.
Меры зеленой корзины полностью разрешены и включают в себя обширный перечень инструментов политики (строительство инфраструктуры, научные разработки, услуги по маркетингу и продвижению товаров, борьба с болезнями животных и растений и другие).
В желтую корзину входят меры, оказывающие влияние на торговлю, но не относящиеся к запрещенным инструментам (льготное кредитование, выплаты на закупку сырья и удобрений, ценовая поддержка и другие). Именно максимально допустимый объем такой поддержки и согласовывается при присоединении к ВТО.
Меры красной корзины, куда входит субсидирование экспорта и программы импортозамещения, полностью запрещены, поскольку оказывают прямое влияние на свободную торговлю.
Переговоры по государственной поддержке сельского хозяйства проводятся в формате специальных заседаний и неформальных консультаций.
В 2017 – 2020 годах состоялось 3 специальных заседания по государственной поддержке сельского хозяйства и несколько раундов неформальных консультаций.