Необходимые условия:
— Техническая возможность повышения ставки пошлины
Импортным таможенным тарифом, применяемым в настоящее время Республикой Беларусь, является Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). То есть изменение ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь, возможно только путем изменения ставок ЕТТ ЕАЭС.
В соответствии с Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонне торговой системы от 19.05.2011 ставки ЕТТ ЕАЭС не могут превышать обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией.
Справочно: При вступлении в ВТО Россия обязалась не повышать ставки ввозных таможенных пошлин выше определенных в ходе переговоров размеров.
С тарифными обязательствами России можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России.
При анализе таблиц необходимо учитывать, что указанные в них коды товаров по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (международная основа ТН ВЭД, далее — ГС) могут отличаться от присутствующих в настоящее время в ЕТТ ЕАЭС. Редакции ГС меняются каждые 5 лет, и ЕТТ ЕАЭС построен на последующей версии ГС в сравнении с обязательствами. Таким образом, если коды не совпадают, следует определить, к какому коду ранее относились выбранные товары. Кроме того, в ЕТТ ЕАЭС широко применена практика дифференциации кодов на 10-м (последнем знаке). В такой ситуации, если первые девять знаков кода совпадают, последний знак в обязательствах – «0», а в ЕТТ ЕАЭС – иные, обязательство относится ко всем товарам, совпадающим на уровне 9-ти знаков.
Таким образом, при разработке предложения о повышении ставки ввозной таможенной пошлины следует, прежде всего, проверить наличие такой возможности, сверившись с обязательствами России.
— Экономическая целесообразность предложения
Повышая ставку ввозной таможенной пошлины необходимо четко представлять экономический смысл такого действия.
Пример 1: Предприятие Республики Беларусь производит специальное оборудование. Подобное оборудование в иных странах Союза не производится. В мире существует еще 3 завода, производящих аналогичное оборудование, причем ситуация на внутреннем рынке Союза складывается таким образом, что при крайне близких характеристиках отечественное и иностранное оборудование отличается по цене на 2-3%. В настоящее время в ЕТТ ЕАЭС установлена ставка ввозной таможенной пошлины на рассматриваемое оборудование в размере 0%. В соответствии с обязательствами России она может быть повышена до 7%. Белорусский производитель в состоянии удовлетворить потребность всех потребителей Союза.
Пояснение: Это, пожалуй, классическая ситуация, в которой целесообразно принимать решение о повышении ставки ввозной таможенной пошлины. Очевидно и добавление конкурентных преимуществ отечественному производителю, и сохранение интересов потребителей.
Пример 2: Белорусское предприятие производит товар, прямым конкурентом которого является аналогичный, производимый в Юго-Восточной Азии. При этом отечественный аналог в 2,5 раза дороже импортного. Объем производства товара в Беларуси не закрывает даже потребности белорусских потребителей. Действующая ставка ввозной таможенной пошлины – 0%, конечные обязательства России – 5%.
Пояснение: По сути, ситуация обратная. Введение 5% таможенной пошлины практически не повлияет на условия конкуренции из-за значительного ценового разрыва. Более того, объемы производства товара столь незначительны, что введение пошлины приведет лишь к удорожанию импортной продукции для конечных потребителей Союза.