Размер шрифта:

Комментарий Уполномоченного по делам религий и национальностей к разделу доклада госдепартамента США за 2006 год о свободе вероисповедания в Республике Беларусь

Белорусская сторона внимательно ознакомилась с разделом по Беларуси доклада государственного департамента США «О свободе вероисповедания в странах мира в 2006 году».

В отличие от предыдущих докладов в 2006 году его авторы признали улучшение в данной сфере, включая отношение к Римско-католической церкви. В документе также отмечается «наличие дружелюбных отношений между религиозными общинами в Беларуси и широко распространенную в обществе этику толерантности», которые по сути являются ключевыми показателями религиозной свободы в любом государстве. Этот вывод наглядно демонстрирует правильность и эффективность политики Республики Беларусь в сфере государственно-конфессиональных отношений. Мирное сосуществование различных конфессий, стремление к развитию межрелигиозного диалога в Беларуси были отмечены и председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линденом в ходе его визита в нашу страну в январе 2007 года.

Частично были приняты во внимание и отражены в докладе разъяснения белорусской стороны и в отношении действующего законодательства Республики Беларусь в области религиозных свобод.

Вместе с тем, несмотря на отдельные положительные моменты, в целом документ носит преимущественно тенденциозный и противоречивый характер. Приводятся устаревшие или малозначимые факты для характеристики религиозной жизни в республике, при этом умалчиваются позитивные тенденции в области свободы вероисповедания в Беларуси. Отдельные положения перенесены из предыдущих докладов и уже неоднократно комментировались белорусской стороной.

Использование госдепартаментом официальных данных государственных органов Беларуси продолжает носить избирательный характер, что не способствует объективному анализу ситуации со свободой вероисповедания в стране.

Беларусь последовательно демонстрирует открытость и готовность к обсуждению религиозной тематики с США. В течение 2006 года в посольство США в Минске направлялись подробные ответы на запросы американской стороны, организовывались встречи сотрудников посольства с представителями заинтересованных органов государственного управления Беларуси в целях объективного отражения ситуации со свободой вероисповедания. С учетом проделанной работы в области информационного обмена, содержащееся в документе утверждение о якобы «нежелании» белорусских властей обсуждать религиозную тематику с представителями правительства США вызывает недоумение.

В докладе по-прежнему превалирует критическая трактовка действующего в Беларуси законодательства в области религиозной свободы. При этом необоснованная критика Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» не аргументируется ссылками на конкретные статьи соответствующих международно-правовых актов.

В отношении практики регистрации религиозных общин, которая трактуется в документе как «ограничивающая религиозную свободу», следует подчеркнуть, что деятельность религиозных организаций в Республике Беларусь осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством. Американской стороне была представлена вся необходимая информация, которая объективно отражает благоприятные условия для деятельности в стране религиозных организаций. Направлены положительные отзывы ряда религиозных организаций о действиях властей в ходе перерегистрации в 2002-2004 годах, в том числе Союза христиан веры евангельской, объединяющего более половины всех протестантских организаций в Беларуси, и греко-католической церкви. Однако данные факты, подтверждающие положительные оценки конфессиональной политики государства со стороны религиозных организаций, в документе учтены не были.

Примером избирательного подхода к фактам, без учета требований белорусского законодательства, является изложение вопросов, касающихся перерегистрации «Беларускай Эвангельскай Царквы», ликвидации находившейся в многоквартирном жилом доме религиозной общины «Церковь евангельских христиан баптистов «Завет Христа». Что касается действий незарегистрированной религиозной организации Шайва-Шактов «Свет Калайсы», то она не обращалась в соответствующие компетентные органы с целью ее регистрации. Никто из членов организации не заявлял о лишении их работы из-за религиозных убеждений.

Не соответствует действительности и утверждение авторов доклада о том, что для получения разрешения на государственную регистрацию православных общин, не относящихся к Московскому Патриархату, необходимо одобрение местного епископа Патриархата. Подобное требование противоречило бы существующему законодательству Беларуси, в частности ст. 17 «Закона о свободе совести и религиозных организациях».

Некорректными являются утверждения госдепартамента о якобы привилегированном положении в стране Белорусской православной церкви (БПЦ) и связанная с этим негативная оценка Соглашения о сотрудничестве государства и БПЦ. При этом авторами доклада не принимаются во внимание многовековые традиции религиозной жизни в нашей стране. В адрес официальных властей Беларуси не поступало обращений, содержащих негативные оценки данного Соглашения со стороны верующих и религиозных организаций. Белорусская православная церковь ведет активный межконфессиональный диалог, что было подтверждено официальным представителем Римско-католической церкви епископом А. Демьянко в ходе открытого диалога с председателем ПАСЕ.

Построение взаимоотношений государства и церкви в Республике Беларусь соответствует европейской практике. В ряде европейских государств заключены специальные соглашения (конкордаты) между государством и Римско-католической церковью (Италия, Польша и др.), которые закрепляют особое отношение к католической церкви, однако эти примеры не оцениваются авторами доклада в негативном ключе.

Не лишним будет напомнить американским экспертам, что согласно проведенным в 2006 году социологическим исследованиям 95 процентов опрошенных независимо от собственной конфессиональной принадлежности положительно относятся к православной церкви. Этот показатель подтверждает высокий авторитет православия в белорусском обществе, доверие к нему населения. Социологическое исследование подтвердило также высокий уровень религиозной толерантности населения Беларуси: абсолютное большинство опрошенных (78,6 процента) не испытывают неприязнь к представителям других религиозных движений. Несмотря на данные факты, составители доклада упорно не замечают тенденции укрепления позиций исторически традиционных конфессий в Беларуси.

Таким образом, выводы, содержащиеся в докладе, не имеют достаточной аргументации и не подтверждаются реалиями конфессиональной жизни в республике.

Напротив, 2006 год был отмечен конструктивным и заинтересованным диалогом органов власти с религиозными объединениями. Усилиями республиканских и местных органов власти им оказывалась всесторонняя помощь в решении проблемных вопросов, в том числе связанных с порядком использования помещений для религиозных целей.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь по заявлению «Церкви Новая Жизнь» в октябре 2006 года опротестовал решение Минского горисполкома о прекращении права пользования общиной земельным участком, его изъятии и принудительном выкупе объекта недвижимости. В настоящее время вопрос о направлении дела на повторное разбирательство находится в ведении Президиума Высшего Хозяйственного Суда.

В Беларуси постоянно решаются вопросы возврата религиозным организациям бывших культовых зданий. Распоряжением Президента Республики Беларусь в мае 2006 года в г. Минске католической церкви было безвозмездно передано из республиканской собственности здание костела Святой Троицы и находящееся в нем имущество.

Американской стороне хорошо известно, что существующая в Беларуси процедура оформления виз священнослужителям не вызывает нареканий со стороны религиозных организаций. Приводимые в докладе отдельные случаи отказа в продлении виз не имеют никакого отношения к ограничению религиозной деятельности, а обусловлены исключительно нарушениями иностранными гражданами норм и законов пребывания в Республике Беларусь.

Тема привлечения к административной ответственности священнослужителей неоднократно комментировались белорусской стороной. Отмечаем отсутствие оснований для рассмотрения этих фактов как свидетельствующих о притеснении священнослужителей. Власти вынуждены прибегать к таким мерам исключительно в случаях нарушения ими белорусского законодательства.

Некоторые из упомянутых в докладе граждан, к которым были применены меры административного воздействия, не имеют никакого отношения к религиозной деятельности. Это в полной мере относится к оперативно-розыскным мероприятиям органов внутренних дел в отношении лиц азербайджанской национальности по подозрению в совершении двух взрывов в г. Витебске. Тем более, что в указанном областном центре мусульманские религиозные общины не зарегистрированы.

Не выдерживают серьезной критики заявления авторов о якобы существующих фактах проявления антисемитизма в Беларуси. Признавая, что «за отчетный период антисемитизм официально не поддерживался на государственном уровне», в докладе в то же время приводится ряд случаев, которые расцениваются американской стороной как «отдельные его проявления». При этом зачастую приводятся недостоверные или неполные сведения, делаются ссылки на несуществующие печатные издания (в частности, «Могилевский Журнал», на который ссылаются авторы доклада, не издается в г. Могилеве).

По отдельным упомянутым в докладе фактам приняты оперативные меры. В частности, прокуратура Могилевской области провела проверку и отозвала предупреждение районной прокуратуры воспитателю дошкольного учреждения Изаксон-Болотовской Л.Я. за пропаганду иудаизма в детском саду. Таким образом были устранены препятствия для использования символики, атрибутики и литературы, позволяющей приобщать детей к традициям еврейской истории и культуры.

По факту осквернения мемориала «Яма», установленного в память жертв еврейского гетто в г. Минске, правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело, однако производство по нему было приостановлено в октябре 2005 года ввиду неустановления виновного лица.

Следует отметить, что за последнее время еврейской общиной при активном содействии местных властей в Беларуси было открыто 11 памятных знаков на местах уничтожения жертв Холокоста. В 2007 году планируется создание еще 20 таких памятников.

Не соответствуют действительности и приведенные в докладе сведения о якобы имевших место акциях неонацистов (скинхэдов) в Беларуси, в частности в г. Гродно. По информации правоохранительных органов, деятельность группировок скинхэдов на территории г. Гродно и Гродненской области не зафиксирована.

Анализ доклада госдепартамента в целом показывает, что большинство из приведенных в нем «фактов» не находит реального подтверждения, а их субъективная интерпретация американской стороной не может служить основанием для негативных оценок ситуации со свободой совести и вероисповедания в Беларуси. Такие оценки не могут быть применимы к стране, в которой отсутствуют конфликты или серьезные противоречия на этноконфессиональной почве. Лучшим подтверждением этому служит мирное соседство 143 национальностей, проживающих в Беларуси.

Тенденциозность оценок религиозной жизни в нашей стране, непринятие невыгодной для авторов доклада информации, свидетельствует об игнорировании исторических традиций белорусского народа наряду со стремлением навязать свое видение религиозной свободы.

Беларусь выражает надежду, что в случае составления подобных докладов в будущем госдепартамент США будет воздерживаться от необоснованных оценок и выводов, в большей степени полагаться на официальную информацию, учитывать очевидные положительные тенденции в сфере свободы совести, включая стремление государства к конструктивному сотрудничеству с религиозными организациями в Беларуси.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by