Размер шрифта:

ВЫСТУПЛЕНИЕ Его Превосходительства Сергея Мартынова Министра иностранных дел Республики Беларусь на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 28 сентября 2007 года)

Посмотреть в программе Real Player

 

(Просьба сверять с устным текстом)

Мы все, сидящие в этом зале, были свидетелями того, как почти два десятилетия назад рухнула казавшаяся непоколебимой международная система, основанная на противостоянии двух полюсов. Рухнула в одночасье.

Пришедшая на смену система, основанная на противостоянии одного мощнейшего полюса остальному миру, на наших глазах уже дает трещины и создает напряжения, неминуемо ведущие и к ее коллапсу.

Простая логика, не претендующая на формулирование всемирных законов, убеждает: системы, основанные на противостоянии, недолговечны. Они обречены.

Но это не конец истории. Это процесс истории. Рубеж 20-го и 21-го веков становится периодом ухода в прошлое систем, основанных на противостоянии, на конфронтации. Песок времени неумолимо вытекает из них.

На смену должны прийти новые системы — международные системы, основанные на взаимодействии.

Сказанное — не экскурс в абстракцию. Сегодняшними действиями международное сообщество, пусть и расколотое пока старой парадигмой противостояния Севера и Юга и навязываемыми мифами противостояния «развитых и развивающихся» государств, «противостояния цивилизаций», должно строить практическое взаимодействие, которое ляжет в основу новых систем миропорядка. Там, где мы сможем наладить взаимодействие — мы справимся с самыми сложными проблемами.

Возьмем тему терроризма. Применением одних силовых методов — самых мощных и самых изощренных — с терроризмом не справиться. Скорее, такие меры приводят к новым виткам спирали террора. Мы все в этом болезненно убеждаемся.

Напротив, осознав истинное влияние нищеты, неравенства, социальной незащищенности, неграмотности на формирование экстремистских и террористических течений, взявшись совместными усилиями за комплексный подход к борьбе с терроризмом, мы взялись за размывание самой основы терроризма. Решающую роль в этом, на наш взгляд, сыграла ООН.

ООН должна подтвердить и свою лидирующую роль в борьбе с таким нарастающим злом как торговля людьми — наладить взаимодействие стран происхождения и стран потребления современных рабов. Сделав осенью 2006 года первые шаги по координации усилий мирового сообщества в этом направлении, Генеральная Ассамблея должна предложить своим межправительственным и неправительственным партнерам конкретное видение глобального партнерства в этой борьбе. Беларусь предлагает, чтобы оптимальной формой такого партнерства стал план действий или стратегия ООН по борьбе с торговлей людьми и иными современными формами рабства. Давайте определим оптимальный формат нашего взаимодействия на тематических дебатах Генеральной Ассамблеи. Давайте сделаем это не откладывая, в ходе нынешней сессии Ассамблеи.

Мы убеждены, что нашей общей Организации — Организации Объединенных Наций пора начинать искать подходы, естественно, основанные на взаимодействии, и к острейшей по сути проблеме человечества — проблеме энергии. Противостояние поставщиков и потребителей энергоресурсов, гонка цен на эти ресурсы проблемы энергии ведь не решают. Да и само это противостояние — явление поверхностное. В конце концов, на деле мы все -потребители энергии. И здесь, в главном интересы у всех нас общие.

Как в условиях быстрого роста мировой экономики и диктуемого им ажиотажного спроса на энергоносители решить проблему? Ясно, что будущее — в использовании альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Значит, уже сегодня Организация Объединенных Наций должна выработать практические меры по передаче и распространению технологий альтернативных и возобновляемых источников энергии в глобальных масштабах. В этом — важнейшее условие достижения Целей развития тысячелетия. Такие практические меры должны включать и методы решения очевидной проблемы концентрации этих технологий в руках достаточно узкого круга государств. Иначе завтра технологии будут таким же объектом гонки запредельных цен, как сегодня традиционные энергоресурсы.

Если еще несколько десятилетий назад мировое сообщество, благодаря просветленному разуму исследователей, смогло принять решение о принадлежности всему человечеству будущей технологии управляемого ядерного синтеза как вечного источника энергии, почему сегодня ООН не может подойти к такому же решению о технологиях альтернативных и возобновляемых источников энергии?

Наверное, было бы правильно провести на следующей сессии Генеральной Ассамблеи неформальные слушания по теме технологий альтернативных и возобновляемых источников энергии как общечеловеческого достояния,

Набирает остроту проблема глобального изменения климата — главная тема нынешней общеполитической дискуссии. Киотский протокол важнейший на сегодняшний день международный инструмент воздействия на эту проблему.

Стремясь к полномасштабному участию в Киотском протоколе, Беларусь стала первой и единственной пока страной, инициировавшей принятие в 2006 году поправки в приложение В к нему. Учитывая усугубляющуюся проблему изменения климата, и в порядке взаимодействия с пожеланиями наших партнеров, мы приняли на себя самое высокое среди стран региона СНГ обязательство по сокращению выбросов парниковых газов. Так давайте же совместными усилиями стран-членов Киотского протокола обеспечим скорейшую ратификацию поправки, ее вступление в силу и создание, таким образом, важнейшего прецедента для расширения круга участников Киотского протокола.

Обостренное восприятие Беларусью проблем сохранения климата и охраны окружающей среды не случайно. Как и соседние Российская Федерация и Украина, уже два десятилетия Беларусь вынуждена бороться с последствиями самой страшной техногенной катастрофы 20-го века — аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Ценой огромных усилий и затрат наиболее острые вопросы оказания неотложной помощи населению сегодня сняты.

На ближайшие годы перед нами стоит не менее трудная задача -восстановить экономический потенциал пострадавших районов, создать условия для безопасного проживания там людей, производства экологически чистой продукции. Как и прежде, основное бремя будем нести мы сами. Однако мы выражаем надежду на то, что предложение о провозглашении ООН «Десятилетия возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», одобренное минской Международной конференцией 2006 года по Чернобылю, будет поддержано, и новая резолюция Генеральной Ассамблеи официально объявит начало Десятилетия Чернобыля — обеспечив взаимодействие и солидарность международного сообщества.

Ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нас многому научила. Мы получили уникальный опыт, собрали и систематизировали большой объем научных данных в области воздействия ядерной радиации. Мы готовы ими поделиться и принять активное участие в работе Научного комитета ООН по действию атомной радиации.

Беларусь готова предоставить для работы в НКДАР талантливых специалистов, ученых-практиков, чьи опыт и знания послужат интересам всего человечества. Обращаемся с просьбой к государствам-членам ООН положительно рассмотреть заявку Беларуси на вхождение в состав НКДАР на текущей сессии Генеральной Ассамблеи.

С этой трибуны немало сказано о проблемах Дохийского раунда переговоров по международной торговле. Есть и иной аспект этой темы — неприемлемая практика некоторых стран, использующих процесс вступления новых государств во Всемирную торговую организацию в качестве удобного рычага давления на страны-кандидаты, причем не только экономического -с целью получения принудительной и односторонней дополнительной выгоды от расширения ВТО, но и политического.

ООН должна сказать свое веское слово в пользу формирования при участии всех заинтересованных государств справедливых условий присоединения к ВТО, учитывающих торговые и финансовые потребности присоединяющихся стран, их объективные нужды в области развития.

Беларусь не приемлет применения в международных отношениях односторонних принудительных мер — инструмента политического и экономического давления на суверенные государства. Такие меры не просто противоречат принципам Устава ООН и международному праву — они сеют между странами отчужденность, недоверие, враждебность. Приходится сталкиваться с просто абсурдными фактами, когда под предлогом заботы о правах трудящихся принимаются экономические санкции, которые в итоге ведут к сокращению рабочих мест.

Применяя все активнее односторонние принудительные меры экономического давления, причем в экстерриториальном порядке, известный мировой центр силы фактически присваивает себе права Совета Безопасности ООН. Свидетелями этому мы все были и в ходе нынешней общеполитической дискуссии на Генеральной Ассамблее ООН.

Хотели бы обратить внимание Генеральной Ассамблеи на особый аспект злоупотребление Соединенными Штатами правами распорядителя мировой резервной валюты и намеренное создание ими препятствий для легальной экономической и коммерческой деятельности законных предприятий и банков неугодных Соединенным Штатам стран. Это тревожный для всего международного сообщества звонок.

Назначая по собственной воле государства угодными и неугодными, «плохими» и «хорошими», США создают климат подавления инакомыслия и многообразия в международных отношениях. Это не только линия на идеологизацию и политизацию международных отношений. Это линия на конфронтацию — со всеми и с каждым, кто осмеливается иметь собственное мнение и собственную позицию, кто отваживается вести самостоятельную внешнюю политику.

В этом зале большинство составляют государства Движения неприсоединения. Неприсоединения к конфронтации. Пять десятилетий назад создание Движения стало протестом против конфронтации и глобальным ответом на глобальный вызов конфронтации.

Сегодня в наших силах остановить конфронтацию и не принимать навязываемых ею решений. Завтрашний день — за позитивными идеями и действиями, за взаимодействием и сотрудничеством за мир, в общих интересах всего международного сообщества.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by