Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь А. Сычёва на международном семинаре «Сотрудничество ЕС и Беларуси в целях повышения безопасности в расширенном Европейском союзе» (Варшава, 24 ноября 2003 года)

Сессия I – Укрепление безопасности в расширенном ЕС

ВЗГЛЯД ИЗ БЕЛАРУСИ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В 21 ВЕКЕ

Вместе с окончанием «холодной войны» окончились гонка вооружений и долгосрочное двустороннее соперничество между Соединенными Штатами и Советским Союзом на международной арене. Значительно изменилась за последние годы и конфигурация европейского и евроатлантического военно-политического ландшафта, хотя сами эти изменения пока не привели к формированию единой системы безопасности на европейском континенте. Кардинально изменилась сама природа рисков и вызовов, приобретая все больше черты внерегиональных "очагов" и "эпидемий", которые стимулируются зачастую не государствами, а группами или объединениями террористического, религиозно-экстремистского характера и несут в себе реальную угрозу международному миру.

Все это размыло линию между миром и войной, а также привело к эволюции взглядов на безопасность от традиционных подходов, нацеленных преимущественно на военные аспекты к многогранному пониманию, которое включает в себя все измерения – политическое, военное, экономическое, экологическое, человеческое.

Эти изменения происходят на фоне усиливающихся интеграционных процессов на европейском континенте и меняющейся геометрии политико-военных объединений. Эти тенденции хорошо видны на примерах расширения НАТО, Европейского Союза, усилий ОБСЕ по укреплению архитектуры безопасности, возникновения новых военно-политических механизмов на территории бывшего СССР, в частности, связанных с образованием Организации Договора о коллективной безопасности в сентябре этого года.

В целом, современная европейская система безопасности основывается на трех главных «поставщиках» безопасности, которые образуют своего рода «институциональный треугольник» - ОБСЕ, НАТО, и Европейском Союзе.

ОБСЕ является наиболее всеобъемлющей организацией в области безопасности, так как охватывает все измерения современной архитектуры безопасности и предоставляет рамки для сотрудничества 55 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Беларусь придает важнейшее значение сотрудничеству с этой Организацией. Иногда можно стать свидетелем некоторых критических замечаний о том, что роль ОБСЕ в европейской безопасности снижается параллельно с процессами расширения НАТО и ЕС. Тем не менее, мы наблюдаем противоположный сценарий. В настоящее время ОБСЕ предпринимает решительные шаги по укреплению системы европейской безопасности посредством принятия ряда документов, направленных на противодействие новым угрозам, возникшим в конце 90-х годов ХХ века. Стоит упомянуть Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии (ЛСО), Хартия ОБСЕ по предотвращению и борьбе с терроризмом, Документ ОБСЕ о запасах боеприпасов для обычных вооружений, одобренный на прошлой недели на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, а также продолжающаяся работа над Стратегией ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в ХХI веке.

Беларусь входит в число активных сторонников инициатив в области легкого и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ для обычных вооружений. Международный семинар по вопросам управления запасами и утилизации ЛСО, состоявшийся в Минске в октябре этого года, может служить еще одним подтверждением нашего интереса в данной сфере. Беларусь считает, что эти проблемы должны принадлежать не отдельно взятому государству, а стоять перед Европой в целом. Мы намерены интенсифицировать наш диалог с ОБСЕ по данной проблематике и призываем другие государства сделать то же самое.

У Организации также есть уникальный опыт в области контроля над вооружениями и мер по укреплению доверия и безопасности (МДБ). Сохранение и развитие уникальных инструментов контроля над вооружениями и системы мер доверия в сфере безопасности, разработанных в ОБСЕ, - важнейший элемент дальнейшего функционирования этой Организации как неотъемлемого звена целостной системы обеспечения стабильности в Европе. Контроль над вооружениями — наше общее достояние, эффективный инструмент укрепления доверия и развития сотрудничества, проверки политических намерений государств-участников.

МДБ вместе с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) остаются краеугольными элементами всей системы европейской безопасности. Неоспоримое их преимущество и универсальность применения в том, что эти документы разрабатывались совместно со всеми государствами-участниками ОБСЕ при учете интересов их национальной безопасности. Более того, контроль над вооружениями — это пока незаменимый инструмент гармонизации интересов государств в сфере безопасности. Именно поэтому подобные военно-политические инструменты необходимо совершенствовать и дополнять.

Отдельные эксперты рассматривают контроль над вооружениями в качестве устаревшего инструмента, который не соответствует новым вызовам безопасности. На самом деле это не так. в новых условиях контроль над вооружениями продолжает являться объединительной тканью, самой основой европейской безопасности в её военном измерении. Тем не менее, как и любые инструменты, которыми долго пользовались, они во многом перестают соответствовать изменившимся реалиям.

Сейчас мы сталкиваемся с достаточно грустной картиной в сфере контроля над вооружениями. Конечно, ДОВСЕ сыграл важную роль в объединении Европы после окончания «холодной войны» и установлении подлинного доверия меду государствами. В существующем виде режим ДОВСЕ уже не в состоянии поддерживать стабильность и баланс интересов государств-участников в процессе продолжающихся военно-политических изменений в Европе, в частности потому, что не предусматривает присоединения к Договору новых членов. Пока адаптированный ДОВСЕ ратифицировали только Беларусь, Украина и Казахстан. Задержка его вступления в силу существенно ослабляет существующую основу европейской безопасности и ведет к созданию так называемых «серых зон» неопределенности в области контроля над вооружениями в регионе ОБСЕ.

Мы убеждены, что приверженность к ДОВСЕ будет способствовать поддержанию консолидированного режима контроля над вооружениями в Европе. Поэтому мы побуждаем всех государств-членов ДОВСЕ ратифицировать его как можно скорее и приветствуем последующее присоединение к Договору новых членов.

То же самое можно сказать и о Венском документе 1999 года. Анализ Венского документа показывает, что потенциальные элементы военных угроз (в основном качественные и доктринальные аспекты вооруженных сил, относящиеся к модернизации, использованию вооруженных сил и измененным формам военной деятельности) не охвачены мерами доверия и безопасности Венского документа 1999 года и оставляют поле для дальнейшего изучения и оценки. Для того, чтобы принять эти изменения к сведению, необходимо пересмотреть Венский документ. Беларусь совместно с Российской Федерацией внесли на рассмотрение Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности предложения по пересмотру Венского документа и возможности расширения иных согласованных МДБ за пределы региона ОБСЕ.

Говоря об общеевропейском измерении безопасности, не стоит забывать о контроле над вооружениями и МДБ на региональном и субрегиональном уровнях, которые могут быть более продвинутыми и совершенными, чем существующие европейские инструменты в этой области, обеспечивая дополнительную транспарентность, предсказуемость и доверие, тем самым улучшая отношения как между отдельными государствами, так и в регионе в целом. Х глава Венского документа 1999 года является хорошей основой для укрепления этого субрегионального инструментария. Беларусь, например, продвигает идею «добрососедства», основанную на двусторонних договоренностях о дополнительных МДБ в соответствии с Главой Х Венского документа. В 2001 году мы заключили двусторонние договоренности с Украиной и Литвой. В настоящее время мы ведем эффективный диалог с Польшей по данному вопросу. Надеюсь, что эта задача скоро будет выполнена.

Я думаю, что мне могут задать вопрос о том, почему уделяю столько внимания ОБСЕ. Здесь мне бы хотелось сослаться на выступление известного профессора Ротфельда, сделанное в хоте Ежегодной конференции по обзору безопасности, состоявшейся в Вене в июне 2003 года. Он отметил, что «ОБСЕ является евроатлантической организацией, стабилизирующей целый регион от Ванкувера до Владивостока». Я бы также хотел добавить, что она предоставляет уникальную возможность для диалога и взаимодействия, особенно для тех государств, которые в обозримом будущем не станут членами других объединений в области безопасности, таких как НАТО и ЕС.

Переходя от ОБСЕ к проблематике НАТО, хотел бы подчеркнуть следующее. Беларусь уделяет особое значение развитию взаимовыгодных, стабильных и прочных отношений с Организацией Североатлантического Договора. Мы признаем ту важную роль, которую сегодня играет НАТО в укреплении международной стабильности. Одним из основных направлений во внешней политике Беларуси является укрепление полномасштабного сотрудничества с НАТО и его отдельными членами. Независимо от некоторых различий, главные цели как НАТО, так и Беларуси совпадают. Их сущность – создание всеобъемлющей и неделимой безопасности в Европе.

Укрепление кооперативной безопасности в евроатлантическом регионе является весьма важным для Беларуси, расположенной на чувствительном перекрестке Европы. И наше государство проводит ответственную и последовательную политику в качестве вклада в достижение этой цели.

Беларусь придает особую важность участию в Совете евроатлантического партнерства (СЕАП) и реализации программы «Партнерство ради мира». Мы поддержали Пражские решения, которые направлены на усиление Партнерства и взяли на себя обязательства реагировать на новые угрозы и вызовы безопасности, используя одобренные новые механизмы, включая План действий Партнерства по противодействию терроризму. Принимая во внимание растущую угрозу международного терроризма, белорусские власти выработали новую политику по подключению республики в миротворческую деятельность под эгидой международных организаций. Начало реализация этой политики было положено принятием нового закона, позволяющего белорусским войскам участвовать в миротворческих операциях.

На Пражском саммите СЕАП Беларусь сделала несколько конкретных предложений, направленных на расширение практического сотрудничества с Альянсом. Таких как предоставление учебного полигона для гражданской обороны и спасательных команд, разработка регионального плана действий по расширению сотрудничества по вопросам пограничной безопасности, нелегальной миграции, транзита ядерных, химических и биологических веществ, контрабанды оружия, обеспечения безопасности атомных электростанций и стратегических трубопроводов. Все вышеперечисленное может свидетельствовать о том, что мы не собираемся быть просто потребителями безопасности, а готовы внести существенный вклад в укрепление европейской безопасности в рамках СЕАП, тем самым, став ее поставщиком.

Говоря о сотрудничестве c Европейским Союзом, пока мы фокусируемся на вопросах пограничной безопасности. Надежность границ имеет ключевое значение для формирования в Европе реального пространства свободы, безопасности и правосудия. Белорусская сторона рассматривает сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел в качестве одной из важнейших составляющих "соседства" и, в свою очередь, прилагает значительные усилия в целях борьбы с различными трансграничными угрозами.

Задача весьма осложняется прозрачностью наших восточных рубежей и возрастающей нагрузкой на нашу пограничную инфраструктуру в свете близкого расширения ЕС. Ежегодно непосредственно на границе мы перехватываем сотни нелегальных мигрантов, стремящихся выехать в страны Запада, еще больше задерживаются нашими правоохранительными органами внутри страны. Белорусские таможенные службы задерживают тонны контрабандного товара, включая наркотики, оружие и опасные вещества, переправляемые в государства ЕС. Таким образом, наша страна вносит свой вклад в глобальную борьбу с терроризмом. Однако я хотел бы оставить эти вопросы для более детальной и субстантивной дискуссии на рабочих сессиях, специально посвященных этим вопросам.

У Европейского Союза пока нет такого серьезного опыта в сфере безопасности, контроля над вооружениями и нераспространения, какой имеют ОБСЕ и НАТО. Тем не менее, мы высоко оцениваем недавние достижение Евросоюза в данной сфере, в частности Пакт Стабильности и Кодекс поведения ЕС в области экспорта вооружений.

Одновременно хотел бы выразить нашу заинтересованность в развитии дальнейшего диалога с Евросоюзом по всем аспектам безопасности, включая вопросы легкого и стрелкового оружия, нераспространение оружия массового уничтожения, экспортного контроля, а также усовершенствования существующих механизмов контроля над вооружениями.

Подводя итоги рассуждений о современной архитектуре безопасности, необходимо снова упомянуть принцип неделимости безопасности. Европейская безопасность не может быть разделена между несколькими организациями, которые бы предоставляли ее только для своих членов. Такое отношение может нанести ущерб всей системе безопасности, сделав ее уязвимой для рисков и угроз, которые сейчас столь многочисленны в Европе. Только через подлинное партнерство и сотрудничество между всеми объединениями в сфере безопасности мы можем построить всеобъемлющую систему безопасности, которая бы адекватным образом отвечала на риски и вызовы современной среды.

В 1950-х годах известный социолог и политолог Карл Дойч разработал концепцию «либерально-коммунальной идентичности» (liberal community identity) или «сообщества либеральной безопасности» (liberal security community). В соответствии с этой концепцией государства выбирают политику сотрудничества не из-за каких-либо рациональных вычислений угроз безопасности, издержек или выгод, а вследствие того, что они «отождествляют» себя с другими государствами в сообществе. Как и индивидуумы, государства развивают групповую идентичность и «чувство сообщества» посредством взаимодействия и контактов. Групповая идентичность позволяет членам группы вести себя по отношению друг к другу в качестве партнеров. Сотрудничество в сообществе должно быть основано на взаимных обязательствах, лояльности и доверии.

Беларусь воспринимает себя в качестве неотъемлемой части Европы. Мы не можем быть исключены из общеевропейских процессов. В области безопасности, нераспространения и контроля над вооружениями мы действуем вместе, разрабатывая общие принципы и нормы, стремясь к созданию подлинного сообщества либеральной безопасности европейских государств. Мы открыты для диалога и сотрудничества с Европой и рассчитываем на ответные взаимные шаги со стороны наших европейских партнеров.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by